Расчет тягово-скоростных свойств транспортного средства 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет тягово-скоростных свойств транспортного средства



 

Тяговый расчет автомобиля производится с целью определения его тяговых и динамических качеств. Для решения этих задач необходимо построить тяговую характеристику. Тяговой характеристикой автомобиля называется графическая зависимость удельной силы тяги от скорости движения автомобиля на каждой передаче.

 

3.3.1. Исходные данные

 

Автомобиль ВАЗ 2121 «Нива»;

Кузов – универсал;

Тип автомобиля – полноприводный легковой автомобиль 2 кл.;

Колесная формула – 4х4;

Количество человек – n =5 (чел.);

Длинна: 3720 мм;

Ширина (Br): 1680 мм;

Высота (Hr): 1640 мм;

Колесная база: 2200 мм;

Масса в снаряженном состоянии – m0 = 1200 кг.;

Коэффициент преодолеваемого уклона – imax= 0,29;

Шины: 175/80 R14;

Коэффициент сопротивления качению – f0 =0,011;

Коэффициент аэродинамического сопротивления – Cx = 0,35;

Максимальная скорость -Vmax = 150 км/ч (41,66 м/с);

Минимальная скорость – Vmin=3,1 км/ч (0,86 м/с);

Максимальная частота вращения коленчатого вала – ωemax= 650с-1

(6500об/мин);

Трансмиссия механическая 4 ступени.

 

3.3.2. Определение мощности и момента двигателя

 

Определение полной массы автомобиля [3]:

 

ma = m0 + mч ×n + mб,                                    (3.1)

 

где m0 – снаряженная масса автомобиля;

mч – масса одного человека (75кг.);

mб – масса багажа на одного человека (10 кг.);

n – количество пассажиров, включая водителя;

 

mа = 1200 + 75×5 + 50 = 1595 кг.

 

Определение статистического радиуса колеса:

 

rст= 0,5d + λz×Н,                                         (3.2)

 

где d = 16 – посадочный диаметр, дюймы (0,36 м);

λz = 0,85 – коэффициент вертикальной деформации, зависящий от типа шин;

H/B = 0,8 – соотношение высоты профиля шины к ее ширине, %;

B = 0,175 – ширина профиля шины, м.;

H – высота профиля шины, м.;

 

rст = 0,5×36 + 0,85×0,14 = 0,29 м.

 

На дорогах с твердым покрытием rст ≈ rд ≈ rк = 0,29 м;

где rд –динамический радиус колеса

rк – радиус качения колеса

Определение коэффициента обтекаемости:

 

 

                                                (3.3)

 

где Cx – коэффициент аэродинамического сопротивления;

ρ = плотность воздуха в нормальных условиях (760мм.рт. ст.), ρ=1,293;

 

 

Расчет лобовой площади автомобиля:

 

F = 0,8Вг × Hг, м2                                                   (3.4)

 

где Bг – габаритная ширина автомобиля 1,68м;

Hг – габаритная высота автомобиля 1,64 м;

 

F = 0,8×1,68×1,64 = 2,20 м2.

 

Расчет коэффициента сопротивления качению при малой скорости:

 

                                         (3.5)

 

 где f0 – коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля с малой скоростью (0,011 для асфальта в отличном состоянии);

v – скорость автомобиля, м/с;

 

 

 

Первоначально определяется мощность двигателя при максимальной скорости автомобиля Nv (в Вт) по формуле мощностного баланса с учетом КПД трансмиссии:

 

 

                                  

(3.6)

 

где ψv – коэффициент сопротивления дороги при максимальной скорости автомобиля. Для легковых автомобилей коэффициент суммарного дорожного сопротивления назначают равным коэффициенту качения при максимальной скорости. ψv = f = 0,0205;

Ga = ma×g = 1598×9,81 = 15646,95 – полный вес автомобиля, Н;

ρ = 1,293 – плотность воздуха в нормальных условиях (760 мм рт. ст.);

 

 

 

NV = 59,1 кВт

Для построения кривой эффективного момента Ме (в Нм):

 

, Нм                                                  (3.7)

 

Принимаем минимальную частоту вращения коленчатого вала: ωmin = 100 с-1.

 

Таблица 3.1 – Расчет эффективного момента

ωe, с-1 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 585,5 600 650
Ne, кВт 12,57 19,66 26,97 34,26 41,29 47,81 53,58 58,37 61,93 64,02 64,49 64,41 62,84
Me, Нм 125,7 131,1 134,9 137,1 137,6 136,6 134,0 129,7 123,9 116,4 110,1 107,4 96,7

 

 

Рисунок 3.4 – Внешняя скоростная характеристика двигателя

 

3.1.3 Определение передаточных чисел трансмиссии

 

Определение передаточного числа главной передачи [3]: Передаточное число главной передачи U0 определяется, исходя из максимальной скорости автомобиля.

 

                                               (3.8)

 

где ωmax – максимальная угловая скорость коленчатого вала двигателя;

rk  - радиус качения колеса;

Uk – передаточное число высшей передачи в коробке передач, на которой обеспечивается максимальная скорость автомобиля, для 4-х ступенчатой коробки передач принимаем равной прямой передачи Uk4=1.

 

 

Определение передаточных чисел коробки передач: Передаточное число первой передачи определяется по заданному максимальному дорожному сопротивлению или максимальному динамическому фактору на первой передаче. Для обеспечения возможности движения автомобиля при заданном максимальном дорожном сопротивлении тяговая на ведущих колесах Рт должна быть больше силы сопротивления дороги Рд, т.е.

                                                              (3.9)

 

где U0 - передаточное число главной передачи;

U1 - передаточное число коробки передач при включенной первой передаче;

Mmax – максимальный эффективный момент двигателя, Нм;

Gсц = Ga – для полноприводных автомобилей;

ψmax = αmax + f0 = 0,28 + 0,011 = 0,291 – максимальный коэффициент сопротивления дороги.

ηтр - КПД трансмиссии автомобиля, для автомобилей 4x4 принимаем КПД = 0,85

 

 

 

 

Во избежание буксования ведущих колес тяговая сила на первой передачи должна быть меньше силы сцепления колес с дорогой:

 

                                                   (3.10)

 

φ = 0,8 – коэффициент сцепления ведущих колес с дорогой (сухое асфальтовое шоссе в хорошем состоянии).

 

 

 

 

Принимаем U1=3,6 и определим передаточные числа остальных передач:

 

                                            (3.11)

 

 

 

 

 

Передаточные числа для раздаточной коробки предварительно принимаем:

Uпв=1,2; Uпн=2,135.

В соответствии с принятыми числами произведем расчет скорости автомобиля на разных передачах:

 

, м/с                                             (3.12)

 

Полученные данные занесём в таблицу 3.2.

 

 Таблица 3.2 - Расчет скорости автомобиля на разных передачах

ω, рад./с

 

Скорость на передаче, м/с

I

II

III

IV

100

1,78

3,06

5,35

6,42

150

2,67

4,58

8,02

9,62

200

3,56

6,11

10,69

12,83

250

4,46

7,64

13,37

16,04

300

5,35

9,17

16,04

19,25

350

6,24

10,69

18,71

22,46

400

7,13

12,22

21,39

25,66

450

8,02

13,75

24,06

28,87

500

8,91

15,28

26,73

32,08

550

9,8

16,8

29,41

35,29

600

10,69

18,33

32,08

38,5

650

11,58

19,86

34,75

41,7

 

Рисунок 3.3 – Графики разгон автомобиля на разных передачах

3.1.4 Анализ тяговой динамики

 

Сила тяги на ведущих колесах автомобилей, в зависимости от скорости автомобиля, для каждой передачи [3]:

 

                                                   (3.13)

 

При движении автомобиль приобретает силу сопротивления воздуха, которую определяют по формуле:

 

                                               (3.14)

 

Сила сопротивления качению автомобиля:

 

                                     (3.15)

 

где ψ = f

 

Суммарная сила сопротивления движению автомобиля:

 

РΣВД, Н                                        (3.16)

 

Результаты расчетов сведем в таблицы 3.3 и 3.4.

 

 

Таблица 3.3

Тяговая сила на ведущих колесах на передаче, Н

Сила сопротивления на IV передаче, Н

I

II

III

IV

РВ

f

Pд

РΣ

5995,1

3497,1

1998,4

1665,3

20,5

0,011

175,7

196,2

6252,7

3647,4

2084,2

1736,8

46,1

0,012

180,1

226,1

6433,9

3753,1

2144,6

1787,2

81,9

0,012

186,3

268,2

6538,8

3814,3

2179,6

1816,3

128,1

0,012

194,3

322,3

6562,7

3828,2

2187,6

1823

184,5

0,013

204

388,5

6515

3800,4

2171,7

1809,7

251,1

0,014

215,5

466,6

6391

3728,1

2130,3

1775,3

327,8

0,015

228,8

556,6

6185,9

3608,4

2062

1718,3

414,9

0,016

243,8

658,8

5909,3

3447,1

1969,8

1641,5

512,3

0,017

260,7

773

5551,6

3238,4

1850,5

1542,1

620

0,018

279,3

899,3

5122,3

2988

1707,4

1422,9

737,9

0,019

299,7

1037,5

4612

2690,3

1537,3

1281,1

865,6

0,021

321,8

1187,4

 

 

 

Рисунок 3.4 - График силового баланса

 

 

Технологический раздел

 

   

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.117 (0.007 с.)