Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философию какой эпохи можно назвать теоцентрическим мировоззрением:
А) эпохи Научной революции В) эпохи Средневековья С) эпохи Возрождения D) эпохи Античности Е) эпохи Просвещения 5. Под этим термином в средние века подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире: А) номинализм D) материализм В) реализм Е) агностицизм С) дуализм 6.Автором произведения «Утешение философией» является: А) Ориген D) Боэций В) Августин Е) Абеляр С) Аквинский 7.Автором теории «двух истин» является: А) Августин D) Авиценна В) Аквинский Е) Абеляр С) Аверроэс 8. Укажите имя философа, идеи которого развивает неотомизм: А) Оккам D) Платон В) Аквинский Е) Августин С) Абеляр 9. «Понимаю, чтобы верить!» - знаменитый тезис А) Абеляра D) Эриугены В) Бонавентуры Е) Оккама С) Аквинского В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена A) Боэцием D) Росцеллином B) Августином E) Платоном C) Порфирий Открытое задание со свободно конструируемым ответом: Дополните: 1. Термин «исихазм» происходит от …слова … (укажите все значение) 2. Термин «схоластика» происходит от … слова … Задания на установление соответствия: 1. Установите соответствия:
Философ Период A) Абеляр 1. Ранняя схоластика B) Оккам 2. Зрелая схоластика C) Боэций 3. Поздняя схоластика D) Аквинский E) Экхарт
Ответы: 1-____; 2-_____; 3-_____. Установите соответствия: Произведение Автор A) «История моих бедствий» 1. Боэций B) «О божественном единстве и троичности» 2. Абеляр C) «Утешение философией» 3. Аквинский D) «Сумма против язычников» E) «Сумма теологии»
Ответы: 1-____; 2-_____; 3-_____.
3. Установите соответствия: Философ Направление A) Эриугена 1. Реализм B) Ансельм Кентерберийский 2. Номинализм C) Аквинский 3. Концептуализм D) Росцеллин E) Абеляр
Ответы: 1-____; 2-_____; 3-_____.
Тема: Развивающаяся автономность человека и идеалы Реформации
Цель: раскрыть смысл возрожденческого индивидуализма, обусловившего необходимость протестантской Реформации.
План лекции 1. Рост городов и становление гражданского общества. 2. Подрыв монополии римско-католической церкви и схоластического образования. 3. Гуманизмкак возрождение античной культуры и ее трансформация в антропологическом и индивидуалистическом духе.
Основные понятия по теме: ренессанс, антропоцентризм, индивидуализм, гуманизм, реформация, протестантизм.
Эпоха Возрождения (франц. - Ренессанса), охватывающая период с 14 по 17 вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римских традиций портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Поборники новой светской культуры слыли добрыми христианами. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. Термин «гуманизм» употреблялся еще известным римским оратором Цицероном (106-43 до н.э.) – воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Но родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве – начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный обьект познания. Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Еще одна важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествяющей Бога и природу. И наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший обьект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже 15-16 вв. становится общеевропейским явлением.
Пико делла Мирандола (1463-1494): «Достоинство человека в его свободе». Тенденция к обожествлению человека у Альберти: «Человек – это счастливый смертный бог». Подлинный гимн индивидуализму – творчество Лоренцо Валла (1407-1457) – трактат «О наслаждении», где мерилом нравственности выступает личное благо. Важная деталь: гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами; гуманисты, оставаяясь верующими людьми, выдвигали на первый план человека, а затем говорили о боге. Также возникли антиклерикальные взгляды – направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них – Томаззо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини – даже были возведены в 15 в. на папский престол. До середины 16 в. преследования гуманистов со стороны католической Церкви явление крайне редкое. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление. В 15 веке произошел раскол католической церкви – возник протестантизм. Реформация выступила против коррупции и безыдейности католицизма. И не безуспешно. С Реформацией тесно связаны имена Савонаролы Дж., Мартина Лютера – основателя немецкого протестантизма, и Жака Кальвина – превратившего веселый город ремесленников Женеву в скучный, добропорядочный городок. С того момента, когда дух возрожденческого индивидуализма проник в царство теологии и потряс основы религиозных убеждений Церкви, в Европу ворвался исторический ветер протестантской Реформации. Протестантскую революцию обусловили многие серьезные причины: давно идущее обмирщение церковной иерархии; бедность и благочестие церковной паствы в отличие от иерархии священнослужителей, зачастую вовсе чуждых христианской вере, но получающих социальные и экономические привилегии; усиление светской монархической власти; подъем национального самосознания. Однако наиболее важным элементом Реформации был нарождающийся дух мятежного и своевольного индивидуализма.
Церковь подменила веру в личность Иисуса Христа на веру в учение церкви, лишив силы изначальное христианское откровение, превратившись в непроницаемую преграду между человеком и Богом. Восстание Реформации против католической церкви явилось беспрецедентным событием в истории западной культуры, утверждением индивидуальной совести в противовес религиозному авторитету. Независимое человеческое «я» и всевластное Божество, сопряженные теснейшими узами – вот главный постулат Реформации. Непосредственным результатом освобождения из тисков прежней схемы стал апогей пламенной христианской веры, наполнившей души протестантов новым духовным смыслом. Каждому верующему, начиная с Реформации, приходилось в своей вере все больше полагаться на себя, в связи с чем обострялись критические способности западного интеллекта. «Расколдовав» мир от «чар» имманентной божественности, Реформация подготовила его к радикальному пересмотру со стороны науки. Даже реанимированные Реформацией библейские предания о подчиненности природы владычеству человека, способствовали поощрению уверенности человека в том, что он – познающий субъект, противопоставленный природе как объекту. Возвращение протестантизма к не допускающему отклонений Слову Божьему, запечатленному в Библии, оказало благотворное влияние на зарождающееся новое мышление, указав на необходимость получать беспристрастную объективную истину. Социальные последствия Реформации проявились также и в ее сложной взаимосвязи с экономическим развитием северных стран Европы. В течение жизни нескольких поколений главную роль здесь играла протестантская этика труда, которая подкреплялась утверждением личностного начала, поощряла рост и экономическое процветание среднего класса. Выводы В эпоху Возрождения произошел переворот в осмыслении ценностей, в понимании и оценке сущего. Высшей ценностью теперь становится человек, отсюда характерный для философской мысли Возрождения антропоцентризм. Важнейшая черта культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Развитие возрожденческого индивидуализма повлекло за собой необходимость Реформации, утверждение индивидуальной совести в противовес религиозному авторитету.
3 Методические рекомендации к лекции При изучении данной темы особое внимание следует обратить на изменение мировоззренческой установки в эпоху Возрождения. В ходе работы над лекцией акцентируйте внимание на таких основных понятиях эпохи Возрождения, как гуманизм, антропоцентризм, индивидуализм. При изучении темы очень важно понять мировоззренческое значение как эпохи Возрождения, так и протестантской Реформации для следующего важнейшего этапа человеческой истории, выступающего основой современной цивилизации, - Нового времени.
& Литература Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В двух частях. – М., 1989. – Т.1. – С. 135-145. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. - М., 1996. С.17-348 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Исторические философские очерки и портреты. – М., 1991. – С. 67-84. Рассел Б. История западной философии. – Т. 1. – М., 1993. – С. 78-94. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – М: Пневма, 2002. – С. 50 –54, 71-76. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 134-152. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., Москва. - Прогресс. – С.5-174 Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности.– М., 2001. – С. 174-196. ??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1.Каковы отличительные черты культуры Возрождения? 2.Как проявился в эпоху Возрождения культ творческой индивидуальности и автономности личности? 3.В чем заключался знаменитый спор между Э.Роттердамским и М.Лютером. Репродуктивно-практический уровень: 1.Проанализируйте, какие плоды принесла характерная для Возрождения установка на самореализацию личности? 2. Раскройте смысл учения Лютера об «оправдании верой»? 3.Составьте таблицу: Натурфилософские учения эпохи Возрождения.
Творческий уровень: 1. Проанализируйте «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола. 2. «Человек равен Богу» – как это положение отражает мировоззрение Ренессанса. 3. Раскройте значение протестантской этики труда в утверждении личностного начала и экономического процветания среднего класса. (М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»).
Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1.Определите в какие периоды истории философии следующие понятия имели приоритетное значение: логос, патристика, гелиоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, метафизика, макиавеллизм, Рок, апатия, гуманизм, Космос, индивидуализм, первоначало, майевтика, пантеизм, атараксия, множественность миров.
Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1.Прочитайте и проанализируйте выдержки из работ Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии» и М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». 2.Проанализируйте основные мировоззренческие картины мира:
3.Подготовьте рефераты на следующие темы (по выбору): «Возрожденческий «титанизм» и идеал государя у Макиавелли», «Лютер и протестанский образ жизни», « Образ философии в эпоху Ренессанса». Уровень критически-творческой деятельности: 1. Напишите письменную работу на тему: «Человек как «творение неопределенной природы». Ступени совершенствования человека». 2. Проанализируйте и раскройте особенности философии Возрождения:
3. Прочитайте и проанализируйте работу Э. Фромма «Бегство от свободы» (обратите внимание на значение идей Реформации в становлении мировоззрения современного человека западной цивилизации). : Тесты Закрытие задания с выбором одного правильного ответа:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.163 (0.059 с.) |