Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути общественного прогресса
• Эволюция – частичные и постепенные изменения, охватывающие большие сферы жизнедеятельности • Революция – процесс, для которого характерно коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, ломание старых порядков. Революции разделяются на кратковременные и долговременные. • Реформа – преобразование какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующих основ сфер жизнедеятельности, проводимое по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы разделяют: · Направленность: прогрессивные и регрессивные. · Сфера преобразования: экономические, политические, социальные и т.д. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.
Термин «общественный прогресс» связан с терминами «инновация» и «модернизация». Инновация — это нововведение в какой-либо области, приводящее к его качественному росту. Модернизация — процесс обновления, усовершенствования, отвечающий современным требованиям и нормам (обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени)
Особенности прогресса: - Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству). - Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе; прогресс науки и техники в области физики привёл к получению новых источников энергии, но и к созданию атомного оружия; развитие современной техники привело к появлению новых болезней) Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры: · Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).
· Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс). · Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс). Прогресс характеризуется тем, что: 1) переход к более высокому уровню развития (например, в Российской империи в XIX веке происходит промышленный переворот, начинается процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу); 2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в. свидетельствует об экономическом прогрессе в государстве); 3) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание и боевое применение атомной бомбы, которое повлекло многотысячные жертвы среди мирного японского населения); 4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).
- Прогресс сопровождается усложнением жизнедеятельности человека. Наблюдается процесс размытия культурных особенностей, может начаться рост наркомании, алкоголизма, преступности.
Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Критерии прогресса: — развитие человеческого разума; — совершенствование нравственности людей; — прогресс науки и техники; — развитие производительных сил, включая самого человека; — возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку; — гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).
Общественное развитие — непрерывный процесс формирования и изменения общественных институтов, ценностей, норм в ходе изменения общества, переход всех общественных отношений в новое качество. Подходы к развитию общества 1. Линейно-восходящий характер. Человечество проходит стадии, где совершенствуется система передачи опыта и знаний. Поддерживали теорию такие учёные как Маркс, Дюркгейм, Спенсер. 2. Циклический характер. Общество проходит через стадии формирования, расцвета и распада, после повторяется. Сторонники данного подхода – Шпенглер, Данилевский и Гумилёв. 3. Нелинейный характер. Бифуркация – повторное значение, в котором развитие может пойти не в запланированном варианте, неся непредсказуемый характер и многовариантность событий. Придерживаются теории – Франк, Коллмэн и Хетчер. Существует несколько видов классификации обществ, отличающихся критериями для выделения определённых типов обществ. 1. Письменность: дописьменные и письменные. 2. Формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). 3. Уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые. 4. Цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.). 5. По степени социальной дифференциации (или расслоения): — простые - догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых) — сложные – несколько уровней управления, слоёв населения. 6. Уровень развития орудий и средств производства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.01 с.) |