Тема 8. Россия в первой половине XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Россия в первой половине XVIII В.



План занятия

1. Реформы Петра I

2. Внешняя политика России в первой половине XVIII в.

3. Эпоха дворцовых переворотов

1.Раскройте содержание административных реформ, которые способствовали оформлению абсолютизма в России. При этом остановитесь на следующих преобразованиях: областная реформа 1708-1710 гг., учреждение Сената, коллегий, Генеральный регламент, церковная реформа.

Выделите и проанализируйте особенности петровских преобразований в социально-экономической сфере. Рассмотрите содержание и значение военной реформы. Проанализируйте экономическую политику Петра I и ее итоги. Также обратите внимание на изменения в социальной структуре общества, рассмотрите меры по консолидации дворянского сословия (Указ о единонаследии 1714 г. И «Табель о рангах» 1722 Г.), расширению и ужесточению режима крепостного права (введение подушной подати). Выделите причины и особенности народных восстаний в Астрахани и на Дону.

При рассмотрении внутренних реформ Петра I следует не только проанализировать его финансовую, административную, церковную и другие реформы, но и представлять себе, что все эти реформы объединяет идея рационализации общества. Так как наиболее глубоко она проявилась в организации управления государством, то административные реформы необходимо рассмотреть более подробно. Особое внимание следует обратить на положение сословий при Петре I, оценить положение дворянства.

Подумайте, какие черты традиционного общества в России укрепились в период царствования Петра I, мог ли Петр I отменить крепостное право в России?

При анализе историографических концепций Петровских преобразований необходимо понимать, что споры о них еще не закончены. Исследователи делятся на тех, кто положительно оценивает преобразования Петра I (одним из первых дал восторженную характеристику реформ Петра I С. М. Соловьев); и тех, кто весьма сдержанно смотрит на его реформы, видит в них больше отрицательных сторон, чем положительных. Например, Е. В. Анисимов считает время Петра I — временем основания тоталитарного государства, военизации гражданской жизни и сознания, оформления стереотипов имперского мышления. Сторонники второго подхода считают реформы Петра I консервативными по сути, опирающимися на сохранение традиционного общества в России. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу.

2.Определите задачи внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Выделите и охарактеризуйте основные этапы Северной войны. Раскройте содержание Ништадского мирного договора 1721г. и историческое значение победоносного завершения Северной войны.

Остановитесь на рассмотрении восточного направления внешней политики Петра I, уделяя внимание русско-турецкой войне 1710-1711гг. и содержанию Прутского договора 1711г. Охарактеризуйте внешнюю политику России в Закавказье и результаты Персидского похода 1722-1723гг.

3.Рассмотрите причины дворцовых переворотов. Проанализируйте содержание кондиций. Можно ли считать что реализация их положений могла обусловить переход России к конституционной монархии. Дайте характеристику внутриполитических решений в данный период. Почему для эпохи дворцовых переворотов был характерен фаворитизм?

Рассмотрите изменения в сословной политике. Каково значение законодательных актов Петра III, ставших фундаментом для реформ Екатерины II?

Выявите внешнеполитические задачи страны в 1725-1762 гг: Насколько их реализация являлась продолжением линии Петра I? Уясните итоги русско-турецкой и Семилетней войн.

Контрольные вопросы:

1. Каким целям и задачам были подчинены мероприятия внутренней и внешней политики Петра I?

2. Каковы итоги Северной войны? Насколько они согласуются с целыми, которые были поставлены Петром перед началом войны?

3. Какие этапы можно выделить в социально-экономической политике Петра I? Что отличало каждый из них?

4. Что такое модернизация? Когда и где она впервые началась?

5. Каковы особенности модернизации России?

6. Почему Петр I не отменил в России крепостное право?

7. С какой целью Петр I создал в России сословие государственных крестьян?

8. Насколько реформы Петра I продвинули Россию по пути модернизации.

 

Литература:

1. Анисимов Е.В. Почему Петр? Была ли альтернатива для России? // Родина -2007 - №11.

2. Павленко Н. Петр Великий. – М.,1990 // http://www.rulit.net/books/petr-pervyj-read-133901-1.html

3. Петр I (тематический выпуск) // «Родина» - 2007 - №2.

4. Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. // Отечественная история – 2008 - № 1.

5. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. История России с древнейших времен. Т. XIV, гл. 2,3,4. Соч. в 18 кн. Кн. VII. – М.,1991.

6. Кулаков В.О. Развитие персидского направления во внешней политике России в первой половине XVIII века// Вестник Самарского университета.-2009.-№7: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-persidskogo-napravleniya-vo-vneshney-politike-rossii-v-pervoy-polovine-xviii-veka

7. Анисимов Е.В. Петр Великий: личность и реформы.-http://history.pstu.ru/wp-content/uploads/2015/04/evgeniy-anisimov-petr-velikiy-lichnost-i-reformyi.pdf

8. Анисимов Е.В.Анна Иоанновна.-М.:Молодая гвардия,2002.- http://militera.lib.ru/bio/0/pdf/anisimov_ev03.pdf

9. Писаренко К.А. Императрица Елизавета Петровна:мифы и реальность.- http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Pisarenko_01.pdf

10. Нефедов С.А. Реформы Петра III в контексте теории вестернизации.-http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30313/1/uibch_2014_1-20.pdf

 

 

Тема 9. Россия в 1762-1801 гг.

План занятия

1. Просвещенный абсолютизм в Западной Европе и особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II.

2.  Правительственная политика Екатерины II до середины 1770-х гг.

3.  Правительственная политика Екатерины II с середины 1770-х гг.

4. Внешняя политика Екатерины II.

5. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

 

 

1. Конец XVII в. – конец XVIII в. в Европе — это эпоха Просвещения и просвещенного абсолютизма. Обратите внимание на особенности «просвещенного абсолютизма» в разных странах Европы. Проследите за тем, как идеи Просвещения изменили мировоззрение европейского человека, повлияли на политику монархов, на становление либерализма. Необходимо также выявить связь между идеологией Просвещения, «просвещенным абсолютизмом» и событиями Великой Французской революции, уяснить, как изменилась политика европейских монархов после революции во Франции. В России эпоха Просвещения занимает, в основном, вторую половину XVIII в., а большой вклад в реализацию ценой Просвещения, внесла Екатерина II. Ее реформы продолжили модернизацию России. Екатерина II, как и Петр I, брала за образец развитие западноевропейских государств, используя идеологию просветителей в деле преобразования России.

2. При подготовке к занятию следует обратить внимание на двойственность внутренней политики Екатерины II: либеральные устремления, ярче всего выразившиеся в ее «Наказе», сочетались с усилением крепостничества и еще большей централизацией власти в ее царствование. С чем, на Ваш взгляд, это связано? Рассмотрите направления реализации политики «Просвещенного абсолютизма»: Уложенная комиссия, отделение суда от администрации, законодательное закрепление прав и привилегий сословий и общественных организаций, ограничение влияния Церкви, развитие образования, поощрение наук. Рассмотрите следующие вопросы: учреждение Вольного экономического общества, реформа Сената. Начало второго этапа (1775-1796 гг.) связано с подавлением Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.

3.Особое внимание нужно обратить на второй период царствования Екатерины II (после крестьянской войны Емельяна Пугачева). Раскройте причины движения и общую характеристику крестьянской войны. Среди событий и мероприятий второй половины царствования Екатерины II рассмотрите: губернская реформа (1775 г.), Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.). Подведите итоги внутренней политики Екатерины II. В этот период она уже целиком была ориентирована на дворянство, в котором видела опору трона. На этот период приходятся ее основные реформы по усилению аппарата власти на местах и закреплению прав и привилегий дворянства, но в то же время — это период расцвета русской культуры, важный этап в формировании русского национального самосознания. Подумайте — насколько в период царствования Екатерины II России удалось продвинуться по пути модернизации, насколько политика императрицы в этом смысле была успешной.

4. Раскройте задачи внешней политики России во второй половине XIX в. Дайте характеристику международного положения России и русско-турецких отношений накануне русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг., раскройте условия Кючук-Кайнаджирского мирного договора и Ясского мирного договора. Рассмотрите условия раздела Польши, Георгиевский трактат, участие России в противодействии французской революции. Подведите итоги внешней политики Екатерины II.

5. Рассмотрите мнения историков о личности Павла I. Проанализируйте основные меры Павла Петровича во внутренней политике: ограничение привилегий дворянства, закон о престолонаследии 1797 г., законодательство по крестьянскому вопросу, реформа армии. Во внешней политике Павла I особенное внимание уделите выстраиванию отношений с западноевропейскими государствами: Англией, Пруссией, Австрией и Францией. В чем заключались причины резкой смены внешнеполитического курса? Подведите итоги правления Павла I и раскройте причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины политической нестабильности в России после смерти Петра I?

2. Какова роль наследия Петра I во внутренней и внешней политике 1725-1761 гг.?

3. Насколько глубоким было воздействие традиций Просвещения на идеологию и политику Екатерины II?

4. Каковы причины крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева и причины поражения?

5. Каковы территориальные изменения России к концу XVIII-началу XIX в.?

6. Какая форма власти, с точки зрения Екатерины II, является наилучшей для России? Почему?

7. Что Екатерина II думает о крепостном праве? Выпишите все прямые и косвенные высказывания Екатерины II о крепостном праве.

8. Какова роль земледелия в государстве, с точки зрения Екатерины II?

9. Какими качествами должен обладать дворянин? За какие поступки можно лишиться дворянства?

10. Под чьим влиянием написан «Наказ» Екатерины II?

11. Каковы особенности сословной политики Екатерины II?

12. Каково отношение Екатерины II к крепостному праву?

13. Повлияло ли восстание Е. Пугачева на политику Екатерины II?

14. Закончилась ли модернизация России к концу XVIII в.

 

Литература

1. Андреев А. «Я бы первая последовала доброму примеру» // Родина – 2010 - № 2.

2. Анисимов Е.В.. Каменский А.Б. Россия в XVIII- первой половине XIX века. М.,2017.

3. Быков Д. «Тех беглых жёнок с мужьями… отдать ему без суда». Дворяне и беглые крестьяне во времена Елизаветы // Родина – 2009 - № 2.

4. Ведьмин О. Печальная карьера вундеркинда. Превратности судьбы флигель-адъютанта Петра Фёдоровича // Родина – 2009 - № 2.

5. Дворцовые перевороты (специальный выпуск) // Родина – 2009 - № 2.

6. Екатерина II. Сочинения и мемуары. [Электронный ресурс]. — URL: http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/ 3. История Европы: с древнейших времен до наших дней / Под ред.А. О.Чубарьяна. М., 1994. Т. 3.

7. Экштут С. «Если вам тошно, сплюньте скорее…» Суворовская наука адмирала де Рибасса // Родина – 2010 - № 11.

8. Юдин Е.Е. Образование и карьера дворянина во Франции и в России во второй половине XVIII в. // Вопросы истории - 2011 - № 4.

9. Эйдельман Н. Я. ЭЗО. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII— начало. XIX столетия.— М.: Мысль, 1986.— 368 с.- http://imwerden.de/pdf/eydelman_gran_vekov_1986_text.pdf

10. Моряков В.И. ЕКАТЕРИНА II — Просветитель или консерватор?// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 8. История. -2010. -№ 3.-file:///C:/Users/Администратор/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/Моряков%20В.И.%20Екатерина%20II%20-%20просветитель%20или%20либерал%20(1).pdf

11. Ибнеева Г.В. Политика просвещенного абсолютизма в империи Габсбургов и России: институциональный аспект.-http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/22226/1/pir2011-16.pdf

12. Садикова Д.Р.Характеристика Просвещенного абсолютизма Екатерины II в советской и современной Отечественной историографии//Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 2 (155).-https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/sadikova_d._r._98_101_2_155_2015.pdf

13. Лупанова Е.В.Польский вопрос в политике Екатерины II в начале её царствования//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008.-Т. 10,.-№4.- file:///C:/Users/Администратор/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/the-polish-question-in-the-policy-of-catherine-the-great-at-the-beginning-of-her-reign%20(1).pdf

14. Белов м.в.греческий проект" и имперское наследие российской внешней политики в постсоветской историографической ситуации //Люди и тексты. Исторический альманах.- 2014.-№5.-С.328-349.

 

 

Тема10. Россия в 1801-1855 гг.

План занятия

1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

2. Политическое развитие России в начале ХIХ в. «Правительственный либерализм». Проблема конституционных преобразований в правительственной политике Александра I.

3. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на российское общество.

4. «Дворянский либерализм»: движение декабристов и его значение.

5. Основные направления внутренней политики Николая I. «Крестьянский вопрос» в его царствование.

6. Общественное движение в период царствования Николая I

7. Внешняя политика Александра I и Николая I.

 

1. Проанализируйте изменения в сословной структуре России. Как изменилось положение дворян, крестьян. Рассмотрите факторы роста промышленности и начала промышленного переворота. Выделите и проанализируйте главные особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX в.

2. Рассмотрите направления и особенности внутренней политики Александра I по двум периодам: 1801-1812 гг., 1814-1825 гг. На первом этапе уделите внимание следующим направлениям политики: крестьянский вопрос, система образования, государственное управление. Проследите за деятельностью таких государственных деятелей эпохи Алекcандра I, как М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. Проанализируйте процессы изменения в характере внутренней политики после 1814 г.

При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на главный стержень этой эпохи — осознание властью необходимости ограничения самодержавия и отмены крепостного права. Особенность политики самодержавия заключалась в том, что оно начало решать эти проблемы в секретных комитетах, не опираясь на общество. Следует внимательно проанализировать не только состоявшиеся реформы Александра I и Николая I, но и конституционные проекты, проекты отмены крепостного права, разрабатывавшиеся в секретных комитетах, и выявить причины того, почему они не были реализованы. При этом особое внимание нужно обратить на взаимоотношения самодержавия и дворянства, большинство которого не поддерживало либеральных идей Александра I.

3. Охарактеризуйте международное положение России в начале XIX в. и определите главные внешнеполитические задачи России на европейском и восточном направлениях. Проанализируйте причины участия России в антифранцузской коалиции, раскройте ход военных действий, создание Тильзитского мирного договора. Проанализируйте причины военного столкновения России и Франции в 1812 г. Дайте характеристику основным этапам Отечественной войны 1812 г. Определите значение победы России в Отечественной войне 1812 г.

4.Подумайте, как изменилось самосознание российского общества после войны 1812 г. и декабристского движения, в котором впервые открыто проявился раскол между правительством и обществом? Выявите характерные черты «правительственного либерализма» и «дворянского либерализма», найдите общее и особенное. Сопоставьте программные документы декабристов.

5.Дайте ответ на вопрос: закончилась ли модернизация России к середине XIX в. Определите причины, обусловившие реакционный характер внутренней политики Николая I. Рассмотрите направления деятельности императорской канцелярии. Выделите и проанализируйте направления изменений в государственном управлении России: кодификация законов, создание корпуса жандармов, цензурная политика, теория официальной народности. Подведите итоги внутренней политики Николая I.

6. Проанализируйте внешнеполитические мероприятия Николая I по решению восточного вопроса, на европейской арене. Выделите внешнеполитические задачи России на кавказском направлении и проанализируйте итоги. Рассмотрите ход Крымской войны (причины, этапы, причины поражения России). Подведите итоги внешней политики России во второй четверти XIX в.

6. Рассмотрите развитие общественного движения в России во второй четверти XIX в. по трем направлениям: радикальное, либеральное и консервативное. Проанализируйте основные позиции дискуссий славянофилов и западников. Рассмотрите деятельность университетских кружков 1820-1840-х гг. и содержание социальных идей А.И. Герцена, западников и славянофилов.

7. Рассмотрите особенности системы международной отношений в Европе после 1815 г. Проанализируйте цели Священного союза. Рассмотрите внешнеполитические мероприятия России в решении восточного вопроса: русско-турецкая война 1806-1812 гг., присоединение Закавказья, события в Греции. Изучите причины и содержание Крымской войны 1853-1856 гг., её итоги и последствия.

 

Контрольные вопросы

1. Какие факторы обусловили рост промышленности и начало промышленного переворота в первой половине XIX в.?

2. Можно ли утверждать, что начальный период правления Александра I представлял собой возврат к «золотому веку» Екатерины II и полный отказ от политики Павла I?

3. Каковы причины усиления реакционных тенденций во внутренней политике Александра I после 1820 г.?

4. Какие существуют точки зрения на результаты Бородинского сражения в отечественной и зарубежной историографии?

5. Каковы причины неудачи восстания декабристов 14 декабря 1825 г.?

6. Какова, с точки зрения М. М. Сперанского, разница между государствами Запада и России? Как Вы думаете, после каких событий в Европе эти идеи стали актуальными для русской общественной мысли и почему?

7. Почему Александр I и Николай I не смогли провести реформу по отмене крепостного права?

8. Какова была программа преобразования России у декабристов?

9. Как движение декабристов повлияло на политический курс правительства Николая I?

10. В чем заключается общее и особенное в программе преобразования России у западников и славянофилов?

11. Почему в последние годы в отечественной историографии переосмысливается характер внутренней политики Николая I?

12. Каковы факторы возникновения и обострения Восточного вопроса в 1830-х гг.?

13. В чем проявились внешнеполитические просчеты Николая I в оценке дипломатической борьбы вокруг Восточного вопроса с европейскими государствами?

Доклады

1. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.

2. Европейское Просвещение и рационализм

3. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка

4. Развитие Европы во второй половине XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель. Объединение Италии

5. Американская революция и создание США.

6. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия

 

Литература

1. Архангельский А.Н. Александр I. М., 2006.

2. Гасаналиев М. Русско-иранская война 1804-1813 гг. и Северный Кавказ // Вопросы истории – 2010 - № 9.

3. Земцов В.Н. Взрыв Наполеоном Московского Кремля // Вопросы истории – 2012 - № 7.

4. Иванов Ф.Н. Рекрутская повинность в России в XIX в. на примере Вологодской губернии // Вопросы истории - 2011 - № 1.

5. Кадирниязов Я.С., Махмудова К.З. Георгиевский договор 1802 г. // Вопросы истории – 2012 - № 9.

6. Савельев А.Е. «Кавказские» и «русские» полки в начале XIX в. на Кавказе // Вопросы истории – 2010 - № 2.

7. Тимофеев Д.В. «Гражданин» и «государство» в России первой четверти XIX в.: к истории понятий. // Вопросы истории – 2009 - № 5.

8. Эдельман О. Дети 14 декабря // Родина – 2011 - № 1.

9. Экштут С. Декабристы поневоле // Родина – 2009 - № 12.

10. Тарле Е. Наполеон. М., 1980. — URL: http:// www.museum.ru/1812/library/tarle/index.html 11. Тарле Е. 1812 г. М., 1994. — URL: http:// www.museum.ru/1812/library/tarle1/part01.html 12. Томсинов В. А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М. М. Сперанского. М., 1991.

11. Томсинов В. А. Временщик (А. А. Аракчеев). М., 1996.

12. Киянская О.И.Движение декабристов:взгляд из XXI века.-http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/29770/07-Kiyanskaya.pdf?sequence=1

13. Котова Е.В. Россия на венском конгрессе 1814-1815 годов/ Новая и новейшая история.-2017.-№5.-С.32-53.

14. Таньшина Н.Секретный вояж в Россию племянника дюка Ришелье. Как Николая I пытались втянуть во французскую революцию// Родина.-2019.-№ 4.

15. Чжун Сечжин Два аспекта Кавказской войны: генерал Ермолов и газават//Вопросы истории.-2018.-№11

 

 

Тема 11. Россия в 1855– 1894 гг.

План занятия

1. Внутренняя политика Александра II. Реформы 1861-1874 гг.

2. Внешняя политика Александра II. Основные тенденции мирового развития во второй половине XIX в.

3. Внутренняя и внешняя политика Александра III

4. С. Ю. Витте и его программа модернизации страны.

5. Общественное движение в России во второй половине XIX в.

1.Выделите и проанализируйте предпосылки и причины системных реформ 1860-х гг, и в частности, отмены крепостного права. Рассмотрите этапы разработки проекта реформы, ее теоретическое содержание и практическую реализацию. Определите, почему реформа отмены крепостного права носила незаконченный противоречивый характер. Обсудите значение реформы для дальнейшего развития страны.

Последующие за крестьянской реформы преобразования захватили различные отрасли социально-экономического и политического устройства России: местное самоуправление, суд, армию, просвещение и культуру, церковное управление.

Рассмотрите причины и сущность политического кризиса 1870-х гг., мероприятия правительства по разрешению кризиса, направления и содержание политики министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова (т.н. «диктатура сердца»).

2.Изучите обстоятельств борьбы российской дипломатии за отмену ограничительных условий Парижского мирного договора 1856 г. Проанализируйте особенности деятельности министра иностранных дел А.М. Горчакова, содержание Лондонской конвенции 1 марта 1870 г.?

Усиление влияния России на европейском континенте отразилось в оформлении «Союза трех императоров» и обстоятельствах «военной тревоги» 1875 г. Рассмотрите обстоятельства участия России в событиях внешней политики в Европе в 1860-1870-х гг.

Выделите и проанализируйте факторы, определившие обострение положения на юго-востоке Европы – «Балканский кризис». Рассматривая события войны России с Турцией 1877-1878 гг., выясните:

- особенности боевых действий на Балканах и в Закавказье;

- содержание Сан-Стефанского мирного договора и решений Берменского конгресса.

Рассмотрите внешнеполитические действия России в направлении освоения Дальнего Востока: договоры с Китаем и Японией. Обратите внимание на причины, вызвавшие продажу Аляски России.

Взаимоотношения России со среднеазиатскими государствами проанализируйте с учетом особенностей специфики социально-экономического и политического развития региона. Рассмотрите роль Кокандского и Хивинского ханств, Бухарского Эмирата в системе геополитической картины азиатского континента. Рассмотрите поэтапно завоевание Туркестана. Определите историческое значение присоединения Средней Азии.

Вторую половину XIX в. в развитии Западной Европы можно разделить на два периода. Первый период: 1848–1870 гг. В это время, несмотря на поражение буржуазной революции 1848 г., европейские правительства пытались решить те задачи, которые выдвинула революция (проведение буржуазных реформ, объединение Германии и др.). Второй период: 1870– 1914 гг. В это время произошли фундаментальные изменения, которые заложили основы современного западного общества. Они были связаны со Второй промышленной революцией.

При подготовке к семинару по этой теме следует не только усвоить суть происходящих в мире изменений, но и проследить, как они отразились на состоянии экономики, политики, внешней политики европейских стран и России. Особое внимание нужно уделить США, которые после Гражданской войны стали оказывать значительное влияние на мировую историю.

3.При подготовке к семинару следует обратить внимание на то, что стержень этого занятия — сопоставление эпох Александра II и Александра III.Необходимо не только изучить фактический материал, связанный с подготовкой реформ Александра II, их реализацией, содержанием внутриполитического курса Александра III, но и ответить на вопросы: в чем причина отступления от курса реформ в политике Александра III, как сочетались реформаторство и консервативные устремления во внутриполитическом курсе русского самодержавия во второй половине XIX в.При этом нужно помнить, что картина внутренней жизни империи была далеко не однозначной. В окружении Александра II и Александра III действовали одновременно как консервативные (и даже реакционные), так и либеральные силы.

Либеральная бюрократия времени Александра II, подготовившая модернизацию общества, в конечном итоге сохранила сильную власть самодержавия. Феодальная же природа этой власти диктовала необходимость опоры на консервативные круги. Таким образом, непоследовательность реформ Александра II была заложена в самом характере самодержавной власти, вынужденной проводить буржуазные реформы. Все это сказалось и на политике Александра III, в которой преобладают консервативные черты. Однако и Александр III не мог обойтись без либеральных лидеров (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте). В его политическом курсе сочетались, как попытки приостановить действия реформ (консервация общинных порядков в деревне, ограничение прав земств), так и продолжение курса модернизации, прежде всего в промышленности.

Общественное движение в эпоху Великих реформ развивалось по трем направлениям: консервативное, либеральное и радикальное. Проанализируйте особенности каждого из этих направлений, идейные программы, выделите основных представителей.

 

Контрольные вопросы

1. Причины и предпосылки реформ 1860–1870-х гг.?

2. В чем заключались особенности подготовки реформ 1860–1870-х гг.?

3. Какие изменения произошли в сословном строе России в пореформенное время?

4. Как реформы 1860–1870-х гг. повлияли на развитие в России капитализма, гражданского общества?

5. В чем вы видите причину появления народнического движения?

6. Почему Александр III решил ограничить реформы Александра II? Можно ли считать правительственную политику Александра III консервативной?

7. Закончилась ли модернизация России к концу XIX в.

8. Почему отмена крепостного права не могла полностью решить проблемы российских крестьян?

9. Каков был резонанс на отмену крепостного права в среде освободительного движения?

10. Какие обстоятельства содействовали успеху русской дипломатии в борьбе за отмену условий Парижского мирного договора 1856 г.?

11. Каково значение присоединения к России Средней Азии?

Литература

1. Бочаров А.А. Ограничение телесных наказаний в армии и на флоте в России в середине XIX в. // Вопросы истории – 2011 - № 3.

2. Буслаев А. Как пили за здоровье тысячелетия. Торжества 1862 г. // Родина – 2010 - № 10.

3. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. — URL: http://www.historichka.ru/materials/ zaionchkovskii/ Крестьянская реформа 1861 года в России / Составитель, автор предисловия и вступительной статьи В. А. Томсинов. М., 2012.

4. Кузнецов В. Давно знакомы с азиатцами. Казачество в Ахалтекинской экспедиции // Родина – 2011 - № 1.

5. Котюкова Т. «Гриппозное воспаление обоих легких…» Отчего умер «изгой» из дома Романовых // Родина – 2011 - № 6.

6. 3ВЕРЕВ В.В.ЭВОЛЮЦИЯ НАРОДНИЧЕСТВА: "ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ"-http://russiabgu.narod.ru/pages/themes/txt/zverev_evolutcia_narodnichestva.pdf

7. Рудницкая Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России.-http://historystudies.org/list/

8. Черкасов П.П. За кулисами Парижского конгресса 1856 года-http://historystudies.org/list/

9. Сафронова Ю.А."Высочайшая милость" вне "надлежащего порядка" в первые годы правления императора Александра II// Российская история.-2016.-№1.

10. Бережанский А.С. народничество на рубеже 70-80-х гг. XIX в. и проблема переходы к политической борьбе//Вопросы истории.-2018.-№5.-с. 98-119.

11. Рыбачёнок И.С. Россия и Берлинский конгресс 1878 г.//Новая и новейшая история.-2018.-№3.-с. 142-168.

12. Бережанский А.С. Народничество на рубеже 70-80-х гг. XIX в. и проблема перехода к политической борьбе//Вопросы истории.-2018.-№5.

 

 


ТЕМА: Россия в начале ХХ века (1900-1917 гг.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.45 (0.106 с.)