Экология и железнодорожный Транспорт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экология и железнодорожный Транспорт



 

Бронников А.В., преподаватель

Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждениевысшего образования«Самарский государственный университет путей сообщения»(СамГУПС)

Филиал СамГУПС в г. Кирове

(Россия, Киров)

 

Железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта в России.Хотя он один из самых безопасных и экологически чистых видов транспорта в мире, но проблемы экологии все же остаются.

Железнодорожный транспорт представляет собой уникальную систему, функционирующую в десяти часовых поясах и чрезвычайно разнообразных природно-климатических условиях. Обеспечение безопасности и надежности работы такой системы – задача весьма сложная, многогранная, требующая больших инвестиций и усилий огромного количества людей.

Экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются, в первую очередь, широким применением электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха, нежели использование тепловозов, которые ездят на горючем топливе.

На электрифицированную сеть Российских железных дорог приходится более 85% грузов и 80% пассажирских перевозок,а наобщую долю железнодорожных перевозок приходится 75% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в РФ.

Основной задачей в области охраны окружающей среды является выполнение программ по предотвращению неблагоприятного техногенного воздействия железнодорожного транспорта на атмосферный воздух, растительный и животный мир, а так жеводные объекты и почву. Реализация программ ОАО «РЖД» должна обеспечить ежегодное снижение ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью населения.

В первую очередь, программа направлена на уменьшение негативного воздействия передвижных источников железнодорожного транспорта на атмосферный воздух.Филиалы ОАО «РЖД» используют более щадящие для окружающей среды технологии, внедряют российские и международные стандарты и неукоснительно следуют им в текущей деятельности.

Также проводится работа по техническому перевооружению техники и обеспечивает стабильное улучшение экологических показателей. С каждым годом железнодорожные предприятия все чаще отказываются от сжигания топлива на сети железнодорожных линий и переходят на электроэнергию путем внедрения новейших технологий. При проведении работ по электрификации железных дорог происходит замена тепловозной тяги на электровозную, что значительно уменьшает выбросы вредных веществ в окружающую среду.

Внедрение новых технологий на железнодорожном транспорте многих стран мира давно стало основой их эффективного развития. Именно инновационное и технологическое развитие перевозочного процесса позволяет наладить эффективные коммуникации как в рамках самой железной дороги, так и во взаимоотношениях с ее многочисленными клиентами.

Помимо предприятий ОАО «РЖД», органы государственной власти предпринимают действия, направленные как на ужесточение государственного экологического контроля, так и на принятие мер по усилению ответственности предприятий за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Активное потребление угля, нефти и газа привело к появлению глобальных экологических проблем, которые ждут своего скорейшего решения.Для обеспечения устойчивого развития человеческого общества необходимо существенно расширить использование возобновляемых видов энергии, а также альтернативных видов топлива. Также необходима выработка рациональной стратегии энерго- и ресурсосбережения и последовательная целенаправленная ее реализация. А это требует от современных молодых специалистов глубоких теоретических и экономических знаний.

 

Используемая литература:

1. Донцов С.А. Экологическая безопасность железнодорожного транспорта / С. А. Донцов. – Москва: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. – С.255. – Текст: непосредственный.

2. Карминский В.Д. Экологические проблемы и энергосбережение / В. Д. Карминский. –Москва: Маршрут, 2004. – С. 218-231. – Текст: непосредственный.

3. Катин В.Д. Методы и устройства сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу из котлов на предприятиях железнодорожного транспорта / В. Д. Катин. – Москва: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», 2013. – С. 3-65. – Текст: непосредственный.

4. Охрана окружающей среды как стратегический приоритет // Железнодорожный транспорт. – 2020. - № 8 – С. 52-62. – Текст: непосредственный.

 

 

«ЗЕЛЕНЫЙ» ИМИДЖ – ОДИН ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

Гаврилова Ольга Ивановна, преподаватель

Филиал СамГУПС в городе Нижнем Новгороде

Россия, г. Нижний Новгород

 

Природа не терпит неточностей

и не прощает ошибок.

Р.Эмерсон

2021 год объявлен в РЖД Годом экологии, одной из главных задач которого становится актуализация Стратегии экологической деятельности ОАО «РЖД» до 2030 года с учетом современных тенденций и новых технологий.

Основное внимание, в рамках Года экологии, направлено на реализацию совместных с Минприроды России мероприятий по охране природы озера Байкал во время строительства и реконструкции инфраструктуры для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба. Для этого в РЖД создан цифровой единый комплекс в области защиты окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности с последующей его интеграцией в единую систему экомониторинга Минприроды России. На каждый объект стройки в зоне БПТ разрабатывается свой экопаспорт. Бережное отношение к природе, соблюдение всех требований по сохранению окружающей среды, и, самое главное, настрой компании на экологически ответственное ведение бизнеса, – это и есть составляющие «зеленой» экономики.

Соглашусь с мнением экологов, что мы должны быть экологичными во всех аспектах, любое свое действие осмысленно рассматривать через призму влияния на окружающую среду, любой шаг оценивать с позиции экологии. Опыт прошлых лет дает много информации о том, как быстро и в каком направлении меняется мир.

Тенденция развития ОАО «РЖД» предполагает, что компания должна двигаться в сторону углеродной нейтральности, при которой выбросы в атмосферу парниковых газов компенсируются природоохранными проектами, в том числе высадкой деревьев. С 2015 года ОАО «РЖД» высадило 6 млн деревьев и кустарников.

Компания быстрее, чем промышленность России, идет по этому пути. Как отмечалось на итоговом заседании Центральной комиссии ОАО «РЖД» за 2020 год, если в целом перед страной в плане международных обязательств стоит задача снизить углеродные выбросы к 2030 году на 30% от уровня 1990 года, то ОАО «РЖД» уже к 2020 году снизило их на 49% к уровню 1990 года при сопоставимых объемах перевозок.

Сейчас компании предстоит актуализировать «Экологическую стратегию» до 2030 года. Она была принята еще в 2009 году (актуализирована в последующие годы), но сейчас речь идет не просто о корректировке цифровых показателей, а о большой и продолжительной работе.

Потребность холдинга в экологических технологиях совпала с тем, что 2021 год в России указом президента Владимира Путина объявлен Годом науки и технологий. Как сообщил Владимир Путин на заседании Попечительского совета Московского государственного университета, развитие новых технологий должно затронуть и область экологии.

Я считаю, что экологическая направленность компании также позволяет привлекать средства на рынке по сниженной ставке для реализации тех проектов, которые учитывают сохранение окружающей среды. Так, в сентябре 2020 года ОАО «РЖД» выпустило первые в России бессрочные «зеленые» облигации на сумму 100 млрд руб. под 7,25% годовых. Вырученные от размещения бессрочных «зеленых» облигаций средства будут направлены на проекты для экологически чистого транспорта: на закупку электровозов, электропоездов, развитие городского и пригородного пассажирского сообщения, а также на электрификацию железнодорожных линий.

Инициатива ОАО «РЖД» о проведении Года экологии вполне оправданна, потому что следование целям устойчивого развития и формирование «зеленого» имиджа – это один из актуальных трендов в современном мире. Все крупные компании, которые сотрудничают с зарубежными партнерами, используют жесткие экологические стандарты, и это необходимая задача для успешного закрепления на рынках. Железнодорожный транспорт – один из самых экологически безопасных и не оказывает значительного воздействия на окружающую среду. Но и эти экологические проблемы чрезвычайно важны для жителей крупных мегаполисов и городов-миллионников».

Одним из примеров реализации мероприятий в рамках Года экологии в РЖД на железнодорожном вокзале Пермь-II появился первый на сети дорог «ЭкоБот» (рис.1) – автомат для раздельного сбора вторичного сырья, он принимает пластиковые бутылки и алюминиевые банки.

 

Рисунок.1 «ЭкоБот» - автомат для раздельного сбора вторичного сырья

Автомат установлен в центральном фойе, рядом с залом ожидания для транзитных пассажиров. Чтобы поместить использованную тару в автомат, необходимо отсканировать размещённый на ней штрихкод. «ЭкоБот» определит тип вторсырья и откроет окно приёма. При этом робот самостоятельно отслеживает уровень наполняемости контейнеров и отправляет разработчикам сообщение о необходимости выгрузки.

Проект осуществлён в рамках совместного соглашения ОАО «РЖД» с Российским экологическим обществом. Современное оборудование для сортировки отходов сортирует пластик и металл. Клиенту выдаётся чек, в нём в том числе есть напоминание о важности сохранения природы. Таким образом инновационное оборудование позволяет вновь привлечь внимание пассажиров к актуальной теме.

Также возможно применение «ЭкоБота» в торговых точках, например при использовании терминала на скидочную карту покупателя зачисляются баллы. Во всём мире за сданные через автоматы отходы человек получает купон на скидку или наличные. Это наиболее действенный способ финансово стимулировать людей на возврат вторсырья и увеличить его собираемость. Чтобы раздельный сбор отходов работал, нужны также разные каналы сбора: наряду с такими автоматами не следует скидывать со счетов придомовые контейнеры и пункты вторсырья.

 Роботизированный модуль «ЭкоБот» был разработан в «Сколково» в 2019 году. Сумма поддержки проекта составила 413 978 рублей.

Вместе с тем в рамках утверждённой до 2030 года стратегии реализуется комплекс мероприятий, направленных на последовательное снижение техногенного влияния предприятий стальной магистрали на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности. Развитие ресурсосберегающих и малоотходных технологий, вовлечение отходов во вторичный оборот – её отдельное направление.

Ежегодно железнодорожные подразделения направляют на переработку специализированным организациям сотни тонн вторичных ресурсов– бумаги, стекла и пластика. Для сокращения количества отходов, требующих утилизации, специалисты магистрали также развивают технологии рециклинга – переработку отходов и возвращение их во вторичный оборот на собственных площадках. К примеру, на некоторых железнодорожных станцияхустанавливают специализированные технологические линии по переработке отслуживших свой срок резинотехнических изделий. С начала 2021 года переработано большое количество подрельсовых прокладок из которых изготовилирезиновую крошку и напольное покрытие.

Также с помощью мобильных комплексоввыполняется переработкастарых железобетонных шпал, с производством щебня разных фракций и металлолома.

Я думаю, что в современных условиях необходимо уделять пристальное внимание экологическим вопросам не только в рамках страны, но и в мировом масштабе.

Так, например, в текущем году в Москве прошел XII Международный форум «Экология». Его участниками стали 1200 человек из 80 регионов России, а также из США, Великобритании, Швейцарии, Финляндии и Ирана на котором состоялось 26 деловых мероприятий, направленных на решения важных экологических задач.

По моему мнению, при интенсивном росте глобальной экономики и промышленности оказывается огромное воздействие загрязняющих веществ на воду, атмосферу и почву, ради нашего будущего необходимы активные действия в настоящем.

 

Используемая литература:

1. Гудок, официальный сайт https://gudok.ru/news/?ID=1376608 (дата обращения 222.10.2021)

2.https://www.rzd-partner.ru/other/news/natsionalnaya-ekologicheskaya-nedelya-protivostoyanie-ugrozam-ustoychivogo-razvitiya-i-perekhod-na-z/

3. https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=193083

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.96.102 (0.019 с.)