Кадастр туристских ресурсов как инструмент развития туристских дестинаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадастр туристских ресурсов как инструмент развития туристских дестинаций



Кадастр [22] туристских ресурсов как инструмент развития туристских дестинаций. В данной статье рассматриваются подходы к созданию кадастра туристских ресурсов дестинаций как условие их успешного развития. Термин «дестинация» происходит от латинского («destino») и переводиться как адрес, место назначения или нахождения. Всемирная Туристская Организация рассматривает туристскую дестинацию как «физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, услуги, аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия» [3].

В статье проанализированы особенности методов оценки потенциала территории, а также выявлены основные категории туристских ресурсов, в отношении которых возможно проводить кадастровый учёт.

С adastre of tourist resources as a tool for the development of tourist destinations. This article discusses approaches to creating a cadastre of tourist resources of destinations as a condition for their successful development. The term «destination» comes from the Latin («destino») and translated as the address, place of destination or location. The world Tourism Organization considers a tourist destination to be «a physical space where a visitor spends time with at least one overnight stay. It includes tourist products, services, attractions and tourist resources within one day of travel» [3].

The article analyzes the features of methods for assessing the potential of the territory, and also identifies the main categories of tourist resources for which it is possible to conduct cadastral registration.

Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе еще нет однозначного толкования данного термина, исследований его структуры, условий и факторов формирования. Рассматривая его трактовку у различных авторов, таких, как Кружалин В.И., Валькова Т.М., Шабалина Н.В., Никитина О.А, Павлова Э.Н., Морозов М.А., Войт М.Н., Кирьянова Л.Г. и др., можно отметить те особенности, на которых концентрируется внимание авторов. Туристская дестинация рассматривается территория со сформированными границами, в обязательном порядке имеющая достаточный туристский потенциал – в первую очередь, природные, культурно-исторические достопримечательности как объекты туристского показа, уникальные локации, объекты культурного наследия и т.д., как территория, где турист находится не менее 24 часов. Ключевыми направлениями исследований являются различные аспекты туристско-рекреационной деятельности в пределах дестинаций, а именно условия и факторы устойчивого развития туристских дестинаций, их классификация, а также возможность их структурирования при проведении кадастрового учёта. В настоящее время тема освоения туристских дестинаций находится в стадии активного изучения, но отдельные ее аспекты, в частности, создание кадастров туристских ресурсов, требуют более детальной проработки.

Постановка проблемы. При более углублённом изучении вопроса развития туристских дестинаций можно отметить нечёткость определений и критериев при постановке их на кадастровый учёт, что, в свою очередь, влияет на развитие туристской инфраструктуры, на эффективность использования туристских ресурсов и конкурентоспособность дестинаций.

Цель статьи заключается в исследовании потенциала туристских дестинаций, особенностей составления кадастра туристских ресурсов, разработке основ планирования их устойчивого развития.

Изложение основного материала. Исследованию территорий в качестве туристских дестинаций в России стали уделять внимание только в конце прошлого века. Гораздо большее внимание уделялось кластерному подходу, в том числе получившему отражение в программных документах. Так, в последнее десятилетие развитие туристско-рекреационных кластеров осуществлялось на основе государственно-частного партнерства, определенного в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [2]. В соответствии с реализацией данной программы (по данным Ростуризма, 2017) реализовано 6 проектов туристско-рекреационных кластеров, 17 – находятся в стадии реализации [9]. Целью создания туристско-рекреационных кластеров выступает усиление конкурентоспособности территории на туристском пространстве и повышение эффективности работы всех предприятий и организаций, входящих в данный кластер [5]. Начиная с 2021 года, подпрограммой «Туризм» предусматривается предоставление субсидий на возмещение недополученных российскими кредитными организациями доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, приобретения технических средств, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма. Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в туристской сфере включает субсидирование финансовых организаций с целью обеспечения участников рынка доступными кредитами и направлен на реализацию инвестиционных проектов и приобретение средств на развитие, становление и функционирование туристско-рекреационных кластеров [4].

По мнению большинства исследователей, туризм как вид деятельности, не может успешно развиваться без учета природных особенностей территории, имеющихся на ней природных и природно-антропогенных ресурсов, без развитой инфраструктуры. Кроме того, состояние окружающей природной среды должно соответствовать стандартам, предусмотренным для особо охраняемых территорий, к которым относятся курорты, лечебно-оздоровительные и рекреационные местности.

Задачи развития туризма на определенной территории наиболее эффективно могут осуществляться в пределах туристских дестинаций. При таком подходе обеспечиваются комплексность, системность, научность и основные принципы развития и государственного регулирования туристской деятельности. Одним из главных условий успешного развития туристских дестинаций любого ранга, при всестороннем учете воздействия факторов внутренней и внешней среды, является следование общемировым трендам, разумное заимствование позитивных сервисных практик и конструктивная национально-государственная политика.

К конкурентным преимуществам России мировое экспертное сообщество традиционно относят национальные туристические активы – природные и культурные ресурсы, инфраструктурное обеспечение туризма за исключением наземного транспорта, а также национальное здравоохранение [7].

Уникальность туристской сферы каждой дестинации определяется набором туристских ресурсов, порождающих интерес к месту в той степени, насколько будут удовлетворены их потребности (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Общая классификация ресурсов туристской сферы дестинаций

 

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта [6]. Закон РФ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет: «туристские ресурсы – это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил» [1].

Наличие многообразных природных ресурсов и богатое культурное наследие позволяют выделить конкретные направления учета и оценок туристских ресурсов в целях дальнейшего эффективного развития туристских дестинаций:

- количественная и качественная оценка ресурсов (аттрактивность; время осмотра (или воздействия); площадь (объем), занимаемый ресурсом; количество туристов, которые могут им воспользоваться в единицу времени, не нанося ему ущерба и не нарушения экологического равновесия и т.д.). При этом необходимо учитывать динамичность туристского ресурсного потенциала региона [5];

- ­объективное оценивание (данные об эксплуатации, текущее техническое оснащение);

- необходимо знать вероятные сценарии развития территории, наличие данных о ресурсах; нужно опираться на экономические, экологические информационные источники, учитывать туристский «климат» страны.

Кадастровый учёт туристских дестинаций необходимо начинать с трёх основополагающих туристских ресурсов:

- антропогенно-природных и антропогенных аттракторов региона, которые, в свою очередь, являются главными составляющими туристского продукта;

- природных ресурсов и уникальных природных объектов;

- объектов сферы обслуживания и услуг, а также с уровня развития инфраструктуры.

Их учет в кадастре значительно проще, так как разнообразие объектов ограничено их функциональной принадлежностью.

Кадастр – это не только свод систематизированных сведений, который должен включать данные постоянных или периодических наблюдений. Кадастр туристских ресурсов дестинаций можно рассматривать как обобщённую потребительскую оценку туристских ресурсов. Главной целью ведения кадастра является определение путей развития дестинаций, эффективное и рациональное использование всех ресурсов дестинации.

Первый Реестр туристских ресурсов в Крыму, как прообраз кадастра, был составлен еще в 2002 году, и в настоящее время требует доработки и обновления данных [10]. Его составление основывалось на принципах комплексности, достоверности, доступности и территориального подхода. База данных об объектах, включенных в Реестр, содержала основные сведения о наименовании объекта, шифр вида объекта, его местоположение, статус и возможное использование в туризме. Реестр имел не только научное и практическое значение, но и являлся элементом отраслевого и регионального управления, регулирования и целевого использования рекреационных территорий.

Кадастр туристских ресурсов должен содержать полные данные о туристских ресурсах, количественную и качественную их характеристику, оценку экономической эффективности освоения, классификацию объектов туризма в регионе. Он может рассматриваться как инструмент развития туристских дестинаций и государственного регулирования туристской деятельности, а также стать основой для разработки и реализации мер по рациональному использованию и охране туристских ресурсов

Выводы. Проведённое исследование показывает, что при разработке кадастра туристских ресурсов должны быть использованы всевозможные источники информации о наличии, состоянии и использовании туристских ресурсов дестинации, а также результаты экспертных оценок. Благодаря этому, кадастр туристских ресурсов сможет послужить эффективным инструментом стратегического планирования туристских дестинаций, что, в свою очередь, повлияет на их конкурентоспособность и выбор их для посещения различными социальными группами населения.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон РФ от 24.11. 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.

2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 года № 644 [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/55171986/.

3. Войт, М.Н. Теоретико-экономическое содержание понятия «туристская дестинация» [Текст] // М.А. Морозов, М.Н. Войт // Вестник Российского нового университета: экономик и управление. – 2013. – № 2. – С. 188-195.

4. Грицай, М.А. Экономика туристского рынка: учебное пособие [Текст] / М. А. Грицай. – Омск: ОГИС, 2010. – 106 с.

5. Дудецкий, Д.Ю. Концепция развития туристской дестинации и пути повышения ее конкурентоспособности (на примере Пермского края) [Текст] / Д.Ю. Дудецкий // Вопросы современной экономики. – 2014. – № 1 (5). – С. 104-118.

6. Кирьянова, Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы [Текст] / Л.Г.Кирьянова // Вестник КемГУ. – 2012. – №4 (52). – Т.1. – С.131-136.

7. Концепция, определения и классификации для статистики туризма. Техническое пособие № 1. / ЮНВТО Организация Объединенных наций. – 1994. – Серия М. – № 83 // Напечатано Всемирной туристской организацией. Мадрид (Испания), 1995.

8. Морозов, М.А. Экономика туризма [Текст] / М.А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 320 с.

9. Павлова, Э.Н. Развитие регионального профессионального туристского образования на основе туристской дестинации (на примере Карелии): Монография [Текст] / Э.Н. Павлова. – Петрозаводск: Изд-во. КарНЦ РАН, 2009. – 105 с.

10. Чугунова, Т.Н. Реестр туристских ресурсов Автономной Республики Крым и г. Севастополя. [Текст] / Т.Н. Чугунова, И.В. Ванеева, Е.С. Андрющенко, С.А. Карпенко, М.А. Мясникова, О.Г. Блажевич, А.В Ивков. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2002.  ̶ 268 с.

Ключевые слова: туристская дестинация, туристские ресурсы, кадастр.

UDC 394.9                                                                                                  Abacharaeva M.A.,

Student,

Russian State University of Tourism and Services,

branch in Makhachkala,

Makhachkala, Russia



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.02 с.)