Список использованных источников информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников информации



1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. / З.Ф. Аксенова – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. / А.Н Аверьянов. – Москва.: Политиздат, 1985.- 263 с.

3. Асташина, Н.И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки «Как синичка в гости летала» / Н.И. Асташина // Биология в школе, 2001. – № 40. – С. 8-17.

Андонян, Е. Л. Юным любителям природы: к Году охраны окружающей среды: памятка в стихах для дошкольников и их родителей // МБУК Мясниковского района «МЦБ» Детская библиотека; / Е. Л. Андонян. Чалтырь, 2013. – 20 с. http://chaltlib.ru/articles/detjam/vam_deti/unim_lubitelyam_prirodi/  

(дата обращения: 14. 10.2020)

4. Акимова. И. А. Красная книга Украины. Животный мир / И. А. Акимова. – Москва.: Глобалконсалтинг, 2009. – 624 с.

5. Бабунова, Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. / Т.А Бабунова – Москва.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

6. Безлепкина, П.В. Организация экологического воспитания в общеобразовательном учреждении / П. В. Безлепкина // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2012. – № 6. – С.4-8.

7. Беляева, М.А. Моделирование систем: конспект лекций: в 2 ч.; ч. 1 / М.А. Беляева; Моск. гос. ун-тпечати имени Ивана Федорова. – Москва: МГУП имени Ивана Федорова. – 188 с.

8. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / М. Большакова // Дошкольное воспитание. – Н. Морева − 2000. – № 7. − С. 12-20.

9. Большакова, С.В. Формирование мелкой моторик рук: Игры и упражнения. / С.В. Большакова − Москва: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.

10. Белоусова, Р.Ю. Теория и практика использования метода моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников: методическое пособие / Р.Ю. Белоусова, О.А. Пономарева. Н. Новгород, – 2007. – 86 с.

11. Баюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие. / М.Б. Баюта – Москва: Логос, 2011. – 306 с.

12. Веретенникова, С.А Ознакомление дошкольников с природой. // Учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». / С.А Веретенникова – Изд. 2-е, перераб. идоп. Москва, «Просвещение», 1980. – 269 с.

13. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О.А. // Дошкольная педагогика. – 2006. - №3. - С. 23 - 27.

14. Вадченко, Н.Л. Ответы почемучкам: о животном мире / Н.Л. Вадченко. – Донецк: издательство «Веско», 2007. – 32 с.

15. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – Москва.: Просвещение, 2008 – 135 с.

16. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. / О.Ф. Горбатенко. − 2-е изд., стереотип. − Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

17. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, – 2005. – № 3. – с. 10 – 16.

18. Гридина, В. Т. Как 40 сорок поспорили: Сборник веселых скороговорок для детей 4 – 8 лет. / В. Т. Гридина – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. – 64 с.

19. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Е.В. Гончарова – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 335 с.

20. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. / Е.В. Гончарова – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.

21. Гаркуша, Н.С. Мониторинг показателей здоровья обучающихся: Методическое пособие для классных руководителей / Н.С. Гаркуша. – Старый Оскол: ИПК «Квадрат», 2004. – 72 с.

22. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №287 от 04.04.2018г). http://mondnr.ru/dokumenty/category/3-dokumenty (дата обращения:12.11.2020)

23. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

24. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. − 2-е изд., стереотип. / О.Ф. Горбатенко. − Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

25. Донбасс – мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / сост. Л.Н. Арутюнян, Е.В. Сипачева, М.В. Савченко, Е.П. Макеенко, Н.В. Губанова, Л.Н. Котова, Г.Ф. Бридько. – Донецк: Истоки, 2016. – 48 с.

26. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. / Л.И. Егоренков – Москва: АРКТИ, 2001.– 128 с.

27. Желтухина, С.З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников / С. З. Желтухина. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 69-72. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7138/  (дата обращения: 04.11.2020).

28. Жуйкова, Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у старших дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 41-44. https://studwork.org/shop/19781-formirovanie-prostranstvennyh-predstavleniy-u-doshkolnikov (дата обращения: 11.10.2020)

29. Зебзеева, В.Д. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. С.45-49

30. Зенина, Т. Н. Экологические праздники для старших дошкольников: учеб.-метод, пособие / Т. Н. Зенина. - Москва: Пед. о-во России, 2006. - 128 с. 

31. Залкинд, Э. И. Природа в детском саду: пособие для учащихся пед. училищ и воспитателей детских садов / Э. И. Залкинд. – Москва: Учпедгиз, 2011. – 236 c.

32. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие / В. А. Зебзеева. – Москва: Сфера, 2009. – 287 с.

33. Закон ДНР «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015) (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111- ІНС) https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/  (дата обращения: 11.10.2020)

34. Закон донецкой народной республики «Об охране окружающей среды» № 43-IIHC от 21.06.2019, действующая редакция по состоянию на 21.06.2019https://dnrsovet.su/zakonodatelnayadeyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-vnesenii-izmenenij-v-zakondonetskojnarodnoj -respubliki-ob-ohrane-okruzhayushhej-sredy/ (дата обращения:11.10.2020)

35. Закон ДНР «Об особо охраняемых природных территориях» № 43-IHC от 30.04.2015, действующая редакция по состоянию на 12.09.2020 https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriyah

(дата обращения: 11.10.2020)

36. Кадырова, Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории. / Р.М. Кадырова – Москва: Буки-Веди, 2014. - 235 с.

37. Кочергина, В. Наш дом − Земля / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. − 2004. − № 7. С. 50-53.

38. Конституция Донецкой Народной Республики (с изменениями, внесенными Законами от 30.11.2018 года № 01-IIНС): http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/ (дата обращения: 10.10.2020)

39. Куликовская, Т.А. Что мы знаем о насекомых?: альбом упражнений по развитию речи у детей 5-7 лет / Т. А. Куликовская. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 24 с.

40. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду./ Т.С. Комарова - Москва.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2011 - 200 с.

41. Койнова, М. С. Конспект НОД в старшей группе «Правила поведения на природе» / М. С. Койнова, А. С. Антонова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 267-269. – URL: https://moluch.ru/archive/290/65779/  (дата обращения: 08.12.2020).

42. Каменева, Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для педучилищ. / Л.А. Каменева – Москва: Просвещение, 1992. - 240 с.

43. Костинова, Ю.А. Животные Украины: Цветная детская энциклопедия. / Ю.А.Костинова – Донецк: ООО «ПКФ «БАО» 2011. – 80 с.

44. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А Куликова - 3-е изд., исправ. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.

45. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (31 октября – 1 ноября 2019 г.). – Томск: Дельтаплан, 2019. – 352 с.

46. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. / С.Н. Николаева – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.

47. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / С.Н. Николаева – Москва: Академия. – 2005. – 210 с.

48. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

49. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры. / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. 2006. № 7, 36 с.

50. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 52 – 64.

51. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / С.Н. Николаева – Москва: Академия, 2004. – 336 с.

52. Николаева, С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду: / С.Н. Николаева МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 - 107 с.

53. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие / С.Н. Николаева. − Москва: Академия, 2012. − 184 с.

54. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – Москва: Новая школа, 2013. – 269 с.

55. Николаева, С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н. Николаева. − Москва: Мозаика – Синтез, 2017. – 304 с.

56. Никульшина, О.А. Система работы по формированию у дошкольников экологической культуры в ДОО // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. / О.А. Никульшина, О.А. Скутина – 2015. – № 1 (3). – С. 229-231

57. Островский, Э.В. Психология и педагогика / Э.В. Островский. - Москва.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 с.

58. Пензулаева, Л.П. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет. / Л.П. Пензулаева – Москва.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.

59. Пономарева, Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников: монография / Л.И. Пономарева Междунар. ин-т назависимых пед. исслед. МИНПИ-ЮНЕСКО. – Санкт-Петербург: МИНПИ: Астерион, 2015. – 183 с.

60. Поддъякова, Н.Н. Умственное воспитание дошкольников / Н.Н. Поддъякова. – Москва, 2013. - 290 с.

61. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.А. Серебрякова 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 223 с.

62. Савельева, Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. / Е.А. Савельева – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕС», 2011. – 64 с.

63. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста монография / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с.

64. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

65. Ушинский, К. Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 233 с.

66. Фокина, В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / В. Г. Фокина – «Прометей», 2013 - 254 с.

67. Цквитария, Т.А. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, / Т. А. Цквитария – Ростов-на-Дону, 2008. – 201 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Консультация для педагогов

«Моделирование как средства развития экологических представлений детей дошкольного возраста»

 

Актуальность вопросов использования инновационных технологий в дошкольном образовательном учреждении возрастает год от года. В настоящее время педагоги дошкольных учреждений внедряют в работу инновационные технологии, которые заключается в целенаправленном внедрении новых методов, способствующих эффективному развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина возникновения этой проблемы – в деятельности человека, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению равновесия в природе, что в первую очередь требует повышению экологической грамотности. Этого можно достичь только через воспитание подрастающего поколения.

Метод моделирования как средство ознакомления детей дошкольного возраста может нести в себе огромное образовательное значение происходящее через непосредственное знакомство с миром природы в процессе организованной образовательной деятельности.

Исследованиями многих отечественных и зарубежных педагогов, таких как: Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, А.В. Запорожец, А.А. Венгер и др., подтверждена эффективность использования метода моделирования в развитии детей дошкольного возраста.

Так как современное образование находится на переломном этапе развития, являясь зеркалом общества, постоянно ищет новые пути и технологий способные активизировать помощь педагогу в достижении образовательной цели. Термин «моделирования» характеризуется как: «Опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определённом отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте».  

Данный метод в педагогической практике пока недостаточно используется, при этом обуславливаясь рядом преимуществ:

- её можно применять для детей разного возраста;

- моделирования как средства формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей;

- моделирующая деятельность на занятиях может оказать большую помощь в познании дошкольниками окружающего мира, явлений природы;

- моделирование положительно влияет на развитие продуктивной и интеллектуальной деятельности.

А также обуславливается следующими компонентами:

- аксиологической – которая ставит в основу воспитания овладение духовными ценностями общечеловеческой культуры, когнитивный (познавательный);

 - деятельностной – личностной, который отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат.

При рассмотрении метода моделирования в воспитании детей дошкольного возраста используются разные виды моделей:

Окончание прил. А

1. Предметные модели.

Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений, к ним относятся различные предметы, конструкции. Приведем примеры, такие как:

- аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре, с помощью, которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыб; технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма;

- модели построек: улицы, дороги с дорожными знаками и переходами;

- модели леса с дикими животными, и двор с домашними жителями и т.п.

2. Предметно - схематические модели.

В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, С. Н. Николаева рекомендует использовать модель-макет для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета и набор геометрических фигур, накладывая которые на определенный цвет поля, дети понимают значимость покровительственной окраски животных.

Рассматривая старший дошкольный возраст можно отметить, что детям уже доступны предметно-схематические модели, где выражены существенные признаки объектов с помощью графических знаков или предметов их замещающих. Выраженным примером такой модели может выступать календарь природы, который ведут дети, используя для этого специальные символы, обозначающие изменения в природе. Воспитатель учит детей составлять схемы маршрута или создавая игровую ситуацию план карту по поиску спрятанных «пиратских сокровищ». Многообразными предметно-схематическими моделями можно считать чертежи, выкройки. Используя сюжетно игровую ситуацию: «Швейная мастерская» предлагает придумать и изготовить наряды для кукол.

3. Графические модели.

Данная модель предполагает разнообразные чертежи, графические схемы, графики. Которые имеют свойство передавать условно обобщенные признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть как календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.

Исходя из сущности моделирования состоящей в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных, в каждом конкретном случае, отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде, а также принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Можно рекомендовать использование данной методики в экологическом обучении детей в возрасте 5-7 лет, так как в этом возрасте происходит интенсивное развитие навыков и умений, которое способствует исследованию окружающей среды, анализу свойств и предметов.

В организованной совместной деятельности детей с взрослыми модели могут активно использоваться в экологических уголках при уходе за растениями и животными, а также являются востребованным познавательным материалом во время непрерывной образовательной деятельности в современной дошкольной организации. В ходе занятий с применением использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Сама методика моделирования, ни каким образом не исключает других, не менее важных, методов и приёмов работы с детьми, а преимущественно применяются наряду с ними.

Таким образом, метод моделирования чаще всего используется в организованной взрослыми деятельности, но очень важно использовать метод моделирования, а также готовые модели в самостоятельной деятельности детей, таких как: труд, наблюдение, поисковая деятельность, продуктивные виды деятельности. Манипулируя с моделью, дети не только легче усваивают материал, но активно включаются в деятельность. Работа педагога превращается из рутинного объяснения связей и закономерностей в интересное, наглядное занятие, на котором детям некогда скучать.

Приложение Б

Констатирующий этап

Таблица 2.1 – Показатели исследования уровня развития экологических представлений старшей группы (Методика С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент)

 

Ф.И.

Ребёнка

        Баллы за выполнение заданий экспериментальной группы

Сумма баллов

Представления о природе.

Отношение к природе.
 №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
1 Вера А. 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2.2
2 Иван А. 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1.5
3 Майя Ф. 2 2 2 2 3 3 2 2 2 2 2.2
4 Ева Б. 2 1 2 2 1 2 1 1 2 1 1.5
5 Тарас Б. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1.8
6 Милана Г. 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 1.6
7 Лиля Д. 2 2 2 1 2 3 2 2 2 2 2
8 Карина Д. 2 2 2 1 2 3 2 2 2 2 2
9 Маша К. 2 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2.2
10 Дима К. 3 2 2 1 2 3 2 2 2 2 2
11 Арина К. 3 3 2 3 2 3 2 2 2 3 2.5
12 Дима Л. 3 3 2 2 2 3 2 2 2 2 2.3

 

Таблица 2.2 – показатели исследования уровня развития экологических представлений в старшей группе (Методика С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) в контрольной группе (констатирующий эксперимент)

 

Ф.И. ребенка

Баллы за выполнение заданий

контрольная группа

Сумма баллов

Представления о природе.

Отношение к природе
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
1 Даша П. 3 3 2 3 2 2 2 2 2 3 2.4
2 Николь К. 3 1 2 2 2 2 2 2 3 1 2.2
3 Диана М. 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1.6
4 Арина Н. 2 1 2 2 2 2 2 2 3 3 2.2
5 Илья И. 2 1 2 2 2 1 2 1 2 2 1.7
6 Владик Т. 2 2 1 2 2 1 2 2 2 1 1.7
7 Тимофей Т. 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1.7
8 Аня А. 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1.5
9 Алиса П. 3 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2.4
10 Саша П. 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 1.7
11 Данил Т. 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1.9
12 Артем К. 1 2 1 2 1 2 2 1 2 2 1.6

 

Приложение В

Занятие №1

Тема: «Насекомые на нашей планете»

Цель: Формировать у детей ответственное отношение к родной природе, уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, познакомить детей с влиянием человека на природу и с какой целью создана Красная книга.

Задачи:

Обучающие:

- Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ природы весной, ассоциации с собственным опытом восприятия весенней природы.

- Формировать у детей представление о окружающей природе, мире насекомых, их строении, закрепить обобщающее понятие «насекомые».

- Формировать умение выделять общие признаки, учить схематично зарисовывать и составлять графическую модель внешнего вида насекомых.

- Расширять словарный запас по теме, познакомить с профессией энтомолог, с значением Красной книги в жизни человека.

- Побуждать детей к изучению мира насекомых с помощью моделирования.

- Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста.

  Развивающие:

- Развивать интерес к жизни насекомых, желание узнать новую информацию.

- Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ.

- Развивать зрительную и слуховую память.

- Продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательные:

- Воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы и мира насекомых.

- Воспитывать интерес к познанию природы через художественную литературу.

- Воспитывать желание замечать красоту окружающей природы;

Материал для занятия: иллюстрации с насекомыми и дикими животными; нарисованная на ватмане формата А-1 лесная поляна весной;вырезанные из бумаги насекомые; простые карандаши на каждого ребёнка; шаблон для зарисовки схемы на каждого ребёнка;лэбук «Насекомые Красной книги».

Предварительная работа: Чтение М. Л. Михалкова «Лесные хоромы»; Разучивание с детьми отрывка стихотворения: «Муха села на варенье...». Геннадий Шмонов, скороговорки, рассматривание иллюстраций насекомых, театрализация сказки М.Л. Михалкова: «Лесные хоромы».

Ход занятия

Организационная часть.

Воспитатель начинает занятие с приглашения детей на ковер, где проводит беседу, во время беседы звучит фонограмма «Звуки природы»

- Здравствуйте ребята.

- Дети подумайте и скажите где мы можем услышать такие звуки?

Дети. В лесу (В парку, на речке).

- Кого мы можем услышать?

Дети. Весной (летом, осенью).

Воспитатель знакомит детей с стихотворением поэта Л. Дайнеко:

«Есть на земле огромный дом».

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Продолжение прил. В

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты.

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Воспитатель. Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали мелодию природы. Она звучала весело и звонко. Я думаю, что каждый из вас представил, что наступила тёплая ласковая весна. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?

Дети. На поляне (в парке, лесу, у ручья и т. д.).

Воспитатель. Ребята, о чем говориться в этом стихотворении?

Дети. О природе (о лесе, животных, погоде и т. д.)

Воспитатель. А вы знаете, что такое природа?

Дети. Знаем, это земля (лес, деревья и т. д.)

Воспитатель. Сейчас на улице зима, а я хочу предложить побыть немного волшебниками, и очутится в гостях у лета.

Воспитатель. Что-то жарко становится... Да это же братец май хочет прийти к нам в гости. Хотите его повстречать?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. А для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

Тары-бары, растабары

 Елки-палки, каламбей,

 Шуры-муры, шары-вары,

 Самба-мамба, милки-вэй.

Дети закрывают глаза, говорят волшебные слова. В это время воспитатель ставит

на мольберт, нарисованную на ватмане весеннюю поляну.

Основная часть.

Воспитатель. Ребята посмотрите, вот в группе островок весеннего леса появился. Посмотрите что на нем изображено?

Дети. Лесная поляна (лес, деревья, и т. д.)

Воспитатель. Правильно, вы знаете, что наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами и где бы мы ни находились в теплое время года, но весна не может наступить без маленьких жителей нашей земли – насекомых. Это самые древнейшие и многочисленные обитатели нашей планеты. Давайте попробуем оживить нашу поляну?

Дети. Давайте.

Воспитатель. Вы любите отгадывать загадки?

Дети. Да.

Воспитатель предлагает присесть на стульях, расставленных на ковре, с каждой отгаданной загадкой детям наклеить вырезанных насекомых на предложенный макет:

 

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому, что я...(Оса)

  Эй, художник помоги, Ты меня принаряди     Сделай красный сюртучок» - Мне сказал один жучок: «А потом добавь ещё Пару точек на бочок» (божья коровка)   Жужжит, летает у стола – Гораздо толще, чем пчела. Полоски - словно у осы, Продолжение прил. В На брюшке - капельки росы. Смотри, он плюхнулся на хмель Большой, мохнатый, толстый  (Шмель)  

Наблюдаю я полёт -

Надо мною вертолёт.

Кто же ты? А ну, постой.

Длинный хвостик голубой,

Крылья будто в паутинке

Очень тоненькие льдинки.

И огромные глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

 

Я назойливая очень,

Но в стишке, так, между прочим,

Расскажу вам без прикрас:

Жизнь мою комарик спас (Муха)

 

Воспитатель. Вы молодцы на нашей поляне стало веселее, но этих обитателей на нашей планете очень мало, для того чтобы их стало дольше нам предстоит узнать много нового и интересного о насекомых и на поляне наступит настоящая весна.

Воспитатель предлагает детям занять места за столами, на доске перед детьми размешены иллюстрации животных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.120.202 (0.297 с.)