Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38
Интерпретация результата, учет реальных ограничений. Корни уравнений. Равносильность уравнений. Цель работы: обучающийся должен: знать: - правила решения простых, дробно-рациональных неравенств с одной переменной; уметь: - решать неравенства методом интервалов.
Сведения из теории: Пусть заданное неравенство имеет вид: . Для решения этого неравенства используется так называемый метод интервалов, который состоит в следующем. 1. На числовую ось наносят точки х 1,, х n разбивающие ее на промежутки, в которых выражение определено и сохраняет знак («плюс» или «минус»). Такими точками могут быть корни уравнений и . Соответствующие этим корням точки отмечают на числовой оси: закрашенными кружками – точки, удовлетворяющие заданному неравенству, а светлыми кружками – не удовлетворяющие ему. 2. Определяют и отмечают на числовой оси знак выражения для значений , принадлежащих каждому из полученных промежутков. Достаточно определить знак функции в любом таком промежутке, а в остальных промежутках знаки «плюс» и «минус» будут чередоваться. Изменение знаков удобно иллюстрировать с помощью волнообразной кривой (кривой знаков), проведенной через отмеченные точки и лежащей выше или ниже числовой оси в соответствии со знаком дроби в рассматриваемом промежутке. Промежутки, которые содержат точки, удовлетворяющие данному неравенству, иногда покрывают штрихами. Заштрихованная область в совокупности с полученными точками будет являться ответом к неравенству: Пример 1. Решите неравенство: . Решение: упрощаем неравенство путем равносильных преобразований: при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства меняется на противоположный: . Приведем дроби к общему знаменателю: , , . Выражения, стоящие в числителе и знаменателе, можно разложить на множители, тогда неравенство примет вид: . Далее находим корни уравнений и . Из первого получаем х 1=4, х 2=1. Из второго получаем х 3=2, х 4=3. Наносим на числовую прямую получившиеся точки, причем точки х 1, х 2 обозначаем закрашенными кружочками (для них неравенство выполняется), а точки х 3, х 4 светлыми (при этих значениях, выражение, стоящее слева от знака неравенства, не имеет смысла).
Определяем теперь знаки выражения на полученных промежутках (подставляем любое значение х из каждого полученного промежутка в данное выражение), изображаем кривую знаков, заштриховываем те промежутки, на которых исходное неравенство выполняется: Итак, исходному неравенству удовлетворяют следующие значения: х Є(-∞; 1]U(2; 3)U[4; +∞). Задача для самостоятельного решения №1. Решите неравенство: . Пример 2. Решите неравенство: . Решение: подкоренное выражение, как известно, не может принимать отрицательных значений, также не допускается нахождение в знаменателе дроби нуля. Следовательно, область допустимых значений данного неравенства определяется неравенством и тем условием, что . Решаем уравнения и . Из первого уравнения получаем, что х 1=9. Из второго уравнения получаем, что х 2=2. Наносим область допустимых значений неравенства и полученные точки на числовую прямую, причем эти точки будут светлыми, поскольку ни одно из значений не удовлетворяет неравенству. Сразу определяем знаки выражения в каждом из полученных промежутков и рисуем кривую знаков: Верхней стрелкой на рисунке обозначена область допустимых значений неравенства. Ответом к неравенству будет являться промежуток, соответствующий на рисунке заштрихованной области. Ответ: х Є[0; 2)U(9; +∞). Задача для самостоятельного решения №2. Решите неравенство: .
Пример 3. Решите неравенство: . Решение: подкоренное выражение не может принимать отрицательных значений, а в знаменателе дроби не должно быть нуля. Следовательно, область допустимых значений неравенства определяется следующей системой: . Решаем уравнение . Получаем, что х 1=0 и . Наносим полученные точки на числовую прямую, не забывая о том, какие из них следует закрасить, а какие осветлить. Изображаем также на ней область допустимых значений и изображаем кривую знаков: Пунктирные лини на рисунке ограничивают область допустимых значений неравенства. Заштрихованная область соответствует решению неравенства. Ответ: . Задача для самостоятельного решения №3. Решите неравенство: . Контрольные вопросы:
1. Дайте определение неравенства с одной переменной. 2. В чем суть метода интервалов? Практическое занятие Преобразование уравнений. Основные приемы решения уравнений. Решение систем уравнений. Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств Цель работы: обучающийся должен: знать: - способы решения неравенства с двумя переменными и их систем; уметь: - изображать на координатной плоскости множества решений неравенства с двумя переменными и их систем.
Сведения из теории: Решение неравенства с двумя переменными, а тем более системы неравенства с двумя переменными, представляется достаточно сложной задачей. Однако есть простой алгоритм, который помогает легко и без особых усилий решать на первый взгляд очень сложные задачи такого рода. Пусть мы имеем неравенство с двумя переменными одного из следующих видов: y > f (x); y ≥ f (x); y < f (x); y ≤ f (x). Для изображения множества решений такого неравенства на координатной плоскости поступают следующим образом: 1. Строим график функции y = f (x), который разбивает плоскость на две области. 2. Выбираем любую из полученных областей и рассматриваем в ней произвольную точку. Проверяем выполнимость исходного неравенства для этой точки. Если в результате проверки получается верное числовое неравенство, то заключаем, что исходное неравенство выполняется во всей области, которой принадлежит выбранная точка. Таким образом, множеством решений неравенства – область, которой принадлежит выбранная точка. Если в результате проверки получается неверное числовое неравенство, то множеством решений неравенства будет вторая область, которой выбранная точка не принадлежит. 3. Если неравенство строгое, то границы области, то есть точки графика функции y = f (x), не включают в множество решений и границу изображают пунктиром. Если неравенство нестрогое, то границы области, то есть точки графика функции y = f (x), включают в множество решений данного неравенства и границу в таком случае изображают сплошной линией. Пример 1. Какое множество точек задается неравенством x·y ≤4? Решение: 1) строим график уравнения x·y =4. Для этого сначала преобразуем его. Очевидно, что x в данном случае не обращается в нуль, т. к. иначе мы бы имели 0· y =4, что неверно. Значит, можем разделить наше уравнение на x. Получим: y =4/ x. Графиком данной функции является гипербола. Она разбивает всю плоскость на две области: ту, что между двумя ветвями гиперболы и ту, что снаружи их. 2) выберем из первой области произвольную точку, пусть это будет точка (4; 2). Проверяем неравенство: 4·2≤4 – неверно. Значит, точки данной области не удовлетворяют исходному неравенству. Тогда можем сделать вывод о том, что множеством решений неравенства будет вторая область, которой выбранная точка не принадлежит. 3) т. к. неравенство нестрогое, то граничные точки, то есть точки графика функции y =4/ x, рисуем сплошной линией. Закрасим множество точек, которое задает исходное неравенство цветом. Задача для самостоятельного решения №1. Какое множество точек задается неравенством x·y ≤-6? Пример 2. Изобразить область, заданную на координатной плоскости системой . Решение: строим графики всех функций: y = x 2+2 – парабола, y + x =1 – прямая, x 2+ y 2=9 – окружность.
Теперь разбираем каждое неравенство в отдельности: 1) y > x 2+2. Берем точку (0; 5), которая лежит выше графика функции. Проверяем неравенство: 5 > 02 + 2 – верно. Следовательно, все точки, лежащие выше данной параболы, удовлетворяют первому неравенству системы. Закрасим их желтым цветом. 2) y + x >1. Берем точку (0; 3), которая лежит выше графика функции. Проверяем неравенство: 3 + 0 > 1 – верно. Следовательно, все точки, лежащие выше прямой, удовлетворяют второму неравенству системы. Закрасим их зеленой штриховкой. 3) x 2+ y 2≤9. Берем точку (0; -4), которая лежит вне окружности. Проверяем неравенство: 02 + (-4)2 ≤ 9 – неверно. Следовательно, все точки, лежащие вне окружности, не удовлетворяют третьему неравенству системы. Тогда можем сделать вывод о том, что все точки, лежащие внутри окружности, удовлетворяют третьему неравенству системы. Закрасим их фиолетовой штриховкой. Не забываем о том, что если неравенство строгое, то соответствующую граничную линию следует рисовать пунктиром. Получаем следующую картинку: Искомая область – это область, где все три раскрашенных области пересекаются друг с другом:
Задача для самостоятельного решения №2. Изобразить область, заданную на координатной плоскости системой: . Контрольные вопросы: 1. Дайте определение неравенства с одной переменной. 2. В чем суть метода интервалов?
Список литературы 1. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017. 2. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017 3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017 4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017. 5. Алимов Ш. А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.
6. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2014. 7. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2014. 8. Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 9. Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 10. Башмаков М. И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 11. Башмаков М. И. Математика. Электронный учеб.-метод. комплекс для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. 12. Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014. 13. Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 11 класс. — М., 2014. 14. Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа, геометрия. 10 класс. — М., 2013. 15. Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 11 класс. Сборник задач: учеб. пособие. — М., 2012. 16. Гусев В. А., Григорьев С. Г., Иволгина С. В. Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 17. Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017 18. Колягин Ю.М., Ткачева М. В, Федерова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 10 класc / под ред. А. Б. Жижченко. — М., 2014. 19. Колягин Ю.М., Ткачева М. В., Федерова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / под ред. А. Б. Жижченко. — М., 2014. Для преподавателей 1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 2. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
3. Башмаков М. И. Математика: кн. для преподавателя: метод. пособие. — М., 2013 4. Башмаков М. И., Цыганов Ш. И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. — М., 2011. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413" 6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 7. Башмаков М.И., Цыганов Ш.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ.–М., 2014
РЕЦЕНЗИЯ на Методические рекомендации по выполнению практических работ по математике для обучающихся I курса, составителей О.Г. Князевой и О.Н. Парфеновой. Представленная на рецензию работа преподавателей математики содержит 159 страниц. Содержание работы включает введение, теоретическую часть, материалы практических работ и список литературы. В теоретической части авторы изложили учебные и воспитательные цели практических занятий, требования к оформлению практических работ. Представлены общие сведения о видах практической работы, критерии оценки результатов практической работы, изложен перечень знаний и умений, предусмотренных ФГОС СПО для проверки уровня усвоения учебного материала, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций по учебной дисциплине. Материалы практических работ подобраны с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика». Указана литература, к которой обучающиеся могут обратиться для получения информации. Методические рекомендации по выполнению практических работ по математике для обучающихся I курса составлены с целью формирования умений применять теоретические занятия на практических занятиях. Предназначены для обучающихся технического и естественно-научного профиля обучающихся по профессиям и специальностям. Принципиальных замечаний к методическим рекомендациям нет. Считаю, что представленные на рецензирование методические рекомендации окажут помощь обучающимся и могут быть рекомендованы к применению.
Рецензент: Пономарева Л.Г. /Председатель ЦМК естественно научных дисциплин, преподаватель высшей категории/ Протокол № ___ от «___» февраля 2018 г.
РЕЦЕНЗИЯ на Методические рекомендации по выполнению практических работ по математике для обучающихся I курса, составителей О.Г. Князевой и О.Н. Парфеновой. Методические рекомендации включают в себя структуру практических работ, требования к оформлению, критерии оценивания, образец выполнения, возможности использования информационных технологий при выполнении заданий, а также содержание практикумов за первый курс обучения. Методические рекомендации по выполнению практических работ способствуют реализации следующих задач: обучение студентов практическим приёмам и методам использования теоретических правил и законов математики при выполнении упражнений и решении задач; систематизация и закрепление знаний по дисциплине; развитие мышления, речи, навыков общения с аудиторией; организация обратной связи преподавателя и обучающихся. Способствуют формированию у обучающихся общего естественнонаучного мировоззрения и развитие научного мышления, правильного понимания границ применимости различных математических понятий, законов, теорий. Умения оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью математических методов исследования, решения, усвоение основных математических законов, методов математического исследования. Овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей математики, помогающих обучающимся в дальнейшем решать профессиональные задачи. Данные методические рекомендации отвечают требованиям, и является актуальными. В них приведены основные задания на правила, теоремы, и упражнения по всем разделам общеобразовательной математики. Рецензируемые Методические рекомендации по выполнению практических работ по математике для обучающихся I курса, являются завершенной методической работой, которая рекомендуется мной для опубликования и использования в качестве материала, необходимого для организации и проведения практических занятий.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.83.185 (0.056 с.) |