Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительная общеразвивающаяСтр 1 из 2Следующая ⇒
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» РИСУНОК
Каменск- Уральский 2019 г. Составитель: Е.В.Темник преподаватель высшей категории ГБУДСО «КУДХШ № 2 им. В.М. Седова»
Структура программы учебного предмета
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; • Срок реализации учебного предмета; • Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; • Форма проведения учебных аудиторных занятий; • Цель и задачи учебного предмета; • Обоснование структуры программы учебного предмета; • Методы обучения; • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • Учебно-тематический план; • Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК • Аттестация: цели, виды, форма, содержание; • Критерии оценки;
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА • Методические рекомендации преподавателям; • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ • Список методической литературы. • Список учебной литературы. • Средства обучения.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство» на основе: 1) примерной программы по предмету «Рисунок» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств (Москва, 2003 г.).
Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета При реализации программы «Изобразительное искусство» со сроком обучения 4 года реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 4 года. При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с первого по четвертый классы составляет 33 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 4 года составляет 432 часа, в том числе аудиторные занятия - 264 час, самостоятельная работа - 168 часов. Первый год обучения
Общий объем времени (в часах) |
|||||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||||||
I триместр | ||||||||||
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка | ||||||||||
1.1. | Вводная беседа о рисунке. Организация работы | урок | 1 | - | 1 | |||||
1.2. | Графические изобразительные средства - Упражнение на проведение прямых, наклонных и дугообразных линий. -Деление отрезков на равные части -Упражнение на построение кривых линий (сопряжение)и округлых элементов -Построение несложного симметричного геометрического орнамента в квадрате. Техника работы штрихом в 3 тона. -Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. | урок | 31 7 2 4 8 4 | 12 2 2 2 4 2 | 19 5 2 2 6 4 | |||||
32 | 12 | 20 | ||||||||
Просмотр | 4 | 2 | 2 | |||||||
Всего за I триместр
| 36 | 14 | 22 |
Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
II триместр | |||
Раздел 2. Технические приемы в освоении учебного рисунка | |||||
1.3. | Рисунок геометрических фигур симметричной и ассиметричной формы. Метод визирования. Анализ формы предметов. Пропорция. Силуэт. - Линейный рисунок двух - трех плоских прямоугольных фигур с различными соотношениями - Тональный рисунок двух плоских ассиметричных фигур различной тональной окрашенности -Анализ формы предмета (зарисовка четырех простых бытовых предметов) -Анализ формы предметов и компоновка натюрморта в листе (натюрморт из двух простых предметов быта) | урок | 32 4 8 14 6 | 12 2 2 4 2 | 20 2 6 8 4 |
32 | 12 | 20 | |||
Просмотр | 4 | 2 | 2 | ||
Всего за II триместр | 36 | 14 | 22 | ||
Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
I II триместр | |||
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень | |||||
2.1. | Анализ формы предметов. Пропорция. Тон. Анализ формы предметов(тел вращения). Упрощенное выявление объема предметов тоном | урок | 12 12 | 6 6 | 6 6 |
2.2. | Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива - Выполнение рисунка-схемы «Этажерка» с обозначением линии горизонта, с одной точкой схода -Знакомство с принципами построения овалов. Упражнение «Овалы» | урок | 16 8 8 | 4 2 2 | 12 6 6 |
Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность | |||||
3.1. | Зарисовка мягкой игрушки | урок | 4 | 2 | 2 |
32 | 12 | 20 | |||
Всего за III триместр | 36 | 14 | 22 | ||
Всего за 1 год обучения | 108 | 42 | 66 | ||
Второй год обучения
Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
I триместр
Всего за I триместр:
Вид учебного занятия
II I триместр
Раздел 3. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами
Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне
Раздел 4.
Линейно-конструктивный рисунок
Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе
-Зарисовка каркасной проволочной модели куба в перспективе
Рисунок гипсового куба с легким тоном
|
Всего за III триместр
Всего за 2 год обучения
Третий год обучения
Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
I триместр
Всего за I триместр
I I триместр
Всего за II триместр
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
II I триместр | ||||
Раздел 4. Тональный длительный рисунок | ||||||
4.1. | Тональный рисунок драпировки с простыми складками | урок | 14 | 4 | 8 | |
4.2. | Тональный рисунок натюрморта из предмета быта и драпировки с простыми складками | урок | 18 | 6 | 10 | |
Раздел 5. Линейный рисунок | ||||||
5.1. | Зарисовки фигуры человека | урок | 4 | 2 | 2 | |
Всего за III триместр | 36 | 14 | 22 | |||
Всего за 3 год обучения | 108 | 42 | 66 | |||
Четвёртый год обучения
Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
I триместр
Всего за I триместр
|
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
II триместр | ||||
Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок | ||||||
4.1. | Зарисовка интерьера в перспективе с одной точкой схода (кабинет, коридор) | урок | 16 | 6 | 10 | |
Натюрморт из двух предметов быта и драпировки со складками. Натюрморт расположен ниже уровня глаз учащихся | урок | 16 | 6 | 10 | ||
| 32 | 12 | 20 | |||
Просмотр | 4 | 2 | 2 | |||
Всего за II триместр | 36 | 14 | 22 | |||
| ||||||
Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия |
II I триместр | ||||
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | ||||||
5.1. | Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок постановки в интерьере с введением лёгкого тона | урок | 12 | 4 | 8 | |
5.2. | Зарисовки головы человека в профиль с натуры | урок | 16 | 6 | 10 | |
Раздел 6. Линейный рисунок | ||||||
6.1 | Зарисовки фигуры человека в движении | 4 | 2 | 2 | ||
Всего за III триместр | 36 | 14 | 22 | |||
Всего за 4 год обучения | 108 | 42 | 66 | |||
Годовые требования. Содержание разделов и тем
Первый год обучения
I триместр
Раздел 1.
Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1.Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы. 1 час.
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
1.2.Тема. Графические изобразительные средства. 14 часов.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Построение кривых линий (сопряжение) и округлых элементов. Использование карандаша как измерительного инструмента. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4. Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т,
ТМ, М.
Вариант распределения времени аудиторных занятий:
- Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части (шахматная доска). А3 – 7 часов
- Упражнение на построение кривых линий(сопряжение) и округлых элементов- 2 часа
-Построение несложного симметричного геометрического орнамента в квадрате. Техника работы штрихом в 3 тона. А4 – 6 часов
|
-Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. А4 – 4 часа
II триместр
Раздел 2.
Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.3. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции.
Силуэт. 20 часов.
Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. Компоновка предметов в листе. Формат А4. Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы, зарисовка силуэта сухих растений и трав (материал - гелиевая ручка).
Вариант распределения времени аудиторных занятий:
- Тональный рисунок двух плоских прямоугольных фигур с различными соотношениями сторон и различной тональной окрашенностью (светлый, серый, тёмный), А4– 2 часа.
- Тональный рисунок двух ассиметричных фигур различной тональной окрашенности- 6 часов
-Анализ формы предметов (тел вращения), А3 – 8 часов.
-Анализ формы четырех бытовых предметов (тел вращения).
-Рисунок натюрморта из 2 тел вращения и компоновка его в листе. А3 – 4часа.
III триместр
Раздел 3.
Законы перспективы. Светотень.
3.1. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная
перспектива. 20 часов.
Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал -графитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов. Предлагается: повторить рисунок-схему «этажерка» и 2-3 овала.
Вариант распределения времени аудиторных занятий:
- Анализ формы предметов, упрощенное выявление объема – 6 часов
- Выполнение рисунка-схемы «Этажерка» с обозначением линии горизонта, с одной точкой схода. Понятия: линия горизонта, уровень глаз, точка схода, линии схода, перспективное сокращение. Выявление линией пространственности. А 3 – 6 часа.
-Знакомство с принципами построения овалов. Упражнение «Овалы» - закомпоновать и построить в вертикально расположенном формате 4 овала. Изобразить по степени возрастания «раскрытости». Понятия: горизонтальная, вертикальная оси овалов перспективное сокращение при изображении овала, связь «раскрытости» овала с ракурсом. А3 – 6 часа.
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Тема. Зарисовка мягкой игрушки. 2часа.
Зарисовка крупной мягкой игрушки в ракурсе. Композиция листа. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение боковое. Формат А4. Материал - уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.
Второй год обучения
I триместр
Раздел 1.
Тональный длительный рисунок
1.1. Тема. Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении на тёмном фоне. 6 часов.
Композиция листа. Распределение светотени на цилиндре. Передача материальности, тона предмета. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: тональный рисунок цилиндра по памяти без фона, с падающей тенью, А5.
1.2. Тема. Тональный рисунок гипсового конуса в вертикальном положении, на сером фоне. 6 часов.
Композиция листа. Радиальное распределение светотени на конусе. Передача материальности, тона предмета. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: тональный рисунок конуса по памяти без фона, с падающей тенью, А5.
Раздел 4.
Тональный длительный рисунок.
4.1. Тема Тональный рисунок драпировки с простыми складками. 8 часов.
Используется белая драпировка с матовой поверхностью, кладётся на куб, формируются складки. По возможности складки закрепить, чтобы в течение выполнения задания они не менялись. Освещение верхнее боковое. Прочитать каждую складку как объёмное тело, выявить гребень складки и её боковые поверхности, показать падающие тени и как они выявляют объём поверхности на которой лежат. Передать разное освещение драпировки на разных гранях куба. В основе передачи объёма складок лежит прочтение их через простые геометрические тела: цилиндр и конус, поэтому при изображении объёма складок используются приёмы передачи объёма цилиндра и конуса. Пространственность постановки. Формат A-3, Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки висящего на крючке полотенца. Освещение боковое, выявляющее объём.
3.2. Тема. Тональный рисунок натюрморта из предмета быта и драпировки со складками. 10 часов.
Компоновка с краем стола. Лучше взять контрастный по тону предмет (крынку, вазу, чугунок), не мелкий. Складки закрепить на вертикальной поверхности в 2-х точках, дугообразно, сформировать их так, чтобы они читались. Спустить часть драпировки на горизонтальную поверхность. Освещение верхнее боковое, направить так, чтобы выявить объём складок. Грамотно закомпоновать постановку в листе, построить складки драпировки с учётом пространства, ритма и воздушной перспективы. При построении драпировки выявить главные точки формы, их взаимное положение в пространстве, точно прочитать драпировку. Выполнить построение, вылепить объём при помощи светотени. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: тональные зарисовки висящей на крючке верхней одежды, копии драпировок известных художников.
Раздел 5.
Линейный рисунок
5.1. Тема. Зарисовки фигуры человека. 2 часа. Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность линейного наброска при минимальном количестве графических средств. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Четвертый год обучения
I триместр
Раздел 1.
Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами
1.1. Тема. Тематический натюрморт 6 часов.
Тональный рисунок тематического натюрморта (предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат A-3. Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов.
Раздел 2.
Линейно-конструктивный рисунок.
2.1. Тема. Натюрморт из гипсовых геометрических тел с драпировкой.10 часов.
Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением легкого тона (стоящий шестигранник, лежащий конус). Компоновка с краем стола. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа. Общая форма натюрморта. Вписывание шестиугольника в окружность. Построение шестигранника через вписывание его цилиндр. Порядок построения шестигранника. Порядок построения лежащего конуса. Введение тона, штрих по направлению поверхности (вертикальные поверхности – введение вертикального штриха, горизонтальные и наклонные – введение штриха по направлению формы). Формат A2. Материал - графитный карандаш.
3. Раздел.
Линейный рисунок
3.1. Тема. Зарисовки фигуры человека в движении. 4 часа.
Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. Формат A4. Материал - графитный карандаш (3М-9М).
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
II триместр
Раздел 4.
Линейно-конструктивный рисунок
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
РИСУНОК
Каменск- Уральский
2019 г.
Составитель: Е.В.Темник преподаватель высшей категории ГБУДСО «КУДХШ № 2 им. В.М. Седова»
Структура программы учебного предмета
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
• Срок реализации учебного предмета;
• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
• Форма проведения учебных аудиторных занятий;
• Цель и задачи учебного предмета;
• Обоснование структуры программы учебного предмета;
• Методы обучения;
• Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Учебно-тематический план;
• Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
• Критерии оценки;
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
• Методические рекомендации преподавателям;
• Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
• Список методической литературы.
• Список учебной литературы.
• Средства обучения.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство» на основе:
1) примерной программы по предмету «Рисунок» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств (Москва, 2003 г.).
Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Изобразительное искусство» со сроком обучения 4 года реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 4 года.
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с первого по четвертый классы составляет 33 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 4 года составляет 432 часа, в том числе аудиторные занятия - 264 час, самостоятельная работа - 168 часов.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.60 (0.187 с.)