Душа, тело и их взаимодействие. Положения «Бхагавад-гиты» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Душа, тело и их взаимодействие. Положения «Бхагавад-гиты»



 

В целом, все три постулата посвящены свойствам души, по которым намечаются пути исследования феномена сознания. Вводя в шестом постулате нематериалистическое понятие сущности сознания, «Бхагавад-гита» рассматривает не взаимодействие души с телом по законам физики, а лишь их объединение. Но как, спрашивается, можно объединиться, не взаимодействуя с объектом объединения?

 

В. К. Очень просто. Скажем, я не хочу общаться с каким-то человеком лично, но могу передать ему сообщение через посредника. Так и здесь — духовная субстанция имеет некоего посредника: тонкое материальное тело, через которое передается информация телу.

 

П. Т. Но тогда необходимо разъяснить природу материального тела. Согласно четвертому постулату Душа может занимать определенное положение в пространстве и шестой постулат непосредственно указывает место привязки — телесная оболочка индивидуума. При этом оба постулата говорят о невозможности непосредственного физического взаимодействия души с телом.

 

Восьмое положение — о том, что Душа с тем или иным временным опережением или без него (в случае насильственной смерти) покидает тело, и переходит в другое.

 

Это жизнеутверждающее начало «Бхагавад-гиты», безусловно, привлекательно для верующих, но для ученых создает дополнительно большие проблемы в изучении души. Встает вопрос об ее идентификации в других телесных оболочках и о времени переселения в другую оболочку, о факторах избирательности при выборе другого местопребывания и многие другие вопросы.

 

Не менее трудными для ученых звучат утверждения девятого положения о подчинении души законам высшего порядка. Каким именно и где грань между законами высшего и низшего порядка? Все это — чистое поле для исследователей сознания.

 

В. К. Разумеется, мы не можем полностью понять, как действует сознание — слишком для нас сложная сфера, и современная наука, по сути, не имеет о ней ясного представления. Ведическая философия дает исследователю очень логичные основы, на которых он уже может строить дальнейший анализ. Вы не случайно упомянули о законах высшего и низшего порядка. В «Бхагавад-гите» говорится, что кроме индивидуальной души в области сердца находится экспансия Верховной Личности Бога, называемая Сверхдушой или на санскрите Параматмой. Именно Она дает душе подсказки, как ей действовать в соответствии со своими желаниями. Там же говорится, что СверхДуша, находясь в сердце, дает человеку память о прошлом и помогает в процессе познания истины.

 

П. Т. Это сильно усложняет задачу исследования. Нам кажется не совсем корректным постулировать те положения, которые не могут быть строго обоснованы. Если Душа — осознающее «я», способное принимать решение, то, скорее всего, она наделена свойствами собственных ощущений, которые может получать и независимо. Такой подход нам кажется более гибким.

 

Мы разделяем точку зрения автора, который допускает наличие у души собственных ощущений, используемых для восприятия информации от органов чувств. Душа может получать информацию через взаимодействие с органами тела, но не напрямую, а через некоего посредника. Иначе зачем Душа вселилась в этот домик, если не желает знать, что творится за его пределами? Если она является руководителем этого домика и его хранителем, то должна знать о его функциональных системах и через взаимодействие, путем действий и обратных связей, руководить этими системами. Таким образом, мы приходим к выводу, что Душа, находясь в теле, через его органы чувств, а так же напрямую (помимо физического тела), получает информацию из внешней среды.

 

В. К. Этот вопрос мы обсудим в одной из последующих бесед.

 

П. Т. В заключение главы «Сознание» д-р Томпсон упоминает о числах в физике, которые носят абсолютный характер, к примеру, постоянная тонкой структуры 137. Автор считает, что «при разработке прямого подхода к исследованию сознания могут потребоваться символы абсолютного значения, которые являются не просто значками, а обладают размерностью, которую невозможно описать числами». Далее следует менее понятное условие: «В качестве подобных символов годятся только те, которые могут напрямую восприниматься чувствами души, а не просто обрабатываться органами чувств тела». Здесь требуется разъяснение. Автор ссылается на подобные символы в системе бхакти-йоги, которые являются трансцендентными константами природы. Он приводит в качестве примера звуки ведических мантр (Харе, Кришна, Рама), понимаемых как некие трансцендентные символы, обладающие абсолютным значением. Повторение мантр очищает душу от последствий связи с материей и восстанавливают ее естественный духовный потенциал.

 

В.К. Во всех духовных традициях мира есть практика обращения к Богу через молитвы и песнопения, и многовековой опыт подтверждает ее эффективность.

 

Выводы

 

П.Т. Сделаем выводы по проблеме духовного аспекта сознания и души индивидуума, принимая во внимание взгляды современной науки и ведические концепции, приводимые в книге Р. Томпсона [1].

 

1. Согласно представлениям современной науки, все свойства жизни, включая сознание, — от функционирования клеток до ментальных явлений, чувств и проявлений воли — можно объяснить лежащими в их основе химическими и физическими процессами.

 

2. Однако, согласно вышеизложенному, сознание не поддается описанию на молекулярном уровне, хотя и является непосредственным аспектом нашего опыта, присутствует в наших ощущениях и чувствах.

 

3. Сознание, в целом, субъективно, так как базируется на опыте индивидуума в общении с себе подобными и другими объектами природы. И в то же время оно объективно в той мере, в какой объективно отражает реальный мир.

 

4. Сознание может влиять на физико-химические и биологические процессы в организме. Об этом свидетельствуют многие психологические опыты.

 

5. «Бхагавад-гита» указывает, что Душа обладает свойствами самоанализа и самоосознания и способна воспринимать материю и другие сущности, обладающие сознанием.

 

6. Р. Томпсон намечает методические пути создания и изучения непротиворечивой модели сознания, включающей в себя как элементы материальной основы, так и духовные элементы, способные влиять на материальную основу. Автор считает, что отправной точкой должны являться положения «Бхагавад-гиты» о душе — элементарной частицы сознания в каждом индивидууме.

 

7. «Бхагавад-гита» формулирует понятие о душе как постоянном субъекте реальности, неуничтожимой элементарной частице духовного мира, обладающей индивидуальными характеристиками.

 

8. Положения «Бхагавад-гиты» описывают также свойства таких частиц духовного мира: способность находиться в материальном теле, покидать умершее тело и переходить в другое тело, способность подчиняться законам высшего порядка, способность самопозна и самоосознания, а также способность воспринимать материю и другие сущности, обладающие сознанием.

 

9. Автор предлагает рассматривать бхакти-йогу, как один из методических путей исследования души и сознания, своего рода физику высшего сознания, так как она расширяет границы сознательного восприятия индивидуумом окружающего мира и позволяет взаимодействовать с Высшим сознающим существом — Богом.

 

10. Согласно постулатам «Бхагавад-гиты», существует бесчисленное множество душ, которые не уничтожаются и вновь не создаются. Это довольно сильное утверждение дает основу философии универсального равенства внутренних «я» всех живых существ.

 

11. Р. Томпсон выдвигает идею, что мир может содержать в себе множество качеств, черт и сущностей, которые не допускают количественного рассмотрения, но могут иметь отдельные количественные свойства.

 

12. «Бхагавад-гита» рассматривает сущность сознания не как взаимодействие души с телом по законам физики, а лишь объединение души, как источника сознания, с материальным телом. взаимодействие происходит через некоего посредника.

 

13. Положение «Бхагавад-гиты» о переходе души в другое тело при всей его привлекательности для верующих, создает трудности для ученых. Перед ними встает вопрос об идентификации душ в других телесных оболочках, о времени переселения душ, критериях выбора новой оболочки и другие вопросы.

 

14. Из модели сознания Р. Томпсона следует, что Душа имеет собственные ощущения, используемые для принятия информации из внешней среды через органы чувств. Кроме того, Душа может напрямую общаться с другими Душами.

 

15. Взаимодействия души с телом, по-видимому, происходит через посредника — тонкоматериальное тело.

 

16. Душа обладает ограниченной независимостью, подчиняясь законам высшего порядка, установленным Верховной Личностью Бога. В частности, после смерти тела Душа покидает его и переходит в другое по законам причинно-следственной связи, то есть по законам кармы.

 

В. К. Большое спасибо, Олег Александрович. На этом позвольте завершить нашу беседу на тему «Сознание».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.140 (0.018 с.)