Формы активизации мыслительной деятельности бакалавров в учебном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы активизации мыслительной деятельности бакалавров в учебном процессе



С целью активизации мышления бакалавров при изучении логики используются многообразные вышеназванные формы. Кратко изложим особенности каждой из этих форм.

1. Практические занятия и самостоятельные работы бакалавров

Практические занятия проводятся по всем темам. Проводятся они, в основном, в форме решения логических задач.

В теме «Предмет логики, ее значение. Логика и язык. Семантический характер логики» несколько трудным для усвоения является раздел «Логика и язык», в котором вводятся многие новые для студентов понятия: знак, имя, предмет, значение, смысл, семантическая категория; дескриптивные термины: имя предмета, предикатор, функциональный знак; логические термины: конъюнкция, нестрогая дизъюнкция, строгая дизъюнкция, импликация,  эквиваленция, отрицание, квантор общности, квантор существования.

На практическом занятии следует подчеркнуть, что каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначаемый им предмет (иногда его называют денотат). Смысл (или концепт) имени — это способ, каким имя обозначает предмет, т.е. информация о предмете, которая содержится в имени. Поясняется это на примерах. Такие языковые выражения, как «русский писатель Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)», «автор трилогии «Хождение по мукам», «автор романа «Петр Первый», «автор романа «Гиперболоид инженера Гарина», имеют одно и то же значение (они обозначают писателя А.Н.Толстого), но различный смысл. Рекомендуем бакалаврам проиллюстрировать эти понятия своими примерами. Особое внимание на практике преподаватель должен уделить изучению логических терминов.

Представляется также целесообразным рассмотреть на практических занятиях вопрос о соотношении языка и речи. Практика показала, что студентам трудно самим подняться на столь высокий уровень концентрированного обобщения имеющихся у них разрозненных, несистематизированных сведений. Вот примерный материал, который поможет в проведении такого занятия.

Рассмотрим соотношения языка и речи. Язык и речь не тождественны: если язык есть средство общения, то речь — это сама коммуникация с помощью языка.

Функции языка и речи. Основная функция языка и речи — коммуникативная: речь служит для сообщения и сохранения информации, как средство связи поколений. Вторая функция, общая языку и речи, — функция выражения мысли. «Человек может выражать свои мысли, — отмечает М.Р. Львов, — не только вербально, но и рисунком, чертежом, формулами, моделями, музыкальными звуками, красками, жестами, однако универсальным средством оформления и материализации мысли служит язык. Этот вывод относится в первую очередь к отвлеченному, речевому мышлению (логическому)». В речи мысль становится доступной не только другим людям, но и более понятной самому себе. Третья функция языка и речи — познавательная. Все человеческое знание прошлых веков и настоящего заключено в знаковых единицах языка — словах, словосочетаниях, в произведениях речи, в текстах: это книги, журналы, рукописи, звукозаписи докладов, спектаклей и пр. Следующие две функции присущи только речи. Это функции выражения эмоции (эмотивная), потому-то и говорят о воздействии автора на читателя или слушателя, и регулятивная и планирующая: человек устно, письменно или мысленно проектирует свои действия, анализирует, критикует, оценивает свои поступки и поступки других людей.

М..Р. Львов указывает на характерные отличия языка от речи.

«1.  Язык — это общая система, отвлеченная от конкретных ситуаций жизни. Речь же всегда конкретна.

2.    Язык лишь создает возможности для целенаправленных действий людей. Речь всегда преднамеренна и направлена к достижению какой-либо цели.

3.    Язык характеризуется обобщенностью и статичностью. Речь развертывается во времени и пространстве, подвижна, динамична.

4.    Языку свойственна строгая система, стабильность и обязательность его единиц. Речь индивидуальна, произвольна.

5.    Язык является средоточием коллективного опыта многих поколений целого народа. Речь отражает опыт индивидуума.

6.    Различны и их структуры. Язык имеет уровневую организацию (морфологический, синтаксический и другие уровни). Речь же линейна, это последовательность слов, предложений и компонентов текста, связываемых по законам логики, синтаксиса, композиции.

7.    Речи (как виду деятельности индивида) в отличие от языка присущи: свой темп, громкость, эмоциональная окрашенность, индивидуальная степень стройности и связанности, эстетические качества: речи свойственны также различные стили (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный).

Виды речи (речевой деятельности):

а)    внутренняя (для себя) и внешняя (для других);

б)    устная и письменная;

в)    звуковая и незвуковая (как, например, у глухонемых).»

Внутренняя речь — это обычно сжатое, свернутое оформление мысли без ее устного или письменного сообщения другим (например, воспоминание о прошедших событиях с помощью образов). В экстремальных ситуациях человеку, в доли секунды принимающему решение, от которого, возможно, зависит его жизнь, для полного языкового оформления мысли не хватает времени. В этом случае внутренняя речь выполняет регулятивную функцию. Внутренняя речь, свернутая и фрагментарная, понятная самому субъекту с полуслова, при рассказе может быть плохо оформлена и, следовательно, не понята другим человеком (или понята искаженно). Поэтому надо учиться четко выражать свои мысли во внешней речи.

Внешняя речь бывает в виде монолога или диалога (полилога). Наиболее важным при оформлении внешней речи является передача содержания мысли.

Важную роль при речевом общении играют и невербальные средства: жесты, мимика, умолчание, взгляды, указание на окружающие предметы, интонация, громкость речи и т.д.

После изучения раздела «Логика и язык» студентам целесообразно показать решение задач следующих трех видов.

Первый вид — укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значение выражений: летчик, коллектив, автор пьесы «Вишневый сад», озеро Балхаш.

Второй вид — определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения: а). Море сильно шумит (это суждение, выраженное в форме повествовательного предложения); б). Сильно шумящее море (это — дескриптивный термин, имя предмета); в). Температура плавления олова (это — дескриптивный термин, имя предмета); г). Когда сегодня наш самолет прилетит в г. Сочи? (это — вопросительное предложение, не содержащее суждения).

Третий вид — выразите в символической форме следующие сложные суждения, используя введенные логические термины:

а)    «Дорожки, по которым дети переходят из здания в здание, содержатся в идеальной чистоте, а если в ненастную погоду они бывают мокрыми от дождя, то ученик несет на ногах только влагу, но не грязь и не пыль» (В.А. Сухомлинский. О воспитании. М., 1975. С. 48).

a ^(b -> c) ^d ^ e

Следует разъяснить, какие простые суждения обозначены буквами (переменными для высказываний) а, b, c, d, e, почему поставлены те или иные логические знаки. Скобки ставятся с учетом смыслового объединения некоторых простых суждений и с учетом логических правил их расстановки. Конъюнкция здесь выражена различными союзами: а, но, и.

б)    «Если он (работник Петр. — А.Г.) проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать — или пройдет ряда два с косой, или навьет воз,

или срубит дерево, или порубит дров» (Л.Н.Толстой).

Формула этого суждения: а →  (b = (с V d V е V f).

Особо следует обратить внимание на эквиваленцию и объяснить, почему она здесь поставлена.

В качестве домашнего задания бакалаврам рекомендуется найти в учебниках или художественной литературе по 5 сложных суждений, состоящих из 5-6 простых суждений и соединенных различными логическими связками. Студенты приносят очень интересные работы, которые преподаватель логики должен проверить и поставить оценку. Часть интересных суждений проверяется на следующем семинаре, и коллективное обсуждение помогает показать связь содержательного анализа с формулой символической логики. Иногда для какой-то задачи (сложного суждения) студенты предлагают разные решения, и тогда приходится уточнять смысл высказывания. При проверке самостоятельных работ студентов преподаватель также должен очень внимательно вдумываться в смысл приведенных студентами примеров и тщательно анализировать, почему студент выразил сложное суждение именно такой, а не иной формулой.

В теме «Понятие как основная общечеловеческая форма мысли» раздел «Виды понятий» студенты в основном усваивают удовлетворительно, хотя возникают определенные трудности в разграничении относительных и безотносительных, а также собирательных и несобирательных понятий. Например, некоторые студенты думают, что понятие «завод» — собирательное, так как завод якобы есть совокупность цехов, и понятие «газета «Комсомольская правда»» — собирательное, так как газе-та якобы есть совокупность статей. Другие студенты полагают, что понятие «стихотворение» — относительное, ибо оно не может существовать без автора, и понятие «недобросовестность» — относительное, так как не может существовать без понятия «добросовестность». В каждом конкретном случае отдельным студентам разъясняется, что, к примеру, в газете печатаются не одни только статьи, но и фотографии, очерки, объявления и другие материалы, которые не являются однородными, а в собирательных понятиях группа именно однородных предметов мыслится как единое целое (например, «стая», «созвездие»).

В теме «Понятие как основная общечеловеческая форма мысли» одним из центральных является раздел «Отношения между понятиями». В учебном пособии Федоренко Н.В., приведенном в списке рекомендованной литературы, дана схема, иллюстрирующая эти отношения. Теория усваивается довольно легко, но применение ее на практике вызывает значительные трудности, поэтому среди студентов возникают споры, разногласия в решении той или иной задачи. В значительной степени у студентов обнаруживается смешение самого явления (например, понятия «пожар») и его причины (понятия «причина пожара»). Чтобы это смешение ликвидировать, рекомендуем решить одну за другой две задачи на от-ношения между понятиями. В первой задаче даются следующие понятия: «пожар», «молния», «явление природы», «стихийное бедствие».

Очень важно приучить студентов приводить 2-3 конкретных примера на каждую часть изображенных кругов Эйлера. Пример:

 

Рис. 1.

 

Даются следующие понятия: «молния», «поджог», «причина пожара», «пожар», «взрыв атомной бомбы». Решение с помощью кругов Эйлера выглядит так: вертикально заштрихованная часть означает, что некоторые пожары могут стать причиной другого пожара (более обширного), т.е. пожар перекинулся на другие объекты, если его не сумели затушить, или пожар, возникший в доме, стал причиной пожара на нефтяной базе, находящейся поблизости. Горизонтально заштрихованные части обозначают те взрывы атомной бомбы, которые были под водой или под землей, поэтому не стали причиной пожара, и соответственно те поджоги, которые не привели к пожару (люди вовремя ликвидировали поджог).

Решение задач на выяснение отношений между понятиями можно осуществлять и другим путем. Дать чертеж, как, например, на рис. 2, и предложить студентам подобрать конкретные понятия вместо переменных А, В, С, обозначающих объемы понятий (т.е. классы или множества).

 

Рис. 2.

 

Отношение противоположности (контрарности) и противоречия (контрадикторное) двух понятий целесообразно связать с антонимами, которые широко используются в обучении («храбрость» — «трусость», «ненависть» — «любовь», «покорность» — «непокорность», «ясность» — «неясность» и др.). Можно использовать, например, «Словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, в котором приведено более 3000 антонимических пар и дана их классификация. (Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка/ М.Р.Львов.-,М., АСТ-ПРЕСС книга, 2006 г.-592 с.)

В теме «Понятие» раздел «Определение понятий» нам представляется одним из основных, ибо в любом вузовском учебнике всем основным понятиям даются определения. Необходимо предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики.

В ходе практических занятий рекомендуется решить значительное число задач, в которых надо дать характеристику (указать вид, состав, правильность) предложенных определений (как правильных, так и неправильных) и при необходимости указать, какие правила определений были нарушены (например: «Ботаника — наука, изучающая все о растениях»; «Печень — крупный орган массой 1,5 кг»; «Футуризмом называют одно из декадентских художественных течений начала XX века» и др.).

Все понятия не могут быть определены (в этом и нет необходимости), поэтому надо знать приемы, сходные с определением понятий (описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение). Можно рекомендовать студентам самим дома подобрать интересные примеры, иллюстрирующие эти приемы. Проверка самостоятельных письменных работ свидетельствует о том, что студенты находят примеры разнообразных выразительных средств в русском языке, метких сравнений, ярких описаний и характеристик. Желательно, чтобы студенты эти приемы, заменяющие определения, иллюстрировали материалом, взятым из учебников (в соответствии с профилем факультета) или из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы.

Раздел «Ограничение и обобщение понятий» вызывает у студентов наибольшие затруднения, ибо этот материал имеет в значительной степени содержательный характер и решение задач требует фактических знаний. Проверка контрольных работ показывает, что в этом разделе ошибок у студентов еще много: они пропускают промежуточные понятия при обобщении или ограничении данного понятия; полагают, что если они написали имя и фамилию какого-то видного спортсмена (при ограничении понятия «спортсмен»), то это является единичным понятием, хотя такую же фамилию и имя могут иметь и не спортсмены; вместо вида при ограничении иногда указывают часть целого. Приходится неоднократно подчеркивать, что при обобщении и ограничении понятий мы переходим от рода к виду, а не от целого к его части.

В учебниках по всем предметам, кроме множества определений, встречаются разнообразные примеры, иллюстрирующие деление понятий или их классификацию. Правила деления понятий (соразмерность деления; деление должно проводиться только по одному основанию; члены деления должны исключать друг друга; деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачка в делении) методически изучаются в первую очередь, также с использованием примеров, взятых из учебников. Эти примеры студенты подбирают самостоятельно, что способствует более тесной взаимосвязи изученного теоретического материала с их будущей работой. Интересно то, что отличающееся от деления мысленное расчленение целого на части лучше всего иллюстрируется при-мерами из вузовских учебников (например: «В скелете человека различаются отделы: скелет головы, туловища и конечностей» или «Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки» и др.).

В теме «Суждение как общечеловеческая форма мысли» значительное место занимает раздел «Распределенность терминов в категорических суждениях». Студенты не сразу справляются с этим материалом. Приходится тщательно работать, чтобы сначала привести суждение к четкой логической форме, а потом найти субъект и предикат суждения. Некоторые суждения можно приводить к различным логическим формам, поэтому и решений будет не одно, а больше.

Раздел «Распределенность терминов в суждениях» имеет сугубо содержательный, а не формальный характер, ибо берутся конкретные понятия, выражающие S и Р, поэтому в каждом случае осуществляется конкретный анализ понятий. Этот анализ заставляет студентов четко формулировать суждения и выявлять входящие в него понятия.

В одном из самых распространенных видов умозаключений — категорическом силлогизме — знание распределенности терминов в категорических суждениях поможет отличать правильно построенные умозаключения от неправильно построенных.

В теме «Суждение как общечеловеческая форма мысли» студенты строят таблицы истинности и с их помощью доказывают, является ли формула тождественно-истинной (законом логики) или не является. Все студенты с этой работой справляются успешно (исключений или не бывает, или единичные случаи), поэтому мы не останавливаемся на данном материале. Рекомендуем лишь соблюдать алгоритм при заполнении колонок для переменных а, b, с использовать раз-личные цвета для обозначения  И (истина) и Л (ложь): это очень наглядно, и легко проверять работу. Мы здесь не останавливаемся и на методике работы со сложными суждениями, ибо о них говорили в первой теме.

Анализируя деление суждений по модальности, преподаватель предложит студентам определить вид модальности в суждениях, представленных в качестве задач в учебнике по логике, или найденных в литературе преподавателем; кроме этого, надо предложить студентам самим найти и выписать модальные суждения, содержащие различные модальные операторы.

В теме «Умозаключение как общечеловеческая форма мысли» особое внимание рекомендуем уделить категорическому силлогизму и энтимеме (ибо они почти ежедневно встречаются в нашем мышлении), а также условно-категорическим и разделительно-категорическим умозаключениям. Студенты должны четко усвоить mоdus ропепs и mоdus tollens, вероятные модусы условно-категорического умозаключения, уметь иллюстрировать их своими примерами. В целом нам представляется эффективным приемом усвоения многообразных видов дедуктивных умозаключений нахождение своих примеров на каждый из изученных видов. Кроме решения задач на двух семинарах, желательно, чтобы студенты подготовили самостоятельную домашнюю работу с подобранными ими различными видами умозаключений. Особый интерес у студентов вызывают дилеммы, в том числе дилеммы военных лет и дилеммы, стоящие перед литературными героями. Дилеммы очень часто встают и перед студентами. Эта тема предоставляет большой материал для проведения воспитательной работы со студентами, показа героизма, самоотверженности советских людей в период Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) и в мирное время.

Во время проведения практических занятий рекомендуем ставить оценки, вести четкий учет посещаемости и выполнения домашних заданий. Первым двум-трем студентам, правильно решившим предложенную задачу, рекомендуем ставить оценку «5», так как это активизирует и остальных. Мы не используем оценки «3» и «2», а если студент плохо ответил, то просто не ставим ему никакой оценки (ведь он учится решать задачи). В.А. Сухомлинский относительно отметок очень верно подметил: «Нельзя ловить учеников на незнании, надо добиться, чтобы они узнали, поняли, справились с работой, и лишь тогда ставить отметку, отметка не может быть наказанием, средством принуждения, угрозой, отметка всегда говорит об успехе». Но за контрольную работу ставлю все оценки (и «3», и «2»). При этом студенты, написавшие контрольную на «2» или «3 с минусом», обязательно пишут ее повторно, и тогда оценки бывают, как правило, выше. Систематический учет знаний на практических занятиях значительно облегчает работу преподавателя во время зачета.

 

3.2. Методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «Логика и теория аргументации»

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.69 (0.042 с.)