Тема 1. Организмы и среда их обитания (Аутэкология) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Организмы и среда их обитания (Аутэкология)



Рабочая тетрадь по экологии

10-11 класс ФИ_____________________________________________________________

Два вида бакланов, большой и хохлатый, имеют общую часть ареала в настоящее время и обозримом историческом прошлом и добывают рыбу в одних и тех же местах. Выберите 3 утверждения, которые не противоречат имеющимся данным и известным экологическим закономерностям.

а) Эти два вида занимают одну экологическую нишу. б) Они добывают разную добычу.

в) Их экологические ниши могут перекрываться. г) Эти два вида находятся в состоянии жёсткой конкуренции. д) Конкуренция между этими двумя видами если и есть, то весьма слаба.

Кожа волков горных популяций имеет гораздо более тёмную окраску, по сравнению с равнинными популяциями. Эта особенность связана:

а) с возможностью улавливать большее количество тепловых лучей

б) с возможностью лучше избавляться от паразитов за счёт более высокой температуры кожи

в) с защитой от действия ультрафиолетовых лучей

г) с приобретением тёмного цвета кожи в результате загара

28. Почему медицинские инструменты стерилизуют не путем промораживания, а кипячением или нагреванием в автоклавах при высоком давлении?
 
 
 
 
 
 
 

 

29.Перечислите основные среды жизни и характеристики
СРЕДА Водная Наземно-воздушная Почвенная Организменная
Температура          
Влажность          
Кислород          

 

30. Дайте определения, приведите примеры
Планктон    
А)фитопланктон    
Б)зоопланктон    
Адаптации планктона:  
Нектон    
Адаптации нектона:  
Бентос    
Адаптации бентоса  
Нейстон, примеры  

 

31. Что такое заморы? Причина?
 
 

 

Одним из важных понятий, которые нужно учитывать при изучении климата, является отражательная способность земной поверхности. Такая способность называется __________________.

32. Среди растений пустынь есть растения, поглощающие воду круглый год, и растения, поглощающие воду только во влажный сезон. Какими особенностями строения и физиологии должны обладать растения каждой из этих групп?

 
 
 
 
 
 

 

33.Приспособления растений-гидатофитов:
 
 

 

34.Приспособления растений-гидрофитов:
 
 

 

35.Кто такие эдафобионты?
 
 

 

36.Почему почвенная среда – самая насыщенная жизнью?
 
 
 

 

37.Условия обитания в организменной среде: «Плюсы»
 
 
 

 

Установите соответствие. 1) рдест 2) рогоз широколистный 3) очиток едкий 4) ковыль  

Установите соответствие между видом растения и его анатомо-физиологическими приспособлениями к среде обитания.

А) В листьях развиты механические ткани, листовая пластинка способна сворачиваться и устьица оказываются на внутренней стороне трубки листа.

Б) Слабо развиты механические ткани, устьица на верхней стороне листьев, листья и световые и теневые, развита воздухоносная ткань.

В) Хорошо развита кутикула, клетки листьев содержат слизь, устьица днём закрываются, а запасание углекислого газа происходит ночью.

Г) Развиты воздухоносные ткани, хорошо развита механическая ткань, световые листья, хорошо развита кутикула, устьица на обеих сторонах листьев.

38. Сложности обитания в организменной среде?
 
 
 
 

 

39.Есть ли у паразитов паразиты? Примеры?
 
 

 

40.Как растения влияют на климат и водный режим?
 
 
 
 
 

 

41.Что такое почва? Что такое перегной? Как создается почва?
 
 
 
 
 

 

42.Кто такие фильтраторы? Приведите примеры организмов?
 
 
 
 
 

 

43.За счет чего озеро Байкал является одним из самых чистых водоемом на Земле?
 
 
 
 
 

 

44. Приведите примеры диких животных и растений, для которых человеческая деятель- ность явно улучшила среду их обитания.
 
 
 
 
 

 

45.Приспособительные формы организмов и примеры
Название Особенности строения Примеры
1.Наземные прыгуны      
2.Роющие      
3.Летающие пассивно      

 

46.Почему растения в горах имеют подушковидную форму?
 
 
 
 

 

В негативных условиях окружающей среды живые организмы используют разные способы выживания. Распределите приведённые ниже примеры по этим способам выживания 1) избегание 2) подчинение 3) сопротивление

А)Осенние кочевки северных оленей в более южные регионы

Б) Переход в состояние цист у простейших при понижении температуры среды

В) Активная жизнь песцов полярной зимой при температуре – 40 С

Г) Зимняя спячка барсуков

Д) Нагревание тела верблюда днём на жаре с 37 С до 41 С, и остывание его ночью до 37 С

Е) Нахождение туарегов (жителей Сахары) в пустыне при температуре до 50 С, при этом внутренняя температура у них остаётся практически прежней – около 36,6 С

Ж) Пережидание или ночёвка тетеревов во время сильных морозов в толще снега

З) Бросание гнёзд птицами из-за постоянного присутствия человека

47. Во влажном тропическом климате среди растительности преобладают древесные формы, в умеренном и холодном увеличивается доля травянистых многолетников с подземными почками возобновления. Объясните, с чем это

связано.

 
 
 
 
 
 

 

48. Применимо ли правило Аллена к человеку?
 
 
 
 

 

49.Какие физиологические характеристики человека подвержены суточному ритму?
 
 
 
 
 
 

 

50.Приведите пример проявления годичных ритмов у организмов:
 
 
 
 

 

51. В летние месяцы рыбалку на берегу озера лучше начинать на рассвете. Днём (особенно в солнечную погоду) клёв на прибрежном мелководье заметно ухудшается. Почему утром рыба плавает в основном у берега, а днём она уходит вглубь или в центр водоёма?

 
 
 
 
 
 

 

52.Какое непосредственное влияние оказывает свет на жизнь гетеротрофных организмов? Приведите не менее четырёх значений. Какой диапазон солнечного спектра может оказывать негативное влияние на здоровье животных? Ответ поясните.

 
 
 
 
 
 

 

           

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПАРАЗИТОВ

4А.Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы и поясните — как?

 
 
 
 

5. Вставьте термины:                    СТРУКТУРА БИОЦЕНОЗА

Видовая

Пространственная

Экологическая

Пищевая

Число видов, соотношение численности и биомассы

Распределение организмов в пространстве

Соотношение организмов разных экологических групп

Пищевые цепи (сети), состоящие из организмов, находящихся в трофических связях друг с другом;

Виды-доминанты-

 

Виды-эдификаторы-

 

Ярусность -

 

Мозаичность -

 

Местообитание -

 
 

 

Экологическая ниша -

 
 

 

Виды, которые преобладают количественно или по биомассе, в сообществе, называются (1 ответ) а) эвритопными б) эврибионтными в) доминантами г) синантропными д) r-стратегами е) k-стратегами

Заполните

Пищевая цепь (пастбищная)

Трава

Бабочка-капустница

Паук

синица

ястреб

Троф.уровень

1-й

 

 

 

 

Функц. группа

Продуцент

 

 

 

 

Хищник

-

-

Хищник 1 пор.

 

 

Пищевая цепь (детритная)

мертвые животные муха лягушка уж ястреб

 

10. Работа со схемой
А. Составьте пищевые цепи:
1.
 
2.
 
3.
 
Выберите два понятия, которые можно использовать для описания ежа обыкновенного. 1) плотоядное животное 2) консумент I или II порядка 3) редуцент 4) растительноядное животное 5) всеядное животное
 
 
 
 

 

 

11. Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень лягушки при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 200 000 кДж.

Выберите два понятия, которые можно использовать для экологического описания рака.

1) детритофаг 2) хищное животное 3) консумент

4) теплокровное животное 5) редуцент

11. Работа со схемой
А. Составьте пищевые цепи:
1.
 
2.
 
3.
 
Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень зоопланктона при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 300 000 кДж.
 
 
 

 

12.Установите последовательность передачи энергии организмами, обитающими на опушке леса, в пищевой цепи, используя все названные объекты: ястреб-перепелятник, дождевой червь, сойка, воробей, растительный опад.

Укажите к какому типу пищевых цепей относится данная цепь и как такие цепи использует человек.

 
 
 
 
 
13.Почему пищевые цепи образуют не более 5-6 звеньев?
 
 
 

14. Работа со схемой
А. Составьте пищевые цепи:
1.
 
2.
 
3.
 

 

Выберите два описания саксаула 1) редуцент 2) консумент 3) первый трофический уровень 4) первичная биологическая продукция 5) второй трофический уровень
 

 

15. Работа со схемой
А. Составьте пищевые цепи:
1.
 
2.
 
3.
 

 

Выберите два описания кальмара: 1) хищное животное 2) детритофаг 3) консумент I порядка 4) консумент II или III порядка 5) растительноядное животное
 

 

16.Правило десяти процентов (правило пирамиды энергий Р. Линдемана) (1942 г.) – с одного трофического уровня экологической пирамиды на другой, более высокий ее уровень, по «лестнице» продуцент – консументы передается в среднем 10 % поступившей на предыдущий уровень энергии.

17.Экологические пирамиды -

 
 
 

 

18.Ответьте на вопросы: куда теряется энергия при переходе на более высокие трофические уровни?

 

 

19. Пирамида ____________

Отражает количество особей

Пирамида ____________

Отражает массы организмов

Пирамида ____________

Отражает величину потока энергии

 

20. Выберите три ответа:

ДИНАМИКА ЭКОСИСТЕМ

Классификация

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ (флуктуации): суточные, сезонные, годичные

ПОСТУПАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Смена одного сообщества другим

СУКЦЕССИИ

Примеры

В воде зоопланктон днем – в толще воды, вечером – у поверхности. Изменение продукции экосистемы по сезонам.

Образование на голых скалах леса

Восстановление леса после пожара

Итог

Возвращение к исходному состоянию.

Смена одного сообщества другим.

30.Что такое сукцессия?

 
 
 
 

 

31. Причина сукцессий

 
 

 

32.Что такое сукцессионный ряд

 
 
 

 

33.

Типы сукцессий

Виды:

 

 

Особенность

Не связаны с деятельностью человека

Связаны с деятельностью человека

Пример

 

 

 

34.

Первичные

Вторичные

субстрат
 
скорость
 
Наличие почвы

 

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 

 

35.Закономерности:

Общая закономерность сукцессий: скорость изменений постепенно ____________________

Устойчивость постепенно_____________________

36.Климаксовое сообщество (климакс) -

 
 
 

 

37.Установите последовательность.

Определите тип сукцессии.

1) рост кустарников с берёзовым и осиновым подростом

2) замещение смешанного леса еловым

3) развитие лиственного леса с еловым подростом

4) зарастание вырубки многолетними светолюбивыми травами

5) длительное существование смешанного леса

Сукцессия:

 

38. Установите последовательность.

Определите тип сукцессии.

1) кустарники и редкие деревья

2) накипные лишайники

3) кустистые и листоватые лишайники

4) травянистое сообщество

5) смешанный лес

39.ответьте на вопрос

Какие изменения могут произойти, если в водоем с растительноядными рыбами случайно попадет икра хищных рыб?

 

40. Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых?

 
 
 
 
 

 

41. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Как будет происходить его самовосстановление?

 
 
 
 

 

42. Луга, произрастающие в лесной зоне и предоставленные сами себе, быстро зарастают лесом. Однако в местах постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. Почему?

 
 
 
 
 
 

 

43.Укажите не менее трёх характерных особенностей, отличающих пионерные экосистемы от климаксных (устойчивых).

 
 
 
 

 

44. Объясните, почему выращивать растительные культуры энергетически выгоднее, чем заниматься животноводством?

 
 
 
 

 

45.В результате случайного заноса из Азии в Южную Америку патогенного для амфибий грибка произошло резкое сокращение видового разнообразия и численности тропических лесных лягушек.

Анализ видового состава змей на территории одного из национальных парков показал следующие изменения: после вспышки заболевания среди амфибий 9 видов змей стали встречаться достоверно реже, для 3 видов частота встреч увеличилась, а ещё 4 никак не отреагировали на произошедшее. Чем могли быть вызваны изменения (или отсутствие изменений) в численности каждой из обозначенных групп змей? Ответ поясните.

 
 
 
 
 

 

46.В каких случаях формирование устойчивых сообществ (климаксных) может замедляться?

 
 
 
 

 

47. Почему чужеземные виды растений чаще всего внедряются в

местную растительность по обочинам дорог, насыпям, берегам рек, пашням  и не приживаются в лесах, на лугах или в степях?

 
 
 
 
 

 

Установите порядок формирования растительного сообщества на упавшем на землю блоке бетонного забора.

1) На бетоне образуется тонкий слой почвы. 2) Бетон покрывается лишайниками и мхами.

3) В сообществе присутствуют мхи, травянистые растения, молодые деревья и

кустарники. 4) Появляются эпифитные лишайники.

5) Появляются отдельные травянистые растения. 6) Появляются всходы деревьев и кустарников

2         4

 

Характеристика экосистем

 

БИОМ ТУНДРА

Особенности климата

Лето-

Зима-

Вечная мерзлота!

Растительность

Приспособления растений

Животные

Приспособления животных

В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

 
 
 
 

 

Какие из приведённых ниже признаков будут характерны для растений, произрастающих в тундре?

 

1) исключительно ветроопыление 2) низкорослость

3) запасание воды в тканях

4) поверхностное расположение корней

5) крупные листья 6) короткий период цветения

В чём проявляется приспособленность растений к жизни в условиях тундры? Укажите четыре адаптации. Обоснуйте их значение для жизни в тундре.

 
 
 
 
 
 
 

 

49.

Экосистема БОЛОТО

Характеристика

Увлажнение__________________________

Кислотность почвы____________________

Количество азота______________________

Температура воды_____________________

Содержание кислорода в воде _____________, так как________________________________

_______________________________________________________________________________

Примеры растений

 
 
 

Примеры животных

 
 
 

На болотах часто произрастают хищные растения. Объясните, для чего они поедают насекомых? Почему в большинстве экосистем такие растения не встречаются?

 
 
 
 
 
 
 

Почему растения болот (клюква, багульник), обитающие в условиях повышенной влажности, имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест (опушенность, восковой налет, мелкие кожистые листья)?

 

 
 
 
 
 
 
 

50.

Биом ТАЙГА (хвойные леса)

Особенности климата

 
 

Растительность

 
 

Приспособления растений

 
 

Животные

 
 

Приспособления животных

 
 

Почему в августе в хвойном лесу под деревьями можно увидеть много опавшей хвои, а в лиственном лесу прошлогодних опавших листьев почти нет? Как это отражается на плодородии почвы?

 
 
 
 
 

Лесные пожары — чрезвычайно распространённое явление. Пожарная опасность зависит от характера леса. В каких лесах опасность возгорания и передача открытого огня будет выше — в лиственных или в хвойных? Дайте аргументированный ответ. Приведите три-четыре аргумента.

 
 
 
 
 
 

Особенности хвойных лесов. Темнохвойные и светлохвойные леса

 
 
 
 
 
 

51.

Экосистема ПОЙМЕННЫЙ ЛУГ

Особенности размещения лугов

Особенности пойменного луга

 
 
 
 

Особенности материковых лугов

 
 
 
 

52.

Экосистема СМЕШАННЫЙ ЛЕС

Особенности климата, почвы

 
 

Растительность

 
 

Приспособления растений

 
 

Животные

 
 

Приспособления животных

 
 

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

 
 
 
 

Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых?

 
 
 
 

53.

Биом СТЕПЬ

Особенности климата, почвы

 
 

Растительность

 
 

Приспособления растений

 
 

Животные

 
 

Приспособления животных

 
 

54.

Биом ПУСТЫНЯ

Особенности климата, почвы

 
 

Растительность

 
 
 

Приспособления растений

 
 
 
 

Животные

 
 
 
 

Приспособления животных

 
 
 
 

Среди растений пустынь есть растения, поглощающие воду круглый год, и растения, поглощающие воду только во влажный сезон. Какими особенностями строения и физиологии должны обладать растения каждой из этих групп?

 
 
 
 
 

Ящерицы являются типичными обитателями пустынь. Благодаря каким особенностям внешнего строения, жизнедеятельности и поведения им удалось освоить столь малопригодные для жизни условия? Свой ответ аргументируйте.

 
 
 
 
 
 

БИОМ

Влажный экваториальный лес

Особенности климата, почвы

 
 

Растительность

 
 
 

Приспособления растений

 
 

Животные

 
 

Приспособления животных

 
 
 

Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.

 
 
 
 
 

Почему деревья влажных экваториальных лесов в основном являются опыляемыми животными?

 
 
 
 
 

Почему в экваториальных лесах невозможно обнаружить годичные кольца?

 
 
 

56.Перечислите особенности экосистемы дубравы

 
 
 

57. Перечислите особенности экосистемы пруда

 
 
 

58.В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?

 

 
 
 
 
 

 

АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

59.Дайте определение антропогенных экосистем

 
 
 

60.Что такое агроценоз (агроэкосистема)?

 
 
 

61.Что такое урбоэкосистема?

Техносфера?

 
 
 
 

62.Сравните

Агроэкосистема

Природная экосистема

Видовое разнообразие

Цепи питания

Круговорот веществ

Источник энергии

Устойчивость

Продуктивность

 

Тип отбора

Примеры

 

Наличие трех звеньев

 

Начальное звено цепи питания

63.Почему из года в год на поле не рекомендуется высаживать одну и ту же культуру?

 
 
 
 
 

64.Подчеркните экосистемы, созданные человеком

вишнёвый сад, ковыльная степь, дубрава, дельта реки, виноградник, цветник, лавандовое поле, плантация белых грибов, берёзовая роща, заливной луг, картофельное поле, яблоневый сад, кукурузное поле, плантация масличной пальмы, тропический лес, городской парк, Каспийское море.

 

 

 

 

 

 

Живое

Косное

Биокосное

Биогенное

Характеристика

+

Радиоактивное вещество.

Рассеянные атомы.

Примеры

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выпишите примеры в таблицу:

песок, жемчуг, коралл, глина, гранит, живица, базальт, вода, паутина, почва, паук, ил, осадочные породы, каменный уголь, грибы, речной песок, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф, сапропель, Fe и Мп руда, воздух, лишайник, детрит, янтарь

5.Выберите два верных ответа

Какие из утверждений относятся к живому веществу биосферы?

1) Живое вещество распространено по всей атмосфере.

2) Живое вещество пронизывает всю гидросферу.

3) Живое вещество распространено в биосфере равномерно.

4) Живое вещество входит в состав биокосного вещества.

6.Напишите ответы

А. По правилу ____________________ видовое разнообразие увеличивается по мере движения от полюса к экватору.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ

1) конденсация воды в атмосфере

2) поступление грунтовых вод к водоёму

3) выпадение осадков

4) испарение воды с поверхности водоёма

5) поступление воды в водоносный слой

6) впитывание воды почвой

           

КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА

16.Установите последовательность, начиная с фотосинтеза

1) поедание пищи консументами первого порядка

2) поедание других животных хищниками

3) дыхание организмов-редуцентов

4) усвоение неорганического углерода растениями

5) гибель крупных хищников



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.312 с.)