Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика спорта как метапредмет
Спортивная педагогика, как относительно самостоятельная наука сформировалась на стыке различных отраслевых систем знаний. Среди них: социально-гуманитарного характера- социология, психология, этика, аксиология, антропология, культурология. Естественно-научного: анатомия, физиология, биомеханика. А так же- технико-технического цикла и математико-измерительного характера. Спортивная педагогика как бы объединила комплексные задачи изучения биосоматического, психического и духовного, т.е. социокультурного существования человека. Именно эта особенность, проявляющаяся как интеграционное свойство отражение человеческого бытия с точки зрения различных наук, обеспечила ей стать объединяющей межотраслевой системой знаний, т.е. метанаукой. Педагогика спорта базируется на спортивной деятельности в следствии, которой происходит разностороннее развитие обучающихся: физическое, умственное, интеллектуальное, творческое, духовно-психологическое и т.д. Таким образомпедагогику спорта можно определить, как развивающий метапредмет. В настоящее время, важным качеством специалиста становится умение выделять актуальные проблемы и эффективно решать их на междисциплинарном уровне. При этом все более очевидно, что невозможно эффективно решать проблемы развития, не подходя к ним системно, то есть, не рассматривая каждую проблему как часть более общей проблемы. Так и при разработке метапредмета «Развивающая педагогика спорта» можно отметить три основания. Во-первых, четкое представление о теориях, которые являются определяющими понятие «метапредмета». Это: 1) теория основных типов сознания и мышления и соответствующих им действий 2) теория учебной деятельности 3) теория развивающего обучения 4) методология системного проектирования. Во-вторых, рассматривая понятие «развивающая педагогика спорта» необходимо первоначально специально и тщательно проанализировать содержание и структуру пространства спорта, а также структуру деятельности вообще. Затем можно перейти к рассмотрению собственно учебной деятельности студентов вузов физической культуры и спорта. Третьим основанием разработки понятия метапредмета «Развивающая педагогика спорта» является форма и строение понятий. Строение понятий, - в частности строение его формы, определяются, во-первых, характером объекта мысли, во-вторых, глубиной познания, глубиной проникновения в объект. Последнее, в свою очередь, определяется характером познавательной деятельности, в частности характером и степенью опосредования исследуемого отношения другими отношениями в процессе познания.
2.3. Физическое воспитание и спорт, имея степень общности, принципиально различаются. Если сущность физического воспитания выражается в потребности человека систематически и грамотно заниматься физическими упражнениями, то сущность спорта — в систематическом достижении спортивного результата на соревнованиях. Условно в спорте можно выделить две подсистемы показателей: 1) спортивные результаты, соответствующие общим средним способностям людей; 2) спортивные результаты на пределе человеческих возможностей. В первом случае подразумевается массовый спорт, во втором — спорт высших достижений.
Коренное отличие педагогики спорта от теории и методики физического воспитания заключено в различии исходных (базовых) понятий этих областей: 1.в теории физического воспитания к основным средствам относят физическое упражнение, естественные силы природы (солнце, воздух, воду) и гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, медицинское обслуживание); 2.в педагогике спорта основным средством является вид спортивной деятельности, воздействующий на человека через время занятий и соревновательный результат. Основным средством и методом спортивно-педагогического воздействия на людей становятся многочисленные спортивные дисциплины, диапазон которых в последние десятилетия продолжает стремительно расширяться и которые выбираются каждым конкретным человеком добровольно. Спортивная дисциплина — отдельное упражнение или определенный комплекс упражнений какого-либо вида спорта, по которым проводятся официальные соревнования. Перечень дисциплин, охватываемых определенным видом спорта, утверждается соответствующими международными спортивными федерациями в обязательном порядке в программе Олимпийских игр спортивная дисциплина является одним из номеров, по которым разыгрываются первенства. В педагогике спорта спортивная дисциплина — основное средство воздействия в интересах развития, обучения, образования и воспитания занимающихся ею людей. В современных условиях возрастающего технического процесса в спортивной деятельности особую актуальность приобретают вопросы методологии и методики научно-педагогических исследований. Эту тенденцию в гармонизации новых отношений в этой области физической культуры способна обеспечить ветвь новой области научных и гуманитарных знаний — педагогика спорта.
Вопросы на семинарских занятиях. 1.Что изучает педагогика Ф. К., какова её цель, задачи и методы обучения. 2. Почему педагогику Ф.К. Можно назвать метонаукой. 3. Как современные ученые представляют себе предмет педагогики спорта9 4. Теоретическая база и функции педагогики спорта. 5. Каковы особенности проявления общепедагогических категорий в педагогике спорта? Литература к лекции. 1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическомвоспитании. М., 1978 2. Коропов В. М. Воспитывающее обучение М, 1980 3. Леонтьев А И Деятельность: теории, методология, проблемы. М. 1990. 4. Неверкович С. Д. Развивающая педагогика физической культуры и спорта: Учебник для вузов. – М., 2012. - с. Антология гуманитарной педагогики. Платон. –М.:Издательский дом Шалвы Амоношвили, 2000.-224с. 5. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». –Институт учебника «Пайдея», 1998.-382с. 6. Проблемы материалистической диалектики как теории познания.М.: Наука, 1979.-357с. 7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.-541с. 8. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М.:Научный мир, 2005, 240с. 9. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М.: Центр «Школьная книга». 2001, -248с. 10. Методология современной общей и спортивной педагогики.\\ Материалы Всероссийской научной конференции.-М.:»Евсти».-372с. 12.Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. –М.: Наука,1978. – 391с.
Лекция № 3
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.153.176 (0.007 с.) |