Компоненты остаточного азота в слюне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты остаточного азота в слюне



Мочевина – конечный продукт обмена азотсодержащих веществ. В полость рта экскретируется слюнными железами, куда она попадает из крови. Наибольшее ее количество выделяется малыми слюнными железами, меньше ОУСЖ и ПЧСЖ. Мочевина также может синтезироваться микрофлорой из аминокислот, например L-аргинина. Количество выделяемой мочевины зависит от скорости слюноотделения и обратно пропорционально количеству выделенной слюны. Известно, что уровень мочевины в слюне повышается при заболевании почек.

В полости рта мочевина расщепляется при участии уреолитических бактерий осадка слюны:

Выделяющееся количество аммиака повышает рН смешанной слюны и зубного налета.

У пациентов с хронической почечной недостаточностью в полости рта наблюдаются некариозная деструкция твердых тканей зубов и явления патологии пародонта. Развивается уремический стоматит. СОПР становится бледной, сухой (у 100% – ксеростомия), легко травмируется зубами или грубой пищей. Возможно потемнение СО мягкого и твердого нёба, щек, губ, а также проявление ограниченной или диффузной гиперемии. СОПР покрывается толстым псевдомембранозным налетом, после удаления которого возникает кровоточивость и образование эрозий. Отмечается раздражение концевых отделов МСЖ губ, мягкого нёба и щек, что способствует развитию эрозий. Возникают болезненные бляшки и корки на дорсальной и вентральной поверхностях языка, СО щек, подъязычной области вследствие раздражения и химического повреждения СО аммиаком и солями аммония, которые образуются при гидролизе мочевины слюнной уреазой. Больной жалуется на жжение, сухость в полости рта, неприятный запах изо рта, кровоточивость десен, дисгевзию, отвращение к еде, тошноту, рвоту. В отсутствии лечения при ХПН интраоральная концентрация мочевины превышает 30 ммоль/л.

Мочевая кислота определяется в слюне в количестве до 0,18 ммоль/л и отражает ее концентрацию в сыворотке крови.

Креатинин присутствует в слюне в количестве 2,0–10,0 мкмоль/л. Все эти вещества определяют уровень остаточного азота в слюне.

Тестовые задания

Выберите правильный ответ

1. ИСТОЧНИКАМИ АММИАКА В КЛЕТКАХ ЯВЛЯЮТСЯ РЕАКЦИИ АМИНОКИСЛОТ

а) дезаминирования

б) декарбоксилирования

в) трансметилирования

г) гидроксилирования

2. ПЕРВИЧНОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ АММИАКА СВЯЗАНО С СИНТЕЗОМ АМИНОКИСЛОТЫ

а) глутамата                        

б) глутамина                                

в) аргинина

г) орнитина

3. ВЫВЕДЕНИЕ АММИАКА ИЗ МЫШЦ ПРОИСХОДИТ В ВИДЕ АМИНОКИСЛОТЫ

а) пролин

б) тирозин

в) аланин

г) глицин

4. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ АММИКА В ПОЧКАХ СВЯЗАНО С СИНТЕЗОМ

а) мочевины

б) мочевой кислоты

в) креатинина

г) солей аммония

5. ГИДРОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЗАМИНИРОВАНИЕ ГЛУТАМИНА В ПОЧКАХ ИДЕТ ПРИ УЧАСТИИ ФЕРМЕНТА

а) глутаминазы

б) аспарагиназы

в) гидроксилазы

г) трансферазы

6. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ АММИАКА ПРОИСХОДИТ В ЦИКЛЕ

а) глюкозоаланиновом

б) орнитиновом

в) γ-глутамильном

г) пентозофосфатном

7. МЕТАБОЛИТ ОРНИТИНОВОГО ЦИКЛА, ПОСТУПАЮЩИЙ В ЦТК

а) аспартат

б) глутамат

в) фумарат

г) пируват

8. СОСТОЯНИЕ, ПРИ КОТОРОМ КОЛИЧЕСТВО ПОСТУПИВШЕГО БЕЛКОВОГО АЗОТА БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОЛИЧЕСТВО ВЫДЕЛЯЕМОГО НЕБЕЛКОВОГО АЗОТА, НАЗЫВАЕТСЯ

а) избыточное белковое питание

б) положительный азотистый баланс

в) азотистое равновесие

г) отрицательный азотистый баланс

9. СОСТОЯНИЕ, ПРИ КОТОРОМ КОЛИЧЕСТВО ВЫДЕЛЯЕМОГО НЕБЕЛКОВОГО АЗОТА БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОЛИЧЕСТВО АЗОТА, ПОСТУПИВШЕГО С ПИЩЕЙ, НАЗЫВАЕТСЯ

а) белковая недостаточность

б) положительный азотистый баланс

в) азотистое равновесие

г) отрицательный азотистый баланс

10. ФЕРМЕНТ РЕАКЦИЙ ПРЯМОГО ОКИСЛИТЕЛЬНОГО ДЕЗАМИНИРОВАНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО АМИНИРОВАНИЯ АМИНОКИСЛОТ – ЭТО

а) глутаматдегидрогеназа

б) оксидаза D-аминокислот

в) пируватдегидрогеназа

г) оксидаза L-аминокислот

11. ПРОДУКТАМИ ПЕРВИЧНОГО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫМИ ФОРМАМИ АММИАКА В ОРГАНИЗМЕ ЯВЛЯЮТСЯ АМИНОКИСЛОТЫ

а) Иле и Глн

б) Глн и Асн

в) Вал и Гли

г) Глу и Асп

12. ПРОЦЕСС, В КОТОРОМ ОБРАЗУЕТСЯ МОЧЕВИНА, – ЭТО ЦИКЛ

а) орнитиновый

б) молочной кислоты

в) глюкозоаланиновый

г) лимонной кислоты

13. ОБЩИМ МЕТАБОЛИТОМ ЦТК И ОРНИТИНОВОГО ЦИКЛА ЯВЛЯЕТСЯ

а) изоцитрат                  в) фумарат

б) сукцинат                   г) аспартат

14. ОБРАЗОВАНИЕ КРЕАТИНА ПРОИСХОДИТ В ОРГАНАХ

а) печени и мышцах

б) почках и сердце

в) мышцах и почках

г) почках и печени

15. ПРОЦЕССЫ ДЕЗАМИНИРОВАНИЯ АМИНОКИСЛОТ, БИОГЕННЫХ АМИНОВ, АЗОТИСТЫХ ОСНОВАНИЙ И ГНИЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ В КИШЕЧНИКЕ ПРИВОДЯТ К ОБРАЗОВАНИЮ ТОКСИЧНОГО МЕТАБОЛИТА

а) ацетата                      в) лактата

б) мочевины                  г) аммиака

16. КОНЕЧНОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ АММИАКА ПРОТЕКАЕТ В

а) сердце и почках

б) мышце и печени

в) печени и почках

г) сердце и печени

17. ПРОДУКТЫ КОНЕЧНОГО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ АММИАКА В ОРГАНИЗМЕ – ЭТО

а) мочевина и соли аммония

б) аспарагин и креатинин

в) глутамин и билирубин

г) мочевая кислота и индикан

18. ОБРАЗОВАНИЕ БИЛИРУБИНА (КОМПОНЕНТА ОСТАТОЧНОГО АЗОТА КРОВИ) ПРОИСХОДИТ В ПРОЦЕССЕ

а) распада пуриновых оснований

б) распада гема в клетках РЭС

в) обезвреживания аммиака

г) обезвреживания индола

19. ОБРАЗОВАНИЕ КРЕАТИНИНА (КОМПОНЕНТА ОСТАТОЧНОГО АЗОТА КРОВИ) ПРОТЕКАЕТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В

а) мышцах

б) почках

в) печени

г) легких

20. ОБРАЗОВАНИЕ МОЧЕВИНЫ, МОЧЕВОЙ КИСЛОТЫ, ИНДИКАНА (КОМПОНЕнТОВ ОСТАТОЧНОГО АЗОТА КРОВИ) ПРОТЕКАЕТ В

а) мышцах

б) печени

в) почках

г) сердце

21. МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, В ХОДЕ КОТОРОГО ИЗ МЫШЦ В ВИДЕ АЛАНИНА ВЫВОДИТСЯ ПИРУВАТ И АММИАК, А В ПЕЧЕНИ ИЗ АЛАНИНА СИНТЕЗИРУЕТСЯ ГЛЮКОЗА, – это ЦИКЛ

а) пентозофосфатный

б) молочной кислоты

в) глюкозоаланиновый

г) лимонной кислоты

22. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ АММИАКА В ПОЧКАХ ПРИВОДИТ К ОБРАЗОВАНИЮ

а) солей кальция

б) мочевины

в) мочевой кислоты

г) солей аммония

23. НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА АМИНОКИСЛОТЫ МЕТИОНИН СОПРОВОЖДАЕТСЯ НАКОПЛЕНИЕМ В КРОВИ И ПОЯВЛЕНИЕМ В МОЧЕ МЕТАБОЛИТА

а) фениллактата

б) цитруллина

в) фенилацетата

г) гомоцистеина

24. НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА АМИНОКИСЛОТЫ ТИРОЗИН (АЛКАПТОНУРИЯ) СОПРОВОЖДАЕТСЯ НАКОПЛЕНИЕМ В КРОВИ И ПОЯВЛЕНИЕМ В МОЧЕ КИСЛОТЫ

а) фенилуксусной

б) гомогентизиновой

в) цистатионина

г) гомоцистеина

25. АНТИВИТАМИННОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОГО ПРЕПАРАТА ИЗОНИАЗИДА ВЫЗЫВАЕТ НАРУШЕНИЯ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ГИПОВИТАМИНОЗА

а) В6

б) В3

в) В1

г) В2

Ответы к тестовым заданиям

1: а 6: б 11: б 16: в 21: в
2: б 7: в 12: а 17: а 22: г
3: в 8: б 13: в 18: б 23: г
4: г 9: г 14: г 19: а 24: б
5: а 10: а 15: г 20: б 25: а

Тема 3. Количественное определение мочевины в сыворотке крови уреазным методом. Клинико-диагностическое значение определения компонентов остаточного азота в биологических жидкостях

Лабораторная работа

Контингент учащихся: студенты I курса стоматологического факультета.

Форма занятия: лабораторное занятие.

Место проведения: аудитории для лабораторных исследований кафедры биологической и общей химии.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Актуальность/мотивация. Изучение методов количественного определения компонентов остаточного азота крови (мочевины, креатинина, креатина, мочевой кислоты) представляет для врача практический интерес с точки зрения клинической практики и лабораторной диагностики. Важным аспектом является использование в биохимическом анализе ферментативных методов определения как наиболее специфичных и чувствительных. Определение компонентов остаточного азота в биологических жидкостях имеет клинико-диагностическое значение и необходимо при лечении стоматологической патологии.

Цели занятия.

Образовательная цель. Освоение метода количественного определения мочевины в сыворотке крови. Изучение использования показателей мочевины и других компонентов остаточного азота в диагностике различных заболеваний.

Воспитательная цель. Воспитание у студентов навыков:

– совместной работы в команде на принципах равноправного партнерства при выполнении поставленной учебной задачи;

– аргументированного обоснования своей точки зрения и уважительного отношения к мнению коллег;

– культуры поведения и коллективной профессиональной этики.

Развивающая цель. Развитие у студентов способности к участию в проведении научных исследований.

Конкретные задачи.

Студент должен знать:

– принцип метода определения мочевины в сыворотке крови;

– причины повышения и понижения уровня мочевины в крови и моче;

– причины повышения и понижения уровня креатина и креатинина в крови;

– причины повышения и понижения уровня креатинина в моче;

– причины креатинурии;

– причины повышения и понижения уровня мочевой кислоты в крови и моче;

– причины гипераминоацидемии и гипераминоацидурии;

– причины гипербилирубинемии;

– причины повышения и понижения в крови содержания индикана и гиппуровой кислоты.

Студент должен уметь:

– отмерять необходимые объемы биологического материала и реактивов с помощью автоматических дозаторов;

– проводить ферментативную реакцию в стандартных условиях;

– пользоваться фотоэлектроколориметром для определения оптической плотности проб;

– в команде проводить определение мочевины в сыворотке крови;

– проводить типовые расчеты при обработке полученных данных;

– самостоятельно делать заключения (выводы) по результатам исследования;

– коллективно обсуждать клинико-диагностическое значение полученных результатов.

Студент должен владеть:

– навыками работы с автоматическими дозаторами;

– способностью оценки полученных результатов;

– навыками оформления результатов лабораторных исследований.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-8, ОПК-7, ПК-18.

Задание для самоподготовки. Изучить основную и дополнительную литературу, используя вопросы для самоподготовки.

Рекомендуемая литература

Основная

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 59–60.

Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. – С. 58–70.

Дополнительная

Биологическая химия: учебник / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1998. – С. 619–620, 623, 654–656.

Методы клинических лабораторных исследований / под ред. В.С. Ка­мышникова. – 9-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – С. 462–479.

Слюна. Аналитические возможности и перспективы / Т.П. Вавилова, О.О. Янушевич, И.Г. Островская. – М.: БИНОМ, 2014. – С. 201.

Вопросы для самоподготовки

1. Принцип метода определения мочевины в сыворотке крови.

2. Причины изменения содержания мочевины в крови, моче, слюне.

3. Происхождение основных компонентов остаточного азота: мочевины, мочевой кислоты, креатина, креатинина, аминокислот, индикана, гиппуровой кислоты, билирубина.

3. Использование количественных изменений компонентов остаточного азота в крови и моче с диагностической целью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.249 (0.05 с.)