Цикла опд по специальности 030600 журналистика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цикла опд по специальности 030600 журналистика



Составитель: к.ф.н., доцент

Кафедры теории и истории мировой литературы

Ананьина О.А.

Ростов-на-Дону


1. Пояснительная записка к курсу

 

Курс «История зарубежной литературы рубежа XIX-XXвеков» студенты дневной формы обучения отделения журналистики (бакалавриат и специалитет) слушают в течение второго семестра третьего года обучения.

Цель курса: дать представление об основных закономерностях литературного процесса в странах Европы и Америки в конце XIXвека – начале XX века в его историко-культурном контексте. Для успешного овладения этим курсом требуется знание не только историко-литературного материала, но и знакомство с основными тенденциями развития философии и эстетики в странах Европы и Америки.

Задачи курса: показать историко-литературный процесс на рубеже XIX и XXстолетия в динамике и взаимодействии всеобщего и национального, представить основные литературные направления, существовавшие на тот момент в Европе и Америке (реализм, натурализм, символизм, декаданс, импрессионизм, неоромантизм), и их отражения живописи и других видах искусств. Составить представление о философских и эстетических теориях эпохи и их отражении в художественной практике писателей.

Лекции по курсу читаются в течение семестра (32 часа).

В конце каждого модуля предлагается список обязательных для прочтения художественных текстов и учебных пособий, включающий не только работы по истории литературы, но также по философии и эстетике XIXвека, перечень контрольных вопросов и тем для самостоятельного изучения. Литература из дополнительного списка рекомендуется для самостоятельной работы. При изучении курса студентам необходимо обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям и хрестоматиям.

Рабочая учебная программа

2.1 Учебно-тематический план дисциплины

Тема Вид занятия Количество часов
Лекции и самостоятельная работа
  Рубеж XIX-XX веков как историко-литературное понятие. лекция  
  Основные философские течения рубежа веков. Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, А. Бергсон. самостоятельная работа    
  Литература Франции. Натурализм самостоятельная работа  
  Символизм. Творчество Ш. Бодлера лекция  
  Декаданс. «Проклятые поэты» лекция  
  Творчество С. Малларме самостоятельная работа  
  Творчество А. Франса лекция  
  Викторианский роман на рубеже веков. Э. Гаскелл лекция  
  Творчество Э. Троллопа самостоятельная работа  
  Британский натурализм: Дж. Элиот и Т. Гарди лекция  
  Викторианская поэзия. А. Теннисон, Э. и Р. Браунинг лекция  
  Поэзия М. Арнольда самостоятельная работа  
  «Прерафаэлиты». Творчество Ф.А. Суинберна лекция  
  Неоромантизм: Р. Киплинг, Дж. Конрад лекция  
  О.Уайльд и декаданс в английской литературе лекция  
  Драматургия О. Уайльда самостоятельная работа  
  Литература нонсенса. Л. Кэрролл самостоятельная работа  
  «Новая драма» и викторианский театр. Б. Шоу лекция  
  Американская литература на рубеже столетий. Творчество Г. Джеймса лекция  
  Творчество М. Твена самостоятельная работа  
  Становление национальных литератур в Европе. Бельгия: творчество Ш. де Костера и М. Метерлинка лекция  
  Литература Скандинавии на рубеже веков. «Новая драма» Г. Ибсена лекция  
  Творчество К. Гамсуна самостоятельная работа  
  Научная фантастика как отражение кризиса позитивистского мироощущения на рубеже веков лекция  
  Фантастический роман-антиутопия в творчестве писателей кон. XIХ в.: М. Твен, Г. Уэллс самостоятельная работа  
ВСЕГО лекций – 32 часа, самостоятельной работы - 32 часа
         

Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы рубежа XIX-XX веков»

Данная рабочая программа содержит подробные характеристики основных модулей и входящих в них как лекционных тем, а так и тем, вынесенных на самостоятельное изучение.

 

МОДУЛЬ I. Рубеж XIX-XX веков как историко-литературное понятие.

Темы данного модуля призваны охарактеризовать основные особенности исторического развития Европы и США в конце XIX – начале XX в.в., показать специфику развития философской мысли эпохи и их влияние на литературный процесс, выявить социокультурные особенности литературного процесса в литературах европейских стран и США.

В центре литературного процесса конца XIX – начала XX вв. по-прежнему стоит реалистическое видение мира. Однако наблюдается существенная разница между «классическим» критическим реализмом 1830-1840х гг. и реалистической литературой второй пол. XIX в. Прогресс в естественных науках углубляет их влияние на культурную жизнь; философия позитивизма отрицает любые попытки отвлеченных умственных спекуляций и в приложении к литературе призывает отказаться от любого вида условности в искусстве, включая типизацию. Литература видится одной из экспериментальных наук; максимальная объективность становится главной целью писателя.

Формулировка принципов литературы, основанной на философии позитивизма, была предпринята Э. Золя и И. Тэном и получила название натурализма (от лат. natura – природа). В отличие от критического реализма, натурализм уделяет большее внимание биологической стороне жизни человека и – шире – социума. Мотивация поведения и особенности жизни героев выводятся в натурализме из их расовой принадлежности, физиологии и наследственности, часто отмеченной патологией.

Наряду с естественнонаучными открытиями и различными теориями эволюции (О. Конт, Ч. Дарвин, Э. Ренан), натурализм опирается на новую концепцию истории культуры, предложенную Ипполитом Тэном. В «Предисловии» к «Истории английской литературы» Тэн изображает историю литературы как продукт творчества индивидуумов, действовавших сообразно особенностям своего склада ума. Данные особенности определяются тремя факторами: «раса» - антропологическая наследственность личности; «среда» - физические и социальные условия окружающего мира; «момент» - конкретная историческая форма, в которой реализуются воздействия расы и среды.

Господство позитивно-эмпирической системы ценностей, вера в научно-технический прогресс во второй половине XIX в. не остаются абсолютными; соответственно, натурализм также не является единственным литературным течением. Парадоксальное противоречие между установкой на объективность и ограниченностью доступных художественных форм выражения приводит к поиску личного, авторского языка, который выходит за рамки реализма. Символизм, декаданс, неоромантизм становятся своеобразной реакцией на «болезнь прогресса» и выражают кризис позитивистского познания, ставший особенно актуальным на рубеже веков.

Наряду с работами О. Конта, Г. Спенсера и Ч. Дарвина, развивавших позитивную линию философии, вторая половина XIX в. отмечена появлением философских взглядов, ориентированных на радикальную переоценку европейских ценностей. Миф о «конце века» (fin de sieçle), означавшем упадок и даже смерть всей европейской культуры, получил обоснование в работах Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора. Тезис об апполоновском (порядок, формальная организация искусства) и дионисийском (стихия, ночная, неконтролируемая сторона творчества) началах в философии Ницше соотносится с понятием сознательного и бессознательного; дисбаланс этих начал в современном искусстве делает его лишенным жизни и обреченным на упадок. Ницшеанская модель сверхчеловека, своей волей уничтожающего все враждебное в жизни, - своеобразный ответ на неизбежное обезличивание героя, вытекающее из увлечения классификацией и типизацией в культуре, ориентированной на реалистическое мировоззрение.

Волюнтаристская философия А. Шопенгауэра представляет романтически-мистическое толкование натурализма. Идея Мировой Воли как силы, лишенной цели и смысла, превращает исторические события в поток случайностей, вызванных механическим взаимодействием частных факторов, и усугубляет «ожидание гибели», господствовавшее в культуре на рубеже XIX-XX вв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.197.164 (0.009 с.)