III . 1. Ранний классицизм. Усадьба ивана ливенцева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . 1. Ранний классицизм. Усадьба ивана ливенцева



 

Следующий яркий этап развития Тульского зодчества  приходится на время распространения в мировой западноевропейской культуре стиля классицизм и влияние его на русскую архитектуру, на Тулу, в частности. На формирование архитектурного облика Тулы повлиял 1779 год -  время коренной перестройки  города по единому плану. До этого в основном все дома строились из дерева и были одноэтажными. Лишь крупные купцы и фабриканты могли позволить себе каменные усадьбы. В результате утверждения генерального плана, по-прежнему,  центром города оставался кремль. К нему со всех сторон лучами сходились улицы. Главной магистралью все также являлась Киевская улица (теперь проспект Ленина), начинавшаяся от ворот Одоевской башни. Застройка каменными домами должна была осуществляться фасадами по красной линии главных улиц,  а центр застраиваться только двухэтажными постройками. Но как это обычно бывает, в действительности оказалось не совсем так, как планировалось в указе. Постепенно были сняты запреты на строительство исключительно каменных жилых домов, не все застройщики строго придерживались двухэтажного фасада, да и со временем разрешили продолжать застраивать центр  деревянными постройками. Также не получалось провинциальному городу точно и своевременно соответствовать общеустановленным мировым стилям. Новые веяния проникали в губернию с заметным опозданием на несколько десятилетий. Произошло подобное отставание с распространением в Тульском зодчестве классицистического направления.

В Европе, в первую очередь во Франции,  вторая половина XVIII века была связана с деятельностью философов-просветителей, во главе с Вольтером, Дидро и Руссо, в 1751 году выдвинувших против аристократии и католической церкви критические манифесты. Страну в то время сотрясал кризис абсолютной монархии, происходило ослабление власти аристократии. Во французском обществе пропагандировались лозунги «Свободы, равенства и братства»,  утверждались идеалы человеческой доблести, героизма и гражданского долга. В культуре распространялись рационалистические идеи, отрицавшие вековые предрассудки. Происходило продвижение идеалов нового искусства, опиравшегося на разумное начало. В качестве образцов, французские зодчие обращались к истории Древнего Рима, особенно периода Республики. А также к культуре Эллинизма. Передовые идеи народных масс и французских просветителей привели к тому, что в 1789 году во Франции произошла революция и была свергнута абсолютная монархия. Общественные изменения напрямую отразились на архитектуре. В строительстве общественных и жилых сооружений  зодчие отказывались от излишеств, роскоши, характерных для стилей барокко и рококо. На первостепенное место выходило стремление к разумной ясности с ее пропорциональностью и ордерным строем. Простота проявлялась в достаточно сдержанном, скромном интерьере.

 На русскую культуру второй половины XVIII века также оказали заметное влияние Великая французская революция и свободолюбивые идеи в обществе. В архитектуре начали распространяться черты демократичности и рациональности. Один из образцов типичной архитектуры, относящейся к тому периоду - здание Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764-1788 гг.). Архитекторы сооружения – А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен Деламот. Постройка отличалась отсутствием декоративных излишеств барокко, ясностью композиции, ориентацией на ордерную систему античности и преобладанием дорических колонн. В сравнении со стилем Растрелли, слишком роскошным и вычурным, отражавшим интересы, в первую очередь, аристократии, классицистическое искусство,  возникло как демократическое направление, выражавшее вкусы, в первую очередь, народных масс населения. Поэтому классицизм был гораздо проще и доступнее, чем барокко.

В Тулу добрались мировые классицистические тенденции ко второй половине XVIII века. Провинциалы довольно долго еще не хотели расставаться с полюбившейся нарядной архитектурой, фигурной лепниной и замысловатыми узорами барокко и все также продолжали их применять в украшении своих особняков. Характерной постройкой раннего классицизма можно назвать еще одну усадьбу Ивана Ливенцева (конец XVIII века), расположенную на улице Дзержинского, 15 (рис.10). Сохранившиеся въездные ворота в усадьбу (рис.11) демонстрируют использование в постройке мотивов раннего классицизма. В первую очередь, это пилоны, образованные пучком колонн дорического ордера. В отличие от позднего барокко, активно применявшего нарядные коринфские и композитные колонны, классицизм придерживался идеалов разумной простоты. Завершались колонны традиционным антаблементом. Сам дом городского главы и купца Ивана Ливенцева располагался поодаль и представлял трехэтажную постройку. Первый этаж – цокольный, отделанный рустом с замковым камнем над окнами. Второй этаж был традиционным для классической архитектуры, так как представлял собой бельэтаж (парадный этаж). На фасаде он выделялся окнами большего размера. И третий ярус завершался аттиком. Два этажа на фасаде объединялись русской вариацией европейских пилястр – плоскими лопатками, что придавало всей архитектуре ясность композиционного строя, характерного раннему классицизму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.75 (0.024 с.)