Мультипликативная роль современных видов туризма как инструмент в механизме стимулирования эффективного социально-экономического развития регионов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мультипликативная роль современных видов туризма как инструмент в механизме стимулирования эффективного социально-экономического развития регионов



 

[31] Мультипликативная роль современных видов туризма как инструмент в механизме стимулирования эффективного социально-экономического развития регионов. В статье обоснована необходимость развития новых форм отдыха и туризма с позиции их мультипликативного воздействия на развитие регионов. Показана взаимосвязь и влияние современных видов туризма на развитие внутреннего туризма, на приращение бюджетных средств муниципальных территорий. Выявлены резервы использования рекреационного потенциала Крыма. Отмечена необходимость в специализированных кадрах для оперативного, перспективного, проектного и научного обеспечения квалифицированного управления процессами развития современных видов внутреннего туризма. Выявлено отсутствие системного социально-экономического механизма вовлечения новых форм отдыха и туризма в процессы эффективного развития региона. Показана определяющая роль программных решений государственного и муниципального уровня в реализации прикладных задач достижения главной цели социально-экономического развития регионов. Обоснована необходимость дополнения государственных региональных программ целевыми подпрограммами, ориентированными на мультипликативное повышение вклада туризма в занятость населения во всех сопряженных с ним видах экономической деятельности региона. Обоснована системообразующая роль кластерной и сетевой организации развития новых форм и видов туризма в создании новых рабочих мест в регионе. Конкретизация функций аппарата государственного и муниципального управления в регионе отнесена к организующим функциям получения конечных результатов эффективного воздействия новых форм отдыха и туризма на социально-экономическое развитие региона, на достижение нового уровня качества жизни его населения. Предложено расширение сети подготовки рабочих кадров в муниципалитетах по тематическим видам новых форм туризма, свойственных их территориям. Обоснована необходимость создания научно-практических лабораторий в региональных университетах совместно с органами государственного и муниципального управления регионов.

Multiplicative role of modern types of tourism as a tool in the mechanism of stimulating effective socio-economic development of regions. The article substantiates the need to develop new forms of recreation and tourism from the standpoint of their multiplicative impact on the development of regions. The relationship and influence of modern types of tourism on the development of domestic tourism, on the increment of budgetary funds of municipal territories is shown. Reserves of the use of the recreational potential of the Crimea are revealed. The need for specialized personnel for operational, prospective, project and scientific support of qualified management of the development processes of modern types of domestic tourism is noted. The absence of a systemic socio-economic mechanism for involving new forms of recreation and tourism in the processes of effective development of the region was revealed. The determining role of software solutions at the state and municipal level in the implementation of applied tasks of achieving the main goal of socio-economic development of regions is shown. The necessity of supplementing the state regional programs with targeted subprograms, focused on the multiplicative increase in the contribution of tourism to the employment of the population in all related types of economic activities of the region, has been substantiated. The backbone role of the cluster and network organization for the development of new forms and types of tourism in the creation of new jobs in the region has been substantiated. The specification of the functions of the apparatus of state and municipal administration in the region is attributed to the organizing functions of obtaining the final results of the effective impact of new forms of recreation and tourism on the socio-economic development of the region, on achieving a new level of quality of life for its population. It is proposed to expand the network of training workers in municipalities by thematic types of new forms of tourism inherent in their territories. The necessity of creating scientific and practical laboratories in regional universities in conjunction with state and municipal authorities of the regions is substantiated.

Анализ последних исследований и публикаций. Мультипликативное воздействие современных видов туризма на развитие муниципальных территорий, рост занятости населения, повышение качества жизни жителей региона и страны в целом обеспечивается совокупностью методов, среди которых: методы формирования императивов преодоления отставания в развитии регионов [1, с. 174-186]; методы разработки и реализации инновационной стратегии управления эффективным развитием административных территорий [2, с. 23-28]; методы формирования стратегии опережающего инновационного развития административных территорий [3, с. 30-31]; методы государственного регулирования повышения качества жизни и роста благосостояния населения [4, с. 396-401]; методы повышения конкурентоспособности региона посредством создания инновационных кластеров [5, с. 98-100]; формирование социально-экономического механизма опережающего развития страны [6, с. 68-71].

Выделение нерешенной проблемы. В двадцатые годы XXI века индустрия отдыха, туризма, путешествий играет важную роль в процессах социально-экономического развития мировой экономики, стран мира, регионов каждой страны. Существенный вклад отрасли в ВВП, рост занятости и повышение качества жизни населения являются результатом адекватного реагирования отрасли на предпочтения туристов, эффективной государственной политики развития этой сферы деятельности, наличия механизмов управления процессами развития туризма, повышения конкурентоспособности предприятий, регионов, стран мира. Если сила отрицательного воздействия внешних факторов на развитие отрасли станет управляемой и не окажет сдерживающего или вообще разрушающего воздействия на отрасль, ее вклад в ВВП может вырасти до 50%. Усовершенствование традиционных видов туризма, создание новых направлений деятельности, использование инновационных форм и методов управления процессами предоставления туристических услуг на всех уровнях позволит расширить само понимание аспекта «конкурентоспособность туризма, отдыха и путешествий» в контексте проявления мультипликативной роли современных видов туризма и их влияния на развитие отдельных территорий, занятость населения и повышение качества жизни.

По результатам исследований 2019 г., Российская Федерация занимает 38 место среди 140 стран по конкурентоспособности туризма и путешествий (T & T) по параметрам: благоприятная среда, политика T & T и благоприятные условия, инфраструктура, природные и культурные ресурсы (Insight Report. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Travel and Tourism at a Tipping Point. World Economic Forum (http:// www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf)) (http://reports.weforum.org/ttcr). Такая позиция не соответствует туристскому потенциалу страны и требует разработки специального организационно-экономического механизма, который позволит не только поднять страну на более высокие позиции в рейтинге, а, прежде всего, создать и реализовать реальные возможности для развития туризма в стране на новой основе управления.

Цель и задачи исследования. Для повышения конкурентоспособности туризма в стране необходимо решить совокупность задач, среди которых: распространение положительного опыта использования новых форм отдыха и туризма – глемпинга, тематических парков, отдыха выходного дня и других для повышения эффективности социально-экономического развития регионов России; выявить и использовать резервы рекреационного потенциала (на примере рекреационного макрорегиона Крыма); образование, подготовка и актуализация компетенций кадров для оперативного, перспективного проектного и научного обеспечения квалифицированного управления этими процессами; формирование социально-экономического механизма вовлечения новых форм отдыха и туризма в процессы эффективного развития региона; усиление результативного участия органов государственного и муниципального управления в реализации прикладных задач достижения главной цели социально-экономического развития регионов; адаптация государственных региональных программ целевыми подпрограммами, ориентированными на мультипликативное повышение вклада туризма в занятость населения во всех сопряженных видах экономической деятельности на муниципальных территориях региона; поддержка и мотивация кластерной и сетевой организации развития новых форм и видов туризма, способствующих созданию новых рабочих мест в регионе, на его муниципальных территориях; функции аппарата государственного и муниципального управления в регионе отнести к организующим функциям получения конечных результатов эффективного воздействия новых форм отдыха и туризма на социально-экономическое развитие региона, на достижение нового уровня качества жизни его населения; расширение сети подготовки рабочих кадров в районных муниципалитетах по тематическим видам новых форм туризма, свойственных их территория; создание научно-практических лабораторий в региональных университетах, совместных с органами государственного и муниципального управления регионов.

Изложение основного материала. В советский период трудящиеся СССР отдыхали в пансионатах, домах отдыха, на турбазах, дети – в пионерских лагерях в уютных деревянных домиках, палатках, сезонных строениях в живописных местах. Большой популярностью пользовались двухдневные туристические поездки на поезде или автобусе в разные города страны. Активное население проводило выходные дни в походах или на экскурсиях.

В последние десятилетия в мире стали популярными новые и возрождающиеся на современной основе формы туризма: глемпинг, тематические парки, отдых выходного дня. Глемпинг – это «роскошный отдых на природе», «ленивый отдых», «расслабляющий отдых», «гламурный кемпинг», «кемпинг с блеском», может происходить в роскошных отелях в уникальных заповедных и труднодоступных местах, в простых строениях – домики, шатры, юрты, чумы, шалаши, сафари-тенты и т.п., расположенные в уникальных природных местах, имеющих свойственные месту культурные, этнические, национальные, исторические особенности. Этот «формат развития экологического туризма» [7] доступен в любое время года и позволяет насладиться природой туристам, компаниям, семьям. Его культивируют на малонаселенном побережье юга Италии, многочисленных островах и полуостровах Греции летом, а в заснеженных Альпах во Франции, Италии, Швейцарии и в других странах Европы, на Черноморском побережье и в горах Кавказа Российской Федерации – зимой. Динамичное развитие получает отдых в комфортных бунгало. Незабываемые впечатления настраивают на ежегодное повторение и поиск новых мест и впечатлений. В России большой популярностью пользуется глемпинг «Гуляй-город», расположенный в Тульской области в поселке Ланышинский на берегу реки Оки и др.

Поскольку глемпинг представляет собой стиль отдыха, а не конкретные места его проведения, за ним большое будущее на всех территориях Российской Федерации с разнообразным природным, культурным, этническим потенциалом.

Большое распространение в развитии туризма в мире, а сейчас и в России, получили тематические парки, которые стимулируют развитие индустрии развлечений [8], служат средством популяризации национальной культуры [9], участвуют «в сохранении и популяризации историко-культурного наследия в России» [10] – музыкальные тематические парки, парки сказочных героев и их авторов, этнические и межнациональные, как формы социокультурного взаимодействия, военно-патриотического воспитания и другие.

Большое разнообразие тематических парков влияет на развитие туристической индустрии с позиции экономико-географических, экологических, ландшафтных, природно-климатических, территориальных, производственно-технологических аспектов их формирования, необходимости их определенной классификации по видам и особенностям, по их проектированию и организации функционирования.

Важным моментом в понимании роли тематических парков в развитии регионов России явилось зарождение направленности на повышение качества жизни местного населения [11]. Известная более 50 лет в России и за ее пределами «Поляна сказок» в Ялте в Крыму, с одной стороны, дает возможность местным детям окунуться в богатый мир сказок, а, с другой стороны, несколько изменить имидж самой Ялты, повысить ее привлекательность для населения страны и туристов. Этот культурный город перестал быть только местом отдыха на пляжах южного побережья Крыма. Предприниматель Олег Зубков повысил привлекательность региона. Рядом с Поляной сказок он создал уникальный современный зоопарк «Сказка». Он же изменил имидж города Белогорска, известного туристам расположенным в его окрестностях знаменитым ландшафтным памятником Белая Скала, создав на берегу Тайганского водохранилища сафари-парк львов «Тайган». Этот парк по некоторым параметрам превосходит известные в Европе парки, такие, как, например, парк кошачьих «Парк де Фелин» в окрестностях Парижа во Франции. Знаменитые зоопарки в Берлине, Дрездене, Риме по своим возможностям, комфорту, разнообразию предлагаемых услуг в некотором плане уступают «Тайгану». На территории этого парка расположены гостиницы, рестораны, кафе, киоски с сувенирной продукцией и специальным кормом для животных, тематические скульптурные композиции, открытый концертный зал. По территории парка можно передвигаться пешком или в специальных электропоездах с экскурсоводом. Удобная парковка принимает автолюбителей без ограничений. Специальный автобус парка может приехать за посетителями в любую точку Крыма и после прогулки вернуть обратно. Такие парки дают рабочие места, возможность проводить исследования и занятия для школьников и студентов, способствуют развитию инновационной деятельности, мотивируют создание предприятий по производству необходимого оборудования, сувенирной продукции, питания для животных. А главное – он находится в Крыму, в России, и жители полуострова и регионов страны могут посещать его в период отпусков и каникул.

Это один из реальных примеров, демонстрирующих значение тематических парков для развития муниципальных территорий, Республики Крым, страны в целом. Однако, даже на примере О. Зубкова, готового создавать новые, более масштабные тематические парки, такие как «Парк развлечений «Белая скала» – аналог американского Диснейленда; «Крымский Колизей» для представлений со львами в духе гладиаторских боев, с театром морских животных, морским боем; ландшафтный патриотический Суворовский парк; природный парк тигров и медведей, планируемый для создания в одном из заброшенных карьеров в Инкермане; зоопарк «Солнышко» в Евпатории. Все эти проекты были представлены еще в 2014 г. и планировались к открытию в 2017 г. Они не только повысили бы привлекательность региона, обеспечили рабочими местами население всего полуострова, наполнили бюджет республики, явились образовательной, научной, производственной базой, центрами кластерного развития в Крыму. Но здесь проявляется отсутствие или несовершенство социально-экономического механизма, способствующего развитию процессов социально-экономического развития региона, стимулирующего активность предпринимателей в стране на основе развития новых форм туристической деятельности.

Наибольшее распространение среди перечисленных трех новых форм туризма получил отдых выходного дня. Именно эта форма отдыха возрождается в формате «новое, как хорошо забытое старое». В настоящее время она имеет разные определения: тур выходного дня, поход выходного дня, туризм выходного дня, тропа выходного дня, двухдневный тур. Для каждого из них имеются содержательные определения, к примеру, этнический, экологический, лечебно-оздоровительный, рекреационный, экскурсионно-познавательный, эколого-спортивный, водно-рекреационный, сельский, культурно-просветительский, геополитический, религиозный (паломнический), исторический, патриотический, велосипедный, автомобильный, круизный, археологический, индустриальный, заповедный, охотничий, рыболовный. Иногда к этим определениям добавляются характеристики, указывающий на потребителей услуг: детский, студенческий, семейный, инклюзивный, событийный (семинар, конференция, тренинг).

Анализ публикаций последних лет показал, что эта форма отдыха и туризма распространена по всей территории России и имеет характер не только практической, а и научно-исследовательской деятельности, а также образовательной – ввиду широкой популярности специальностей «туризм», «менеджмент туризма» в вузах страны. Туризм выходного дня популярен в Крыму и Краснодарском крае, в Кургане, Екатеринбурге, Тюмени, в Астрахани, Казани, Карелии, в Калининграде, Санкт-Петербурге, Твери, Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Владивостоке и других городах страны.

Многие из вышеперечисленных характеристик могут одновременно проявляться в одном конкретном виде туризма [12]. Это показывает многоаспектность возможностей туризма выходного дня. Более того, этот вид отдыха может хорошо сочетаться с двумя другими – глемпингом и тематическими парками, полностью базируясь на их тематической основе. Обеспечение целенаправленного сочетания этих возможностей можно рассматривать как инструмент в механизме стимулирования эффективного социально-экономического развития регионов [13].

Широкое распространение новых форм современного туризма обусловлено рядом положительных факторов, среди которых: «шаговая» доступность для населения всех регионов страны, стоимость таких услуг соответствует финансовым возможностям российских туристов, условная ориентация на принцип «с доставкой на дом» (именно этот фактор является особенно ценным, так как меняет потоки финансовых вложений населения в отечественный, местный туризм, а не в зарубежный). На этой основе увеличивается не только приток финансов населения в отечественную экономику, но и повышается занятость населения во всех сферах деятельности, сопутствующих туризму. В круг туристических объектов включаются новые муниципальные территории в самых отдаленных регионах страны. В этих условиях существенно меняется вся структура туристической индустрии, где масштабы развития отдыха и развлечений населения также приобретают параметры индустриального уровня. Эти изменения происходят на фоне роста потребности в профессиональных кадрах, обеспечивающих как создание этих новых форм туризма в регионах, так и их высокоэффективное функционирование, современное и инновационное обслуживание потребителей новых услуг.

Вместе с тем, на фоне перечисленных положительных моментов проявления новых форм отдыха и туризма, культивируемых населением регионов России, потоки отдыхающих за ее пределы остаются весьма значительными. Возникает естественный вопрос: почему это происходит? Однозначного ответа нет ввиду большой сложности этой проблемы.

Многие россияне едут отдыхать на зарубежные курорты из-за более высокого уровня обслуживания в сравнении с отечественным. Отдыхающий чувствует себя там человеком, для которого создано все окружающее его пространство и вся сфера обслуживания. В наших же отелях и здравницах обслуживающий персонал часто забывает «кто есть кто», иногда не понимая первичности посетителя и своего предназначения «служить», предоставлять услуги, зависимости наличия своего рабочего места, а соответственно и оплаты труда, от желания отдыхающего пользоваться именно вашими услугами, именно в вашей организации.

Также к числу предпочтения зарубежного отдыха отечественному относится возможность более разнообразного отдыха, начиная от питания в режиме «все включено», включая местные спиртные напитки без ограничения, и неограниченного перечня как бесплатных, так и платных развлечений. Сюда могут входить бесчисленные экскурсии, рыбалка в открытом море и закрытых водоемах, охота и ее гуманный вид – фотоохота, приготовление блюд на мангале и др.

Преимуществом отдельных услуг, предоставляемых некоторыми зарубежными отелями, считается возможность организации специализированного отдыха. В их числе тематические СПА-отели на базе целебных или горячих источников с использованием трав и ароматических веществ, как основа глемпинга в Эстонии, России [14]. Большой популярностью пользуются отели с внутренними бассейнами с круглогодичным и круглосуточным доступом из номеров непосредственно на площадку бассейна, даже при незначительной отдаленности общих пляжей на берегу моря или океана (опыт Мексики, Акапулько).

При этом весьма часто природно-климатические и ландшафтные условия в местах зарубежного отдыха и туризма не лучше, чем в ряде регионов России. Например, Каспийское, Азовское и Черноморское побережья по своим возможностям для отдыха, оздоровления и экскурсий вполне соизмеримо с рядом курортных мест Турции, Италии, Греции, Израиля. Однако рекреационный ресурс этих прибрежных территорий часто совсем не используется. В бюджете муниципалитетов таких территорий для целей их рекреационного развития практически отсутствуют средства. Вся надежда муниципальных руководителей на поддержку государства в этих вопросах. Кстати, в Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» эта позиция представлена в числе показателей условий устойчивого развития Крыма как «число новых туристско-рекреационных кластеров». Однако анализ хода ее выполнения показал, что освоение новых рекреационных прибрежных и, тем более, горностепных территорий Крыма в этой Программе не предусмотрено. Нужны инвесторы и инициативные предприниматели, поддерживаемые муниципальными органами местного самоуправления, такие, как, например, О. Зубков. Где их взять? Какой социально-экономический механизм можно включить для поиска и привлечения инвесторов, заинтересованных в эффективном и современном развитии муниципальных территорий сельских поселений не только в Крыму, но и в Краснодарском крае, в Республике Калмыкия и Дагестане?

Рассмотрим варианты создания и развития такого механизма для получения результата «число новых туристско-рекреационных кластеров» из Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года».

Резервы рекреационных ресурсов муниципальных территорий. Целебные свойства воды залива Сиваш на севере Крыма сравнимы с водами Мертвого моря в Израиле и Иордании. Но количество отелей в непосредственной близости от Сиваша в Крыму равно нулю, а число туристов незначительно.

Длина береговой линии залива Сиваш со всеми его прибрежными водоемами только в одном Джанкойском районе составляет около 500 км, что больше, чем все побережье Южного Берега Крыма и даже, чем Черноморское побережье Кавказа в России. В других районах Северного Крыма длина береговой линии Сиваша составляет еще более 300 км.

Ввод в конце 2019 г. железнодорожного сообщения по мосту через Керченский пролив позволил усилить приток рекреантов с материковой части России в Крым непосредственно мимо 70% прибрежной территории Северного Крыма. Предполагаемое создание рекреационных кластеров по инициативе руководства России в Крыму ориентировано на уже освоенные рекреационные территории юга и запада. Уровень же отдачи территориального ресурса в районах прибрежного Сиваша составляет в долях единицы от 0,19 в Красноперекопском до 0,24 в Кировском и Советском районах, 0,25 и 0,33 в Джанкойском и Нижнегорском в сравнении с 0,63 в Судаке, 0,87 в Алуште, 3,21 в Феодосии и 5,96 в Ялте.

Аналогично отличается степень использования человеческих ресурсов в Присивашских районах от Южнобережья: от 0,58 и 0,59 в Нижнегорском и Советском, 0,6 и 0,67 в Красноперекопском и Джанкойском районах в сравнении с 0,74 в Алуште, 0,8 в Феодосии, 0,87 в Судаке и 0,89 в Ялте.

Насыщенность территорий Южнобережья основными фондами – до 11% в Ялте (от всего Крыма), 5% в Феодосии и 3% в Алуште против 2,6 во всех Присивашских районах суммарно, продолжает наращиваться привлечением инвестиций в основной капитал. Только в 2016 г. в развитие Ялты было вложено 9,45% от общего объема инвестиций по Республике Крым, по Феодосии – 2,6%, тогда как по Красноперекопскому району – только 0,19%, по Джанкойскому – 0,46%, Нижнегорскому – 0,7%, Советскому – 0,51%, Кировскому – 1,02%.

Исследования по опережающему маркетингу выявили резервы вовлечения перспективных территорий рекреационных ресурсов в Присивашье и Приазовье Крыма, позволяющие увеличить почти вдвое число рекреантов в Крыму, как в летние месяцы, так и в межсезонье. Использованию этих резервов посвящены ряд государственных решений.

Целенаправленность государственных решений по рекреационному развитию территории. Государственная Программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», а также входящая в госпрограмму федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» (ФЦП) устанавливают главную цель – создание условий для сбалансированного устойчивого развития экономики и социальной сферы Республики Крым и г. Севастополя. Для этого предусмотрена совокупность решаемых специфических управленческих задач, требующих научной поддержки в обосновании и разработке форм и методов их решения на уровнях государственного и муниципального управления.

В число задач и отдельных направлений госпрограммы входят:

- осуществление государственной политики Республики Крым и согласованности управленческих решений по ускоренному социально-экономическому развитию на основе обеспечения сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, целевым показателям, финансовым и другим ресурсам;

- создание новых туристско-рекреационных кластеров для эффективного использования туристско-рекреационного потенциала на основе развития действующих и создания новых производств санаторно-курортной сферы и туризма;

- формирование доступной комфортной туристской среды;

- осуществление стимулирования предпринимательской активности в ходе реализации госпрограммы;

- достижение необходимого уровня инфраструктурного обеспечения территорий в составе приоритетной задачи государственной политики регионального развития – инфраструктурного обеспечения пространственного развития экономики и социальной сферы на основе формирования и развития энергетической, транспортной и социальной инфраструктур;

- ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых систем водоснабжения;

- обеспечение эффективного функционирования сети автомобильных дорог, увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, вдвое по Республике Крым;

- увеличение туристического потока и количества прибывших туристов в Крым к 2022 г. против 2017 г. на 39%;

- рост размера валового регионального продукта на душу населения в Республике Крым в 2022 г. в сравнении с 2017 г. на 52%;

- рост объема инвестиций в основной капитал на душу населения в Республике Крым в 2022 г. против 2017 г. на 34%;

- создание благоприятного инвестиционного климата в Крыму; поддержка регионов, инвестирующих инновационное развитие;

- отбор и подготовка кадров в Республике Крым;

- обеспечение межнационального согласия и гармонизации межнациональных отношений;

- устранение диспропорций в региональном развитии и доведение уровня жизни населения Крыма до среднероссийского уровня;

- снижение уровня безработицы;

- повышение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;

- сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан различных регионов, в уровне социально-экономического развития регионов.

По поводу последней задачи отмечается, что межрегиональная дифференциация в социально-экономическом развитии влияет на сбалансированность территориального развития, где его комплексность и системность формируют стабильное состояние национальной безопасности на региональном уровне, что требует создания механизмов сокращения такой дифференциации.

В качестве основного инструмента реализации всей Госпрограммы предусмотрено финансирование ее мероприятий преимущественно из бюджетных средств и частично из внебюджетных источников. В дополнение к нему, как инструмент реализации этих направлений и решаемых задач, выступает сама федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», а также меры правового регулирования.

Упоминание в задачах, направлениях и ожидаемых результатах повышения уровня и качества жизни населения не является упомянутым механизмом, а требует реальных научно-методических и организационных разработок в качестве научного обеспечения и последующего сопровождения практически всех задач и направлений Госпрограммы и ее ФЦП.

Научная поддержка государственного управления туристско-рекреационным развитием территорий. Весь комплекс перечисленных задач и создания соответствующей научной поддержки их осуществления решается реальной деятельностью подразделений Правительства Республики Крым. Целенаправленность и взаимодействие организаций в этом направлении может обеспечить Глава Республики Крым в соответствующем решении:

1. Для достижения главной цели госпрограммы по созданию условий для сбалансированного устойчивого развития экономики и социальной сферы Республики Крым сформировать региональную подпрограмму «Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных территорий Северокрымского побережья». Ответственный разработчик – министерство экономического развития Республики Крым.

2. Для решения задачи осуществления стимулирования предпринимательской активности в ходе реализации госпрограммы создать при министерстве труда и социальной защиты Республики Крым совместный с учреждениями образования, науки и молодежи Республики Крым и министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Научно-образовательный центр комплексного развития муниципальных территорий Крыма». Ответственный разработчик – министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

 

Рисунок 1 – Структура программно-целевого управления развитием новых форм туризма в регионе

3. Для осуществления научно-методической поддержки государственной политики Республики Крым и согласованности управленческих решений по ускоренному социально-экономическому развитию на основе обеспечения сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, целевым показателям, финансовым и другим ресурсам создать в составе научно-образовательного центра при министерстве экономического развития Республики Крым совместную с Крымским федеральным университетом имени В. И. Вернадского «Научно-методическую лабораторию государственного и муниципального управления».

4. Учитывая сформировавшуюся роль Крыма как рекреационного макрорегиона в целях эффективного использования туристско-рекреационного потенциала на основе развития действующих и создания новых производств санаторно-курортной сферы и туризма создать при министерстве курортов и туризма Республики Крым совместную с Крымским федеральным университетом имени В. И. Вернадского «Научно-организационную лабораторию системообразующего развития рекреационных территорий и организаций».

5. Для достижения необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности территорий Республики Крым в составе приоритетной задачи государственной политики регионального развития – инфраструктурного обеспечения пространственного развития экономики и социальной сферы на основе формирования и развития энергетической, транспортной и социальной инфраструктур создать сеть совместных «Научно-практических лабораторий инновационного развития предприятий в условиях сетевой и кластерной организации их взаимодействия».

Укрупненно структура взаимодействия организаций, обеспечивающих рекреационное освоение территорий и развитие в них новых форм отдыха и туризма, показана на примере формирования региональной целевой подпрограммы до 2025 г. «Туристско-рекреационные кластеры Северокрымского побережья» ведущую роль в этом направлении государственного управления в регионе (Рисунок 1).

Кластерная и сетевая организация развития туризма и рекреации на муниципальных территориях. Цели создания рекреационного кластера:

1. Эффективное использование слабоосвоенных рекреационных территорий.

2. Усиление занятости местного населения.

3. Обеспечение высокого уровня качества жизни участников кластера и членов их семей.

4. Развитие инновационных технологий инфраструктурной деятельности.

5. Рекреационное обслуживание на уровне мировых стандартов развития и достижений науки, техники и практики.

6. Вовлечение в процессы инвестирования формирования кластера физических лиц, организаций регионов и стран, заинтересованных в регулярной рекреации своих сотрудников, членов семей и населения.

7. Обеспечение экологической чистоты в процессах функционирования рекреационного кластера и в жизнедеятельности его персонала и членов их семей.

8. Создание устойчивого взаимодействия предприятий всех сфер деятельности, необходимых для развития кластера, учебных заведений и научных лабораторий с органами государственного и муниципального управления для результативного конкурентоспособного развития кластера.

9. Обеспечение стабильного пополнения местного бюджета и роста валового регионального продукта и на этой основе – валового внутреннего продукта

Условия инвестирования формирования кластера. Общая потребность инвестиций для формирования рекреационного кластера включает в себя весь комплекс затрат, необходимых на всех этапах его создания. Как правило, в этот процесс входят:

- разработка идеи проекта, вариантов ее осуществления;

- технико-экономическое обоснование этапов создания кластера;

- разработка проекта и его документации по составляющим, выбранным вариантам и очередности создания кластера;

- приобретение строительной техники, оборудования, материалов;

- добыча или приобретение строительных материалов;

- изготовление элементов зданий, сооружений и конструкций;

- капитальное строительство объектов кластера;

- строительство дорог и крытых автопарковок;

- планировка рекреационных, жилых, социальных территорий;

- озеленение и благоустройство всех прилегающих территорий;

- строительство комплексов развлечений; приобретение или создание необходимого оборудования;

- создание установок и сети водоснабжения, очистки и опреснения воды, очистки стоков;

- создание установок и сети теплоснабжения, в т. ч. нетрадиционных источников энергии;

- создание установок и сети мусоросборников с раздельным сбором мусора и мусоропереработки;

- оплата труда участников кластера в комплексе и по его составляющим.

Центральным звеном в перечисленных составляющих является площадь всех зданий кластера в м2, в соотношении с которой измеряются объемы либо затраты по всем остальным составляющим. В свою очередь, в этой площади отдельно показывают конечный для рекреационного кластера показатель – непосредственно площадь помещений для размещения туристов, а также комплекса развлечений.

Усиление общественного взаимодействия органов местного самоуправления в рекреационном развитии территорий муниципалитетов. Для поддержки развития муниципальных территорий сельских поселений, как один из видов деятельности Палаты «Совета муниципальных образований Республики Крым», формируется ассоциация «Муниципальная рекреация». Ассоциация действует на основе созданных предприятий и организаций в роли «Совета научно-образовательной и инвестиционной поддержки эффективного развития муниципальных территорий сельских поселений». В состав ассоциации входят:

1. малые и средние предприятия по развитию инфраструктуры сельских поселений;

2. паевой фонд партнерских инвестиций развития малой рекреации в сельских поселениях;

3. малые предприятия научно-методической поддержки результативного управления развитием муниципальных территорий сельских поселений;

4. малые предприятия образовательной поддержки подготовки и переподготовки местного населения по малому предпринимательству в сельских поселениях;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.101 с.)