Реформа центральных органов государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформа центральных органов государственного управления



В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управле­ния - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России дей­ствовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль; И. Висковатый - Посольский приказ, регули­ровавший отношения с зарубежными страна­ми; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворян­ского ополчения; Разбойный -за охрану пра­вопорядка. Каждый приказ возглавлял знатный боя­рин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.

Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвер­дил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил пла­ту за «пожилое».

Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогооб­ложения, что также было закреплено юриди­чески в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взима­ния налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения со­ха могла составлять от 400 до 600 га земли.

Реформа системы местного управления.

В 1556 г. была отменена система кормле­ний. Служилые люди стали получать вознаг­раждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, изби­равшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избира­лись черно-тягловыми крестьянами и горожа­нами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (сек­ретари). Эта реформа обеспечила приток дополни­тельных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.

Военная реформа.

В 1550 г. из пищальников в Москве было со­здано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану ца­ря обеспечивал специальный отряд в 3000 че­ловек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско дели­лось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в бое­вых действиях, в мирное время заниматься во­енной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощ­ной боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе» - первый военный устав, по которо­му устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по про­исхождению; по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г. был составлен первый Устав по органи­зации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укре­пили вооруженные силы страны.

Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были приняты важные реше­ния, отразившие изменения в общественно-по­литической ситуации в Русском государстве:

• одобрены реформы Избранной Рады;

•проведена унификация святых, религиоз­ных обрядов, канонов;

• приняты меры по ограничению монастыр­ского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.

Итоги реформ:

Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:

Усилилась централизация государства и личная власть царя;

• Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;

• Выросла военная мощь страны;

• Произошло дальнейшее закрепощение рус­ского крестьянства;

 

 

10. Опричное управление: причины, сущность, последствия.

Цель опричнины как системы политических и экономических мер — установление в России режима личной власти царя.

Опричнина — это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок.

Причины опричнины

1. Невозможность реализовать полностью реформы, особенно военную, из-за нехватки земель для раздачи.

2. Политическая ревность царя к ближайшему окружению как помехе его единовластию.

3. Стремление ослабить влияние княжеско-боярской аристократии на государственную политику.

4. Неудачи во внешней политике. В 1564 году стала очевидна неизбежность войны и в Ливонии, и с Крымом.

Так как речь шла о войне православного государства с протестантским и мусульманским, то, возглагая ответственность на другое ведение войны на нерадивых бояр, царь получал возможность обвинять их в измене не только государю, но и всему православному христианству

Итоги опричнины очень печальны.

  • В государстве и общественном сознании утвердилось беззаконие и вседозволенность полубольного психа и самодура Ивана Грозного и его ближнего худородного окружения.
  • Внутренняя политика и гражданское право были заменены разбоями и насилием.
  • Экономика и производство оказались в полном упадке.
  • Ни одна из военных задач против Польши, Швеции, Литвы и Крыма не была решена.
  • Укрепление вертикали государственной власти оказалось призрачным. "Вертикаль" треснула и развалилась почти сразу после смерти Ивана Грозного в 1584 году.
  • Иван Грозный полностью удовлетворил свои садистские наклонности и пристрастия к зверствам и насилию над людьми. Получая патологическое удовольствие от страданий и мучений своих жертв, обожал принимать личное участие в пытках.
  • Власть и влияние родовой боярской аристократии были существенно подорваны
  • Учредился класс, заложивший основу будущего служилого дворянства
  • Усилилось и ужесточилось крепостное право

 

 

11. Распад российской государственности в период Смутного времени.

Причины:

1. Династически кризис – Прежде всего необходимо учесть ситуацию, сложившуюся с престолонаследием после смерти Ивана 4. В 1584 году началось царствование его слабоумного сына Федора. По существу власть принадлежала его шурину Борису Годунову. В 1591 г – при невыясненных обстоятельствах пропал младший сын Ивана Дмитрий. По официальной версии во время игры с ножом у него случился эпилептический припадок. Но в обществе пошли слухи о причастности к смерти мальчика Годунова, поскольку с его воцарением он бы потерял власть. Так, например историк Карамзин тоже разделял версию о причастности Годунова в смерти царевича. После смерти Федора Земский собор избрал царем Бориса Годунова. В массовом сознании возникло представление что беды связаны с тем что Годунов не является законным царем, потому что Борис был избран собором, но по крови не был Рюриковичем.

Экономическая обстановка. Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая — погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления державой. Народ бедствовал, а в это же время знать делила богатства и привилегии. Запасов зерна, припрятанных многими боярами, хватило бы всему населению на несколько лет. Доходило до людоедства, а спекулянты удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него.

2. В обострении социальных, сословных отношений. Фактически произошло закрепощение крестьян. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» — годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» — запрет). До сих пор не совсем ясно, вводились ли заповедные годы на территории всей Руси или в отдельных землях. Неясна также периодичность их введения. На 80-90-е годы XVI в. приходится составление писцовых книг. Все население к 1592 г. было включено в специальные книги, и появилась возможность установить, кому из феодалов принадлежали крестьяне. Тогда, по мнению ряда историков, и был издан специальный указ о запрещении крестьянских переходов, что означало установление крепостного права. В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска 5 лет),, должны были возвращаться прежнему владельцу. В 1607 г. по «Уложению» царя Василия Шуйского срок сыска беглых устанавливался в 15 лет. Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу. В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти господина. Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений. Обстановка в России накалилась.

Причиной смуты стало: распространие слуха, что официальное сообщение об обстоятельствах смерти Дмитрия ложно. Что настоящему Дмитрию удалось бежать. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия.

Итоги:

1. Россия обрела новую династию

2. Но положение в стране было тяжелым:

- хозяйственное разорение: опустевшие города и села

- увеличение количества бобылей – крестьян, имевших ничтожно маленькие наделы или вообще не владевших пахотной землей.

- разорение поместий служилых людей, в результате чего обедневшие дворяне ухолили в казаки, становились кабальными холопами у бояр, а именно на них держалась обороноспособность страны.

Таким образом, смута стала временем кризиса Российского государства, привела к тяжелым социально-экономическим и внешнеполитическим последствиям.

 

12. Восстановление российской государственности в XVII в. Укрепление самодержавия.

Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати (как заметил современник, «оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники»), тяжелые психологические по­следствия имел массовый террор со стороны всех соперничав­ших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлю­дела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстанов­ка. XVII в. — время усиления мобилизационного характера раз­вития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансо­вые трудности и злоупотребления администрации, стремитель­ное расширение территории (присоединение Украины, Восточ­ной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую кон­тинентальную империю мира, требовали концентрации нацио­нальных сил, привели к завершению установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский нацио­нальный рынок, в Россию активно проникают европейские куль­турные и цивилизационные достижения. Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для ут­верждения власти, обретения легитимности и прочности. Как уже говорилось, Смута представляла не просто угрозу независимос­ти, утраты территориальной целостности, но и потери православ­ной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило и только и могло проходить на основах, приближенных к канони­ческим представлениям о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной власти, автономно существую­щих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия. Первая половина XVII в. стала наиболее полной реализацией этих идей. В идеале «симфония властей» противостояла как кон­цепциям теократии (папацезаризм), так и абсолютной тирании, деспотии. Восстановление государственности на православных духов­но-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Фила­рет (1619—1633 гг.) — в миру Федор Никитич Романов — был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. С его возвращением из польского пле­на после Деулинского перемирия и избрания патриархом, соб­ственно, и начинается процесс возрождения России. Колеблющаяся, неустойчивая политика боярской Думы сме­няется твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользо­вались титулом «великий государь». Фактически власть сосредо­точилась в руках патриарха Филарета, который энергично исполь­зовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

13. Установление абсолютизма в России. Преобразования Петра I в сфере власти и управления.

Развитый абсолютизм – политическая форма государства, характеризующаяся неограниченной властью монарха, опирающейся на централизованную систему бюрократического управления, регулярную армию, единую систему налогов, подчиненную государственному аппарату церковь, постоянные органы суда, полиции, контроля. Разумеется, ни одного из перечисленных элементов абсолютизма в России XVIIв. не было.

В отличие от Западной Европы он оформлялся на базе феодальной системы и имел многие особенности:

1. падала роль Земских Соборов (с 20-х годов), 1653г. – последний;

2. падение значения Боярской Думы, выделение из нее более узких и работоспособных органов;

3. усиливалось влияние приказной системы (стержень госаппарата). Складывалась стихийно и хаотично. Осложнялась постоянным ростом территорий и недостатком финансирования;

4. формировалась бюрократия:

1. Светская власть доказала свое верховенство над духовной (конфликт Алексея Михайловича и патриарха Никона);

2. Реформа вооруженных сил (рейтарские и драгунские полки регулярного строя вместо терявшего боеспособность дворянского ополчения и стрелецкого войска). Пожизненная профессиональная служба;

3. Создание Свода Законов (Соборное Уложение);

4. Усиление самодержавной власти царя;

Россия в начале XVII в. по форме правления была сословно-представительной монархией.

 

 

· Абсолютная монархия

Рубеж 15-16 веков в ряде европейских стран формируются национальные государства в виде абсолютных монархий

Предпосылки:

-развитие ремесла торговли городов

-поддержка горожан усилила королевскую власть.

 

· Сословно-представительная монархия

-Земские соборы, реформы. Отмена кормлений повысили эффективность управления и означали начало становления сословно-представительной монархии

 

· Монархи обретают полновластие.
-В России

Абсолютизм формируется при Петре 1...достигается

Высшая степень централизации

Создается резвлетвленный бюрократический аппарат

Постоянная армия и полиция.

Деятельность сословно-представительных органов фактически прекращается

Абсолютизм тип государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

 

· Монарх нуждается в поддержке сословий.



ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии России рассматриваемого времени прослеживаются две линии. Одна из них связана с укреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьего землевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянских привилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявлялась в зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связи с развитием крупной промышленности и началом формирования классов капиталистического общества — предпролетариата и буржуазии. Купеческий капитал начинает проникать в производство, бурно развивается промышленность. В первой четверти XVIII в. в России шла борьба двух этих тенденций. Победа оказалась на стороне крепостнических порядков, достаточно сильных, чтобы деформировать ростки нового капиталистического способа производства. И тем не менее можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших нашей стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.

 

 

14. Развитие государственного управления в эпоху Дворцовых переворотов (вторая четверть XVIII в.).

Итак, дворцовые перевороты – это смена монархов в результате какого-либо заговора или подобного действия. Отличительными особенностями являются: активное участие гвардии, то есть на чьей стороне в итоге оказывается военная мощь, тот обычно и побеждает, а также участие в переворотах узкого круга лиц. То есть агитация была максимально уменьшена. Что же касается причин, то их несколько. Основная - издание Петром Великим указа о престолонаследии. Его суть заключалась в том, что монарх, который правит, может сам без какого-либо давления со стороны обнародовать имя своего преемника. Эпоха дворцовых переворотов, краткое содержание которой можно найти в любом учебном пособии, берет свое начало именно с того момента, когда первый император умирает, не назвав имени следующего монарха. Это стало основополагающей составляющей всех остальных последующих событий.

Эпоха дворцовых переворотов: кратко о сменяющихся монархах Преемницей Петра Великого становится его жена - Екатерина. Она была не очень сильно озабочена государственными проблемами, именно для этого и создала специальный орган – Верховный тайный совет. Находилась у власти Екатерина недолго - всего два года. На смену ей пришел внук Петра Первого - Петр Второй. Борьба за его окружение велась нешуточная, и победили в ней князья Долгорукие. Но и это молодое создание умирает. Теперь наступает время Анны Иоанновны. На десять лет страна впадает в «бироновщину» – это период времени, когда фактически управляли государством немецкие фавориты императрицы. В самом начале она рьяно разорвала кондиции и распустила орган управления, созданный Екатериной Первой. После нее трон переходит в руки весьма сомнительных личностей, так называемой Брауншвейгской династии. Анна Леопольдовна являлась регентшей при малолетнем Иване, но не смогла задержаться там более чем на 9 месяцев. Как следствие – очередной переворот. И вот на престол восходит Елизавета Петровна. Гвардия обеспечила новой императрице громадную поддержку, и она на 20 лет прочно заняла престол: это время можно назвать расцветом русского общество во всех пониманиях. После нее власть получает Петр ІІІ, малохольный молодой человек, который был поклонником всего прусского. Не случайно именно к эпохе дворцовых переворотов относится тот, который был совершен в 1762 году, когда Россией стала править Екатерина Вторая. Вот кто действительно задержался там надолго и вывел страну на новый уровень своей просвещенной политикой.

Выводы:

Дворцовые перевороты и полицейская регламентация государственной системы сказались на изменениях структуры и функций как высших и центральных властных учреждений, так и местных. На вершине пирамиды органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица). В 20–60-е годы XVIII в. за ним следовали подчиненные высшие государственные учреждения: Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе – действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но, как уже отмечалось, в определенные периоды зависел от высших государственных учреждений. В системе местного государственного аппарата складывалась иерархия учреждений и занятых в них чиновников. Централизация системы государственного управления снизу доверху, формирование служилой аристократии преимущественно из среды дворян укрепляли самодержавную власть. Период после Петра I и до царствования Елизаветы Петровны в исторической литературе традиционно рассматривался в духе контрреформ, причем 1727–1730-е и 1730–1741 годы представлялись реакционными. Это аргументировалось тем, что ряд петровских законов был отменен или скорректирован, а внешняя политика не отвечала интересам России. Оценки послепетровского периода требуют уточнения. По ряду реформ прослеживается преемственность с петровским курсом. Отмена некоторых законов императора вполне объяснима, поскольку его преобразования носили радикальный характер и не опирались на сословный консенсус. К тому же результаты реформ стали проявляться в полной мере в 1725–1762 гг., и власть корректировала их в соответствии с требованиями времени. В целом преобразования эпохи дворцовых переворотов носили умеренный характер.

15. Государственное управление в эпоху «просвещенного абсолютизма» (вторая половина XVIII в.).

Государственное управление.

Екатерина II, развивая и дополняя государственно-правовые реформы Петра Великого,сначала с делала попытку улучшить государственное управление. Она предложила регламентировать процедуру выражения верховной власти. Императрица хотела сделать так, чтобы устные царские распоряжения не ломали установленную систему государственного управления. Например, распоряжения Сенату предполагалось передавать только через сенаторов, и эти устные распоряжения не могли отменить прежние решения императора, облеченные в письменную форму. Очевидно, это предлагалось с благой целью: исключить путаницу в управлении высшими органами власти со стороны монарха.

 

Указом Екатерины II от 15 декабря 1763 г. была проведена реформа Сената, высшего органа государственного управления. Как абсолютный монарх, она не могла мириться с возросшей ролью Сената в государственном управлении, который, по ее мнению, имел претензии на верховную власть в империи. Поэтому цель реформирования Сената заключалась в принижении его роль в государстве, низведении его значения к обычному бюрократическому ведомству, каких в то время было великое множество.

В ходе осуществленной реорганизации Сенат был разделен на 6 департаментов. Каждый из них обладал определенной самостоятельностью и был наделен конкретными полномочиями административного характера. Так, первый департамент Сената занимался следующими вопросами: управлением госимуществом и финансами; осуществлением финансового контроля; надзором за деятельностью сенатской Тайной экспедицией (полицией) и Канцелярии по конфискации; обнародованием законов и указов императрицы и др. Законосовещательные функции (подготовка и обсуждение проектов законодательных актов) были изъяты. Сенат уже не мог представлять собственные законопроекты на утверждение монарха.

Таким образом, итогом проведенной реформы Сената стало снижение его роли в управлении делами государства, лишение его права законодательной инициативы. У него остались только функции контроля над администрацией и функции высшего судебного органа.

Стремясь еще более ограничить самостоятельность Сената в принятии государственных решений, Екатерина II расширила функции генерал-прокурора Сената. Теперь он стал блюстителем законов и обладал единоличным правом вносить повестку дня заседаний Сената. Пользуясь особым доверием императрицы, генерал-прокурор Сената фактически являлся главой государственного аппарата, высшим государственным чиновником. С 1764 г. в течение почти 30 лет на посту генерал-прокурора находился умный и всесторонне образованный человек князь А.А.Вяземский.

 

При Петре I огромную роль в системе государственного управления играли военные. Знаменитая «Табель о рангах» приравнивала гражданских чиновников к армейским чинам, не делая большого отличия гражданской службы от военной. При Екатерине II армия стала выводиться из управления и заменяться полицией. Во всех крупных городах были введены новые полицейские должности и полицейские учреждения: управа благочиния,должность городничего с полицейскиминадзорными функциями. В уездах учреждалась постоянно действующая полиция во главе с капитаном-исправником.

Хотя Екатерина II и декларировала принцип невмешательства царской особы в систему управления и судопроизводства, однако при ней пышным цветом расцвели фаворитизм, коррупция и произвол власть предержащих.

Вопреки провозглашенным идеям «просвещенного абсолютизма», установкам на разделение властей, обеспечение взаимных обязанностей власти и народа, императрица на деле стремилась управлять страной самодержавно и не допускала попыток ограничить власть монарха конституцией или даже совещательным императорским советом, который предложил ввести граф Никита Иванович Панин, которому Екатерина обязана восшествию на престол.

Под руководством Екатерины II Сенат и другие центральные ведомства проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления. В 1768 – 1778 гг. при императрице функционировал Совет при высочайшем дворе. На него возлагались задачи по координированию военных действий против Турции, обеспечению вооруженных сил всем необходимым для войны. После завершения русско-турецкой войны этот Совет продолжал свою работу, но уже в новом качестве. В рамках Совета при высочайшем дворе проходили консультации просвещенной императрицы со своими ближайшими советниками по вопросам внутренней политике, в том числе по подавлению вооруженного восстания под руководством Емельяна Пугачева.

Наряду с Советом при высочайшем дворе и Сенатом существовала еще и личная канцелярия при монархе. Через нее императрица сносилась с высшими и центральными государственными учреждениями, отдавала им свои распоряжения и указания, контролировала ход их выполнения. Личная канцелярия существовала и при Петре I, на которого Екатерина II хотела быть похожей. При Екатерине II это учреждение было преобразовано в канцелярию статс-секретарей, назначаемых из проверенных и преданных престолу людей. Эта канцелярия статс-секретарей оказывала огромное, а иногда просто решающее влияние на формирование государственной политики.

Особенность государственного управления Екатерины II подметил знаменитый историк Н.М.Карамзин. Он писал в одном из своих трудов, что императрица предпочитала опираться не на какие-то совершенные государственные учреждения, а на способных, честолюбивых, лично преданных ей помощников. Им она предоставляла большой простор для действий, с ними она чаще всего советовалась.

 

16. Павловская контрперестройка государственного управления.

Павел I пытался “исправить” все, что, по его мнению, было приведено в беспорядок матерью, действуя в том же русле абсолютистского управления. Он стремился укрепить и возвысить принцип самодержавия, единоличную власть по прусским государственным образцам, внедрить в российское управление идеи почитаемого им родственника — короля Пруссии Фридриха: 1. Актом 5 апреля 1797 г. был установлен порядок престолонаследия от отца к старшему сыну по закону, гарантирующий престол от случайной узурпации и воцарения женской особы; учреждавший императорскую фамилию и право императора определять супружеские браки ее членов, что закрепило на российском престоле династическую линию потомков голштин-готторпских герцогов.

2. Укрепил самодержавную власть, ослабил значение Сената, но усилил надзор генерал-прокурора Сената за органами центрального управления и местных прокуроров за губернаторами, другими чиновниками. Учредил военные губернаторства в столице и Москве. Упразднил ряд наместничеств, где генерал-губернаторы проявляли самостоятельность.

3. По линии централизации управления он воссоздал Мануфактур-, Камер-, Берг- и некоторые другие коллегии, поставил во главе их директоров, наделил правом личного доклада царю, самостоятельностью действий от членов коллегий. Главу Коммерц-коллегии В.А. Гагарина именовал министром. Казначею А.И. Васильеву подчинил казначейские экспедиции Сената, выделенные из ведения генерал-прокурора. В самостоятельное центральное учреждение выделен из Сената Почтовый департамент. Самостоятельным стал и Департамент водяных коммуникаций. Для управления землями и крестьянами царской фамилии создано центральное ведомство во главе с департаментом уделов, который возглавил министр Уделов. Павел I составил записку “Об устройстве разных частей государственного управления”, где содержался план учреждения министерств вместо коллегий.

4. Павел отказался от курса матери с ее опорой на “просвещенное” дворянство, приостановил действие многих статей жалованной грамоты дворянства, ограничил дворянские привилегии, права и льготы, решил восстановить “блеск самодержавия”, уменьшить влияние дворян на царское управление, обязал их вновь служить, восстановил для них телесные наказания, ввел сборы с дворян на содержание губернской администрации, упразднил губернские и ограничил уездные дворянские собрания, расширил сферу вмешательства губернатора в дворянские выборы, сократил впятеро количество дворян-избирателей.

5. В стремлении оградить Россию от влияния Французской революции ужесточил цензуру, запретил частные типографии, употребление слов “граждане”, “отчество”, “общество” и др., поездки во Францию, импорт французской литературы, пользование французским языком и т.д.

6. Перетряхнул местное управление, перекроил губернское, уездное деление, уменьшил число губерний и соответственно их учреждений, закрыл приказы общественного призрения, возвратил окраинам прежние структуры и формы управления.

7. Изменил радикально городское управление на немецкий манер, объединил с полицейскими органами слабое сословное управление в городах. Упразднил в губернских городах думы, управы благочиния, учредил ратгаузы во главе с назначенными императором президентами, которые контролировались губернаторами и Сенатом, имели в своем составе чиновников, как назначаемых Сенатом, так и избираемых горожанами и утверждаемых императором. Объединены административные, полицейские, финансовые, хозяйственные и частично судебные функции. Ратгаузам подчинены магистраты, ратуши. Уменьшено число сословных судебных структур. В 1799 г. в губернских и уездных городах созданы ордонансгаузы во главе с полицмейстером, городничим или комендантом. Новые военно-полицейские органы ведали и военным судом, тюрьмами.

8. Проявил стремление опереться на бюрократию, увеличил число чиновников в центральном и местном аппарате, провел ряд мер по укреплению служебной дисциплины. Павел I централизовал до крайности управление, усилил его деспотическую форму, вмешивался лично во все детали управления через собственную канцелярию, Сенат, Синод, коллегии, укреплял единоначалие, роль бюрократии, углубляя кризисное состояние системы абсолютистского правления, которая не смогла избавить Россию от нового обострения противоречий, антикрепостнических выступлений на рубеже XVIII—XIX вв., кровавой смены верховной власти весной 1801.

17. Государственное управление при Александре I (1801-1825 гг.).

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I. В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой — Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I, но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.065 с.)