Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое культура в философском понимании?
Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности. В рамках просветительской философии истории идея культуры выражала степень развитости разумного начала, выражающегося в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. Немецкая классическая философия отождествляла культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества. При этом многообразии форм культуры располагалось ими в определенной исторической последовательности. В рамках философии жизни формируется новая идея об исторической самобытности и локальности культур, происходит отказ от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа-культура» сменяется новой оппозицией «цивилизация-культура». Это противопоставление было связно с критикой негативных черт западной техногенной цивилизации и «массовой культуры». Культура как органическое, творческое, духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, технологическому, материальному. Культура при этом сводилась к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить 2 основных подхода к осмыслению культуры – аксиологический и деятельностный. С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности, «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе»(Маркарян). В качестве способа сохранения и развития общества, культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Здесь акцентируется внимание не столько на культуру личности, сколько на культуру всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю.А. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хранения и передачи смыслов, регулирующих деятельность, поведение и общение. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающих языком, сознанием, искусством, наукой, современной техникой, представляет собой абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества «социальных эстафет» и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным вопросом для философии культуры(Мюллер) является вопрос о существовании культурных универсалий, дающих возможность философского осмысления культуры. С точки зрения неокантианцев (риккерт, викдельбанд), универсалиями культуры являются общезначимые ценности (логические, эстетические, нравственные). В психоаналитической концепции Юнга универсалии культуры задаются психобиологическим единством человеческого рода. Согласно социально-философской теории Маркса, культура это сам процесс человеческой жизнедеятельности, а не только совокупность его результатов, и она может быть понята только в связи с обществом и трудом.
29. Что такое аксиология? (+о мировоззренческом смысле высших ценностей) Мировоззренческий смысл высших ценностей. В самом широком смысле ценность – это положительная значимость, противопоставляемая отрицательной значимости, антиценности: ценность-характеристика благого, «дурного», и плохого. В отношении человека к ценностям выделяются 2 аспекта: оценочный и целеполагающий. Оценочное отношение включает в себя определение ценностей, их качественное разграничение, выявление ценностных градаций в том, что подвергается оценке. Целеполагающее отношение основывается на принятии ценностей в качестве того, что следует сохранять и/или осуществлять, т.е. в качестве более или менее упорядоченной совокупности целей. Высшими ценностями являются те, которые, с одной стороны, выступают как наиболее общезначимые критерии оценки, а с другой – как самодостаточные цели. Традиционно в европейской культуре к высшим ценностям относят ценности добра, истины, красоты, божественности, свободы, любви. Совокупность основных ценностей – целей составляет стержень мировоззрения – ценностную ориентацию личности и социальной общности, определяет смысл жизни. Чтобы найти и исполнить смысл жизни, необходимо выявить положительные и отрицательные свойства и возможности человека. Ценности выражаются в идеале, выступающем как образ желаемого будущего, цель предел стремлений, и критерий оценки реальных или возможных явлений. Предел совершенства - благо как таковое - ценностный абсолют - в античном мировоззрении –космос, совершенствование человека понимается как самосозидание по космическим образцам и принципам разумности., размеренности (справедливости, добра), гармонии (красоты). Высшие ценности открываются человеку как различные стороны блага как такового.
Божественное, священное –ценность всесовершенства, идеала как предмета поклонения. Бытие – ценность осуществленности (ценного) Истина – ценность правильного Прекрасное – непосредственное явление блага(красота) Личность – ценность целостности блага в индивидуальном существовании Добро – ценность блага как должного, ценность самообязывания к осуществлению порядка ценностей по восходящей. Любовь – ценность личностного единения с благом. Свобода – ценность самоопределения человека в направлении к ценностному абсолюту. В религии определяющая ценность – божественное, высшая ценность морали –добро, ценностью прекрасного – эстетическое отношение к действительности, высшая ценность науки – истина, для философии особую ценность представляет сама возможность построения мировоззренческих систем с различным ценностным строем на основе интегрировании достижений многих областей культуры. Философия включает в себя учение о ценностях – аксиологию. Аксиология является одним из разделов философии, отведенного исследованию ценностей. Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из понимания, целостного мироведения, которое помогла бы выбрать общее направление жизни, указать ее главнее цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Существенные различия между философскими системами, школами, течениями и т.д. обусловливаются тем, какие ценности и в каком соотношении полагаются в их основание. Например, в философии Ницше на первый план выдвигается ценность индивидуальной воли к могуществу (воли к власти), которая становится мерилом в его «переоценке всех ценностей». Философствуя, человек размышляет о том, в чем суть всего существующего, ставя под вопрос самого себя. Он неизбежно оказывается перед проблемами смысла, назначения своей жизни, ее задач и возможностей. Ценность, достоинство отдельного существования, включая личное, определяется в соотнесении его с иерархией ценностей, на вершине которой – абсолютное благо. Исследование его выявляет глубокий смысл и действенность идущего от Платона сближения идеального и идеала; тождеств и различия ценностей божественного. Бытия, истины, добра, красоты, сливающихся в идее Единого Бога, т.е. – ценностного абсолюта. Долгое время ценностная проблематика разрабатывалась философами преимущественно в рамках онтологии, поскольку считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в божественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентальном (теоцентризм). Только с упрочением антропоцентристского мировоззрения в результате развития просветительских идей появились представления о том, что высшие ценности суть «идеалы будущего», к которым люди должны направлять свою волю, чтобы шло совершенствование человека, осуществлялся Прогресс человеческого рода. Бытие остается ценностью, но не как вневременное абсолютное бытие, а как одна из целей – осуществление ценности в будущем или сохранение ценного в настоящем. Кант разграничивает ценность и бытие, пологая, что ценность не существует, но обладает значимостью. Благодаря усилиям немецких последователей Лейбница, во второй половине 19 века разворачивается философское исследование ценностей, аксиология превращается в особую философскую дисциплину. Виндельбанд трактует философию как учение об общезначимых ценностях. Он выявляет ценностный характер культуры, усматривает смысл исторического движения в прогрессирующем воплощении ценностей. Важную роль в аксиологии играет выделенное Виндельбандом различие между ценностями-идеалами (чистыми целями) и ценностями-благами, существующими в реальности и необходимыми для культуры. К первым относится, например, истина, ко вторым – наука, воплощающая идеалы истины. Блага остаются ценностями, поскольку их сохранение и развитие выступает как цель. Значительный вклад в аксиологию вносят учения Риккерта, Шелера, Лосского.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.22.34 (0.007 с.) |