Центр девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центр девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива»



Структурное подразделение

Центр девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива»

МБОУ ДО ДДИЮ «Факел»

 

Методическая разработка

Для родителей, педагогов, классных руководителей

Практические рекомендации по повышению уровня учебной мотивации учащихся

 

Автор:

Педагог-психолог

Яковлева А.Ю.

 

Томск 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….............3

Раздел 1. Теоретические основы учебной мотивации……………………...4

1.1. Понятие «мотив», «мотивация», их соотношение………………............4

1.2. Классификация мотивов……………………………………………..........4

1.3. Факторы формирования учебной мотивации………………………........5

Раздел 2. Возрастные особенности мотивация учения в школе…………........6

2.1. Мотивация учебной деятельности младших школьников………….......6

2.2. Мотивация учебной деятельности средних школьников…………........7

2.3. Мотивация учебной деятельности старших школьников…….…….......7

Раздел 3. Практические рекомендации по повышению уровня учебной мотивации…………………………………………………………………….......8

3.1. Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей………......8

3.2. Формирование побуждения к действию. Как это сделать на

практике?...................................................................................................11

3.3. Психологические рекомендации по развитию уровня школьной мотивации. Памятка педагогам и родителям………………………................14

Список используемой литературы………………….........................................18

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аннотация

Методическая разработка посвящена вопросам, раскрывающим понятие внутренней и внешней мотивации школьников, причины снижения мотивации учащихся, мотивации учебной деятельности обучающихся. Предложены психологические рекомендации для родителей и педагогов по развитию уровня школьной мотивации, а также советы психолога родителям.

 Рассмотрены особенности мотива, мотивации, их соотношение и влияние на учебную деятельность, а также, возрастные особенности мотивации учения. Для педагогов предложены диагностические методики для изучения уровня школьной мотивации, прошедшие апробацию на базе общеобразовательных учреждений в разных городах России. 

Пояснительная записка

Проблема развития мотивации учебной деятельности является проблемой как родителей так и для педагогов. Мотивация современных школьников является одной из самых сложных педагогических проблем, именно она играет большую роль в организации современного учебного процесса.

Сегодня, в период реализации современной политики в сфере образования, образовательные центры находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения. Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности обучающегося является его уровень сформированности учебной мотивации. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать.

Целью данной методической разработки является повышение уровня учебной мотивации школьников.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие мотива, учебной мотивации

2. Осветить возрастные особенности мотивации

3. Вовлечение родителей в учебно-познавательную деятельность

4. Предложить практические рекомендации родителям и педагогам

 

 

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Плутарх

 

Теоретические основы учебной мотивации

Классификация мотивов

Мотивы могут быть:

внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;

внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.

Далее рассмотрим понятие «мотивация».

Не существует и однозначного определения понятия мотивации. C.Р. Немов понимает мотивацию как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [10].

При сопоставлении терминов «мотив» и «мотивация» необходимо отметить и различия между ними. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели [1,6].

С чего все начинается?

Ошибка родителей №1

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2

Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована «рука». Проверить сформирована ли «рука» можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки (нервная система еще недостаточно развита для стабильной моторики). В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что на физиологическом уровне ребёнок еще не готов к школьной нагрузке. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3

Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, то есть когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4

Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.). Ребенок может просто чувствовать себя плохо и тд.

Ошибка родителей №9

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

 

Педагогам-психологам

Для диагностики учебной мотивации рекомендуются методики:

1. Лускановой Н.Г. и Калининой Н.В., Лукьяновой М.И., так как с помощью них можно хорошо описать актуальный уровень, соответствующий учебной мотивации школьников всех возрастов, а также посмотреть ведущие мотивы учащихся для дальнейшего анализа работы.

2. Методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбург предназначена для выявления наиболее характерных мотивов обучения младших школьников.

3. Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» по Г.Ю. Ксензовой определяет уровень сформированности учебно-познавательного интереса.

Данные методики обладают высокой надежностью, доступностью для изучаемого контингента, пригодностью для группового обследования. Все методики в полной мере соответствуют возрастному и психическому развитию испытуемых.

Памятка

Литература

1. Бабаева Е. С. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся (теоретический аспект) // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. №3.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Гоноболин Ф.Н. Психология. Под ред. проф. Н.Ф. Добрынина. Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: «Просвещение», 1999.

4. Гутковская Е.Л. Психопрофилактика в школе. Мн., 2003.

5. Исаева З.К. Детерминанты устойчивости учебной мотивации // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №48

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003.

7. Рогова Евгения Евгеньевна, Гадаборшева Зарина Исраиловна ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №6 (172)

8. Сахарова С.П. Проблемы формирования учебной мотивации // Символ науки. 2019. №4.

Интернет ресурсы:

9. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

10.  https://cyberleninka.ru/

11.  https://moluch.ru/

12. https://www.b17.ru/

 

 

Структурное подразделение

Центр девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива»

МБОУ ДО ДДИЮ «Факел»

 

Методическая разработка

Для родителей, педагогов, классных руководителей

Практические рекомендации по повышению уровня учебной мотивации учащихся

 

Автор:

Педагог-психолог

Яковлева А.Ю.

 

Томск 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….............3

Раздел 1. Теоретические основы учебной мотивации……………………...4

1.1. Понятие «мотив», «мотивация», их соотношение………………............4

1.2. Классификация мотивов……………………………………………..........4

1.3. Факторы формирования учебной мотивации………………………........5

Раздел 2. Возрастные особенности мотивация учения в школе…………........6

2.1. Мотивация учебной деятельности младших школьников………….......6

2.2. Мотивация учебной деятельности средних школьников…………........7

2.3. Мотивация учебной деятельности старших школьников…….…….......7

Раздел 3. Практические рекомендации по повышению уровня учебной мотивации…………………………………………………………………….......8

3.1. Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей………......8

3.2. Формирование побуждения к действию. Как это сделать на

практике?...................................................................................................11

3.3. Психологические рекомендации по развитию уровня школьной мотивации. Памятка педагогам и родителям………………………................14

Список используемой литературы………………….........................................18

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аннотация

Методическая разработка посвящена вопросам, раскрывающим понятие внутренней и внешней мотивации школьников, причины снижения мотивации учащихся, мотивации учебной деятельности обучающихся. Предложены психологические рекомендации для родителей и педагогов по развитию уровня школьной мотивации, а также советы психолога родителям.

 Рассмотрены особенности мотива, мотивации, их соотношение и влияние на учебную деятельность, а также, возрастные особенности мотивации учения. Для педагогов предложены диагностические методики для изучения уровня школьной мотивации, прошедшие апробацию на базе общеобразовательных учреждений в разных городах России. 

Пояснительная записка

Проблема развития мотивации учебной деятельности является проблемой как родителей так и для педагогов. Мотивация современных школьников является одной из самых сложных педагогических проблем, именно она играет большую роль в организации современного учебного процесса.

Сегодня, в период реализации современной политики в сфере образования, образовательные центры находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения. Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности обучающегося является его уровень сформированности учебной мотивации. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать.

Целью данной методической разработки является повышение уровня учебной мотивации школьников.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие мотива, учебной мотивации

2. Осветить возрастные особенности мотивации

3. Вовлечение родителей в учебно-познавательную деятельность

4. Предложить практические рекомендации родителям и педагогам

 

 

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Плутарх

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.232 (0.063 с.)