Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: законы и Категории диалектики как сущностные принципы
Цель: раскрыть сущность основных законов и категорий диалектического мышления. Показать важность их применения в познавательной деятельности.
План лекции 1. Диалектика как учение о развитии, общих законах развития природы, общества и мышления. 2. Идея развития в философии и науке ХХ в. 3. Категории как объективно-идеальные формы тождества бытия и мышления. Виды категорий.
Основные понятия по теме: диалектика, категория, закон, сущность, явление, содержание, форма, всеобщее, особенное, единичное, часть, целое, причина, следствие, детерминизм, возможность, действительность, необходимость, случайность.
Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая. Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей. Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.: · Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития. · Расхождения диалектики и идеи развития. · Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития. · Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики. · Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях. · Герменевтика представляет игру как принцип развития.
Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру. Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления. Целое и часть – философские категории, выражающие отношения единого и многого (непрерывного и дискретного) во всех типах бытия и знания. Целое как совокупность элементов, образующих нечто единое, сложное, структурированное. Часть как элемент целого и как форма его проявления. Функциональные, генетические, структурные и правленческие отношения частей внутри целого. Диалектика целого и частей: 1. Целое равно сумме частей; целое больше суммы частей. 2. Целое предшествует частям; части предшествуют целому. 3. Целое – причина частей; части – причина целого. 4. Синтетическое познание целого через части; аналитическое познание частей через целое. Монада и душа как формы целого без частей. Холизм и меризм как искаженные образы диалектики целого и части. Всеобщее, особенное и единичное – философские категории, выражающие связи между вещами, их законами и условиями их бытия. В количественном плане всеобщее обозначает свойство, присущее всем предметам данного класса; особенное фиксирует свойство только некоторых экземпляров; единичное указывает на свойства, присущие только одному экземпляру. В качественном плане всеобщее выражает закон класса вещей; особенное обозначает условия проявления закона; единичное представляет собой живую конкретность как единство многообразных условий, законов. Проблема бытия всеобщего: реализм, номинализм, концептуализм и диалектика как варианты решения данной проблемы. Абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее в философии Гегеля и Маркса.
Содержание и форма – универсальные философские категории, выражающие противоположность между бытием самим по себе и бытием для другого. Содержание как субстрат, состав, материал вещей, как их неупорядоченное самоизменение. Форма как организация, упорядочивание вещей и их движения в системные и структурные образы. Форма как способ связи и соотношения частей предмета. Внутренняя и внешняя форма. Причина и следствие – философские категории, выражающие генетически-порождающий тип взаимодействий в мире. Учение Аристотеля о четырех причинах. Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм. Причинность в вероятностных процессах. Причина, условия, повод. Телеология и ее исторические судьбы. Телеономия. Причинность и свобода воли человека. Имеется ли причина у самой причины? Действительность и возможность – универсальные философские категории, выражающие соотношения между различными степенями реальности вещей. Невозможность, абстрактная возможность, реальная возможность и действительность. Действительность как реальность в форме самодействия. Возможность как реальность в форме условий. Возможность и вероятность. Необходимость и случайность – философские категории, отражающие соотношения между абсолютными и относительными свойствами бытия. Необходимость как рок, как всеобщий неизвестный закон всего сущего. Необходимость как внутренняя самообусловленность, как причина самое себя. Структура необходимости: неразрешенное противоречие, условия, процесс их слияния. Случай как чистая возможность, как то, что может быть, а может и не быть. Случай как проявление необходимости, как зародыш новой необходимости. Случайность как точка пересечения двух необходимых процессов. Проблема объективности случайности.
Выводы Диалектика в методологическом плане занимает важное место в познавательной деятельности. Само понятие диалектика может употребляться в трех значениях: · Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная реальность. · Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. · Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Диалектика в своем арсенале имеет ряд специфических категорий, служащих познанию окружающей действительности.
3 Методические рекомендации к лекции Прежде всего, обратите внимание на овладение категориальным аппаратом диалектики. Усвойте действие основных законов диалектики с применением их в объяснении окружающего мира. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке. Обратите особое внимание на специфику диалектического метода.
& Литература Абдильдин Ж.М. Собр.соч. В 5 тт. Т.2. – Астана, 2000. – с. 32-148. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 1988. – с. 21-342.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – с.282-411. Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2 - М., 1996 – с.191-197. ??? Вопросы и задания контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1. Что включает в себя диалектика как понятие? 2. Назовите и охарактеризуйте законы диалектики. 3. Что такое категория? Назовите и охарактеризуйте парные категории диалектики. Репродуктивно-практический уровень: 1. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке. 2. Проведите сравнительный анализ марксистской и гегелевской диалектики. 3. Проведите сравнительный анализ диалектики и метафизики.
Творческий уровень: 1. Интерпретируйте диалектику гегелевского положения: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». 2. Раскройте на конкретном примере сущность категорий «действительности» и «возможности», «необходимости и случайности». 3. Каким образом была осмыслена Гегелем диалектика Гераклита?
Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1. Законспектируйте учебный материал по вопросам темы, обозначенным в начале лекции. 2. Составьте терминологический словарь по теме.
Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1. Напишите реферат на одну из заданных тем: · Кантовское учение о категориях · Диалектические идеи Платона · Движение от конкретного к абстрактному как этап теоретического познания · Диалектика как методология · Категории как ступени познания · Гегелевское понимание абстрактного и конкретного · Диалектика Гераклита · Законы материалистической диалектики · Учение Аристотеля об основных видах причинности · Аристотелевское учение о категориях · Гегель как великий диалектик · Диалектика как метод: единство исторического и логического; «восхождение» от абстрактного к конкретному.
Уровень критически-творческой деятельности: 1. Рассмотрите и осмыслите исторические этапы диалектики как универсального метода познания. 2. Изучите и дайте анализ работы А.Ф.Лосева «Диалектика мифа». В кн.: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – с.21-186. 3. Сделайте сравнительный анализ кантовской и гегелевской системы категорий.
: Тесты: Закрытые задания с выбором одного правильного ответа: Обведите букву правильного ответа:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.027 с.) |