Проблема профессиональной успешности педагога: современные ракурсы анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема профессиональной успешности педагога: современные ракурсы анализа



 

Цыганаш А.В. Проблема профессиональной успешности педагога: современные ракурсы анализа. [28] В работе рассматриваетсясвоеобразие различных подходов к изучению проблем успеха учителя. Описаны противоречия педагогической практики. Отмечаются перспективы в анализе профессиональной успешности учителя. Описывается модульная программа психологической поддержки профессионального развития педагога в системе профессионального развития.

 

Tsiganash A.V. The problem of teacher's professional success: modern aspects of the analysis. The work shows originality of different approaches to the study of problems of the success of a teacher. The selected value of the subjectivity of the teacher in organizing a successful professional activity. It is identified and described the contradictions of modem pedagogical practices. It is marked modem perspectives in the analysis of professional success of the teacher. It is described a modular program of psychological support of professional development of a teacher in the system of professional development.

 

Постановка проблемы. Развитие современного научного знания в области педагогической психологии порождает новые тенденции в понимании содержания и детерминации профессионального успеха субъекта педагогической деятельности. Сегодня акцент ставится на развитии субъектности профессионала антропоцентрического типа, его способности проектировать, прогнозировать и организовывать саморазвитие в контексте профессионального пути. В современном российском обществе государственная политика в области образования направлена на поддержку профессионального личностного роста педагогов, актуализацию мотивации компетентности, стимулирование инновационной надситуативной активности. Разнообразные форматы профессиональных конкурсов, расширение сети профессиональных сообществ, социально-экономическая поддержка работают на расширение профессионального сознания педагога, повышение его статуса, изменение имиджа и в конечном итоге на качество его деятельности.

Изложение основного материала. Педагог как носитель и транслятор всевозможных перспективных моделей взаимодействия человека с действительностью становится сегодня значимой фигурой в обеспечении прогрессивного становления конкурентоспособной, нацеленной на самоактуализацию личности. В психологии успешность педагогической деятельности наряду с факторами макросоциального и микросоциального порядка определяется совокупностью внутренних характеристик педагога как субъекта профессионального поведения. Анализ педагогической практики позволяет выделить ряд противоречий:

• между ярко выраженной тенденцией превращения образования в инновационное, интерактивное пространство и недостаточной психоло­гической готовностью педагога действовать в обозначенном режиме:

• повышенными требованиями в психологической компетентности педагогов и дефицитарным характером подготовки в этом направлении.

В современных исследованиях профессиональной деятельности педагога продуктивным является компетентностный подход, позволяющий описать профессионализм как своеобразных психологический интеграл различных видов компетентности [6, С.11]. Акцент делается на развитии метакомпетентностей. относящихся не к определенной профессиональной области, а обеспечивающих эффективное профессиональное поведение в целом. Психологическая компетентность выступает в качестве системной интегральной акмеологической характеристики, позволяющей конструктивно решать задачи профессиональной педагогической деятельности, и взаимодействия.

Наличие высокого уровня развития психологической компетентности способствует успешности деятельности, персонификации и персонализации в профессии и формированию конструктивной концепции педагогического труда [8, С.45].

В силу интерактивного характера педагогической деятельности приоритетное значение для обеспечения профессионального успеха имеет коммуникативная компетентность, позволяющая оптимально использовать ресурсные возможности коммуникативных ситуаций и успешно преодолевать психологические барьеры, возникающие в педагогическом общении [5, С.7].

Когнитивная компетентность педагога приобретает особое значение, выступая в качестве личностного основания выбора способа организации знания и передачи его в процессе сотрудничества с обучающимися.

В исследованиях Т.Н. Щербаковой структура когнитивной компетентности включает ингрериоризированные психологические знания, компетентный способ решения профессиональных задач, профессионально-значимые характеристики познавательных процессов и профессионально-значимые когнитивные качества [8, С.45]. В педагогической деятельности когнитивная компетентность ее субъекта проецируется в нескольких направлениях: когнитивная самоэффективность педагога: валидность способов отбора содержания образования, которое будет транслироваться: способность рассматривать учебную информацию в различных плоскостях, передавать множеством способов, используя аудиальный, визуальный и кинестетический каналы: проектно-исследовательская деятельность в сотрудничестве с ребенком, анализируя его познавательную мотивацию.

В период глобальной информатизации и приоритета коммуникативно-информационных технологий в образовании изменяются акценты в сфере когнитивной деятельности. Важным становится не накопление информации об объекте познания, а поиск и способность к ее селекции, трансформации, структуризации и систематизации. Этот аспект необходимо учитывать в процессе подготовки и повышения квалификации педагога сегодня. В современном мире образование выступает не только специфическим аккумулятором опыта предшествующих поколений, но и пространством его адаптации, трансформации и порождения новых инициатив в плане познания окружающего мира. В индивидуальной практике педагога большое значение имеет способность удержать равновесие между инновационными, креативными способами обучения и определенными константами знания, обеспечивающими формирование мировоззрения и научной картины мира. Это обусловлено тем, что на индивидуально-психологическом уровне образование участвует в моделировании жизни субъекта, его профессиональных выборов и организации деятельности. Само взаимодействие человека с миром требует, с одной стороны, творчества, креативности, преобразовательной активно­сти, а с другой - формирования реальности в рамках развивающихся, дополняющихся, но устойчивых законов и закономерностей.

Понимание данного противоречия может рассматриваться в качестве одного из критериев когнитивной компетентности педагога, так как смысл его профессиональной роли не «первооткрыватель», а «учитель».

Анализ результатов затруднений педагогов в области когнитивной компетентности показывает, что они проявляются прежде всего в следующем:

· недостаточно полное владение теорией в определенных вопросах, что затрудняет свободу вариативного представления информации:

· неумение препарировать понятия, показывать механизм и способ их порождения, интерпретировать сложные понятийные конструкты:

· ограниченность индивидуального тезауруса средств полимадального транслирования информации:

· сложность преодоления понятийного барьера, спровоцированного неоднозначностью понятийного поля учителя и ученика:

· наличие жестких когнитивных схем, высокая плотность познавательных стереотипов.

В результате анализа данных наблюдений за когнитивной активностью педагогов в ходе практических занятий с применением кейс-метода и проективных заданий можно выделить и кластер более частных затруднений в сфере систематизации, схематизации и символизации представления информации в условиях временного дефицита. А также в скорости нахождения различных вариантов презентации одной и той же идеи и ин­формационной позиции. Определенная группа затруднений касается проблемы работы с собственным опытом педагогической активности его познанием, осмыслением, концептуализацией, анализом и презентацией в виде определенных продуктивных алгоритмов решения педагогических проблем. Преодоление этих затруднений представляется важной задачей профессионального и личностного роста, так как креативность во многом коррелирует с реорганизацией имеющегося индивидуального опыта.

Субъектно-деятельностный подход к анализу педагогической деятельности акцентирует внимание на психологических механизмах и технологиях активизации творческого потенциала субъекта для достиже­ния высоких результатов.

Успешность современного педагога как профессионала определяется уровнем развития субъектности и способности ее проявления в жизнедеятельности [4, С.36]. Содержательная специфика деятельности педагога имеет четко выраженную гуманистическую направленность на развитие личности другого, что предъявляет особые требования к его ценностно смысловой сферы и личностному потенциалу.

Субъектно-акмеологический подход акцентирует внимание на способности овладения карьерной стратегией, ориентацией на техноло­гии самореализации и самоактуализации с целью достижения профессионального «акме». В оценке профессиональной успешности педагога учитываются сегодня не только владение технологией, но и аксеологическая составляющая. Ценностный компонент, включает склонность к смысловому анализу, осмыслению содержания творческой идеи: готовность к реализации ценностей и целей, способность осуществлять концептуальный субъективный контроль.

Динамика общественной жизни порождает и новые функции педагога, которые фокусируются вокруг процессов смыслопорождения, мотивообразования. актуализации личностного потенциала учащегося. В качестве приоритетных сегодня выступают функции актуализации, интерпретации и обеспечения психологической безопасности [1, С.12]. Большое значение сегодня имеет уровень развития аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических способностей педагога, которые позволяют конструиро­вать развивающую акмеологическую среду педагогического взаимодействия. Педагог как субъект профессиональной деятельности испытывает ряд затруднений: в систематизации и концептуализации собственной педагогической практики, в конкретизации технологических педагогических приемов, в организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе, в управлении самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащегося, в построении эффективной индивидуально-целесообразной траектории карьеры. Актуализируется задача про­ведения предметных исследований, направленных на выявление ресурсов педагогов как субъектов деятельности, возможности развития аутопсихологической и когнитивной компетентности как детерминанты профессиональной успешности. В качестве индикаторов развития субъектности педагога могут выступать: профессиональная и личностная идентичность, высокая мотивация самоактуализации и развития, выраженная способность к личностному росту, осознание себя как активного субъекта жизнедеятельности, способность конструировать эффективные стратегии поведения, выраженная рефлексивность, самостоятельность, полинезависимость, способность проявлять надситуативную активность, определен­ность смыслов и ценностей, интегрированный субъективный контроль.

Исследования данных параметров позволит разработать дополнительные образовательные программы для педагогов, нацеленные на повышение их эффективности, развития субъектности и расширение возможностей персонализации в профессиональном пространстве.

Соответственно, востребованными в практике профессиональной подготовки и повышения квалификации педагога являются программы психологического сопровождения профессионального развития, включающие в себя ряд модулей. Первый модуль - рефлексивный, содержание которого направлено на осознание себя как субъекта данной профессиональной области, осмысление собственных ресурсов и рисков. Второй модуль - аксеологический. включающий становление индивидуальной системы смыслов и ценностей профессиональной деятельности. Третий модуль - целеполагание, направленный на определение древа целей профессионального развития. Четвертый модуль посвящен развитию психологической компетентности (когнитивной, коммуникативной, социальной, аутопсихологической). Пятый модуль - проективный, включающий создание проекта индивидуально-личностного роста. Содержательное и технологической оснащение программы построено по вариативному принципу и может изменяться в зависимости от стадии профессионали­зации и индивидуальных характеристик педагогов, включенных в систе­му психологического сопровождения. Оценка эффективности реализации программы предполагает использование метода анализа продуктов педагогической деятельности и метода экспертной оценки, а также использование супервизий и профессионального аудита.

Вывод. Личностный потенциал, коммуникативный ресурс, способность к персонализации. компетентный стиль жизни, способность проектировать, моделировать и реализовывать эффективные жизненные стратегии, стремление к успеху, выраженная мотивация достижения, способность к личностному росту, внутренние детерминанты, позволяющие педагогу быть продуктивным субъектом реализации индивидуальной программы профессионального успеха.

 

Список использованных источников:

1. Абакумова И.В. Смыелоцентрнзм в педагогике: новое понимание дидактических методов / И.В. Абакумова. П.Н. Ермаков. И.А. Рудаков. Ростов н/Д. 2006.

2. Ежак Е.В. Личностный ресурс педагога в контексте профессиональной успешности // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4.

3. Ежак Е.В. Психологические детерминанты профессионального развития педагога: векторы акмеологического анализа // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 5.

4. Котова И.Б. Человек: жизненный и личностный ресурс / И.Б. Котова. В.А. Новгородская. Ростов н/Д 2012.

5. Малкарова, Р.Х. Коммуникативный ресурс и акмеологическое профессиональное развитие педагога // Известия ПИ ЮФУ. 2013. № 2.

6. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя М.. 1998.

7. Хпебунова С.Ф., Щербакова, Т.Н. Персонифицированная модель повышения квалификации: проблемы, перспективы профессионального развития педагога: учебное пособие. Ростов н/Д. 2012.

8. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя. Ростов н/Д. 2010.

9. Щербакова Т.Н., Арутюнян В.Э. Мотивация повышения квалификации современного педагога // Известия Южного федерального университета [Педагогические науки]: научно-педагогический журнал. 2012. № 3.

 

Ключевые слова: субъект-деятельности, преподаватель, субъектность, профессиональная деятельность, субъективный контроль, профессиональный успех, личные ресурсы и риски

 

УДК 662.612—428.4

Зайцев О.Н., д.т.н., профессор,

Заведующий кафедрой

теплогазоснабжения и вентиляции

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г.Симферополь

Богатикова Н.П., аспирантка

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Лапина Е.А., аспирантка, 

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.216 (0.025 с.)