Тема урока: «Основания, их классификация и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: «Основания, их классификация и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации».



Тема урока: «Основания, их классификация и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации».

Часть I

1. Основания — это электролиты, которые при диссоциации образуют в качестве анионов только гидроксид ионы.

Вспомните классификацию оснований и распределите гидроксид натрия, гидроксид магния, гидроксид кальция, гидрат аммиака по соответствующим группам, вписав их формулы.

Общие химические свойства оснований.

4. Приведите примеры уравнений реакций, характеризующих общие свойства оснований, в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном видах.

Часть II

Гидроксид натрия взаимодействует со следующими из перечисленных веществ: сульфат меди (II), хлорид магния, оксид меди (II), оксид серы (IV), сульфат калия, азотная кислота, хлорид аммония. Ответ запишите формулами.

Ответ. CuSO4, MgCl2, SO2, HNO3, NH4Cl
Составьте возможные молекулярные и ионные уравнения реакций.

2. Приведите не менее трёх молекулярных уравнений с участием щёлочи, соответствующих следующему сокращённому ионному:

3. Приведите не менее трёх молекулярных уравнений, соответствующих следующему сокращённому ионному:

Приведите не менее трёх молекулярных уравнений, соответствующих следующему сокращённому ионному:

Определите неизвестные вещества и запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих согласно схеме:

6. Вычислите массу (г) 10%-го раствора гидроксида кальция, необходимого для взаимодействия с 67,2 л углекислого газа (н. у.). Сколько граммов осадка образуется?

 

Образовательные

· Сформировать понятия об основаниях как электролитах

· Рассмотреть классификацию оснований по различным признакам

· Охарактеризовать химические свойства оснований в свете ТЭД

· Совершенствовать умения и навыки в написании формул веществ и уравнений химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Развивающие

· Развивать умения и навыки классифицировать и распознавать вещества; прогнозировать химические свойства веществ, исходя из их строения

· Развивать наблюдательность, умение анализировать данные наблюдений и делать выводы.

Воспитательные

· Формирование навыков по работе с малым количеством реактивов и соблюдения ПТБ

· Воспитание бережливости

Методы

· Словесно-наглядный

· Частично-поисковый

· Экспериментальный

Приемы

· Беседа

· Рассказ

· Работа с учебником

Оборудование и материалы: персональный компьютер, презентация по теме урока, соляная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди (II), держатель, спиртовка, пробирки, спички.

Оборудование: Таблица растворимости, презентация.

Ход урока

Цвет основания

Примеры

Белый

LiOH — гидроксид лития,

Mg(OH)2 — гидроксид магния,

Ca(OH)2 — гидроксид кальция

Жёлтый

CuOH — гидроксид меди (I)

Светло-розовый (при соприкосновении с кислородом воздуха окраска становится коричневой)

Mn(OH)2 — гидроксид марганца (II)

Красно-коричневый

Fe(OH)3 — гидроксид железа (III)

Белый с зеленоватым оттенком (при соприкосновении с кислородом воздуха окраска становится темнее)

Fe(OH)2 — гидроксид железа (II)

Светло-зелёный

Ni(OH)2 — гидроксид никеля (II)

Синий

Cu(OH)2 — гидроксид меди (II)

 

Записать в тетрадь физические свойства оснований используя текст параграфа 40 и ранее услышанную информацию.

Для оснований характерны не только различные физические свойства, но и целый ряд химических свойств.

Первое свойство – это изменение цвета индикаторов, при действии растворов щелочей. Обратите внимание на цвета индикаторов в нейтральной среде.

Индикатор - это определитель или указатель среды любого раствора.

В водном растворе любой щёлочи сильной или слабой и даже щелочи с осадком содержатся гидроксид-ионы, и именно они, фактически взаимодействуют с индикаторами. При этом протекает химическая реакция с образованием нового продукта, признаком протекания которой является изменение окраски веществ.

 

III Закрепление

Выполнение самостоятельной работы на закрепление изученного материала.

1. В реакцию с раствором гидроксида калия вступает

1) BaCI2

2) Li3PO4

3) Fe(NO3)3

4) Na2S

2. Гидроксид меди(II) реагирует с

1) оксидом бария

2) соляной кислотой

3) хлоридом калия

4) гидроксидом натрия

3. Гидроксид железа (III) в отличие от гидроксида натрия

1) легко растворяется в

2) разлагается при небольшом нагревании

3) взаимодействует с фосфорной кислотой

4) реагирует с алюминием

 

IV Домашнее задание:

1. Изучить §40,

2. Выполнить упражнение №1,3

3. Дополнительный материал: практическое применение гидроксидов.

 

ХОД УРОКА

Этап. Целеполагание

«Широко распростирает химия
руки свои в дела человеческие»
М.В. Ломоносов

Фронтальная беседа.

УЧИТЕЛЬ: Совсем недавно вы начали изучать новый предмет – химию. Что изучает химия? (Слайд 1)
УЧЕНИК: Химия – это наука о веществах.

УЧИТЕЛЬ: С веществами мы сталкиваемся ежедневно в повседневной жизни (иллюстрации).
Веществ очень много: неорганических – более 500 тысяч, органических 1,5 миллиона и ежедневно синтезируются сотни новых веществ. Все вещества изучить невозможно. Поэтому вы уже научились их классифицировать. Давайте вспомним основные классы неорганических веществ. (Слайд 2)
УЧИТЕЛЬ: Один класс сложных веществ вы уже изучили. Какой?
УЧЕНИК: Кислоты.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним классом неорганических веществ. С каким? Попробуйте догадаться сами. (Слайд 3).
Перед вами – названия некоторых веществ, с которыми вы уже встречались либо в быту, либо в тексте вашего учебника. Все они связаны с темой нашего урока. Кто догадался, какой класс мы будем изучать сегодня?
УЧЕНИК: Основания.
УЧИТЕЛЬ: Действительно, основания, щелочи – едкие вещества, что отражено в названиях некоторых из них. А вот при чем здесь мыло? Разве оно едкое? Ведь мы ежедневно им пользуемся. Попробуем разобраться сегодня и с этим вопросом.

Запись темы урока.

Чему мы научимся? · Определять раствор щелочи среди выданных веществ. · Осуществлять химические реакции с участием оснований. · Составлять уравнения этих реакций в молекулярной и ионной форме.

 

Что мы узнаем? · Как отличить основания от других веществ? · Какие бывают основания? · Какими свойствами обладают основания? · Где применяются основания?

УЧИТЕЛЬ: Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?

Этап. Актуализация знаний

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним, что нам уже известно об основаниях. Что такое основания? Запишите пропущенные слова в определении оснований.
Работа в парах с опорными конспектами.
Прочитайте определение. Если у вас оно записано правильно, поставьте себе 1 балл.

Беседа. (Модуль 1)

Как дают названия основаниям?

Что вы можете сказать о физических свойствах оснований?

Этап. Химические свойства.

 

УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите схему, отражающую химические свойства оснований.

(Модуль 3)
Какие-то из этих реакций вам уже знакомы. Какие?
УЧЕНИК: Действие на индикаторы, взаимодействие с кислотой.

1. Действие на индикаторы.

Групповая работа. Лабораторный опыт 1. Испытайте раствор выданной вам щелочи фенолфталеином. Запишите наблюдения в таблицу.
УЧИТЕЛЬ: Почему разные щелочи одинаково действуют на фенолфталеин? Какой ион обусловил окраску индикатора?
Запишите уравнение реакции диссоциации выданного вам вещества. (1 балл)

Какие еще индикаторы вы знаете? Вспомните, как они изменяют окраску в растворах кислот и щелочей и заполните остальные колонки таблицы.
Работа в парах с опорными конспектами.

УЧИТЕЛЬ: Проверим ваши предположения.

Демонстрационный опыт 1. Взаимодействие гидроксида натрия с метилоранжем, лакмусом, универсальным индикатором. (1 балл)

Демонстрационный опыт 2. Действие раствора мыла на индикатор.

УЧИТЕЛЬ: Итак, мыло содержит в своем составе щелочь. Откуда она берется и что такое мыло с точки зрения химика вы узнаете в 10 классе на уроках органической химии.

2. Взаимодействие с кислотами

УЧИТЕЛЬ: Изучая свойства кислот, вы рассматривали и реакции их взаимодействия с основаниями.
Найдите в домашнем задании уравнение реакции кислоты с основанием.
Индивидуальная работа ученика у доски.

Задание остальным учащимся — дописать фразы в своем опорном конспекте. (1 балл)

Групповая работа. Лабораторный опыт 2. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.
Составление уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. Обсуждение.

Взаимодействие с солями.

Групповая работа. Лабораторный опыт 3. Взаимодействие гидроксида натрия с раствором сульфата меди.
Составление уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
Обсуждение условий протекания реакции обмена.
Записи в опорном конспекте.

5. Разложение при нагревании.

Просмотр видеофрагмента, обсуждение результатов опыта, запись уравнения реакции.

Этап. Закрепление

Работа с тренажером «Классификация оснований» (Модуль 4)

Тесты по теме «Основания в свете теории электролитической диссоциации» (Модуль5)

6 этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Подведение итогов. Награждение лучших химиков.
Домашнее задание:

· Опорный конспект

· §39, упр.1-3.

· Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида лития.

Презентация к уроку

Опорный конспект к уроку

Опорный конспект

Основания

Ba (OH)2 Al (OH)3
Растворимость в воде    
Степень ЭД    
Кислотность    

Впишите в таблицу характеристики предложенных оснований по разным признакам классификации.

 

III

Химические свойства. 1. Действие на индикаторы. Лабораторный опыт 1. Испытайте раствор выданной вам щелочи индикатором. Запишите наблюдения.
Формула гидроксида

Индикатор

фенолфталеин метилоранж лакмус        

Запишите уравнение реакции диссоциации выданного вам вещества._____________________________________________________________

  2. Взаимодействие с кислотами Основания взаимодействуют с кислотами, при этом образуются ____________ и _____________. Эта реакция называется _______________________________. Лабораторный опыт 2. Добавьте к раствору щелочи с индикатором раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и ионное уравнения проделанной реакции.____________________________________________________ _______________________________________________________________________   3. Взаимодействие с кислотными оксидами. Щелочи взаимодействуют с кислотными оксидами, при этом образуются_____________ и _____________.   Составьте молекулярное и ионное уравнения взаимодействия известковой воды с углекислым газом._______________________________________________________. _______________________________________________________________________   4. Взаимодействие с солями. Щелочи взаимодействуют с солями, при этом образуются новая ___________ и новое __________________. Эти реакции являются реакциями обмена и протекают только в том случае, если образуется _______________ или _______.   Составьте молекулярное и ионное уравнения реакции: NaOH + CuSO4= ________________________________________________________ _______________________________________________________________________   5. Разложение при нагревании. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются на ______________ _________________ и ____________. Составьте молекулярное уравнение реакции разложения гидроксида меди (II).  

____________________________________________________________________

     
VI Домашнее задание.
  • конспект, §39, упр.1-3.
  • Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида лития.
 

 

 

Тема урока: «Основания, их классификация и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации».

Часть I

1. Основания — это электролиты, которые при диссоциации образуют в качестве анионов только гидроксид ионы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.5 (0.032 с.)