Вопрос 1. Понятие как форма мышления. Понятие и слово. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие как форма мышления. Понятие и слово.



 

ПОНЯТИЕ – это форма мышления, в которой объект мышления задан в его общих и существенных признаках. В языке понятия выражаются через слова или словосочетания: «канарейка», «весело поющая канарейка, сидящая на зеленом дереве».

Слово представляет собой единство звукового или графического комплекса (внешнего имени) с внутренним смысловым значением.

Под последним и понимается то, что мы обозначаем словом «понятие». Слова можно отождествлять и различать по их звуковым(графическим) комплексам, по выражающим ими понятиям, по объектам, которые они обозначают. В языке часто встречаются явления омонимии и синонимии. Омонимия – это когда одним и тем же именем обозначают разные объекты (например, именем «коса» в русском языке обозначают и особое сплетение волос, и орудие сельскохозяйственного труда, и часть суши выдающуюся в воду.)

Синонимия – другое языковое явление, связанное с тем, что одно и тоже явление имеет разные имена (например, неумного человека могут называть и дураком и олухом и дегенератом и олигофреном и недоумком и т. д.)

Основное отличие слова от понятия: слово делает акцент на имени (звуковом и графическом комплексе), понятие переносит акцент на идеальную сторону – смысл и содержание слова.

К понятию близки и такие языковые выражения как «термины» и «категории». ТЕРМИНЫ – это понятия фиксированные в определенной

области знания (вот почему мы говорим: «термины физики», «термины психологии» и т.д. Категории – это понятия наиболее важные в данной области знания.

Понятия являются результатом идеальной (духовной) деятельности человека и относятся к формам мышления. Мышление – это второй уровень идеальной деятельности. Первый уровень духовной деятельности человека - это чувственность, которую обычно делят на три формы: ощущения, восприятия и представления.

Природа понятия отлична от природы чувственных образов:

а) чувственные образы имеют наглядный характер, а понятие лишено

наглядности;

б)в чувственных образах объект задан в индивидуальных единичных

чертах, а понятие задает объект лишь в общих чертах, лишенных индивидуальности;

в) в чувственных образах, наряду ссущественной и несущественные стороны объекта, понятие фиксирует лишь сущность объекта, вот почему переход к оперированию понятиями позволило человечеству сделать важный шаг в духовном освоении мира.

 В познании понятия образуются такими приемами как: анализ, сравнение, синтез, обобщение и т.д.

Формами мышления человека, наряду с понятиями, являются еще суждения и умозаключения. С ними мы познакомимся при изучении других разделов логики, там же мы изучим вопрос об отличии форм мышления друг от друга.

 

Вопрос 2. Содержание и объем понятий.

Понятие имеет содержание и объем. СОДЕРЖАНИЕ понятия – это набор признаков объекта, который мыслится в данном понятии.

Например, содержанием понятия «квадрат» будут такие признаки:

а) геометрическая фигура;

б) плоская геометрическая фигура;

в) четырехсторонняя замкнутая геометрическая фигура;

г) фигура, имеющая параллельные стороны;

д) фигура, имеющая все равные стороны;

е) фигура, имеющая все прямые углы.

Содержанием понятия «преступление» будут признаки:

а) быть деянием;

б) быть предусмотренным уголовным законом;

в) быть общественно опасным деянием.

 

ОБЪЕМ понятия - это множество объектов, которые мыслятся в понятии. Например, объемом понятия «студент» являются все люди,

которые учатся в высшей школе.

Содержание и объем понятия тесно связаны между собой. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом и наоборот. Например, прибавив к набору признаков,

которые мы приписывали понятию «стол», новый признак «деревянный», мы сокращаем объем этого понятия, так как деревянных столов в мире значительно меньше, чем столов вообще. 

Увеличивая объем понятия «учебник по философии», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не

будет включать в себя признаки, характеризующие учебник по философии.

 

Вопрос 3. Виды понятий.

Понятия делят на следующие виды: 1) общие, единичные и нулевые (пустые), 2) регистрирующие и нерегистрирующие 3) собирательные и несобирательные, 4) конкретные и абстрактные, 5) положительные и отрицательные, 6) безотносительные и соотносительные, 7) строгие и нестрогие.

1. Понятия делятся на ЕДИНИЧНЫЕ, ОБЩИЕ и НУЛЕВЫЕ (пустые) в зависимости от того, мыслится в них один объект, множество объектов или не мыслится ни одного объекта. Понятие, в котором мыслится один объект, называется единичным (например, река Волга, А. С. Пушкин, Франция). Понятие, в котором мыслятся множество объектов (больше одного), называется общим (например, река, поэт, государство). Нулевым понятиям в природе нет соответствующего объекта (например, круглый квадрат, дракон, домовой).

2. Понятия делятся на РЕГИСТРИРУЮЩИЕ и НЕРЕГЕСТРИРУЮЩИЕ в зависимости от того есть ли в содержании данного понятия признаки, отвечающие на вопросы «где», «когда», «какого рода».

Если такие признаки есть, то понятие считается регистрирующим

(например, поэт 19 века, государство Европы), если такие признаки

отсутствуют, то понятие считается нерегистрирующим (например, поэт, государство).

3. Понятия делятся на СОБИРАТЕЛЬНЫЕ и НЕСОБИРАТЕЛЬНЫЕ. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности объектов, составляющих единое целое, называются собирательными понятиями.

Например, понятия «полк», «созвездие». Признаки данных понятий нельзя прямо переносить на объекты входящие в данную совокупность (созвездие может быть большим, а отдельные звезды, входящие в него, маленькими). Понятия, признаки которых относятся к каждому объекту, задаваемому данным понятием, называется несобирательным. Например, понятия «солдат», «звезда».

4. Понятия делят наКОНКРЕТНЫЕ и АБСТРАККТНЫЕ в зависимости от того, что они отражают: предмет или его признак (отношение). Понятие, отражающее предмет (совокупность предметов) или явление называется конкретным понятием. Например, понятия «мяч», «стена», «радуга» – конкретные понятия. Понятие, отражающее свойство предмета или отношения между предметами считаются абстрактными понятиями. Таковыми являются понятия «круглый», «белизна», «радужность».

5. Понятия делят на ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ. Положительным считается понятие, в содержание которого входят положительные признаки (признаки, которые говорят о наличии у объекта каких либо свойств и отношений). «Мяч», «человек», «преступление» являются положительными понятиями, так как при их характеристике мы им приписываем определенные свойства и отношения (быть круглым, иметь разум, быть общественоопасным и т. д.). Отрицательным считается понятие, в содержании которого имеются отрицательные признаки (признаки, которые указывают на отсутствие у объекта каких либо свойств и отношений). Понятия «беззаконие», «алогичность», «неверующий» являются отрицательными понятиями, так как содержание их раскрывается указанием на отсутствие у данных объектов определенных свойств (быть вне закона, быть нелогичным, не верить в бога и т. д.).

6. Понятия делят на БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ и СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ в зависимости от того, мыслятся ли в них объекты существующие раздельно или в отношении только с другими объектами. Понятия, в которых объекты могут мыслиться сами по себе, вне соотношения с другими объектами, называются безотносительными понятиями. Таковы понятия «стол», «стул», «человек». Понятия, в которых объекты не могут мыслиться вне сопоставления их с другими объектами, называются соотносительными понятиями. Таковы понятия «родители», «брат», «часть», «причина».

7. Понятия делят на СТРОГИЕ и НЕСТРОГИЕ в зависимости от того, насколько в них фиксировано содержание. В строгих понятиях содержание всегда четко определено и в отношении количества признаков входящих в содержание и в отношении значения каждого из признаков. Таковы понятия математики, естественных наук, юриспруденции. В нестрогих понятиях содержание не носит такого жесткого характера и допускает различное толкование. Таковы понятия обыденного языка, философии, многих гуманитарных наук.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.33 (0.011 с.)