Основы бюджетного процесса в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы бюджетного процесса в Республике Беларусь



Бюджетное устройство и бюджетная система РБ.

Бюджетное уст-во – это орг-ия бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система-это совокупность республ. и местных бюджетов.

Бюджетное устройство определяется гос-ым устр-ом, а также гос. политикой. Различают 2 вида гос. и бюджетных устройств: унитарное; федеральное.

Вунитарных гос-ах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты.

В федеральныхгос-ах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные.

РБ является унитарным гос-ом и имеет 2-уровневую бюджетную систему. Структура бюджетной системы закреплена Конституцией РБ.

Республиканский бюджет является основным фин-ым планом формир. и расх-ия ден-ых ср-в для обесп. фун-й республиканских органов гос. власти и упр-ия.

Местные бюджеты представляют собой финансовые планы формирования и использования ден-ых ср-в местного упр-ия и самоуправления.

Совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей админ.-терр-ой ед. составляет консолидированный бюджет. Конс-ый бюджет предст. собой свод бюджетов на соответст. терр-ии без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Бюджет РБ состоит из Респ-го б-та, Бюджетов областей, и бюджета г. Минска.

Бюджет областей состоит из бюджета районов, бюджета городов областного подчинения, и областных бюджетовБюджеты районов состоят из районных бюджетов, бюджета городов районного подчинения, и Бюджетов сельсоветов, поселков городского типа

Бюджетная система РБ основывается на принципах:

- единства -обеспечивается ед. правовой базой, ед. ден-ой системой, ед. регулир. бюджетных отношений, ед. бюджетной классиф. РБ.

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, определенные зак-ом, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;

- сбалансированности бюджетов -объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- гласности -открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной фин. год, решений местных Советов депутатов о бюджете;

- самостоятельности бюджетов -наличие у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансир. дефицита бюджета;

- эффект. использ. бюджетных средств- при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием min объема бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов- все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

- достоверности бюджетов- формируются на основе обоснованных прогнозных макроэконом. показателей соц.-эконом. развития РБ;

- адресности и целевого назначения бюджетных средств -бюджетные ср-ва выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных ср-тв с направлением их на финансирование конкретных целей.

- ответственности участников бюджетного процесса -каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействия) на каждой стадии бюджетного процесса.

Основы бюджетного процесса в Республике Беларусь

Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией РБ, актами Президента РБ, Бюджетным кодексом РБ и др. нормат. актами дея-ть гос. органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент, Правительство и Парламент, местные исполнительные и распорядительные органы, органы гос. фин. контроля, органы ден.-кр-го регули., гос. внебюджетные фонды, глав. распорядители бюджетных средств.

Составление бюджета на очередной финансовый год производится на основе:

- отчетных данных об исполнении бюджета за пред. год и за определенный период текущего года;

- прогнозных оценок доходов;

- параметров прогноза социально-экономического развития РБ;

- гос. и региональных программ.

Параметры прогноза соц.-эконом. развития РБ, а также основ. направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатываются Мин-ом экономики, Минфином и НБ РБ, кот. затем представляются на рассмотрение Правительства, а после этого – на рассмотрение Президента.

На основании этих прогнозных показателей Минфином и местными фин-ми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется: республиканского - Минфином; местных - местными финансовыми органами.

Проекты местных бюджетов и предложения по их сбалансированию вносятся на рассмотрение местных исполнительных и распорядительных органов.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

При необходимости внесения измен. и доп-ий в акты зак-ва РБ, регул. порядок налогообложения, Президент РБ вносит в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов.

Проект закона о бюджете на очередной финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь по представлению Президента Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов.

Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о бюджете.

Содержание респуб-го бюджета и его место в бюдж-ой системе РБ.

Респуб-ий бюджет является основным фин-ым планом формир-ия и расход-ия ден-ых ср-в для обеспечения функций респуб-их органов гос-ой власти и упр-ия.

Доходы респуб-го бюджета форм-ся за счет налогов, др обяз-ых платежей, а также иных поступлений, опред-ых законом о бюджете на очередной фин-ый год.

В доходы респуб-го бюджета также включаются:

· доходы гос-ых целевых бюд-ых фондов;

· доходы свободных экон-их зон;

· трансферты, получаемые от других гос-в в соотв-ии с заключенными договорами.

В рес-ий бюджет зачисляются следующие налоговые доходы:

- налог на прибыль;

- налог на доходы, в т.ч. от осуществления лотерейной деят-ти по респ-им и междун-ым лотереям, от проведения элект-ых интерактивных игр;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- сбор за проезд автом-ых трансп-ых ср-в иностранных гос-в по автом-ым дорогам общего пользования РБ;

- патентные пошлины;

- эколог-ий налог;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- оффшорный сбор;

- государственная пошлина;

- консульские сборы;

- гербовый сбор.

Неналоговые доходы респуб-го бюджета включают в себя:

- доходы от размещения ден-ых ср-в респуб-го бюджета;

- дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в респуб-ой собственности;

- ср-ва, полученные от проведения аукционов на право заключения дог-ов аренды земельных участков для строит-ва автозаправ-ых станций;

- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в респуб-ой собст-ти;

- админ-ые платежи

- доходы от реал-ии имущества, имущ-ых прав на объекты интелле-ой собственности, находящиеся в респуб-ой собст-ти;

- доходы от имущества, конфиск-ого и иным способом обращ-го в доход гос-ва;

- удержания из заработной платы осужденных;

- штрафы, подлежащие уплате в респуб-ий бюджет и др..

Из респуб-го бюджета фин-ся:

· расходы на гос-ые инвест-ые программы и проекты.

· природоохранные мероприятия, осущ-ые в соответствии с общегос-ми програ-ми;

· мероприятия по ликв-ии последствий катастрофы на ЧАЭС;

· общегос-ые программы по социальной защите населения и другие общегос-ые целевые программы;

· затраты, связанные сВЭД;

· гос-ые учр-ия и орг-ии образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоох-ия, физ культуры, соц обеспечения;

· затраты на пополнение гос-ых запасов и резервов;

· расходы на содержание респуб-их гос-ых органов, в том числе судов, правоохр-ых органов, органов гос-ой безопасности;

· нац-ая оборона, пограничные войска, таможенные органы;

· погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам;

· расходы за счет резервных фондов;

· выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, бюджетам областей и города Минска;

· другие расходы, предусматриваемые в респ-ом бюджете на соотв-ий фин-ый год.

 

Местные бюджеты (МБ), их содерж-ие и назнач-ие

МБ представляют собой фин-ый план формир-ия и использ-ия ден-ых ср-в местного управ-ия и самоуправления.

К МБ относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

МБ обеспечивают фин-ие экон-их, соц-ых, культурных и других мероприятий, проводимых на соотв-ей территории.

К собственным источникам доходов местных бюдж-ов относятся:

· источники доходов, закреп-ые законод-ом РБ за бюджетом каждого уровня;

· дополн-ые источники доходов, устанав-ые самост-но местными Сов-ми депутатов в соответствии с законодательством РБ.

В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, ср-ва фонда фин-ой поддержки админ-но-террит-ых образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.

В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:

налоги, сборы (пошлины):

-подоходный налог с физических лиц;

-налог на доходы от осуществления лотерейной деят-ти по местным лотереям;

-налог на недвижимость;

-земельный налог;

-налог за использование природных ресурсов (экологический налог) -налог при упрощенной системе налогообложения;

-акцизы по вину, напиткам слабоалк-ым и винным -единый налог с ИП и иных физ лиц;

-единый налог для произ-ей сельхоз продукции;

-налог на игорный бизнес;

неналоговые доходы:

-за пользование банками ден-ми ср-ми местных бюджетов;

-по бюджетным займам, предост-м за счет средств местных бюджетов;

-средства, полученные от реализации бесхозяйного имущества;

-арендная плата от сдачи находящегося в коммунальной собственности имущества

-от реал-ии коммунального имущества, в том числе от продажи гражданам РБ земельных участков, находящихся в гос-ой собст-ти;

-штрафы.

Если собственная доходная база соответ-их местных бюджетов недостаточна для финан-ия заплан-ых расходов, предусм-ся отчисления от респуб-их налогов и других обяз-ых платежей.Состав и размеры части респуб-их налогов и других обяз-ых платежей (регулирующих доходов ), зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, уст-ся ежегодно в законе о бюджете РБ на очередной фин-ый год.

Распределение части респуб-их налогов м/у областным бюд-ом и бюдж-ми районов и городов областного подчинения осущ-ся по нормативам, утвержд-ым областными Советами депутатов.

Распределение части респуб-их налогов м/у районными бюд-ми, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осущ-ся по нормативам, утверждаемым районными Советами депутатов.

Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового террит-го вправе вводить на терр-ии соответ-их админ-но-террит-ых единиц след-ие местные налоги и сборы, являющиеся собственными источниками соотв-их местных бюджетов:

- сбор с заготовителей ((осущ-ие промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельхоз продукции в целях их промыш-ой переработки или реализации));

- курортный сбор;

-налог на владение собаками

Расходы местных бюджетов определяются программами соц-экон-го развития РБ и соотв-ей админ-террит-ой единицы и осущест-ся по направлениям и в размерах, установленных законод-ом РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной фин-ый год.

За счет местных бюджетов осущ-ся сл-ие осн-ые расходы:

- обеспечение функц-ия органов местного упр-ия и самоуправ-ия;

- обслуживание долга органов местного упр-ия и самоуправ-ия;

- программы и мероприятия в сфере деят-ти органов внутренних дел;

- обеспечение функц-ия органов и подразделений по чрезвыч-ым ситуациям;

- программы и меропр-ия по развитию и поддержке предприним-ва;

- расходы на нац-ую эк-ку (сельхоз, рыбохозя-ая деят-ть, промыш-ть, строит-во и архитектура, транспорт, дорожное хоз-во, топливо и энергетика и др.);

- охрана окружающей среды;

- жилищно-комм-ые услуги и жилищное строит-во;

- расходы на здравоохр-ие, физ культуру, спорт, культуру и СМИ;

- расходы на образ-ие и соц политику и др.

-

Содержание и роль гос-ых расходов

Расходы гос-го бюджета – процесс выделения и использования фин-ых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

Специфика обществ-ого назначения бюджетных расходов заключается в обеспечении фин-ия гос-ой деят-ти: экон-ой, управл-ой, соц-ой,

и других функций гос-ва.

Структура расходов бюджета, их содержание форм-ся под воздействием множества факторов, основными из которых являются:

· уровень развития произв-ых сил;

· уровень развития произв-ых отношений;

· экон-ая и социальная ситуации;

· фин-ая политика гос-ва;

· выбранные приоритеты развития общества;

· методы реализации намеченных задач.

Главное назначение расходов бюджета – обеспечить выполнение гос-ом его внешних и внутренних функций.

Расходы бюджетов определяются программами соц-экон-го развития РБ и соотв-ей админ-терр-ой единицы и осущ-ся по направлениям и в размерах, установленных закон-ом РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной фин-ый (бюдж-ый) год.

В бюджете на очередной фин-ый год в соотв-ии с принятыми ранее обяз-ми предусм-ся в полном объеме ассигнования на выплату процентов по внутреннему и внешнему гос-му долгу, погашение имеющейся в респуб-ом бюджете на данный год зад-ти по гос-му долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

В составе респуб-го и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, ср-ва кот используются по целевому назначению на осуществление соц, эколог-их и других программ,и др..

Основным видом осущ-ия бюджетных расходов остается бюджетное финанс-ие.

Средства, полученные из бюджета расходуются строго по целевому назначению и в соответствии с законодательством РБ.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в означает, что ср-ва бюджета выделяются в распоряжение конкретных получателей бюдж-ых ср-в и являются целевыми, то есть выделяются с обозначением необход-ти достижения за счет их использ-ия конкретных целей.

Принцип эффект-ти и экономности использования бюдж-ых ср-в означает, что при состав-ии и исполнении бюджета уполном-ые на то органы, прямые получатели бюджетных средств исходят из необходимости достижения заданных результатов с использ-ем наименьшего объема ср-в или достижения наилучшего результата с использ-ем определенного бюджетом объема ср-в.

Расходы бюдж-ов в зависимости от их эконо-го содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов на текущие и капитальные устанавливается экон-ой (предметной) классиф-ей расходов. Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспеч-их текущее финан-ие органов гос-ой власти, местного самоупр-ия, бюджетных учреж-ий, оказание гос-ой поддержки др бюджетам и отдельным отраслям экон-ки. Капит-ые расходы – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизв-ом, при осущест-ии которых создается или увеличивается гос-ое и муниципальное имущество

Классиф-ия расходов бюджета по общест-му назначению.

1. Экономичес-кие расходы (Испол-ся с целью гос-го регул-ия экон-ки и направлены в сферу мат-го произв-ва)

2. Расходы на соц нужды (Обесп-ют в первую очередь фин-ие непроизв-ой сферы (образование, здравоохр-ие, культуру, искусство), соц учреждений и программ, выделение соц помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения)

3. Расходы на управ-ие (Обес-ют основную функцию гос-ва – управление – и предусматривают обеспечение содержания органов гос-го и местного управ-ия, правопорядка, судебной власти)

4. Расходы на ВЭД (Пред-ют осущ-ие мероп-ий и фин-ие программ по межгос-му сотрудн-ву)

5. Расходы на создание госзапасов и госрезервов (Предусм-ся на случай непредвиденных обстоятельств, стих-ых бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов госбюджета)

ФСЗН

ФСЗН создан в целях соверш-ия системы финансир. расходов на пенсион.и соц. страх. Плательщики отчисл. в ФСЗН: работодат., работающ. граждане, физ. лица, самостоят.уплач.обязат. страх.взносы. Объектом для начислен.обязат. страх. взносов в Фонд явл.: для работод. и работающ. граждан - все виды выплат в денеж. и натур. выражении, начислен. в пользу работников независимо от источников финансир., включ.вознагражд. по граждан.-правовым договорам, кроме предусмотр. перечнем видов выплат, на котор. не начисл.обязат.страх. взносы в Фонд, утвержден. Советом Министров;

для физ. лиц, самостоят.уплач.обязат. страх.взносы, а также членов крестьянских хозяйств – определ. ими доход. Размеры обязат. страх. взносов: 1) для работодат.:28%- пенс. страх.; 6%-соц. страх.; 2) для работодат. занятых произ-ом сельскохоз. продукц.: 24%-пенс. страх.; 6% -соц. страх.; 3) для коллегий адвокатов: 8% -пенс.страх; 2%-соц. страх; 4) для ИП и творч. работников: 29% -пенс. страх; 6%-соц. страх; для членов крестьянских хоз-в: 25%-пенс. страх; 6 %-соц. страх.; 5) для работающ. граждан: 1%-пенс.страх. Уплата страх. взносов производ. единым платежом не реже 2 раз в месяц, в дни выплаты зар. пл. Крестьянские хоз-ва и ИП– не позднее 15-го числа месяца, следующ. за месяцем, за котор.начисл.обязат. страх. взносы. Сред-ва фонда направл. на: 1) выплату пенсий; 2) выплаты пенсий гражданам, выехавшим на пост.место жит-ва за границу; 3) оказание мат. помощи нуждающим-ся пожилым и нетрудоспособ. гражданам; 4) финансир. выплат на санатор-курорт. лечение и оздоровлен.; 5) выплату пособий по госуд. соц. страх.(по времен. нетруд-ти, по беремен-ти и родам, в связи с рожден. ребенка, в связи с уходом за ребенком до достижен. им возраста 3 лет, на погребение).

Бюджетное устройство и бюджетная система РБ.

Бюджетное уст-во – это орг-ия бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система-это совокупность республ. и местных бюджетов.

Бюджетное устройство определяется гос-ым устр-ом, а также гос. политикой. Различают 2 вида гос. и бюджетных устройств: унитарное; федеральное.

Вунитарных гос-ах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты.

В федеральныхгос-ах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные.

РБ является унитарным гос-ом и имеет 2-уровневую бюджетную систему. Структура бюджетной системы закреплена Конституцией РБ.

Республиканский бюджет является основным фин-ым планом формир. и расх-ия ден-ых ср-в для обесп. фун-й республиканских органов гос. власти и упр-ия.

Местные бюджеты представляют собой финансовые планы формирования и использования ден-ых ср-в местного упр-ия и самоуправления.

Совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей админ.-терр-ой ед. составляет консолидированный бюджет. Конс-ый бюджет предст. собой свод бюджетов на соответст. терр-ии без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Бюджет РБ состоит из Респ-го б-та, Бюджетов областей, и бюджета г. Минска.

Бюджет областей состоит из бюджета районов, бюджета городов областного подчинения, и областных бюджетовБюджеты районов состоят из районных бюджетов, бюджета городов районного подчинения, и Бюджетов сельсоветов, поселков городского типа

Бюджетная система РБ основывается на принципах:

- единства -обеспечивается ед. правовой базой, ед. ден-ой системой, ед. регулир. бюджетных отношений, ед. бюджетной классиф. РБ.

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, определенные зак-ом, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;

- сбалансированности бюджетов -объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- гласности -открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной фин. год, решений местных Советов депутатов о бюджете;

- самостоятельности бюджетов -наличие у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансир. дефицита бюджета;

- эффект. использ. бюджетных средств- при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием min объема бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов- все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

- достоверности бюджетов- формируются на основе обоснованных прогнозных макроэконом. показателей соц.-эконом. развития РБ;

- адресности и целевого назначения бюджетных средств -бюджетные ср-ва выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных ср-тв с направлением их на финансирование конкретных целей.

- ответственности участников бюджетного процесса -каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействия) на каждой стадии бюджетного процесса.

Основы бюджетного процесса в Республике Беларусь

Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией РБ, актами Президента РБ, Бюджетным кодексом РБ и др. нормат. актами дея-ть гос. органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент, Правительство и Парламент, местные исполнительные и распорядительные органы, органы гос. фин. контроля, органы ден.-кр-го регули., гос. внебюджетные фонды, глав. распорядители бюджетных средств.

Составление бюджета на очередной финансовый год производится на основе:

- отчетных данных об исполнении бюджета за пред. год и за определенный период текущего года;

- прогнозных оценок доходов;

- параметров прогноза социально-экономического развития РБ;

- гос. и региональных программ.

Параметры прогноза соц.-эконом. развития РБ, а также основ. направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатываются Мин-ом экономики, Минфином и НБ РБ, кот. затем представляются на рассмотрение Правительства, а после этого – на рассмотрение Президента.

На основании этих прогнозных показателей Минфином и местными фин-ми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется: республиканского - Минфином; местных - местными финансовыми органами.

Проекты местных бюджетов и предложения по их сбалансированию вносятся на рассмотрение местных исполнительных и распорядительных органов.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

При необходимости внесения измен. и доп-ий в акты зак-ва РБ, регул. порядок налогообложения, Президент РБ вносит в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов.

Проект закона о бюджете на очередной финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь по представлению Президента Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов.

Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о бюджете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.156.179 (0.072 с.)