К вопросу О содержании понятия коммуникационное поле в туризме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу О содержании понятия коммуникационное поле в туризме



Елисеева О.В., Якубенко К.С. [5] К вопросу о содержании понятия коммуникационное поле в туризме. В работе рассматривается понятие коммуникационного поля в сфере туризма. Приводятся различные определения и трактовки данного термина, на основе которых выводится обобщенное определение коммуникационного поля в туризме.

Eliseyeva O. V., Yakubenko K. S. Revisiting the content of a concept of the communication field in tourism. In this article the concept of the communication field in tourism is considered. We study various definitions and interpretations of this term, on this basis the generalized determination of the communication field in tourism is given.

 

Постановка проблемы. Современное коммуникационное поле в туризме представляет собой довольно сложную систему, в которой важная роль отводится различным видам коммуникации. Это объясняется тем, что разный коммуникативный контекст требует от индивида определенной модели поведения, в зависимости от ситуации. Сюда входят особенности и характер коммуникации, способы и средства передачи информации, причины коммуникации, ее цели, задачи и т.д. Данные факторы, в свою очередь, определяют виды коммуникации, среди которых можно отметить следующие: обыденная, деловая, социальная, межличностная, международная, межкультурная и т.д. Из всех вышеперечисленных видов коммуникации наиболее интересной для нас является межкультурная коммуникация, которая играет значительную роль в сфере туризма.

Анализ последних исследований и публикаций. По определению, предложенному знаменитым лингвистом С.Г. Тер-Минасовой, коммуникация представляет собой акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц [1, С. 12]. «Термином межкультурная коммуникация называется адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам» [2, С. 6].

Процесс межкультурной коммуникации начинается тогда, когда раскрываются культурные различия участников коммуникации. Как известно, образ жизни, социальные нормы и особенности межличностных отношений определяются существующими в той или иной культуре стандартами, которые регулируют практически все сферы человеческого сознания и поведения и оказывают влияние на процесс восприятия и оценки, а также на коммуникативные навыки. Исторические и культурные особенности, традиции, обычаи, язык, образование и воспитание образуют особую систему ценностных ориентаций, помогающую людям успешно функционировать в своей среде и справляться с различными трудностями.

Исходя из этого, можно определить, что культурный контекст и коммуникационное пространство разных народов определяют особенности коммуникационного поля.

Само понятие поля применительно к различным социально-экономическим отношениям было введено в 1960-х г.г., однако свое развитие и глубокое изучение данный термин получил в работах французского социолога и этнолога П. Бурдьё.

По определению автора, «поле – это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают» [3, С. 476].

В трудах П. Бурдьё понятие «пространство» представляет собой совокупность отношений, социальных явлений и процессов, характер которых и определяет основные свойства социального пространства. Такие отношения представляют собой способы координации между состояниями предметов исследования. Это означает, что не существует некого абсолютного социального пространства, независимого от эмпирической социальной действительности.

Применительно к области межкультурной коммуникации и коммуникативистики данное понятие развивали и другие российские и зарубежные ученые.

Так, по определению российского политолога Манойло А.В, «коммуникационное поле – это часть коммуникационного пространства. Движение информации в коммуникационном поле осуществляется посредством физической связи между реципиентом и источником информации, материализованной в информационном потоке. Информационный поток – это совокупность информации, перемещающейся в информационном пространстве по каналу коммуникации» [4, С. 78].

Коммуникационное пространство, в свою очередь, является частью социальной реальности той или иной культуры. «Коммуникационное пространство общества рассматривается как целостное и системное образование, развернутое в динамическом процессе как связь состояний, а также имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития» [5, С. 163].

Особенности коммуникационных полей разных народов легко объясняются культурными и социальными различиями. Как утверждал Вильгельм фон Гумбольдт, «человек постигает предметы преимущественно или даже исключительно – ибо его чувства и поступки основываются на восприятии – такими, какими они ему явлены в языке. Разматывая в нити языка свое бытие, сам он все больше в него впутывается. Так, всякий язык очерчивает магический круг вокруг народа, им владеющего; круг, из которого можно вырваться, лишь перепрыгнув в другой» [6, С. 295].

И действительно, каждый человек воспринимает окружающую реальность в соответствии с особенностями своей культуры. Подобные культурные нормы обычно не осознаются людьми, поскольку составляют часть подсознания, или, как выразился бы К.Г. Юнг, архетипичных структур, представляющих собой коллективное бессознательное. Осознание особенностей собственной культуры происходит при взаимодействии с представителями других культур с собственными нормами, обычаями и ценностями. При этом подобное межкультурное взаимодействие зачастую сопровождается ощущением дискомфорта и недопонимания, а иногда даже порождает конфликтные ситуации.

В связи с этим, возникает социолого-культурологическое определение понятия «коммуникационное поле», которое объясняет коммуникационное поле как среду, в которой взаимоотношения возникают вследствие разнообразных информационных потоков и обеспечиваются коммуникационной инфраструктурой, позволяющей субъектам свободно взаимодействовать между собой. «Целостность этой системе придает относительная стабильность коммуникационных связей между объектами, обусловленная относительной стабильностью интересов социальных групп. Как для индивида, так и для социальной группы, в которую он входит, существует ряд привычных, повседневных способов коммуникации в обществе. Общество в этом понимании представляет собой своего рода сеть коммуникационных полей» [7, С. 231].

В этом направлении коммуникационное поле действует как многоканальная сетевая структура с множеством элементов, в которой взаимодействие субъектов коммуникационного процесса может быть как прямым (межличностным), так и опосредованным (через множество каналов).

С развитием индустрии туризма и появлением множества подсистем в данной сфере деятельности, возникла потребность в выработке различных видов коммуникационного поля в соответствии с направленностью туристского бизнеса.

Так, в сфере туризма схематизация коммуникационных полей напрямую зависит от установления различных связей между туристами (действующими или потенциальными) и организаторами туруслуг. Помимо этого коммуникационное поле охватывает взаимосвязь между потребностями туристов и услугами, которые они получают.

«Коммуникации туристической фирмы с потенциальными и существующими клиентами должны быть реализованы на основе непрерывной связи. Сегодня любая туристическая фирма играет роль источника коммуникаций и является генератором различных средств продвижения информации о своих продуктах и услугах на рынок» [8, С. 26].

Современные требования, существующие на туристском рынке, определяют комплексность и сложность коммуникационных процессов, включая межличностную и межкультурную коммуникацию. В любой туристской фирме руководителям приходится иметь дело с многоплановой системой маркетинговых связей, основанных на коммуникации (с посредниками, с потребителями, с поставщиками и реализаторами туристских услуг).

«Для реализации системы маркетинговых связей необходимо формирование коммуникационного поля. Маркетинговое коммуникационное поле предприятия является категорией, которая раскрывает сущность экономических отношений, складывающихся между субъектами взаимодействий (в области продвижения продукции, обслуживания и сопровождения различных видов деятельности, формирования в сознании потребителя позитивных образов как продукции, услуги и производителя, так и участников этого поля)» [9, С. 49].

Выводы и предложения. Таким образом, мы выделили ряд определений понятия «коммуникационное поле», относящихся к социологическим, экономическим, культурологическим и другим аспектам туристской деятельности. В связи с этим, можно прийти к выводу о том, что коммуникационное поле является частью коммуникационного пространства, обеспечивает движение информационных потоков и реализацию коммуникационных целей и связей между объектами коммуникации. Важно отметить значимость культурного контекста в организации коммуникационных полей разных народов и культур.

В заключении, можно сказать, что коммуникационные поля в сфере туризма могут нести в себе различное содержание, но все они направлены на установление коммуникативных связей и эффективный обмен информацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.169 (0.011 с.)