Менеджмент как наука и практика управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент как наука и практика управления.



Сущность менеджмента.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально-осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

1. ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей.

2. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений.

4. конечный результат выявляется на рынке в процессе обмена

5. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Он американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, или работать по найму на должности менеджера. Хозяйственная деятельность в определении менеджмента понимается как деятельность фирмы:

1. в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;

2. в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли.

Менеджмент относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

 

Содержание понятия «менеджмент».

Содержание понятия "менеджмент" - наука и практика мышления, организация управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:1. подход к управлению как к процессу; 2. системный подход; 3. ситуационный подход. Концепция научного управления получила развитие в США в начале XXв. Основоположник - Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной области исследования. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работы по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы. Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельностью без учета влияния внешней среды. Согласно А. Файолю (классической теории управления), "управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, контроль. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Исследования А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении своим трудом и отношениями в коллективе. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм – основополагающая тенденция развития зарубежной теории управления. Концепция адаптации - в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы - это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды. Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы: необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

 

Менеджмент как наука и практика управления.

Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Менеджмент как организация (орган) управления. Под организацией понимается структура (состав), в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Под органом управления понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени. Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная фирма обычно имеет в своем аппарате три уровня, каждый из которых в названии на английском языке содержит слово "менеджмент": Top management - высшее звено управления, высшее руководство. Middle management - среднее звено управления. Lower management - низовое звено управления. Менеджмент как организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Менеджмент как система управления, в которой фирма или ее подразделение выступают как управляемый объект. При изучении фирм как объектов управления первостепенное значение имеют взаимные связи между более мелкими объектами (подразделениями), из которых они состоят. Совокупность объектов, рассматриваемых как единое целое, называют системой, она должна располагать матер, фин, труд и др рес-ми, обеспеч реализацию управленческих воздействий. Менеджмент как управление любой организацией: государственным учреждением, в армии, в церкви, в непредпринимательских корпорациях, т. е. независимо от целей их деятельности.

 

Цели и задачи менеджмента.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска. В задачу менеджмента входит: 1. обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; 2. стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; 3. постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; 4. постоянный поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также определение конкретных целей развития фирмы; выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения; выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; установление контроля над выполнением поставленных задач. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

 

Менеджер и его функции.

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами. Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности. К менеджеру предъявляются требования: наличие общих знаний в области управления предприятием; компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности; владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер гос регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции. Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы. Каждый менеджер и прежде всего руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

 

7. Суть и содержание понятия «предпринимательство, бизнес, предпринимательская структура».

Предпринимательство (entrepreneurship) (предпринимательская деятельность) - это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физ и юр лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предприним дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически-обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имуществ отв-ть за результаты своей деят-ти и подчиняющимися правовым нормам (законодательству) страны регистрации. Предпр-во как самостоятельная деят-ть предполагает свободу и самост-ть субъектов этой деят-ти в различных направлениях: выбор вида и сферы предприним деят-ти; выбор направлений и методов деятельности; принятие хозяйственных решений и выбор средств их реализации; формирование производственных программ, выбор источников финансир-ия, поставщиков продукции и услуг, источников получения трудовых ресурсов; выбор каналов и методов сбыта; установление систем и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму. Предпр-во как хоз деят-ть предполагает организацию и управление хоз процессом независимо от вида и сферы деят-ти фирмы или индивид предприним-тва. Физ лица - это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами, по которым они наделяются правоспособностью и дееспособностью: способностью к совершению юридических актов. Юр лицо - это носитель имущественных прав и обязанностей. Оно выступает в хозяйственном обороте от своего имени; существует независимо от лиц, входящих в его состав; несет самостоят имуществ отв-ть по обязательствам, в которые оно вступает. Индивидуальная предпринимательская деятельность получила широкое распространение в современных условиях. Обычно индивидуальный предприниматель имеет гораздо больше свободы действий, чем менеджер в крупной фирме, особенно в выборе направлений и сферы деятельности. Бизнес (business) - это дело, деловая активность, направленные на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности. Бизнес делается ради получения дохода (прибыли) от результатов деятельности в самых различных сферах - производстве и торговле товарами и услугами, банковском деле и страховом деле, при проведении транспортных, арендных и многих других операций как видов деятельности. Субъектами в бизнесе могут выступать свободные в своих действиях на рынке единоличные собственники капитала - физ лица, а также собственники и совладельцы капитала фирм, выступающих как юридические лица. В качестве субъектов в бизнесе могут выступать и заемщики капитала, получившие займы или кредиты в банке для ведения хозяйственной деятельности. Субъект в бизнесе именуется бизнесменом (businessman) или коммерсантом. Под предпринимательской структурой понимается состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся только те организационно-хозяйственные единицы, целью деятельности которых является получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата деятельности. Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица. Для обозначения фирмы в менеджменте часто используется термин "организация". Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.

 

8. Классификация фирм по виду и характеру деятельности.

По хар-ру хоз деят-ти: промышленные, торговые, транспортные, страховые, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, туристские, арендные и др.

Промышленные фирмы в основе своей деят-ти имеют пр-во товаров (обычно к промышленным фирмам относятся те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции). Особо выделяются по размерам и масштабам деятельности транснациональные корпорации (ТНК). Они занимают господствующее положение в пр-ве и коммерч экспорте, в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг. Экспорт у крупнейших промышленных фирм все более замещается производством на заграничных предприятиях и входит в понятие "заграничные операции": экспорт из страны, где находится материнская компания, продажа продукции, производимой принадлежащими ей заграничными предприятиями. Диверсификация осущ в целях расширения круга выпускаемой разнородной продукции, что обеспечивает хоз устойчивость фирмы. Торговые фирмы занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции. Торг фирмы бывают узкоспециализированными и торгующими широкой номенклатурой изделий. Среди торговых фирм особо выделяются крупные монополистические объединения, занимающие господствующее положение на мировом рынке отдельных товаров или во внешнеторговом обороте отдельных стран. Транспортные фирмы осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров. Обычно транспортные компании специализируются на отдельных видах перевозок, выделяют судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные. Страховые фирмы, осуществляющие страхование грузов при международных морских, авиационных, автомобильных и др перевозках, играют существенную роль на мировом рынке. Подавляющая часть страховых операций сосредоточена в руках страховых компаний-гигантов, на их долю приходится >60% объема страховых операций. Транспортно - экспедиторские фирмы специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.

 

Образование и принадлежность капитала фирмы.

Образование капитала делится на доли участия - паи, которые распространяются между учредителями без применения публичной подписки и должны быть обязательно именными. Об уплате пая участнику паевого капитала выдается письменное паевое свидетельство, которое не является ценной бумагой. Объем предоставляемых прав зависит не от числа паев, а от размера пая. Выплата дивидендов возможна лишь в том случае, если имущество общества превышает размер основного капитала. ООО признается юр лицом, несущим исключительную имуществ ответственность по своим обязательствам в размерах уставного капитала, макс размер кот не устанавливается. Участник общества - пайщик несет ответственность по обязательствам общ-ва только в размере своего пая. Капитал общ-ва может состоять из уставного капитала и заемного капитала. Вкладом участника могут быть денежные и материальные ценности, а также интеллектуальный ресурс работника. Акционерная форма собственности предполагает образование акционерного капитала путем выпуска акций, которые являются документом. Акции дают право на получение части прибылей фирмы в виде дивиденда, а также право голоса на общем собрании акционеров. Право на дивиденды возникает лишь при наличии прибыли и решения совета директоров или общего собрания акционеров. Размер дивиденда зависит от размера полученной фирмой прибыли. Именные акции предполагают, что владельцем акции является обладатель документа, фамилия и наименование которого указаны в акции и занесены в реестр фирмы. Уступка прав по именной акции совершается посредством передаточной надписи на ней, передачи ее новому владельцу и занесения последнего в реестр фирмы. Акции на предъявителя предполагают, что их владельцы нигде не регистрируются. Такие акции могут быть проданы путем прямой передачи от продавца к покупателю, причем фирма обычно не знает владельцев этих акций. Обычные (простые) акции, или акции первого выпуска, обладают правом голоса, но не дают гарантии на получение дивидендов. Привилегированные акции. В качестве привилегии предоставляется право на получение дивидендов в форме определенного процента к номинальной цене акции независимо от размера полученной прибыли, а в случае ликвидации общества - преимущественное право на получение номинальной цены акции и первоочередное право на выплату денежных сумм. Привилегированные акции не обладают правом голоса. Акции без номинальной стоимости - при ликвидации фирмы они гарантируют акционерам возврат лишь определенной части финансовых средств фирмы. Уставный капитал (основной, номинальный) представляет собой ту денежную сумму вкладов, которая вносится акционерами с целью долевого участия в нем или в качестве вознаграждения за приобретение членства в акционерном обществе. Размер уставного капитала определяют учредители. Акционерная форма собственности имеет возможность стимулировать предпринимательскую и трудовую активность работников, как управляющих, так и рабочих. Через акционерную форму значительно облегчается процесс перелива капитала, который стимулирует быстрые структурные сдвиги в отраслях экономики, что содействует созданию и освоению новых видов продукции, внедрению новых технологий, повышению конкурентоспособности продукции и фирм.

 

Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений.

Управленческое решение - результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений включает: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);выбор и формулирование оптимального решения. На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации: поиск, сбор и обработку информации выявляются и формулируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль над ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата. Методы принятия решений: метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний; метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами; метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации. Процесс принятия решений предусматривает использование факторов: 1. использование иерархии в принятии решений – менеджеры делегируют свои полномочия ближе к тому уровню, на котором имеется больше информации. 2. Использование целевых меж функциональных групп в принятии решений - создаются на временной основе. Их члены выбираются из разных подразделений и уровней управления. Целевые группы занимаются созданием новой продукции. 3. Использование формальных правил и процедур в принятии решений – эффективный путь координации действий. 4. Использование планов в принятии решений. В ходе составления планов сочетаются интересы и цели между разными уровнями управления. 5. Использование горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству ведет к принятию решений в более короткие сроки, повышение ответственности за принятие решений. В США менеджмент – ориентация на будущее. Следует планирование на перспективу, прогнозирование, маркетинг.

 

Требования к технологии менеджмента.

1. Формулир-е проблем, разработка и выбор реш-я должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии упр-я, где для этого имеется соотв инфо;

2. инфо должна поступать от всех подразделений ф-ы, находящ на разн уровнях упр-я;

3. выбор и принятие реш-ия должны отражать интересы и возм-ти тех уровней упр-я, на кот будет возложено выполн-ие реш-я или кот заинтересованы в его реализации;

4. должна строго соблюдатьяс соподчиненность отношений в иерархии упр-я, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

Принятие решений подразумевает использование: иерархии, целевых межфункц групп, формальных правил и процедур, планов и горизонтальных связей.

Использование иерархии в принятии решений используется большинством фирм в целях координации деятельности и увеличению централизации в управлении.

Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений - создаются на временной основе чаще всего занимаются разработкой новой продукции, в нее входят члены различных подразделений и уровней управления.

Использование формальных правил и процедур в принятии решений - эффективный путь координации действий. Однако инновационные процессы замедлены из-за большого количества строгих инструкций и правил.

Использование планов в принятии решений - важный вид управленческой деятельности. Позволяет сильно облегчить контроль и лучше следить за выполнением поставленных задач.

Использование горизонтальных(прямых) связей в принятии решений без обращения к высшему руководству позволяет существенно сократить сроки принятия решений, но и повышает ответственность за эти решения.

 

Содержание централизованной и децентрализованной форм управления.

Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткую регламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности. Используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок. Высшее руководство фирмы обычно состоит из президента-компании, одновременно и ее управляющим, и двух вице-президентов. Правовая защита интересов компании, ведение бухгалтерии, обычно поручаются специализированным фирмам. Централизованное управление крупной фирмой, выпускающей один или несколько видов продукции, более сложно. Президент осуществляет только общее руководство компанией, а вице-президенты руководят определенными секторами деятельности с помощью соответствующих управляющих. Организационная форма управления фирмой считается централизованной, когда: функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные; имеется значительное число функциональных служб; исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании. Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, наделенных широкими полномочиями в сфере производства и сбыта и несущих ответственность за получение прибылей. Функции высшей администрацией: контроль над оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании. Каждое производственное отделение самостоятельно финансирует свою деятельность. Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями. Переход к децентрализованной форме управления осуществляется прежде всего крупными диверсифицированными фирмами, со многими производственными предприятиями, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки А. Файоль писал, что «централизация - не есть сама по себе ни хорошая, ни дурная система администрирования».

 

31. Сочетание централизации и децентрализации в управлении крупными промышленными фирмами.

Характерная черта организации управления ТНК это сочетание централизации и децентрализации, когда полномочия по вопросам стратегического порядка закрепляются за высшим звеном управления материнской компании, а оперативные вопросы, - за низовыми звеньями управления. Децентрализация предполагает создание внутри материнской компании автономных производственных отделений, пользующихся хозяйственной самостоятельностью. В функции высшей администрации материнской компании входят контроль над оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений. Подчинение осуществляется путем усиления оперативного контроля над деятельностью производственных отделений, объединения их в производственно-хозяйственные группы. Высокоцентрализованными стали планирование, техническая политика и политика инвестиций, организация научно-исследовательских работ. Большое значение имеет использование системного анализа, программирование и моделирование, экономико-математические методы, теория операций и теория игр. В ТНК происходят объединение и слияние различных производственных процессов в единый технологический процесс, усиливается тенденция к дальнейшему раздроблению, разъединению процессов производства на отдельные. Централизация управления это важнейший рычаг воздействия на это производство. К функциям централизованного управления относятся: планирование, контроль, финансовая и техническая политика, материально-техническое обеспечение. К функциям децентрализованного управления относятся функция маркетинга, обслуживание покупателей, разработку и внедрение новой технологии, материально-техническое снабжение, решение кадровых вопросов. Рост масштабов и сложности производства ведет к децентрализации управления. Непрерывные изменения в условиях производства, ориентация производства на определенный рынок и потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении маркетинга, планирования и прогнозирования, осуществления жестких контроля и координации деятельности всех подразделений, т.е. централизация.

 

Планирование деятельности производственного отделения.

В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное планирование. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных (5 лет) планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной корректировке. Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (до 1 года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс. Текущее планирование позволяет точнее определить направление инновационной деятельности, ориентированной на оптимизацию производства и внедрение новой конкурентоспособной продукции. В производственном отделении разрабатываются отдельно план производства, реализации, капиталовложений, финансовый. Планирование тесно увязывает все звенья производственного процесса. У каждой компании имеются свои специфические особенности планирования. В компаниях США производственные планы предусматривают внутрикорпорационные поставки компонентов, закупки у специализированных поставщиков. В японских автомобильных компаниях, планирование является всеобъемлющим. Планирование в промышленных фирмах нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек производства, но и на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.

 

40. Суть и содержание функции организации.

Заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями фирмы. Реализуется через административно-организационное управление и оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы. Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с запланированными. Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков. Организационная структура направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешний рынок); масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

 

Внутрифирменный расчет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 6037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.03 с.)