Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
A.3.2 Какие существуют типы социального анархизма?
Существуют следующие основные направления в социальном анархизме: мютюэлизм, коллективизм, коммунизм и синдикализм. В основном разногласия между ними находятся в области стратегии достижения прекрасного общества. По форме организации этого общества отдельное мнение есть только у мютюэлистов. Они предлагают форму рыночного социализма, при котором кооперативы рабочих будут обменивать продукт своего труда при помощи системы банков, принадлежащих коммунам. Эта сеть народных банков была бы «сформирована целым сообществом в интересах всех, без чьего-либо преимущества... [без] каких-либо процентов... по ссудам, за исключением суммы, необходимой для покрытия рисков и расходов». С помощью этой системы люди искоренили бы капиталистическую эксплуатацию и угнетение, ведь «через обмен и кредит мютюэлизм проник бы в жизнь, и труд, преобразившийся новым признаком, стал бы действительно демократичным». [Charles A. Dana, Proudhon and his «Bank of the People», С. 44-45 и стр. 45] В социальной версии анархического мютюэлизма, в отличие от индивидуалистической, банки не существуют как независимые кооперативы, а управляются местными сообществами, а значит их инвестиционными фондами не смогут воспользоваться капиталистические предприятия. Помимо этого социал-анархические мютюэлисты, в отличие от индивидуалистов, поддерживают создание, по словам Прудона, «агропромышленной федерации» в дополнение к федерации либертарных сообществ (Прудон называл их коммунами). Эта «конфедерация... предназначена для обеспечения взаимной безопасности в торговле, промышленности» и крупномасштабных проектах, таких как магистрали, железные дороги и так далее. Цель «определенных федеративных мер состоит в защите граждан объединенных государств от капиталистического и финансового феодализма, как внутри, так и извне», потому что «политическое право необходимо поддерживать экономическим правом». Так агропромышленная федерация защищала бы анархическую природу общества от эффектов дестабилизации обменов на рынке (которые могут привести к увеличению неравенства в богатстве, что в свою очередь породит власть). Эта система стала бы практическим примером солидарности, поскольку «отрасли промышленности – сестры; они – части одного и того же тела, страдания одной неизбежно отразятся на других. Они должны поэтому строиться на принципах федеративности, не ради взаимопоглощения и путаницы, но чтобы обеспечить всем условия общего процветания... Заключение такого соглашения не будет умалять их свободу, а наоборот, дополнит ее безопасностью и силой». [ The Principle of Federation, стp. 70, стp. 67 и стp. 72]
Всех остальных социальных анархистов не устраивает предлагаемая мютюэлистами рыночная система, даже с учетом ее антикапитализма. Они считают, что свобода лучше всего обслуживается обобществлением производства и свободным распределением информации и результатов труда между кооперативами. Иначе говоря, другие формы социального анархизма основаны на общей (или общественной) собственности федераций ассоциаций производителей и коммун, а не на мютюэлистической системе индивидуальных кооперативов. По словам Бакунина «будущая социальная организация непременно должна быть реализована по направлению снизу вверх, посредством свободной ассоциации или федерации рабочих, начиная с союзов, коммун, областей, наций и кончая великой международной федерацией» [ Парижская Коммуна и понятие о государственности ], «чтобы земля, орудия труда и вообще весь капитал перешли в коллективную собственность общества в целом, чтобы не были пригодны к использованию кем угодно, кроме работников, а именно сельскохозяйственных и промышленных объединений». [Программа международного альянса социалистической демократии, цит.: Бертран Рассел, Предложенные пути к свободе, «Бакунин и анархисты» ] Только расширив принцип сотрудничества за пределы индивидуальных рабочих мест, мы сможем максимально воплотить и защитить индивидуальную свободу (подробнее о том, почему большинство анархистов против рынков, смотрите главу I.1.3). Мы можем заметить в вышеозвученной аргументации некоторые прудоновские мотивы. В индустриальных конфедерациях «средства производства перешли бы в общее пользование всех групп-участников и, согласно обоюдовыгодному соглашению, стали коллективной собственностью целой... федерации. Так федерация групп смогла бы... регулировать темп производства с целю удовлетворять колебающиеся потребности общества». [James Guillaume, Bakunin on Anarchism, стр. 376]
Все анархисты согласятся с мютюэлистами насчет необходимости кооперативного рабочего самоуправления на производстве, но предложат конфедерации таких ассоциаций, как фокальную точку для взаимной помощи вместо рынка. Автономия на рабочих местах и самоуправление в такой системе рассматриваются как основание любой федерации, поскольку у «рабочих на различных фабриках нет ни малейшего намерения передать их с трудом завоеванный контроль над средствами производства превосходящей власти, называющей себя “корпорацией”». [Guillaume, там же, стp. 364] В дополнение к этой всеотраслевой федерации также существовала бы межотраслевая промышленность и конгрессы сообществ для разрешения проблем социального характера, не подпадающих под исключительную юрисдикцию или задачи какой-либо отдельной индустриальной федерации. И снова здесь чувствуется влияние мютюэлизма Прудона. Все социальные анархисты утверждают необходимость общественного владения средствами производства(за исключением тех, что находятся в индивидуальном пользовании) и отвергают индивидуалистическую идею возможности их продажи владельцем(т.е. тем, кто пользуется). Причина, как уже было сказано ранее, состоит в том, что эта идея может дать капитализму и этатизму возможность для реставрации. Кроме того, другие социальные анархисты критикуют мютюэлистическую идею реформирования капитализма в либертарианский социализм при помощи народного банка. Они считают, что сменить капитализм свободным общество можно только революцией. Анархо-коллективисты, в отличие от анархо-коммунистов, считают, что коммунизм нужно устанавливать постепенно. Характерной чертой такой постепенности является вопрос денег после революции. Коммунисты хотят их отменить, а коллективисты считают достаточным упразднение частной собственности с сохранением денежной системы (или, точнее системы рабочих чеков). Как отмечал Кропоткин, коллективистский анархизм «выражает положение дел, при котором все средства производства принадлежат одновременно трудовым группами и свободным коммунам, а способы распределения труда, коммунистического или нет, определяются каждой группой под себя». [ Anarchism, стp. 295] То есть коммунисты и коллективисты солидарны во мнении насчет организации производства через ассоциации производителей, но предлагают разные варианты распределения произведенных товаров. При коммунизме будет свободное потребление, а при коллективизме, скорее всего, будет распределение товаров согласно внесенному труду. Однако, большинство анархо-коллективистов считают, что, через некоторое время после революции, благодаря росту производительности и усилению чувства принадлежности к коллективу, рабочие чеки исчезнут. И, в конце концов, идеал общественного устройства и тех, и других можно описать коммунистическим принципом: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Разница лишь в, как быстро он будет приложен на практике (смотрите главу I.2.2). Анархо-коммунисты возражают, что «у коммунизма – по крайней мере, в некоторых аспектах – больше возможностей для реализации» после революции, «чем у коллективизма». [ Там же, стp. 298] Они считают, что движение к коммунизму необходимо, потому что «начиная с отмены частной собственности на средство производства, коллективизм тут же поворачивает назад, возвращаясь к системе вознаграждения за выполненную работу, что означает восстановление неравенства». [Александр Беркман, Азбука анархизма, «Глава 13 Производство» ] Чем быстрее осуществится переход к коммунизму, тем меньше будет возможностей для рецидива неравенства. Само собой разумеется, эти программы не слишком сильно отличаются и, на практике, потребности социальной революции и уровень политического понимания революционеров определят, какую система следует применить в соответствующих областях.
Еще одна форма социального анархизма называется синдикализмом. Анархо-синдикалисты, как и другие синдикалисты, хотят построить профсоюзное движение на основе анархических идей. Для этого они создают децентрализованные федеративные профсоюзы и пытаются добиться прямым действием реформ при капитализме, чтобы стать сильнее и свергнуть его. По многим вопросам анархо-синдикализм можно рассматривать как новую версию коллективистского анархизма, поскольку они также подчеркивают необходимость работы анархистов с рабочим движением и создания профсоюзов, которые могли бы послужить прототипом будущего свободного общества. Итак, даже при капитализме анархо-синдикалисты стремятся создавать «свободные ассоциации свободных производителей». Они считают, что эти ассоциации служили бы «практической школой анархизма», и серьезно воспринимают программу Бакунина про создание организациями рабочих «не только идей, но также и фактов будущего» в предреволюционный период. Анархо-синдикалисты, как и все социальные анархисты, «убеждены, что социалистический экономический строй нельзя создать декретами и уставами правительства, только солидарным сотрудничеством рабочих рук и умов в каждой отдельной отрасли производства; то есть, посредством передачи всех заводов и фабрик в самоуправление производителям в такой форме, чтобы отдельные кооперативы, заводы или отрасли промышленности – независимые члены общего экономического организма – продолжили бы производство и распределение продуктов в интересах общества на основе свободных взаимных соглашений». [Rudolf Rocker, Anarcho-syndicalism, стp. 55] Подобно всем социальным анархистам, анархо-синдикалисты считают коллективную борьбу и профсоюзную самоорганизацию школой анархизма. Как отмечал Эжен Варлин (анархист-практик, член Первого Интернационала, убитый в ходе подавления Парижской Коммуны), у профсоюзов есть «огромное преимущество, ведь они воспитывают людей, учат их коллективной жизни и готовят к более продвинутой социальной организации. Они приучают людей не только жить вместе и понимать друг друга, но также и самоорганизовываться, спорить и рассуждать в коллективистской перспективе». Кроме того, смягчая капиталистическую эксплуатацию и угнетение здесь и сейчас, профсоюзы также «формируют естественные элементы социального здания будущего; именно они могут быть легко преобразованы в ассоциации производителей; именно они могут породить социальные компоненты и организацию производственной работы». [цит.: Julian P. W. Archer, The First International in France, 1864-1872, стp. 196]
Между синдикалистами и другими революционными социальными анархистами практически нет различий, за исключением проблемы анархо-синдикалистских профсоюзов. Коллективистские анархисты поддерживают их в строительстве либертарианских профсоюзов и считают, что работой с рабочим движением можно добиться «развития и организации... социального, следовательно, анти-политического могущества рабочих масс». [М. Бакунин, Парижская Коммуна и понятие о государственности ] Анархо-коммунисты обычно также признают важность работы с рабочим движением, но полагают, что синдикалистские организации будут созданы самими рабочими в ходе борьбы, и потому поощрение «бунтовского духа» важнее, чем строительство синдикалистских профсоюзов в надежде, что рабочие присоединятся к ним (со своей стороны анархо-синдикалисты поддерживают такую автономную борьбу и организацию, а значит это различие не может считаться противоречием). Коммунистические анархисты также не делают столь уж большой акцент на управлении предприятиями, и считают такое сопротивление равноценным другим типам сопротивления против иерархии и отчуждению вне рабочих мест (большинство анархо-синдикалистов согласятся с этим аргументы, однако чаще всего это просто вопрос акцента). Некоторые анархо-коммунисты сторонятся рабочего движения, считая его безнадежно реформистским по своей природе, но они незначительное меньшинство. И коммунистические, и коллективистские анархисты признают, что анархисты должны объединяться друг с другом в чисто-анархических организациях. Они подчеркивают необходимость сотрудничества анархистов друг с другом с целью разъяснения и распространения своих идей. Синдикалисты часто отрицают важность чисто анархических групп и федераций и утверждают, что революционных промышленных и общественных союзов достаточно самих по себе. Синдикалисты полагают, что анархическое и профсоюзное движения можно сплавить в одно общее, но сторонники точек зрения иных типов анархизма не согласны с этим. Несиндикалисты указывают на реформистскую природу профсоюзного движения и утверждают, что для поддержания революционности в синдикалистских профсоюзах, анархисты должны взаимодействовать с ними в качестве части анархической группы или федерации. Большинство несиндикалистов считает сплав анархизма и профсоюзного движения источником потенциальной путаницы, из-за которого оба движения не смогут выполнять свои задачи правильно. Подробнее об анархо-синдикализме смотрите главу J.3.8 (и главу J.3.9 о том, почему многие анархисты предпочитают несиндикалистские методы). Нужно подчеркнуть, что несиндикалистские анархисты не отрицают потребность в коллективном сопротивлении и рабочей организации (этот аргумент выдуман марксистами и не соответствует действительности, смотрите об этом в главе H.2.8).
На практике лишь немногие анархо-синдикалисты полностью игнорируют потребность в анархической федерации, и лишь немногие анархисты убежденные антисиндикалисты. Бакуниным вдохновлялись и анархо-коммунисты, и анархо-синдикалисты, а классики анархо-коммунизма, например Кропоткин, Малатеста, Беркман и Гольдман, симпатизировали анархо-синдикалистским движениям и идеям. Если вы желаете углубить и расширить свое понимание социального анархизма, мы рекомендовали бы вам труды следующих авторов: мютюэлизм обычно связывают с Прудоном, коллективизм – с Бакуниным, коммунизм – с Кропоткиным, Малатестой, Гольдман и Беркманом. Синдикализм выделяется из общего плана, поскольку он возник и существует в результате рабочего сопротивления, а не благодаря «известному» имени (многие академические исследователи называют Жоржа Сореля отцом синдикализма, хотя он описывал уже существовавшее синдикалистское движение. Они не могут даже предположить, что трудящиеся могут самостоятельно развивать и воплощать свои идеи). Тем не менее, Рудольф Рокер считается ведущим анархо-синдикалистским теоретиком, а также понимание анархо-синдикализма дается в работах Фернана Пеллутье и Эмиля Пуже. Краткий обзор развития социального анархизма и ключевые работы его классиков содержится в превосходной антологии анархизма «Ни бога, ни хозяина» Даниэля Герена (Daniel Guerin «No Gods No Masters»).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.252.146 (0.016 с.) |