D -моделирование в системе технологий смарт-туризма в России: к вопросу о специфике секторальной туристской практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

D -моделирование в системе технологий смарт-туризма в России: к вопросу о специфике секторальной туристской практики



3 D -моделирование [68] в системе технологий смарт-туризма в России: к вопросу о специфике секторальной туристской практики. В данной статье рассматриваетсяспецифика применения технологий 3D-моделирования в системе технологий смарт-туризма с учетом государственной политики и особенностей секторальной туристской практики в России. В качестве основных исследовательских задач было определено: опираясь на институциональное понимание функционального содержания цифровизации сферы туризма, показать практику перехода от простой информатизации к умным технологиям, а также определить внутренние отраслевые сферы применения 3D-моделирования в системе технологий «умного туризма».

Исследователи проанализировали научные публикации и практику информатизации в секторе туруслуг. В рамках раскрытия функциональной специфики и маркетингового значения умных технологий в туриндустрии, определено содержание умного туризма, этапы его формирования как формы цифровизации экономики, выделены конкретные практики информатизации с учетом отраслевого сектора их применения, выявлены заинтересованные субъекты туристских отношений. Также была представлена маркетинговая характеристика видовых средств системы умных технологий в туризме, с акцентом на использование технологий 3D-моделирования в туризме сделаны предложения по вопросу характера и перспективных направлений их интеграции в индустрию туризма.

Анализ теории и практики организации цифровизации туризма как отрасли экономики, проведенный на основе использования сравнительного метода, позволил выделить общие и специальные подходы к внедрению информационных и смарт-технологий в туризме. Основываясь на системном подходе, была представлена комплексная характеристика актуальных форм и инструментов умных технологий в туризме, включая технологии 3D-моделирования в туризме, с учетом их приоритетных функций.

3D-modeling in the system of smart tourism technologies in Russia: on the specifics of sectoral tourism practice. This paper discusses the specifics of using 3D-modeling technologies in the system of smart tourism technologies, taking into account the state policy and features of sectoral tourism practice in Russia.

The researchers analyzed scientific publications and Informatization practices in the travel services sector. As part of the disclosure of the functional specifics and marketing value of smart technologies in the tourism industry determined the content of smart tourism, the stages of its formation as a form of digitalization of the economy. Also identified the specific of Informatization practices in tourism industry, and the stakeholders of tourist. Besides the authors presented marketing characteristics of the smart technology system in tourism were. With an emphasis on the use of 3D-modeling technologies in tourism, and suggestions were made on the nature and future directions of their integration into the tourism industry.

The analysis of the theory and practice of organizing the digitalization of tourism as a branch of the economy, based on the use of a comparative method, allowed us to identify general and special approaches to the introduction of information and smart technologies in tourism. Based on a systematic approach, presented a comprehensive description of current forms and tools of smart technologies in tourism, including 3D-modeling technologies in tourism.

Анализ последних исследований и публикаций. Глобальный характер туризма подчеркивается долей туризма в мировом ВВП, соотношением занятых в туризме и в иных сферах экономики, вовлечением в него ежегодно одного млн. человек и возрастающей в этой связи конкуренцией туристских территорий. При этом надо отметить существенное влияние на туристский бизнес цифровизации экономики и социальной сферы.

Настоящие условия глобальной цифровизации сферы потребления товаров и услуг определяют стремление субъектов туриндустрии и иных заинтересованных субъектов обеспечить независимый выбор, прямую коммуникацию с участниками и полноту информированности погруженному в цифровую реальность самостоятельному и организованному «умному туристу» [21]. «Интернет вещей» и неограниченная по спектру распространенности информатизация в сфере путешествий и HoReCa привели к появлению типа «нового туриста», обеспеченного широкой цифровой информатизаций и мыслящего себя самостоятельным [18;25]. Все эти факторы и определили перспективность внедрения умных технологий в туризме.

Проблема роли умных технологий в туризме в контексте глобальной информатизации сектора услуг уже более десяти лет привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей. Особое место занимает дискуссия о самом термине «умные технологии» и содержании отдельных направлений цифровизации – от первых этапов внедрения информационно-коммуникационных технологий, интернета вещей до организационно-управленческих аспектов Е-экономики [30]. В центре внимания ученых, посвятивших свои работы социально-экономическим вопросам, понимание категории «умный город». В это понятие большинство исследователей вкладывают формирование уникальной информационно-коммуникационной среды, объединяющей физический мир с информационным в особую экосистему [23], позволяющую интегрировать инновационные технологии, включая большие данные и различные каналы информационного обмена, в социальную и экономическую сферы жизни общества, направленной на обеспечение экологии пространства, рациональное использование ресурсов, а также взаимодействие человека с системой управления и поставщиками услуг [20; 24;26;28;16].

Новой цикл экономического развития и особое значение туризма в глобальной и региональной экономике спровоцировал исследовательский интерес к теме умных технологий в туризме. Следует отметить, что в большинстве случаев эти изыскания посвящены теоретическому осмыслению потенциала ресурсов концепта «умный город» в применении к туристской отрасли [21]. При этом основное внимание авторы сосредоточили на конкретных локальных практиках применения умных технологий в туризме [19; 29].

Несмотря на растущую популярностью технологии виртуальной и дополненной реальности, в России научные работы, посвященные применению AR-VR-технологии, являются косвенными, или обзорными и в должной мере не отражают проблематику данной статьи. Приведем несколько примеров. Наиболее полная классификация перспективных направлений технологии дополненной и виртуальной реальности отражена в статье А.В. Ивановой [6]. В исследовании автор отмечает превосходство виртуальной реальности над дополненной в сферах развлечений, игр и туризма, представляющих больший интерес для потребителя. В работе М.Я. Ким и М.К. Холл виртуальная реальность рассматривается как одна из наиболее значимых тем в современной информационной деятельности во многих сферах жизни человека, включая туризм [27]. Авторы используют понятие VR tourism, т.е. туризм виртуальной реальности, который определяется как виртуальное представление фактической аттракции, места назначения или впечатлений посетителя, которое разработано в качестве прелюдии к посещению или для расширения предыдущего опыта потребителей. Технологии VR устраняют барьер в расстоянии для потенциальных туристов, желающих получить информацию о месте назначения до принятия решения о покупке и посещения, преобразовывая способы, которыми люди путешествуют и испытывают местоположение. В изыскании Рухета Генcа отмечается, что технологии AR, используемые в туристской сфере, увеличивают степень вовлеченности различных категорий населения в туристическую деятельность. Помимо полного погружения пользователя в синтетическую среду, AR накладывает компьютерные данные, позволяя пользователю улучшить свое восприятие реальности и окружающей среды [22].

Выделение нерешенной проблемы. Цифровые технологии в туризме касаются широкого спектра вопросов: оптимизация системы управления организационными и кадровыми процессами предприятия туризма и гостеприимства, использование технологий для взаимодействия с партнерами, совершенствование контроля над процессом оказания конкретных услуг со стороны третьих лиц, усиление системы продвижения турпродукта (отдельной услуги), ускорение и улучшение механизма взаимодействия с клиентами.

Цель статьи – раскрыть специфику применения технологий 3D-моделирования в системе технологий смарт-туризма с учетом государственной политики и особенностей секторальной туристской практики в России. Задачи: опираясь на институциональное понимание функционального содержания цифровизации сферы туризма, показать практику перехода от простой информатизации к умным технологиям, а также определить внутренние отраслевые сферы применения смарт-технологий.

Изложение основного материала. Начальный этап цифровизации туризма был выражен во внедрении инноваций в ряде направлений предпринимательской деятельности и в сфере оказания услуг в туризме.

В первом случае это привело к появлению специальных компьютерных сетевых программ, предназначенных для организации турагентской и туроператорской деятельности, направленных на совершенствование системы управления процессами формирования и реализации туристского продукта, а также документационного обеспечения и проектирования в туризме. Кроме того специфика цифровизации в сфере гостеприимства, проявилась в усиленной интеграции глобальных цифровых практик бронирования перевозок и автоматизированных систем управления и логистики в систему бронирования и управления средствами размещения

В сфере оказания услуг и взаимодействия с потребителем сектора гостеприимства и туризма основной формой цифровизации являются технологии всплывающих окон и иной интерактивной коммуникации с заказчиком. Кроме того, цифровая форма взаимодействия с заказчиком в режиме онлайн при решении стандартных задач, позволила отказаться от использования выделенного персонала для коммуникации с клиентом и перейти к программам-роботам и внедрению нейросетей [17].

Публичные субъекты туристских отношений также учитывают актуальность цифровизации сферы туризма. Их деятельность направлена на решение двух приоритетных задач: обеспечение качества и безопасности туризма; повышение конкурентоспособности и развитие рынка туристских услуг. Первая задача решается посредством специальных инструментов в форме госуслуг [10]. Вторая представляется более многосложной и именно она имеет отношение к переходу от простой информатизации процессов к умным технологиям.

Прежде всего, отметим, что в рамках цифровизации была предпринята глобальная электронная систематизация туристских ресурсов. Именно цифровизация ресурсов, на последнем этапе эволюционировавшая от таблиц в Exсel в онлайн-реестры, интегрированные в ГИС технологии и онлайн-карты с функцией обратной связи, знаменуют собой переход к умных технологиям. На федеральном уровне в этой связи следует отметить проект – подсистема АИС «Туризм» «Национальный туристический портал Russia.travel» (Russia.travel) [8]. Этот портал как информационно-сервисный мультимедийный централизованный интернет-ресурс, направленный, прежде всего, на обеспечение доступа всех заинтересованных лиц к сведениям о туристских ресурсах и туристской индустрии Российской Федерации, позволяет не только познакомить туриста с потенциалом туристской территории, но и содержит инструменты виртуального сопровождения туриста по популярным маршрутам регионов. Именно такой подход и стал базовым в развитии целого ряда успешных практик внедрения технологий смарт-туризма на региональном и муниципальном уровнях. Региональный интерес представляют проекты Туристический портал города Волгограда и Волгоградской области [13], Туристский портал Волгоградской области [14], Портал городского развития «Волгоград 2.0» [11].

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время наибольшее влияние на туристов-активных потребителей цифровых услуг оказывает не информация, предоставленная представителями тревел-бизнеса, а комментарии или рекомендации других пользователей – генераторов полезного контента в социальных сетях. Создание инновационной туристской концепции открывает цифровой и онлайн туристический рынок, который позволяет взаимодействовать туристам, культурному, историческому наследию территории и местным жителям посредством смартфона. В этой связи становится приоритетным социальное, интерактивное и настраиваемое взаимодействие, объединение умных технологии индустрии гостеприимства с социальными аспектами человеческого взаимодействия. Smart-технологии предоставляют широкие возможности для реализации подобного взаимодействия и эффективным представляется создание мобильных приложений и порталов для туристов. Посредством Smart-технологий появилась возможность актуализировать и дополнять любые объекты и маршруты необходимой информацией, отзывами, фотографиями в режиме реального времени. С учетом информационных возможностей именно технологии3D-моделирования приобретают характер наиболее востребованных в туризме средств / форм виртуальной и дополненной реальности.

Несмотря на явно единичные примеры практик, следует отметить, что технологии 3D-моделирования, как и вся система технологий смарт-туризма на федеральном и региональном уровне в РФ находятся в стадии формирования и экспериментального внедрения. Полагаем, что, прежде всего, это связано с отсутствием общего комплексного подхода к организации этой деятельности. Можно отметить, что только в Стратегии развития туризма-2035 системно определены более конкретные формы внедрения умных технологий в туризме, а также выделена их роль в развитии территорий [9].

Безусловно, умные технологии в туризме – это, прежде всего цифровые средства, направленные на формирование комфортной среды для самодеятельного туриста, способствующие повышению конкурентоспособности территории и увеличению продаж отдельных туруслуг. Технологии 3D-моделирования выступают в этом случае как наиболее привлекательные инструменты цифрового информирования и продвижения. При этом участие публичных лиц в развитии и применении умных технологий в туризме во многом базируется на понимании того, что это один из самых эффективных каналов формирования спроса [21] и продвижения турпродукта территории, не имеющий пространственных, языковых, культурных и иных ограничений по аудитории воздействия, способствующий глобальному повышению имиджа туристской привлекательности территории и экологии туризма, повышающий интерес к территории не только туристов, независимо от формы организации, но и поставщиков комплексных услуг и туристских посредников. 

В любом случае, при определении форм и масштабов внедрения смарт-технологий в туризме необходимо понимать для какой формы, типа и вида туризма умные технологии являются наиболее привлекательными. Только после решения этой задачи должно следовать обоснованное решение о перспективных масштабах и сферах использования умных технологий.

Выводы. Исходя их задач умных технологий, определенных в научной литературе, можно сделать вывод о том, что внедрение их основного функционала должно быть ориентировано, прежде всего, на самодеятельного туриста. Следует добавить, что смарт-технологии, сформированные для саморганизованного туриста, с целью популяризации территории должны позволять туристу самостоятельно знакомиться с достопримечательностями. В этой связи каждый объект, встроенный туристом в маршрут, должен иметь либо GPS-метку, при достижении которой, следуя по маршруту, турист автоматически получает базовую экскурсионную информацию об объекте. Либо объекты должны иметь QR- или AR-метку, при наведении на которую турист получает соответствующую информацию. Отметим, что использование QR-меток на объектах туристского интереса и в музейно-выставочной деятельности достаточно распространенная практика. Особый инновационный характер как основной признак закрепился за 3D-технологиями. В силу многофункциональности их роль в индустрии туризма пока не имеет конкретного определения: от дополнения стандартных экскурсионных программ с целью эмоционального личного погружения и сопереживания событию / объекту показа, до задач цифровой реконструкции и создания нематериального объекта показа, расширяющей ресурсной потенциал территории.

Основной формой внедрения 3D-моделирования в туризме является виртуальная и дополненная реальность.

Основным перспективным и востребованным видом туризма является проведение экскурсий с применением технологий AR-VR посредством дополнения или замещения экскурсовода визуальной информацией об объектах, создания интерактивных выставок или музеев с возможностью перенестись не только в другой город или страну, но и в другое столетие, воссоздание не только облика музейных экспонатов, но и имитация непосредственного нахождения в стенах известных музеев и экспозиций.

Данный вид экскурсий реализуется музеями по всему миру. Анализ российского рынка 3D-технологий в туризме показал, что подход к определению основных задач их использования в музейной практике определятся каждым субъектом с учетом собственных приоритетных задач: в ряде случаев эти технологии внедряются на предварительном этапе удаленного знакомства с объектом как форма продвижения конкретных услуг, или целой туристской территории [3; 4; 12]. В иных, выступает в качестве дополнения к классическому показу/рассказу непосредственно на объекте / в месте получения услуги [1; 2; 5; 7; 15]. Надо отметить, что проведенное маркетинговое исследование подтверждает востребованность этих технологий у детской, юношеской и средней потребительской групп. При этом, как мы и подчеркивали, 3D-технологии являются для потребителей не только формой эмоционального погружения в рамках экскурсии, но и основным средством трансляции своих переживаний через единственный канал социальной коммуникации – цифровые социальные сети. Таким образом, технически единые 3D-технологии и социальные сети, создают условия для практически безграничной в пространственном и временном смысле жизни 3D-технологий в туризме как форм продвижения.

Отметим, что позиционирование Волгограда как центра патриотического туризма, наличие на территории Волгоградской области многочисленных объектов культурно-исторического значения, наследия времен Великой Отечественной войны может способствовать широкому использованию и стремительному развитию применения AR-VR-технологий для создания виртуальных экскурсионных маршрутов по местам боевой славы Сталинградской битвы,

Данный вид экскурсий может представлять собой приложение для VR-очков, являющееся синтезом современных видео и аэрофотосъемок, аудио- и визуального ряда информации об исторических объектах и событиях, исторических хроник и кадров, дополняющих существующий облик Волгограда. Использование подобного приложения возможно как на удаленном доступе, так и при непосредственном участии экскурсантов при нахождении их на доступных для всех категорий населения и обладающих развитой инфраструктурой территориях.

 

Работа выполнена при поддержке Минобрануки России (проект «Развитие методики виртуальной 3D реконструкции исторических объектов», шифр научной темы 2019-0920, номер проекта в системе управления НИР FZUU-0633-2020-0004).

Список использованных источников:

  1. Виртуальная экскурсия по музею-панораме «Сталинградская битва» [Электронный ресурс]. – URL: https://sphaira.ru/virtualtours/muzeum/battlestalingrad.html (дата обращения: 15.08.2020).
  2. Виртуальная экскурсия по СПБ. Я вижу град Петров [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tourtransservice.ru/ekskursii-po-sankt-peterburgu/virtualnaa-ekskursia-a-vizu-grad-petrov (дата обращения: 15.08.2020).
  3. Виртуальные 3D туры и фотосессии в Ростове-на-Дону [Электронный ресурс]. – URL: https://vr161.ru (дата обращения: 15.08.2020).
  4. Виртуальный тур по Мамаеву Кургану [Электронный ресурс]. – URL: http://vm1.culture.ru/mamayev_kurgan/virtual_tour/(дата обращения: 15.08.2020).
  5. Государственный Русский музей Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – URL: http://rusmuseum.ru/exhibitions/ (дата обращения: 15.08.2020).
  6. Иванова, А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения [Текст] / Иванова А.В. // Стратегические решения и риск-менеджмент. - № 3 (108). – 2018. – С. 88-107.
  7. Музей Археологии на курорте «Роза Хутор» [Электронный ресурс]. – URL: https://rosakhutor.com/entertainment/muzey-arheologii/ (дата обращения – 15.08.2020).
  8. Национальный туристический портал Russia.travel [Электронный ресурс]. – URL: www.russia.travel) (дата обращения: 19.07.2020).
  9. Об утверждении Стратегии развития туризма Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2129-р от 20 сентября 2019 // Собрание законодательства РФ. – 30.09.2019. – № 39. – ст. 5460.
  10. Об утверждении формы электронной путевки, перечня сведений, указанных в электронной путевке, а также порядка размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок: Приказ Министерства культуры РФ от 8 декабря 2017 г. № 2046 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – URL: www.pravo.gov.ru (31 мая 2018 г.) (дата обращения: 19.07.2020).
  11. Order of the Ministry of Culture of Russia dated 08 December, № 2046, (2017).
  12. Портал городского развития «Волгоград 2.0» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vlg20.ru (дата обращения: 19.08.2020).
  13. Сайт музея-заповедника «Сталинградская битва» [Электронный ресурс]. – URL: https://stalingrad-battle.ru/projects/v-tours/ (дата обращения: 15.08.2020).
  14. Туристический портал города Волгоград и Волгоградской области. «Волгоградский край – территория путешествий» [Электронный ресурс]. – URL: https://volgaland.volsu.ru/ru (дата обращения: 19.08.2020).
  15. Туристский портал Волгоградской области [Электронный ресурс]. – URL: http://www.welcomevolgograd.com/ (дата обращения: 19.08.2020).
  16. VR зал в Главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/avangard-v-trekh-izmereniyakh-goncharova-i-malevich/ (дата обращения: 15.08.2020).
  17. Boes, K., Buhalis, D., Inversini, A. Smart tourism destinations: ecosystems for tourism destination competitiveness [Текст] / K. Boes, D. Buhalis, A. Inversini // International Journal of Tourism Cities. – 2016. – 2 (2). – pp. 108-124.
  18. Buhalis, D., and Amaranggana, A. Smart Tourism Destinations Enhancing Tourism Experience Through Personalisation of Services [Текст] / D. Buhalisand, A. Amaranggana // Information and Communication Technologies in Tourism: I. Tussyadiah and A. Inversini (Eds.). – 2015. – pp. 377-389.
  19. Buhalis, D., and Foerste, M. SoCoMo marketing for travel and tourism: Empowering co-creation of value [Текст] / D. Buhalis, M. Foerste // Journal of Destination Marketing and Management. – 2015. – 4 (3). – pp. 1-11.
  20. Choudhury, R.R., Dixit, S.K. Prospects and Challenges in Smart Tourism in India: Case study of Smart City Bhubaneswar [Текст] / R.R. Choudhury, S.K. Dixit // International Journal of Creative Research Thoughts. – 2018. – Vol. 6. – Issue 1. – pp. 242-248.
  21. Dameri, R.P. Searching for Smart City definition: a comprehensive proposal [Текст] / R.P. Dameri // International Journal of Computers and Technology. – 2013. – 11(5). pp. – 2544-2551.
  22. Femenia-Serra, F., Neuhofer, B., & Ivars-Baidal, J.A. Towards a conceptualization of smart tourists and their role within the smart destination scenario [Текст] / F. Femenia-Serra, B. Neuhofer, J.A. Ivars-Baidal // The Service Industries Journal. – 2019. – 39 (2). – pp. 109-133.
  23. Genç, R. The Impact of Augmented Reality (AR) Technology on Tourist Satisfaction [Текст] / R. Genç // Augmented Reality and Virtual Reality (eBook). – Springer International Publishing AG, 2018. – pp. 109-116.
  24. Gretzel, U., Werthner, H., Koo, C., and Lamsfus, C. Conceptual foundations for understanding smart tourism ecosystems [Текст] / U. Gretzel, H. Werthner, C. Koo, C. Lamsfus // Computers in Human Behavior. – 2015. –50. – pp. 558-563.
  25. Karimidizboni, R. The impact of ICT on the tourism industry in Iran. Interdisciplinary [Текст] / R. Karimidizboni // Journal of Contemporary Research in Business. – 2013. – Vol. 4. – №. 11. – pp. 680-685.
  26. Liberato, P., Alen, E., Liberato, D. Smart tourism destination triggers consumer experience: the case of Porto [Текст] / P. Liberato, E. Alen, D. Liberato // European Journal of Management and Business Economics. – 2018. – 27 (1). – pp. 6-25.
  27. Meijer, A., Bolívar, M.P.R. Governing the smart city: a review of the literature on smart urban governance [Текст] / A. Meijer, M.P.R. Bolívar // International Review of Administrative Sciences. – 2015. – pp. 1-17.
  28. Myung Ja Kim, Michael C. Hall. A hedonic motivation model in virtual reality tourism: Comparing visitors and non-visitors [Текст] // International Journal of Information Management. – 2019. – Vol. 46 (June). – pp. 236-249.
  29. Smart Cities Council. Definitions and overviews [Электронный ресурс]. – URL: http://smartcitiescouncil.com/smart-cities-information-center/definitions-andoverviews (дата обращения: 21.07.2020).
  30. Tichaawa, T.M., Mhlanga, O., Sicwebu, S. The Impact of Information Communication Technologies (ICTs) on Tourism Businesses in East London, South Africa [Текст] / T.M. Tichaawa, O. Mhlanga, S. Sicwebu // Acta universitatis danubius. – 2017. – Vol 13. – № 3. – pp. 18-29.
  31. Xiang, Z., Fesenmaier, D.R. Big Data Analytics, Tourism Design and Smart Tourism [Текст] / Z. Xiang, D.R. Fesenmaier // Analytics in Smart Tourism Design: Xiang, Z. and Fesenmaier, D. R. (Eds.). – 2017. – pp. 299-307.

Ключевые слова: цифровизация экономики, умный город, умный туризм, «новый турист», виртуальный туризм, 3D моделирование, электронный туризм.

 

УДК 640.4:004.056                                                                                           Карлова А.И.,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры менеджмента

предпринимательской деятельности,

Таврическая академия (структурное подразделение)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.27.75 (0.029 с.)