Курс состоит из трех разделов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс состоит из трех разделов.



СОЦИОЛОГИЯ

для направления 080200.62 «Менеджмент»

 

 

подготовки бакалавра

 

 

Авторы: к.с.н, доцент Градосельская Г.В.

к.э.н., доцент Кузина О.Е.

к.ф.н., доцент Сорвин К.В.

 

 

Рекомендована секцией УМС __Социология_______________   Председатель В.Г. Ледяев ________________ «___» __ноября_______ 2010 г.   Одобрена на заседании кафедры Методов сбора и анализа социологической информации Зав. кафедрой д.с.н., проф. Козина И.М. «___» _сентября______ 2010 г.
Утверждена УС факультета Социологии Ученый секретарь ______________________________ «_____» __________________ 2010 г.  

Москва, 2010


I. Аннотация.

Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на втором курсе.

 

Курс состоит из трех разделов.

Задача первого раздела «Теоретические основы социологии» – дать общее теоретические представление о предмете социологии; о специфике социологического знания и его значении для социальных наук в целом, а также об основных методах социологических исследований. Для решения этих задач в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории.

Задача второго раздела – «Основные методы социологии» - сформировать у студентов практические навыки работы с социологическими данными, наиболее востребованными в возможной сфере их будущей работы. Главная цель прикладного раздела курса – ознакомить студентов с идеологией моделирования социологических данных и приучить к соблюдению методологических норм и требований при обработке социологической информации. Студенты должны получить представление о практической значимости полученных знаний. Необходимо осознание того, что социология может представлять одно из прикладных областей получаемых ими профессиональных знаний.

Задача третьего раздела – «Основы экономической социологии» - сформировать у студентов основные теоретические подходы к объяснению экономического поведения, существующие в экономической социологии; раскрыть преимущества и ограничения как экономического, так и социологического методов анализа; дать представление о результатах эмпирических исследований, проводившихся как за рубежом, так и в России по заявленной тематике

 

Основными формами аудиторных занятий являются лекции и семинары. Подготовка к последним предполагает активную самостоятельную работу студентов как с учебно-методической, так и с научной литературой. Занятия на семинарах включают в себя опрос студентов, доклады, дискуссии, письменное тестирование.

По итогам курса студент должен овладеть понятийным аппаратом современной социологии, уметь применять его для анализа описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуацией в России и мире, иметь представление о базовых принципах проведения социологических исследований, овладеть основным методологическим потенциалом экономической социологии

 

Формы контроля:

Раздел «Теоретические основы социологии»:

- активность на семинарских занятиях – 30%

- эссе – 30%

- итоговая письменная работа (зачет) – 40%

Итого – результирующая оценка по разделу (100%)

Раздел «Основные методы социологии»:

- активность на семинарских занятиях – 60%

- итоговая письменная работа (первая часть экзамена) – 40%

Итого – результирующая оценка по разделу (100%)

Раздел «Основы экономической социологии»:

- активность на семинарских занятиях – 20%

- эссе – 30%

- итоговая письменная работа (вторая часть экзамена) – 50%

Итого – результирующая оценка по разделу (100%)

В экзаменационную ведомость оценка за экзамен выставляется как средняя арифметическая от оценок за итоговые письменные работы по всем разделам, а результирующая оценка по дисциплине – как средняя арифметическая от результирующих оценок по всем разделам.

 

Шкала оценки знаний студентов - Итоговая оценка по 10 (5) –балльным системам

10-балл 5-балл Навыки и умения
    Студент не знает базовых понятий, теорий, эмпирических исследований, рассматриваемых в курсе.
 
 
    Студент в основном знает базовые понятия, теории, эмпирические исследования, рассматриваемые в курсе, полученные знания основных теоретических и эмпирических исследованийфрагментарны.
 
    Студентхорошо знает все основные понятия, теории, эмпирические исследования, имеет представление о программах и эмпирических исследованиях в данной области, в некоторых случаяхспособен интерпретировать факты в понятиях изученных теорий.
 
    Студент хорошо знает все базовые понятия и теории, способен в основном применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.
  Студент очень хорошо знает все базовые понятия и теории, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.
  Студент проявил исключительные способности при изучении программы курса, полностью освоил рассматриваемые в курсе теоретические модели; имеет полное представление о программах и результатах эмпирических исследований в этой области, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с.10-18.

 

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 14-24.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 32-41, 63-67.

 

Дополнительная литература

 

1. Дюркгейм Э. Метод социологии. - М.: КАНОН, 1995, с. 7 – 40.

2. Лобок А. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997, с. 35-68.

3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 64 – 81.

 

Тема 2. Социальные группы и социальные отношения. Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 18-27.

 

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 130-168.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 193-219.

 

Дополнительная литература

1.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 360 – 390..

2. Тичи Н., Деванна М. Лидеры организации. - М. 1990.

 

Тема 3. Социальные роли, нормы и ценности. Понятие социальной роли. Роль и группа. Ролевое напряжение, причины возникновения, основные типы. Межролевые и внутриролевые конфликты. Способы разрешения ролевых конфликтов. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Нравственные и правовые нормы, их специфика. Понятие аномии, роль аномии в современном мире. Понятие ценности. Групповые и индивидуальные цели как ценности. Понятия терминальных и инструментальных ценностей, их несоответствие как источник аномии. Консенсус и конформизм.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 27-42.

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 72-79.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 90-106.

 

Дополнительная

1. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996, с. 5- 23.

Тема 4. Элементы социального поведения. Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Роль девиантного поведения в экономической истории.

 

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 42-46.

 

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 197-243.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 107-126.

 

 

Тема 5. Социализация личности, основные концепции. Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция Социализация и свобода личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 46-51

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 108-129.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 77-89.

Тема 6. Понятие общества. Социальная структура и стратификация. Понятие общества. Общество и культура. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального и постиндустриального обществ, их противоречивость. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Ранговые и номинальные статусные переменные. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). «Железный закон олигархии». Понятие элиты, основные теории элит (властный и меритократический подходы). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Территориальные группы как элемент социальной структуры. Современные концепции социальной стратификации советского и постсоветского обществ.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 60-72, 140-147.

 

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 57 – 76; 273-286.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 25-32; 238-263.

 

Дополнительная литература

1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS. М., 1993, том 1, вып. 2., с. 137 – 150.

2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Аспект Пресс, 1996, с. 222-244, 265-282, 287-298.

 

Тема 7. Социальная мобильность. Социальная мобильности и ее критерии. Понятия горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Мобильность и миграция. Групповая и индивидуальная мобильность. Социальные процессы в российском обществе на разных этапах его развития. Социальная структура, возникновение новых и распадение старых социальных групп и слоев. Понятие «социальных лифтов». Социальная мобильность в традиционном, индустриальном и постиндустиральном обществах. Особенности социальной мобильности в царской, советской и современной России.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 73-76.

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 84-94.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 307-322.

 

Дополнительная

1. Сорокин П.А. Социальная мобильность. – М.: Academia; 2005 г

 

Тема 8. Человечество как социальная общность. Глобальные проблемы. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Глобальные проблемы человечества. Стратегии выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 148-152.

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 86-92.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 268-274.

Тема 9. Культура и общество. Многообразие культур. Понятие культуры, многозначность термина. Культурное наследование как атрибут человеческого общества. Проблема происхождения культуры. Культура материальная и духовная, относительность этих понятий, их взаимосвязанность. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры в современном обществе, роль контркультур в социальном мире. Культура и группа. Проблема многообразия культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов, основные представители этих направлений. Современные концепции классификации культур, (типология Клакхона-Стродтбека, Хофштеда). Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 76-81, 84-91.

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 40-63.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 45-76.

 

Дополнительная литература

1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., Логос, 2000.

 

 

Тема 13. Система социальных институтов. Религия как институт.

Понятие социального института, основные элементы социального института. Функции социальных институтов, понятие явных и латентных функций. Процесс институционализации. Важнейшие институты современного общества. Религия как феномен культуры и социальный институт. Предпосылки возникновения социологии религии, особенности социологического подхода. Формирование основ социологии религии в трудах Конта, Маркса, Дюркгейма, Вебера. Проблема происхождения религии: был ли безрелигиозный этап в истории человечества? Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ, особенности их динамики. Основные функции религии, специфика функций религии в современном мире. Религия и экономика: хозяйственная этика мировых религий (протестантизм, православие). Основные тенденции развития религий, понятия модернизации, секуляризации, экуменизма. Основные мировые религии.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 100-103, 110-122.

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 460.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с.161-172.

 

Дополнительная литература

1. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 9-28; 65 – 83, 202 - 208

 

Тема 11. Семья как социальный институт. Определение семьи и брака. Семья как малая группа и социальный институт. Типологии брака:, моногамия, полигамия (полигиния, полиандрия), причины их возникновения (основные концепции). Типология семьи: нуклеарная, расширенная (патриархальная), неполная. Понятие рода, его признаки. Экзогамность и эндогамность. Социальные функции семьи: экономическая, воспроизводства населения, социализации, статусная, релаксационная, регулирования сексуальных отношений. Семья в современном обществе, тенденции развития современной семьи, основные дискуссии. Гендер как социологическая категория. Гендерные проблемы современного общества.

 

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 103-110.

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 390-427.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 181-190.

 

Дополнительная литература

 

1. Социология семьи. – М: Инфра-М, 2009.

 

 

Раздел 2. Основные методы социологии

 

Тема 12. Основные понятия анализа данных в социологических исследованиях

 

Программа социологического исследования. Определение объекта, предмета, целей и задач социологического исследования. Требования валидности и репрезентативности социологического исследования.

Единица исследования и единица наблюдения. Измерение в социологическом исследовании: уровни измерения, виды шкал, надежность измерения социальных характеристик.

Выборочный метод в социологическом исследовании: основные понятия, простой случайный отбор, систематическая и серийная выборки, стратифицированный отбор, многоступенчатые и комбинированные выборки, неслучайные методы отбора.

Методы исследований: опросы, документальное исследование, качественные методы исследования (глубинное интервью и фокус-группы), эксперимент, включенное наблюдение, анализ текстовых данных, социометрические методы изучения структуры межличностных отношений.

Опрос: понятие опроса, критерии качества данных опроса, основные фазы опроса, разновидности опроса, эмпирическое обоснование методики опроса.

Анкетирование: типы и виды вопросов, типы и виды анкет.

Требования при проведения качественных процедур. Цели применения качественных процедур сбора социологической информации. Гайд интервью и фокус-групп. Последовательность применения качественных и количественных процедур: их взаимодополнение.

Наблюдение: понятие наблюдения, программа наблюдения, виды наблюдения, фиксация результатов, подготовка наблюдателя.

Эксперимент: понятие, экспериментальные переменные, виды экспериментов, обработка экспериментального материала.

Анализ документов: понятие, классификация, методы анализа документов. Выборка и проблемы качества документальной информации

Социометрия: требования репрезентативности, типы вопросов, специфика кодировки полученных данных. Индивидуальные социометрические индексы. Социометрия и социодинамика. Анализ связей между признаками и между объектами. Графическое и матричное представление данных. Два подхода работы с социоматрицами, их достоинства и недостатки. Индивидуальные и групповые социометрические индексы. Динамические индексы. Разработка социометрических индексов и показателей их качества. Способы выявления подструктур группы.

 

Литература

1. Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология: учебное пособие для вузов. – М., 2003. стр. 20-32, 82-177.

2. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М. Наука, 1989. Глава 4. Стр. 121-161.

3. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М. Академический проект. 2001. стр.115-129, 167-177.

4. Рабочая книга социолога. Издание 3-е, УРСС. М.2003. стр.111-136, 275-422.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание реальности. Добросвет. М. 1999. стр.193-311.

 

Дополнительная литература

6. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М. 1995.

7. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации, анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. DiaSoft, 2002.

8. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии, Учебное пособие, «Новый учебник»., М, 2004.

 

Версия он-лайн (неполная)

Протестантская этика и дух капитализма. Предварительные замечания.

В книге Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко; Коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990, с. 44-59.

В электронном виде доступно в Интернете на множестве сайтов

 

Richard Swedberg and Mark Granovetter

Неполная версия он-лайн

// Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58. http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-3/index.html

 

Литература дополнительная:

 

Веселов Ю.В.

Неполная версия он-лайн

// Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 45-63. http://ecsoc.hse.ru/issues/2003-4-1/index.html

Рецензия В.В.Радаева на книгу К.Поланьи Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени //Экономическая социология, Том 3, № 5, С. 115-117. http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-5/index.html

Неполная версия он-лайн

Электронный журнал Экономическая социология Том 3, № 4, 2002, c. 58-72. http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-4/index.html

 

Зелизер В.

Формы капитала

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.519-536.

Оригинал: Bourdieu P. The Forms of Capital // The Sociology of Economic Life / M. Granovetter, R. Swedberg (eds.). 2nd ed. Boulder: Westview Press, 2001. P. 96–111.

Неполная версия он-лайн

Электронный журнал Экономическая социология, Том 3, № 5, 2002, с.60-74. http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-5/index.html

 

Грановеттер М.

Сила слабых связей (перевод З. В. Котельниковой)

//Экономическая социология Том 10, № 4, 2009, с. 31-50.

http://ecsoc.hse.ru/issues/2009-10-4/index.html

 

Дополнительная литература:

Радаев В.В.

Неполная версия он-лайн

// Экономическая социология. Том 4, N 3, 2003

http://ecsoc.hse.ru/issues/2003-4-3/index.html

 

Дж. Коулмен Капитал социальный и человеческий, Общественные науки и современность, 2001, №3, с. 121-139. http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/22701.html

 

Бурдье П.

Лекция 25. Образование и рынок

 

С социологической и социально-экономической точек зрения образование на современном этапе развития общества играет центральную роль, как на макро, так и на микро уровне. Представление о том, что инвестиции в образование, при прочих равных условиях, приводят как к росту материального достатка индивидов, так и улучшению экономических показателей на макроуровне, разделяется как экономистами, так и некоторыми социологами.

В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы основным вопросом реформы высшего образования в 1990-ые годы стала задача расширения доступности высшего образования, повышения его качества и нахождение устойчивых источников финансирования помимо средств, выделяемых на высшее образование из бюджета страны. Рост приема на платные отделения можно расценить как рост доступности высшего образования, если рассматривать его в свете меритократического подхода, который связывает наличие высшего образования с более высокими жизненными шансами людей и большим уровнем их материального вознаграждения.

Однако постулат о том, что образование экзогенно детерминирует последующий профессиональный статус и уровень материальной обеспеченности индивидов, требует дополнительной аргументации. Ведь если образование является не столько человеческим капиталом в экономическом смысле этого слова, сколько культурным капиталом, который привилегированные группы используют для своего воспроизводства, то получение образования может даже ухудшить положение низкостатусных, депривированных групп, поскольку в этом случае заработки после окончания не оправдают сделанных ими затрат на образование и упущенных доходов в процессе его получения.

Иное объяснение может быть предложено, если обратить внимание на различия в качестве образования или разницы в способностях студентов платных и бесплатных форм обучения, поскольку нередко на платные отделения или в платные вузы поступают те, кто оказался не в состоянии пройти на бюджетные места. В сочетании с зачастую невысоким качеством новообразованных платных вузов уровень подготовки специалистов оказывается в среднем ниже, чем у выпускников бюджетной формы обучения. Рынок труда затем реагирует на разницу в качестве рабочей силы разницей зарплат, или открывает дорогу для "статистической" дискриминации выпускников. Однако и в этом случае неравенство оказывает двоякое влияние: слабее подготовлены оказываются дети из низкостатусных семей, а в случае одинаковой подготовки и равных способностей, они проигрывают в соревновании связей.

 

Основная литература:

 

M. T. Hallinan

Государство

В книге Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ, Издательский дом ГУ-ВШЭ, Глава 2, с 28-44.

Электронная публикация в журнале Экономическая социология Том 4. № 2. Март 2003 Формирование государства как исторический процесс http://ecsoc.hse.ru/issues/2003-4-2/index.html

 

Аболафия М.

Неполная версия он-лайн

// Экономическая социология. Том 5, N 2, 2004, С. 37-56 http://ecsoc.hse.ru/issues/2004-5-2/index.html

Флигстин Н.

Государство, рынки и экономической рост

Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 2 С. 41–60

http://ecsoc.hse.ru/issues/2007-8-2/index.html

 

Лекция 27. Рынки и иерархии

 

Для Вебера отличительной особенностью современного буржуазного капитализма, в отличие от его предшествующих форм, стало появление капиталистического предприятия, основанного на инструментальной рациональности. На таком предприятии складывается иерархическая структура позиций, управление которой осуществляется на бюрократических принципах.

Усложнение иерархической структуры с течением времени приводит к децентрализации управления и переходу к управлению интересами. Границы между рынком и фирмой размываются. Каковы современные представления о структуре и функционировании современной организации?

Какие организационные стратегии применяли восточно-европейские фирмы в ситуации высокой неопределенности системной трансформации?

 

Основная литература:

 

Уильямсон О.

Неполная версия он-лайн

На русском Экономическая социология. Том 4, № 5. 2003 http://ecsoc.hse.ru/issues/2003-4-5/index.html

 

Доплонительная литература:

 

Де Сото Э.

Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catalaxy, 1995.

http://www.libertarium.ru/libertarium/way

 

Барсукова С.Ю.

IV. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Модель социологического человека.

2. Понятие культурного наследования

3. Знак, символ, язык.

4. специфические признаки человеческой жизнедеятельности

5. Основные признаки группы.

6. Основные типы классификаций социальных групп.

7. Понятие квазигруппы, роль квазигрупп в современном обществе.

8. Понятие социальных отношений

9. Основные виды и функции социального контроля

10. Классификация девиантного поведения по Мертону

11. Современные теории девиации

12. Функции и дисфункции девиантного поведения.

13. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа.

14. Основные теории социализации.

15. Обыденное и научное понятие общества

16. Основные античные представления об обществе. Общество как искусственная и естественная система.

17. Представления об обществе в эпоху Нового времени, теории»общественного договора», их роль в становлении социологии.

18. Социальная структура и стратификация. Ранговые и номинальные статусы.

19. Современные представления о природе социального неравенства. Теории элит.

20. Социальная мобильность. Ее основные виды. Социальные лифты.

21. Понятие культуры. Субкультуры, контркультуры.

22. Культура духовная и материальная.

23. Многообразие культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов.

24. Этнос и нация, черты сходства и различия.

25. Социальные институты, их функции. Основные институты современного общества.

26. Религия как институт: происхождение, функции, формы организации, основные тенденции

27. Семья и брак. Типология брака, типология семьи, функции, тенденции.

28. Наука как институт. Социальные факторы развития науки, экстернализм-интернализм. Понятие парадигмы.

29. Общества современные и традиционные

30. Глобальные проблемы современности.

31. Проблема метода социологии в трудах Дюркгейма. Понятие социального факта, правила его наблюдения и исследования.

32. Дюркгейм о происхождении и функциях религии.

33. Маркс об основаниях социальной структуры и стратификации. Основные положения учения Маркса о социальной революции.

34. Основные правила позитивного метода Конта.

35. Конт о структуре социологии.

36. Вебер о роли религиозного фактора в формировании западного капитализма.

37. Классификация социальных действий по Веберу.

38. Структура современного социологического знания. Эмпирическая и теоретическая социология. Теории среднего уровня.

39. Дилемма позитивистской и понимающей социологии.

40. Дилемма функционализма конфликтологизма.

41. Качественные и количественные методы социологии, их основные отличия.

42. Основные методы опроса, контент-анализ.

43. Основные принципы обработки и анализа социологических данных.

44. Использование социологических данных в современном обществе.

45. Принципиальная схема социологического исследования. Социология и маркетинг (логистика, др. специальность, на которой читается курс): точки пересечения и потенциально возможность использования информационных подходов в социологическом моделировании общественных систем.

46. Основные принципы моделирования в социальных науках: основные этапы моделирования. системы. Макроподходы и микроподходы. Особенности математического моделирования социально-экономических процессов. Типы моделей и типы данных.

47. Программа социологического исследования. Определение объекта, предмета, целей и задач социологического исследования. Требования валидности и репрезентативности социологического исследования.

48. Единица исследования и единица наблюдения. Измерение в социологическом исследовании: уровни измерения, виды шкал, надежность измерения социальных характеристик.

49. Выборочный метод в социологическом исследовании: основные понятия, простой случайный отбор, систематическая и серийная выборки, стратифицированный отбор, многоступенчатые и комбинированные выборки, неслучайные методы отбора.

50. Методы исследований: опросы, анкетирование.

51. Принципы составления анкеты в массовом опросе.

52. Методологические проблемы, возникающие при проведении массовых опросов и способы их корректирования.

53. Методы исследований: качественные методы исследования (глубинное интервью и фокус-группы).

54. Методы исследований: эксперимент, включенное наблюдение.

55. Методы исследований: анализ текстовых данных.

56. Методы исследований: социометрические методы изучения структуры межличностных отношений.

57. Понятие структуры данных. Подготовка макета базы данных. Типы пропущенных значений (миссингов). Понятие системных и заданных миссингов. Влияние миссингов на полученые результаты – частоты и дескриптивные статистики.

58. Интернет как среда коммуникативного и социального взаимодействия: Блоги и форумы как особый предмет социологического анализа.

59. Моделирование коммуникативных процессов в нейронных сетях. искусственный нейрон. Структура нейронных сетей. Типология и архитектура нейронной сети.

60. Этапы моделирования нейронной сети на основе форумного общения.

61. Процесс коммуникации как частный случай когнитивного анализа. Речь как инструмент коммуникации. Общение как социокультурный феномен.

62. Модели и методы изучения коммуникативных процессов. Модели коммуникативных процессов. Основные методы изучения коммуникативных процессов. Метод контент-анализа. Метод дискурс-анализа. Методика когнитивного картирования(Р. Аксельрод).

63. Социологи и политические процессы. Специфика электорального поведения россиян. Сегрегация избирателей. Рейтинги как политический инструмент манипуляции. Оценка, прогнозирование и инструменты повышения явки избирателей. 64. Особенности политического исследования на общероссийском и региональном уровнях.

65. Образование как система. Основные принципы моделирования образовательных систем. Понятие эффективности системы как целевая функция.

66. Социологический и экономический подходы моделирования и оценки образовательных систем. Концептуальная схема мониторинга. Образовательные стратегии домохозяйств.

67. Определение домохозяйства. Домохозяйство и семья. Функции семьи, особенности экономической функции семьи. Эмпирическое изучение домохозяйств. Структура и методология сбора данных RLMS.

68. Корпоративные исследования: специфика проведения корпоративного опроса.

V. Примерный список тем эссе:

1. Социальный факт как научная категория.

2. Позитивный метод в социологии: за и против

3. Дилемма позитивистской и понимающей социологии

4. Хозяйственная этика православия

5. Мода как социальное явление

СОЦИОЛОГИЯ

для направления 080200.62 «Менеджмент»

 

 

подготовки бакалавра

 

 

Авторы: к.с.н, доцент Градосельская Г.В.

к.э.н., доцент Кузина О.Е.

к.ф.н., доцент Сорвин К.В.

 

 

Рекомендована секцией УМС __Социология_______________   Председатель В.Г. Ледяев ________________ «___» __ноября_______ 2010 г.   Одобрена на заседании кафедры Методов сбора и анализа социологической информации Зав. кафедрой д.с.н., проф. Козина И.М. «___» _сентября______ 2010 г.
Утверждена УС факультета Социологии Ученый секретарь ______________________________ «_____» __________________ 2010 г.  

Москва, 2010


I. Аннотация.

Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на втором курсе.

 

Курс состоит из трех разделов.

Задача первого раздела «Теоретические основы социологии» – дать общее теоретические представление о предмете социологии; о специфике социологического знан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.247 (0.229 с.)