Логика и теория аргументации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика и теория аргументации



Логика и теория аргументации

Водные биоресурсы и аквакультура

Направленность (профиль):

Управление водными биоресурсами и аквакультура

Уровень:

Бакалавриат

Форма обучения

Очная/заочная

 
Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук «24» марта 2021 г., протокол№ _8__ Зав. кафедрой ___________ Судариков А.М.  
Автор-разработчик: __________________                                             Федоренко Н.В.            
 

Санкт-Петербург  2021

1. Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины «Логика и теория аргументации»

Объём дисциплины

Всего часов

Очная форма обучения Очно–заочная форма обучения Заочная форма обучения
Объем дисциплины 72 - 72
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам аудиторных учебных занятий) – всего: 28 - 8
в том числе:      
лекции 14 - 4
занятия семинарского типа:      
практические занятия 14 - 4
Самостоятельная работа (далее – СРС) – всего: 44 - 64
в том числе:      
курсовая работа  
контрольная работа -
Вид промежуточной аттестации зачет - зачет

 

Рекомендации по контактной работе

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекции (темы 1-7) Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделть ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.
Практические занятия Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы и работа с текстом. Подготовка докладов, участие в дискуссиях, решение тестовых заданий.
Индивидуальные задания (подготовка докладов) Поиск литературы и составление библиографии по теме. Знакомство с основной и дополнительной литературой. Изложение основных аспектов проблемы, анализ мнений авторов и формирование собственного суждения по исследуемой теме.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, вопросы для подготовки к зачету и тест в ФОС дисциплины

3. Рекомендации по самостоятельной работе

Вопросы для самостоятельного изучения разбиты по темам дисциплины.

Введение.

Студенту следует обратить внимание на цели, основные задачи дисциплины, ее содержание и логическую взаимосвязь между разделами. При этом необходимо понять значение дисциплины в системе обучения студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавра.

 

3.1. В первой теме «Предмет логики, ее значение. Логика и язык. Семиотический характер логики» излагается научное понимание процесса познания, подчеркивается, что логика является рациональной основой процесса обучения. В этой же теме вводятся элементы символической логики. Студенты приобретают навыки записывать структуру сложных суждений и некоторых умозаключений на символическом языке с целью выявления логической формы при анализе контекстов естественного языка. Это можно было бы сделать и в теме «Суждение», но, как показывает многолетний опыт преподавания, все студенты успешно делают это в процессе изучения первой темы. В теме «Понятие» показываются возможности применения логических операций определения, деления и классификации.

В теме «Умозаключение» излагаются в первую очередь содержательные, а затем и формализованные аспекты различных видов дедуктивных умозаключений: категорический силлогизм; условные, условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения; дилеммы; сокращенные и сложные силлогизмы.

Вообще в художественной литературе можно найти богатейшее собрание самых интересных иллюстраций по курсу логики, в том числе и по умозаключениям; следует к такой работе подключить и студентов. Это одна из заманчивых перспектив в методике изучения логики, свидетельствующая о тесном взаимодействии языка и мышления.

За изложением различных видов индуктивных умозаключений следует материал о простейших методах установления причинных связей. Этот материал легко можно увязать с логическим анализом научных открытий в любой области.

В теме «Логические основы теории аргументации» излагаются формы прямого и косвенного доказательства и опровержения, применение их в учебном процессе. Особо раскрывается роль аргументации, доказательства в процессе формирования научных убеждений бакалавров, а также в практике преподавателя. В этой теме можно дать конкретные рекомендации по обучению бакалавров искусству аргументации, организации диспутов и т.д. Значительный интерес представляет раздел логики, посвященный полемике, спору, дискуссиям, разоблачению различных недопустимых «уловок», используемых в полемике.

Концепция преподавания логики и теории аргументации включает как ее содержание (частично показанное выше), так и формы ее изучения. Формы работы с бакалаврами многообразны: могут использоваться не только лекции и практические занятия, как это отражено в программе, но и значительное число активных форм, характеризующих творческий поиск новых приемов и методических находок преподавателя.

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1.

Практическое занятие № 2.

Практическое занятие № 3.

Практическое занятие № 4.

 Суждение как основная общечеловеческая форма мысли

Практическое занятие № 5.

 Умозаключение как основная общечеловеческая форма мысли. Дедуктивные умозаключения. Теория логического вывода

1. Общее понятие умозаключения. Логическая структура умозаключения.

2. Виды умозаключений.

3. Простой категорический силлогизм как вид дедуктивного умозаключения. Аксиома категорического силлогизма.

4.    Общие правила категорического силлогизма.

5.    Фигуры категорического силлогизма и их особые правила.

6.    Понятие о модусах категорического силлогизма.

7.Условный силлогизм. Чисто условный силлогизм. Условно-категорический силлогизм и его модусы.

8.Разделительный силлогизм. Чисто разделительный силлогизм. Разделительно-категорический силлогизм. Утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы и их правила.

9. Условно - разделительный силлогизм. Дилемма.

10. Сложносокращенные силлогизмы (энтимемы).

11. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты)

12. Сложносокращенные силлогизмы (эпихейремы).

13.  Индуктивные умозаключения и их виды.

14.  Индуктивные методы установления причинной связи явлений. Ф.Бэкон и Дж.С.Милль об индукции.

15.  Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

16.  Умозаключения по аналогии. Его структура.

17.  Основные виды отношений по аналогии. Достоверность заключений, полученных с помощью строгой аналогии.

 

Студент должен уяснить:

1)    Общее понятие умозаключения. Логическая структура умозаключения: посылки, вывод, заключение. Логическая связь между посылками и заключением.

2)    Понятие логического следования.

3)    Необходимые и правдоподобные умозаключения.

4)    Виды умозаключений: дедуктивные и недедуктивные (индуктивные, по аналогии, традуктивные).

5)    Непосредственные умозаключения. Получение их при помощи логических операций: превращения, обращения, противопоставление предикату и субъекту, умозаключение по логическому квадрату.

6) Опосредованные дедуктивные умозаключения: простой категорический силлогизм (основные 4 фигуры и 19 правильных модусов). Состав простого категорического силлогизма. Общие правила силлогизма.

Умозаключения из суждений с отношениями (основные их свойства:

а) симметричность,

б) рефлексивность,

в) транзитивность.

 7) Категорический силлогизм с выделяющимися суждениями,

8) умозаключения логики суждений:

а) чисто условные умозаключения,

б условно-категорические (правильные модусы: modus ponens, modus tollens) умозаключения.

в) разделительно-категоричские (modus ponendo-tollens, modus tollendo-ponens),

г) Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная леммы. Простые и сложные лемматические умозаключения.

9) Исчисление предикатов. Система натурального вывода.

10) Специальные правила фигур силлогизма (энтимема). Ее основные виды. Механизм восстановления простого категорического силлогизма.

11) Понятие о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) силлогизмах. Формализация эпихейрем.

12) Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы. Утверждающий модус (modus ponens), отрицающий модус (modus tollens).

13) Чисто разделительное умозаключение.

14) Разделительно-категорический силлогизм. Утверждающе-отрицающий (modus ponendo-tollens) и отрицающе-утверждающий модусы (modus tollendo-ponens), их правила.

15)Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная леммы.

Практическое занятие № 6.

Практическое занятие № 7

Подготовка к промежуточной аттестации – зачет

Форма проведения зачета: устный ответ на любой вопрос, или тестирование.

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

УК–1.1

1. Что изучает формальная логика?

2. Что представляет собой логическая форма мысли и как она выявляется?

3. Понятие и способы выявления закономерной связи между мыслями.

4. В чем различие между логикой традиционной и современной?

5. В чем заключаются особенности изучения логики?

УК-1.2.

1. Что такое знак?

2. Каковы основные виды знаков?

3. Основные характеристики знаков.

4. Основные виды имен.

5. Каковы принципы употребления имен?

6. Назовите основные типы дескриптивных терминов.

7. Как выявить логическую форму мысли?

УК-1.3.

1. Что такое методология? Каковы ее основные элементы?

2. Каковы основные методологические принципы диалектической логики?

3. Каковы основные методологические принципы формальной логики?

 

УК-1.4.

1. Что такое понятие? Каждое ли общее имя выражает понятие?

2. Как выразить понятие с использованием языка логики предикатов?

3. Каковы основные виды признаков?

4. В чем различие между логическим и фактическим содержаниями и объемами понятий?

5. Каковы основные виды понятий?

6.Каковы основные виды отношений между понятиями по содержаниям и объемам?

7. Как осуществляются операции обобщения и ограничения понятий?

8. Каков состав определения?

9. В чем различие между номинальными и реальными, явными и неявными определениями?

10. Каковы правила определения и ошибки в определениях?

11. Каковы правила деления и ошибки в делениях?

12. Что представляет собой классификация?

13. В чем различие между суждениями, вопросами и нормами?

14. Каков состав и каковы виды атрибутивных суждений?

15. Каковы виды суждений об отношениях?

16. Каковы виды сложных суждений?

17. Как производится отрицание атрибутивных суждений и суждений об отношениях?

18. Как отрицаются сложные суждения?

19. Каковы основные виды отношений между суждениями?

20. Отношения между какими суждениями выражаются посредством логического квадрата?

21. Как выражаются на языке логики предикатов атрибутивные суждения и суждения об отношениях?

22. Какие вопросы являются некорректными? Назовите виды некорректности вопросов.

23. Как соотносятся понятия “обязательно”, “разрешено” и “запрещено”.

УК-1.5.

1. Что представляют собой дедуктивные умозаключения?

2. Основные виды дедуктивных умозаключений с условными и разделительными посылками.

3. Как строится логика высказываний на основе таблиц истинности?

4. Понятия тождественно-истинной, тождественно-ложной и выполнимой формул.

5. Способ анализа рассуждений посредством логики высказываний, построенной  табличным способом.

6. Основные виды непосредственных умозаключений и способы их анализа.

7. Состав, общие правила и правила фигур простого категорического силлогизма.

8.Способы анализа категорических силлогизмов.

9.Энтимема.

10.Правила I-го и II-го родов СНВ (системы натурального вывода).

11.Сформулируйте понятия вывода, доказательства выводимости и теоремы.

12.Соблюдение каких условий позволяет считать выводимость полностью

обоснованной?

13.Что представляют собой индуктивные умозаключения?

14.В чем отличие отношения подтверждения от отношения логического

(дедуктивного) следования?

15.Что собой представляет обратная дедукция?

16. Каковы методологические требования, выполнение которых повышает степень правдоподобия заключения, полученного посредством обратной дедукции?

17. В чем различие между нестатистической и статистической неполной индукцией?

18. Какие методологические требования необходимо соблюдать при индукции через отбор?

19.На какой методологии основаны методы установления причинных связей между явлениями?

20.В чем специфика применения методов установления причинной связи в  социальном познании?

21.Каковы основные виды умозаключений по аналогии?

22.Каковы основные функции аналогии?

 

УК-2.1

1. Каковы способы обоснования утверждений?

2. Понятие, состав и виды аргументации и критики.

3. Основные стратегии и тактические приемы аргументации и критики.

4. Правила аргументации и критики по отношению к тезису. Возможные ошибки.

5. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки.

6. Правила по отношению к форме.

7.Уловки, применяемые в споре. Способы их преодоления.

 

УК-2.2.

1. В чем отличие развитой проблемы от неразвитой?

2. Основные этапы выдвижения гипотезы.

3. Отличие теоретического знания от эмпирического.

4. Метатеория.

5. Научная картина мира.

Работа с литературой

Основная литература

4.1.1 Тульчинский, Г. Л. Логика и теория аргументации: учебник для вузов / Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов; под редакцией Г. Л. Тульчинского. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 233 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01178-4. — URL: https://urait.ru/bcode/469459

4.1.2. Федоренко Н.В. Логика: учебное пособие /Н.В. Федоренко – СПб, РГГМУ, 2020, с.202 (http://elib.rshu.ru/)

4.1.3. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник и практикум для вузов / И. В. Хоменко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 327 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7917-6. — URL: https://urait.ru/bcode/468408

Дополнительная литература

4.1.4. Ивин, А. А. Теория и практика аргументации: учебник для бакалавров / А. А. Ивин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2329-2. — URL: https://urait.ru/bcode/425240

4.1.5. Федоренко Н.В. Логический практикум/ Н.В. Федоренко – СПб, РГГМУ, 2021.- 154 с.

4.1.6. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Электронный ресурс] / И. В. Хоменко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 327 с.- Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/0D9161BC-51CB-40F9-9EC3-F2001DE9E318#page/1 (ЭБС Юрайт)

 

Логика и теория аргументации



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.113.136 (0.06 с.)