Стартегическое управление туристскими ресурсами Крыма и города Севастополя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стартегическое управление туристскими ресурсами Крыма и города Севастополя



Цыбульская Л.А., Замниус В.В. Стратегическое управление туристскими ресурсами Крыма и города Севастополя. [31] В работе проведен анализ туристских потоков г.Севастополя и средств размещения в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Крыма. Выявлено, что стратегической целью региона является: «Формирование современного международного туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать критериям круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности». Для реализации данной цели разработана Государственная программа развития курортов и туризма в республике Крым на 2015 – 2017 годы, целевые индикаторы и показатели Госпрограммы, мероприятия для реализации данной Программы.

Tsybulskaia L. A., Zamnius V. V. Strategic management of tourist resources of the Crimea and city of Sevastopol. Analysis of tourist streams of Sevastopol and resources of placement in sanatorium and improving institutions of the Crimea is performed in the paper. It is revealed that a strategic objective of the region is: "Formation of the modern international tourist center of Russian Federation which will correspond to criteria of a perennial, demand and competitiveness". For realization of this purpose the State program of development of resorts and tourism in the Republic of Crimea for ‎‎2015 - 2017, target indicators and indicators of the State program, actions for implementation of this program were developed.

Постановка проблемы Роль ресурсов в стратегическом менеджменте принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели. Ресурсы - это потенциал организации. Их стратегическое значение состоит, во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию (источник формирования), во-вторых, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду организации (характер использования), в-третьих, в специфически стратегической постановке целей субъекта (направления действия).

Анализ последних исследований и публикаций Вопросам управления туристскими ресурсами посвящено много работ отечественных ученных, в которых уделено внимание управлению туристским предприятием республики Крым[2] и анализу концепции социально-экономического развития города федерального значения Севастополя на 2015-2020г.[1]. Однако, для формирования стратегии управления туристскими ресурсами необходимо сделать глубокий анализ.

Выделение нерешенной проблемы В 2014 году были разработаны стратегии по управлению туристскими ресурсами Крыма и Севастополя, однако реализация их осуществляется не активно, особенно в г.Севастополе. Необходимо проводить глубокий анализ и вносить корректировки в данные стратегии.

Цель статьи проанализировать и исследовать эффективность управления туристской отраслью в республике Крым и городе федерального значения Севастополь.

Изложение основного материала Выработка и реализация стратегии организации требуют больших затрат ресурсов. С одной стороны, это позволяет большинству туристских субъектов ставить вопрос о стратегии лишь в теоретическом плане, именно поэтому совершаются крупные стратегические ошибки. Далеко не все организации способны одинаково точно избрать стратегически выгодный для себя рынок. Ошибочно оценивая свои потенциальные возможности стабильно действовать в течение длительного времени, они оказываются, по существу, в чуждой для них стратегической зоне хозяйствования. Причем в данном случае речь идет не просто об обладании ресурсами или возможностях их приобретения.

Таблица 1 – Туристские потоки г. Севастополя [3]

Годы

Количество туристов

Кол-во иностранных туристов Кол-во туристов Украины Внутренние туристы Кол-во экскурсантов

2000

147242

41499

4808

100935

170560

2001

164689

46397

7994

110298

172751

2002

168149

51543

12316

104290

186545

2003

211303

80545

9229

121529

218059

2004

116817

63350

8136

45331

226427

2005

144917

63044

12226

69647

253293

2006

141276

62973

12983

65320

144838

2007

175520

74651

17764

83105

217035

2008

166672

72075

16896

77701

199740

2009

146466

56376

13150

76940

157358

2010

188572

81436

13897

93239

223373

2011

136207

38682

9836

87689

25142

2012

104346

29238

15970

59138

11418

2013

91542

25499

21073

44970

3521

 

Огромное значение имеет качество менеджмента, его способность стратегически рационально сочетать эти ресурсы, увязывать их с очевидной компетенцией организации. Отсюда важнейшая характеристика «стратегичности» субъекта - находить адекватную имеющимся ресурсам рыночную нишу и действовать в ней[4].

Севастополь располагается в рекреационных зонах с разнообразными отличительными чертами туристской привлекательности и условиями приема туристов. Оценка территориальных компонентов рекреационных зон Севастополя позволяет сделать вывод о различном в них подходе к способу организации туризма, придерживаясь принципа: от многообразия к целому. Учитывание данных особенностей даст возможность сформировать результативную маркетинговую политику продвижения как отдельных территориальных элементов рекреационных зон Севастополя, так и всего региона в целом.

Согласно данным Федеральной службы статистики в г. Севастополе [3] можно сделать анализ туристских потоков с 2000 по 2013 годы. Как видно из таблицы 1 максимальное количество туристов посетило город в 2003 году, а минимальное – в 2013 году. Динамика складывается следующим образом: с 2000 по 2003 год - рост туристских потоков, а затем до 2010 года наблюдаются колебания в динамике туристов, с 2011 года видна динамика снижения. На данную тенденцию прежде всего влияли экономические факторы, поскольку в 2000 году основной поток состоял из внутреннего туризма.

Рисунок 1 – Динамика количества туристов и экскурсантов г. Севастополя (составлен по данным [4])

 

Рисунок 2 – Структура туристских потоков г. Севастополя за 2000 год (составлен по данным [4])

Динамика изменения количества экскурсантов по годам не всегда сохраняла тенденции аналогичные количеству туристского потока (Рис.1), так с 2003 по 2006 год наблюдается интерес к экскурсионной деятельности в г. Севастополе, несмотря на снижение потока туристов. А с 2010 по 2013 год наблюдается сильное снижение интереса к экскурсиям, хотя снижение туристских потоков было не настолько существенным.

Как свидетельствуют данные [4] за отчетный период видны существенные изменения в структуре туристских потоков г. Севастополя в 2000 и 2013 годах. Если в 2000 году (Рис.2) основным был внутренний туризм, что составляет 69%, а 28% составляют иностранные туристы и незначительный поток туристов из Украины – 3%.

 

Рисунок 3 – Структура туристских потоков г. Севастополя за 2013 год (составлен по данным [3])

В 2013 году структура туризма г. Севастополя несколько изменилась (Рис.3): внутренний туризм сохранил лидирующее положение и снизился до 49%, а количество иностранных туристов и туристов из Украины приблизительно выровнялись и стали 28% и 23% соответственно.

Анализ работы предприятий г. Севастополя, согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за 2015 год показал, что в городе наблюдается положительная тенденция в сфере средств размещения по всем видам (Рис 4). Преимущественным остаются количество размещения туристов в гостиницах, а минимальным является размещение в детских лагерях (по количеству и сезонности).

Анализ деятельности туристских предприятий г. Севастополя за 2015 год показал, что наиболее востребованной является работа туристских агентств, при полном отсутствии туристских операторов, что связано с санкциями для Крыма и Севастополя. Поэтому наблюдается положительная тенденция. Также видим стойкую неизменную динамику по организациям комплексного туристского обслуживания и деятельности санаторно – курортных учреждений. Наименее востребованными оказалось предоставление туристических экскурсионных и информационных услуг.

 

 

Рисунок 4 – Динамика зависимости деятельности предприятий для проживания туристов за 2015 год в г. Севастополе (составлен по данным [3])

 

Как показывает динамика деятельности предприятий питания (Рис. 5) наибольшей популярностью среди туристов г. Севастополя пользуются кафе и рестораны города.

Рисунок 5 – Динамика деятельности предприятий питания г. Севастополя за 2015 год (составлен по данным [3])

Количество зарегистрированных баров в г. Севастополе доказывает свою конкурентоспособность и востребованность среди туристов. А организации комплексного туристического обслуживания следует уделять больше внимания и развивать данное направления, поскольку оно остается наименее востребованным.

Рисунок 6 – Динамика деятельности туристских предприятий г. Севастополя за 2015 год (составлен по данным [3])

 

 

В 2017 году прогнозируется увеличение потока туристов, что повлечет возможное изменение структуры туристских потоков и востребованности услуг. А в связи с этим соответственно открытие новых предприятий, востребованных на рынке.

Несмотря на общие негативные тенденции в представленном сегменте, динамика детских оздоровительных учреждений (лагерей) (Таблица 2) свидетельствует о высоком спросе и заинтересованности в данном виде отдыха и востребованность по этой позиции превышает в два раза. Поэтому стратегия развития туристской деятельности в регионе должна быть использована с учетом этой тенденции на перспективу.

 

Таблица 2

Санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (Крым)

Годы

Санатории и пансионаты с лечением

Санатории-профилактории

Дома отдыха и пансионаты

Базы отдыха и другие учреждения

Детские оздоровительные лагеря

всего в них коек, тыс. всего в них коек, тыс. всего в них коек, тыс. всего в них коек, тыс. всего в них коек, тыс.
2000 146 57,0 10 1,1 107 27,6 256 31,1 257 26,2
2001 147 57,5 8 0,5 110 28,2 268 35,9 278 26,1
2002 145 56,6 6 0,3 121 28,5 268 38,7 319 28,8
2003 145 55,8 6 0,3 119 27,3 279 39,9 409 30,7
2004 141 55,6 6 0,3 129 29,6 291 42,3 497 32,9
2005 142 54,5 5 0,3 136 29,3 286 43,1 613 33,9
2006 141 53,8 5 0,4 131 28,9 288 43,2 640 33,4
2007 140 55,0 5 0,3 131 30,0 280 36,8 638 33,3

 

Продолжение таблицы 2

Годы

Санатории и пансионаты с лечением

Санатории-профилактории

Дома отдыха и пансионаты

Базы отдыха и другие учреждения

Детские оздоровительные лагеря

всего в них коек, тыс. всего в них коек, тыс. всего в них коек, тыс. всего в них коек, тыс. всего в них коек, тыс.
2008 141 54,1 4 0,3 130 29,9 278 36,8 665 32,3
2009 142 55,5 3 0,3 131 28,0 278 35,8 570 30,7
2010 144 56,0 2 0,3 129 28,4 273 35,7 598 34,0
2011 143 56,3 2 0,3 126 28,1 273 35,5 723 33,5

 

В республике Крым сохраняются положительные тенденции в детских оздоровительных учреждениях. В целом по базам отдыха и пансионатам также сохраняется положительная тенденция, что говорит о востребованности и развитии в Крыму туристской индустрии за счет частных инвесторов. Отдельно можно выделить с отрицательной динамикой санатории – профилактории, эта позиция оказалась не востребованной на рынке туристских услуг Крыма. Санатории и пансионаты с лечением мало изменили свои показатели, что свидетельствует о стабильности спроса на данную позицию туристских услуг. Фактор сезонности проявляется очень ярко главным образом из-за того, что имеет место резкая внутригодовая климатическая контрастность.

Поэтому туристическая деятельность носит массовый характер в летний период (сухой и жаркий), а холодный период года (самый длинный из всех стран Средиземноморья) — это «мертвый» сезон. Естественно, что сглаживание сезонности является первоочередной задачей реорганизации туристической деятельности в Крыму. Ликвидация сезонности преследует две цели: экологическую и экономическую. Экологическая цель состоит в том, что частичное сглаживание сезонных колебаний численности туристов позволит уменьшить нагрузку на ПТК, водные ресурсы и прочее в период массового отдыха.

Поэтому основной экономической целью является прежде всего привлечение дополнительных денежных средств в сферу туристической деятельности, повышение экономической эффективности комплекса туристических предприятий, сглаживание проблемы занятости населения районов туристско-рекреационной деятельности в межсезонье.

Эту задачу уже начали решать: за декабрь в Крыму отдохнуло 180,6 тыс. туристов. Больше всего туристов с начала года отдохнуло на Южном берегу Крыма – 59% от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Восточном побережье Крыма – 17%, на Западном побережье Крыма – 17%, в других регионах – 6%.

При этом, загрузка отдельных средств размещения по регионам в декабре 2015 года превышала 25-30%. В декабре 2015 года средняя загрузка работающих средств размещения составила 20%[5].

Выводы: Стратегической целью региона является: «Формирование современного международного туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать критериям круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности». Для реализации данной цели разработана Государственная программа развития курортов и туризма в республике Крым на 2015 – 2017 годы, целевые индикаторы и показатели Госпрограммы, мероприятия для реализации данной Программы. Это положительно отразится на развитии туристской отрасли региона и покажет эффективное управление данной отраслью.

Список использованных источников:

1. Зелинская Е.Л., Гайворонская Т.В. Анализ концепции социально-экономического развития города федерального значения Севастополя на 2015-2020 г.//Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов. 2016. С. 275-279. / Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26309597.

2. Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю, Шостак М.А. Управление развитием предприятий туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга. Симферополь, 2015/ Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26172841.

3. Сайт Министерства курортов и туризма Республики Крым. Электронный ресурс [Режим доступа]http://mtur.rk.gov.ru/file/vochnaya_informatsiya_o_kolichestve_turistovposetivshih_ respubliku krim_za_2015_god.pdf.

4. Стратегические аспекты деятельности туристического бизнеса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.maximumrule.ru/mars-5-1.html.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Севастополю [Электронный ресурс] / Официальная статистика URL:http://sevastopol.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sevastopol/ru/statistics/organizations/

 

Ключевые слова: туристская отрасль, анализ, стратегический менеджмент, планирование, ресурсы.

УДК 574.42

Мишечкин Г.В., к.ист.н., доцент

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики 

                              и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк

Голубничая С.Н., к.б.н., доцент

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики 

                              и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.153.224 (0.051 с.)