Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия нового времени (XVII-XVIII вв. )
Основные черты. Р. Декарт. Ф. Бэкон. Просвещение Эпоха Нового времени начинается в XVII в. с зарождением капиталистических отношений. Немецкий социолог Макс Вебер (1864— 1920) характеризует капитализм так: «Капитализм тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности»1. Для увеличения прибыли и рентабельности необходимы высокий уровень развития производства и прогресс науки. Наука в свою очередь основывается на опыте и разуме: именно они предопределяют основные черты философии Нового времени. Назовем основные из них: О эмпиризм — опора на опыт; О рационализм — опора на разум; О высокая роль науки — наука как способ улучшения жизни человека и общества; 1 Вебер М. Избранные произведения. М: Прогресс, 1990. С. 47. 60 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы) о социальный оптимизм - вера в устройство общества на разумных началах. Фрэнсис Бэкон стоит у истоков эмпиризма Нового времени. Наиболее значительными его произведениями являются «Новый Органон» и «Новая Атлантида». Бэкон полагал, что научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь. Лозунгом философа была знаменитая фраза «Знание — сила»1. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) родился в аристократической семье. Получив юридическое образование, достиг вершин власти, став лордом-канцлером Англии. Однако вскоре его обвинили во взяточничестве и отправили сначала в тюрьму Тауэр, а затем - вссылку. В ссылке Бэкон занимался научными экспериментами. Умер он от простуды при исследовании свойства холода для замораживания и хранения продуктов. Наука получает знание на основе опыта и экспериментов. Собирая и проверяя различные факты, она строит общие теории. Этот метод обобщения (от частного к общему) называется индукцией. Индукция — главный способ получения новых знаний. Простейший пример индукции: медь проводит ток, железо проводит ток, серебро проводит ток и т.д. Вывод: все металлы проводят ток. Помимо опыта в науке важен и разум. Этот тезис Бэкон фигурально объясняет, проводя следующее сравнение: Муравей собирает мелкие предметы и складывает из них муравейник. Он подобен ученому-эмпирику, собирающему факты и делающему из них общий вывод. Паукткет паутину, выводя ее из самого себя. Он похож на ученого-рационалиста, который не обращает внимания на внешний мир, а выводит умозаключения из собственного разума и за-коновлогики. Пчела собирает нектар и делает мед, выполняя действия и муравья, и паука. Она - прообраз идеального ученого, сочетающего опыт и разум.
Чтобы быть настоящим ученым, необходимо избавиться от заблуждений. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя их «идолы»: 1 В России уже 80 лет издается научно-популярный журнал «Знание — сила» § 3.3. Философия Нового времени (XVH-XVIII вв.) 61 идолы рода — заблуждения всего человечества, которые заключаются в наделении явлений природы человеческими чертами (например, в мифе); идолы пещеры — индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях, чувствах, способах понимания мира; идолы рынка — употребление слов, имеющих неопределенный смысл. Наука должна мыслить строгими терминами; идолы театра — слепая вера в авторитеты и догмы.
Аристотель считал, что тяжелые вещи падают быстрее, чем легкие. Этот «факт» столетиями переписывался из учебника в учебник без всякой проверки: настолько сильна была вера в авторитет философа. Значение философии Ф. Бэкона состоит прежде всего в обосновании индуктивного метода и систематизации процесса научной деятельности. Рене Декарт (Картезий), французский философ и математик, стоит у истоков рационализма Нового времени. Наиболее значительными его произведениями являются «Рассуждения о методе» и «Начала философии». Рене Декарт (1596-1650) родился в семье небогатого землевладельца. После окончания иезуитского коллежа переехал в Париж. Устав от столичной жизни, Декарт покидает Францию, записавшись в голландскую армию, а затем баварскую. На военной службе у Декарта происходит переоценка ценностей, после которой он посвящает свою жизнь науке. Основные работы Декарта написаны в Нидерландах - наиболее свободной в то время стране Европы. В 1649 г., приняв приглашение шведской королевы, Декарт уезжает в Швецию, где вскоре умирает, не выдержав холодного климата и режима работы, установленного королевой.
Общий ход философских рассуждений Декарта можно представить следующим образом: 1. Во всем — явлениях, вещах, знаниях — можно сомневаться. То, что я вижу или знаю, может быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом. 2. Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому по крайней мере сомнение с необходимостью существует. 3. Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю. 4. Окончательный вывод звучит так: «Мыслю, следовательно, существую». 62 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
Если воспринимать воск при помощи чувств, можно сказать, что он твердый, холодный и т.д. Но если положить его к огню, все эти качества изменятся, хотя воск останется воском. Следовательно, то, что мы воспринимали чувствами, было не самим воском. Таким образом, в основание философии Декарт ставит разум, мышление, а не опыт, как Бэкон. Познание осуществляется не чувствами, а умом. Более того, все связанное с чувствами, по мнению Декарта, из науки необходимо удалять. Метод Декарта - это дедукция, движение от общего к частному. В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание - равноправные и взаимосвязанные начала. Главным свойством материальных вещей является протяженность (длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей (души) - мышление. Человек - единственное существо, состоящее из двух начал - материального и духовного. К XVIII в. идеи, заложенные Декартом и Бэконом, начали приобретать все большую популярность. Философы этого века, названного эпохой Просвещения, поставили своей целью распространение ценностей научности и рациональности, а также их применение к общественной жизни. Концентрированным собранием знания эпохи стала знаменитая французская «Энциклопедия», вдохновителем которой был Дени Дидро (1713-1784). Ее появление показало, что ведущей силой в обществе становится наука, а не религия. В своем творчестве религиозные предрассудки с позиции разума остроумно критиковал Вольтер (1694-1778). Он выступал как ярый поборник свободы слова и мнения: «вольтерьянство» считалось синонимом свободомыслия. По отношению к религии Вольтер обосновывает философскую позицию - деизм. Согласно деизму, бог - только первопричина, творец сущего: вдальнейшем он не влияет нажизнь природы и человека. Такая позиция позволяла свободно заниматься наукой, не учитывая при этом бога (хотя и не отменяла веру в него). Вольтер говорил своим оппонентам: «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать». Более резкой была позиция Жана Жака Руссо (1712— 1778). Он поддерживал теорию общественного договора, со- § 3.4. Немецкая классическая философия. Марксизм 63 гласно которой люди первоначально существуют в «естественном состоянии» — без какой-либо внешней власти и насилия над собой (Руссо считал такое состояние общего равенства идеальным и призывал вернуться к нему). Для того чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь, свободу и т.д., народ передает часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Таким образом, власть дана не богом, а народом, следовательно, народ имеет право отобрать ее, если монарх не выполняет соглашения.
Под лозунгом просветителей «Свобода, равенство, братство» в конце XVIII в. (1789-1793) во Франции прошла революция, изменившая облик Европы. Идеи монархизма, сильной власти и религиозности сменились идеями демократии, свободы и разума. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Ф. Бэкон обосновывает роль опыта в получении научного знания. 2. Р. Декарт в основание философии кладет разум и мышление. 3. Философия Просвещения отстаивает идеи свободомыслия и ЗАДАНИЯ 1. Перечислите основные идеи Ф. Бэкона и Р. Декарта. Выделите их основные различия. 2. Назовите характеристики философии Нового времени. Каким образом они отразились в идеях Ф. Бэкона, Р. Декарта и философов-просветителей?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.153.176 (0.015 с.) |