Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XIX . Общество и познание, наука
«... закон... властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». (Гиппий).
"... в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков". (Эразм Роттердамский).
Учения о праве "постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей". (Т.Гоббс).
"... вне государства — господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — господство разума, мир, безопасность, богатство, благообразие, взаимопомощь, утонченность науки, доброжелательство". (Т.Гоббс).
"Гражданский мир целиком сотворен людьми по их разумению, ибо они не могли не искать и не найти, в конце концов, тех принципов, согласно которым меняется сам разум человеческий". (Дж.Вико).
"... гражданский мир создан людьми, и они могут, поскольку должны, найти его начала в превращениях самого разума человеческого". (Дж.Вико).
"Ведь если бы примитивный человек был зверообразным, т.е. без догадки о назначенном смысле и конце, то социальные нормативные институты никогда бы и не возникли (у животных и впрямь этого нет), а истории бы просто не было". (Дж.Вико).
"Разница между великими нациями и дикими народами в том, что первые усердно занимаются искусствами и науками, а вторые их полностью игнорируют". (Монтескье).
"Торговля, мореплавание, астрономия, география, медицина, физика получили мощнейший импульс благодаря трудам подвижников науки". (Монтескье).
"Прогресс рода человеческого неуклонно отдаляет его от первобытного состояния; чем больше новых знаний мы приобретаем, тем сильнее преграждаем себе путь к достижению самого важного". (Ж.-Ж.Руссо).
"... интерес направляет все наши суждения". (Гельвеций).
"... как в области этики, так и в сфере умозрений, именно личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес определяет суждения целых наций". (Гельвеций).
"Именно благодаря самолюбию общество достигло большей части успехов — это знание, хотя еще и не совершенное, помогло народам понять необходимость вооружить правителей властью. Оно помогло законодателям понять необходимость установления на основе личных интересов принципов честности". (Гельвеций).
Законы общества основаны "на природе чувствующего, стремящегося к добру и избегающего зла мыслящего, рассуждающего и неустанно желающего благополучия существа". (П.Гольбах).
"Если заблуждения и невежество выковали цепи для целых народов, если предрассудки их закрепили, то наука, разум и истина могут их порвать". (П.Гольбах).
Свободомыслие — это "применение ума, состоящее в стремлении узнать значение какого бы то ни было положения, в рассмотрении характера доказательств "за" или "против" него и в суждении о нем в соответствии с кажущейся силой или слабостью этих доказательств". (А.Коллниз). "... Хотите сделать людей милосердными, добрыми и добродетельными? Разрушьте и уничтожьте все типографии, расплавьте типографские литеры, сожгите все книги, которые наводнили нашу землю, не забудьте и о тех, которые находятся в университетах, и не позволяйте людям читать ничего, кроме Библии...". (Б.Мандевиль).
В отличие от животных, у человека "есть и другие силы, природа только заронила их семена в наш ум, оставив культуре задание развивать их". (Т.Рид).
"У свободного народа разум — актуализованная истина. Это дух, живой и присутствующий, в котором индивид находит свое предназначение (универсальную особую сущность) и реализует ее". (Г.В.Ф.Гегель).
"Государство в себе и для себя есть этическая тотальность, реализация свободы, абсолютная цель Разума, самая реальная свобода. Государство — это Дух, стоящий в мире, реализующий себя с сознанием, в то время как в Природе он реализуется в ином, подобно спящему Духу. Только как существующий в сознании, осознающий себя как существующий объект, он есть государство. В свободе нельзя отталкиваться от индивидуальности, отдельного самосознания, но только от сущности самосознания... Основание государства — потенция Разума, реализующегося как воля...". (Г.В.Ф.Гегель).
"История есть самораскрытие Духа во времени, так же как Природа есть раскрытие Идеи во времени и пространстве". (Г.В.Ф.Гегель).
"Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям". (К.Маркс).
«"История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». (К.Маркс).
"Только в том случае, если вместо противоречащих друг другу догм рассматривать противоречащие друг другу факты и действительные противоречия, являющиеся скрытой подоплекой этих догм, только в этом случае политическую экономию можно превратить в положительную науку". (К.Маркс).
"... научная социология должна стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями". (О.Конт).
История — средство "для открытия человека самому себе", а человек — средство "для открытия истории самой себе". (В.Дильтей).
"Я надеюсь доказать, что все без исключения великие создания и формы религии, искусства, политики, общества, хозяйства, науки во всех культурах одновременно возникают, завершаются и угасают...". (О.Шпенглер).
"Человеческое общество эволюционирует в направлении организации все более рациональной и еще более бюрократической". (М.Вебер).
"Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией и интеллектуализацией и, прежде всего, расколдовыванием мира заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных индивидуальных отношений. Не случайно наше самое высокое искусство интимно, а не монументально". (М.Вебер).
"Благодаря науке мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям... Однако одна война и приготовление к другой напоминают, как просто забыть о границе, где наши уловки не замечать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию". (Д.Дьюи).
Со всеми "так называемыми научными уклонами" следует решительно покончить. (А.Грамши).
"Одно насилие неизбежно порождает другое, революции уничтожают самих революционеров, компрометируя идеалы. Выживают лишь циники, поднаторевшие в искусстве выживания...". (К.Поппер).
"Нет ничего проще, чем уничтожить человечество, — достаточно развязать насилие. Куда сложнее возделывать рациональное общество, конфликты которого разрешаются по большей мере разумным путем". (К.Поппер).
"Ни широкая публика, ни великие администраторы не понимают внутренних процессов науки … боятся ее". (Н.Винер).
... «эпистемы» — «основополагающие коды любой культуры». (М.Фуко).
Все подверглось "радикальному извращению" и погрузилось в ад воспроизводства — "ад того же самого". Идеальным выражением всего этого является Америка. (Ж.Бодрийяр).
Книгопечатание "великий свет миру открыло и неписанную пользу приносит". (В.Н.Татищев).
"В рабском состоянии добродетель и знание навлекают на себя подозрение". (Н.И.Новиков).
"Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых". (П.Я.Чаадаев).
"То, что у других составляет издавна самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение". (П.Я.Чаадаев).
"... не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода". (П.Я.Чаадаев).
"... мы как бы чужие для себя самих". (П.Я.Чаадаев).
"Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной". "Мы подобны тем детям, которых не заставляли самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего, все их знание на поверхности, вся их душа — вне их". (П.Я.Чаадаев).
Нам " не хватает какой-то устойчивости, какой-то последовательности в уме, какой-то логики. Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу". (П.Я.Чаадаев).
"Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличив народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы". (П.Я.Чаадаев).
П.Я.Чаадаев отмечает некое свойство, "делающее нас столь безразличными к случайностям жизни, вызывает в нас также равнодушие к добру и злу, ко всякой истине, ко всякой лжи".
В России "незначительное меньшинство мыслит, остальная часть чувствует". (П.Я.Чаадаев).
"... где наши мудрецы, где наши мыслители? Кто за нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?" (П.Я.Чаадаев).
Назначение России "сочетать в себе две великие основы духовной природы — воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара". (П.Я.Чаадаев).
"... ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды, мы не дали себе труда ничего создать в области воображения". (П.Я.Чаадаев).
"Даже в области той науки, которая все охватывает, наша история ни с чем не связана, ничего не объясняет, ничего не доказывает". (П.Я.Чаадаев).
"... мы составляем пробел в порядке разумного существования". (П.Я.Чаадаев).
"Все политические революции были там (в Европе — С.Х.) в принципе переворотами нравственного порядка. Искали истины — нашли свободу и благоденствие". (П.Я.Чаадаев).
"... мы можем только завидовать судьбе народов, которые в этом столкновении убеждений, в этих кровавых схватках в защиту истины создали себе мир понятий, какого мы не можем себе даже и представить, а не то что перенестись туда телом и душою, как мы на это притязаем". (П.Я.Чаадаев).
"У какого христианского народа есть Нестор? у кого из народов есть столько ума в пословицах? а пословицы не есть ли плод пышной давней народной жизни?". (А.С.Хомяков).
"... у нас не установились самые общие понятия о науке", "у нас гораздо менее развито понятие науки и путей ее". (А.И.Герцен).
"Власть у нас увереннее в себе, свободнее, нежели в Турции, нежели в Персии, ее ничего не останавливает... народность она не уважает, общечеловеческой образованности не знает, с настоящим — она борется". (А.И.Герцен).
"Теперь не токмо площадь, но книга, кафедра — все стало невозможно в России. Остается личный труд в тиши или личный протест издали". (А.И.Герцен). "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, которому принадлежали...". (Н.Г.Чернышевский). "Умозрительная философия получит право участвовать в картине цивилизации настолько, насколько она содействует развитию и изменению бытовых форм и жизненных отношений". (Д.И.Писарев).
Человек рождается животным, а затем “очеловечивается и прогрессивно эмансипируется лишь в недрах общества, которое необходимо предшествует зарождению его мысли, слова и воли”. (М.А.Бакунин).
"Слова "ученый специалист", "научный социализм", которые беспрестанно встречаются в сочинениях лассальянцев и марксистов, сами собою доказывают, что мнимое народное государство будет не что иное, как весьма деспотическое управление народных масс новою и весьма немногочисленною аристократией действительных или мнимых ученых. Народ не учен, значит, он целиком будет освобожден от забот управления, целиком будет включен в управляемое стадо. Хорошо освобождение! ". (М.А.Бакунин).
"Мы должны преклоняться перед народом и ждать от него всего, и мысли, и образа, преклониться перед правдой народной". (Ф.М.Достоевский).
"Оригинален наш русский психический строй, между прочим, и тем, что до сих пор, кажется, в истории не было еще народа менее творческого, чем мы". (К.Н.Леонтьев).
"Для развития великих и сильных характеров необходимы великие общественные несправедливости". (К.Н.Леонтьев).
"Миллионы русских людей должны были прожить под давлением тех атмосфер — чиновничьей, помещичьей и церковной, хотя бы для того, чтобы Пушкин мог написать "Онегина" и "Годунова" чтобы построить Кремль и его соборы, чтобы Суворов и Кутузов могли одержать свои национальные победы". (К.Н.Леонтьев).
Посредством знания и деятельности человек должен превратить все слепые и часто враждебные силы природы в "органы человечества". (Н.Ф.Федоров).
"Люди в отдельности не могут быть мудрыми". (Н.Ф.Федоров).
"Мы полагаем возможным и необходимым достигнуть через всех, конечно, людей познания и управления всеми молекулами и атомами внешнего мира так чтобы все рассеянное собрать, разложенное соединить, т.е. сложить в теле отцов, какие они имели при своей кончине". (Н.Ф.Федоров).
Творчеств о "не есть и созидание культурных ценностей в "науках и искусствах"... Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача. Философия и наука есть неудача в творческом познании истины... Культура кристаллизует человеческие неудачи. Все достижения культуры — символические, а не реалистические. В культуре достигается не познание, а символы познания". (Н.А.Бердяев).
"Право, государственный строй и нравственность всякого данного народа непосредственно и прямо обслуживаются свойственными ему экономическими отношениями. Этими же отношениями обусловливаются, — но уже косвенно и посредственно, — все создания мысли и воображения: искусство, наука и т.д.". (Г.В.Плеханов).
"... политические факторы влияют на науку в целом сильнее моральных". (В.П.Фофанов).
"... можно сказать, что все великие исторические достижения человечества приходятся на доисторическое время. Это речь и начатки мышления, это одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных структур … овладение огнем и изобретение колеса … создание наиболее жизненно важных орудий труда и средств обитания и быта". (А.Н.Чанышев).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.059 с.) |