Работа с картографическими пособиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с картографическими пособиями



     Картой называется изображение земной поверхности или ее частей, сделанное на плоскости в масштабе с помощью условных знаков. Существенным признаком карты является наличие линий направлений – меридианов и параллелей. Общеизвестно: карта – это источник информации. Задача учителя – научить ученика понимать язык карты, трансформировать увиденную на ней информацию в новые знания. Для этого младшему школьнику необходимо научиться понимать условные знаки карты, назначение градусной сетки, а также научиться устанавливать по картам элементарные пространственные отношения между объектами. Осуществить названные задачи можно лишь на основе правильно составленных учебных карт.

    В учебных атласах для 1–4 класса не все внешне похожие на карту изображения земной поверхности – карты. Такие изображения являются картографическими пособиями. Приведем пример: Плешаков А.А. Атлас «Окружающий мир» 4 кл. Природные зоны России. – С. 8–9

      Изучая предмет «Окружающий мир», ученики знакомятся с разными картами [11]. На общегеографических картах изображают неровности поверхности, реки, озёра, моря, населённые пункты, дороги, границы государств.

Карты подразделяются на:

     Физические карты (с греч. — «природными») это карты с изображением материков, океанов, морей, островов, рек и других природных объектов.

     Тематические карты посвящены определённым темам. На них более подробно показывают какие-либо географические объекты или явления:

карта почв; карта природных зон; карта человеческих рас; карта народов мира;

карта строения земной коры; климатическая карта и др.

   Историческая карта – это изображение нашей планеты или большой части земной поверхности в разные времена истории человека. На ней обозначаются линии фронтов, торговый путь, места сражения, крепости, памятники, города. На такой карте можно узнать, какие были изменения на данной территории, где происходили события.

Контурные карты- Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу. Контурные карты могут использоваться на всех этапах урока и при подготовке домашних заданий. Работа с ними в процессе объяснения нового материала задействует слуховую, зрительную и моторную память, что способствует прочности запоминания расположения географических объектов и пониманию взаимосвязей. Первые задания обучающиеся должны выполнять в классе под руководством учителя для получения соответствующих навыков. Кроме того, начиная работу с контурными картами, следует показать школьникам правила работы и добиться их выполнения. Для этого необходимо иметь в кабинете соответствующую инструкцию, размножить ее и прикрепить каждому ученику в комплект контурных карт, что обеспечит правильность, аккуратность и эстетичность работ школьников. Варианты и тематика заданий для работы с контурной картой могут быть различными. Контурные карты используются для наложения на одну карту географических объектов, между которыми существуют причинно-следственные связи (например, тектоника и рельеф, осадки и растительность, тип климата и природная зона). На контурной карте можно изображать ареалы распространения различных явлений, маршруты путешествий и даже составлять новые карты. В процессе подобной творческой работы непроизвольно происходит запоминание географической номенклатуры. На основе контурных карт составляются картограммы, картодиаграммы и картосхемы. Контурная карта служит основой для проведения проверочных работ (например, учащиеся наносят указанные учителем объекты или называют те объекты, которые на карте показаны при помощи цифр и условных обозначений).

     По масштабу карты разделяют на крупномасштабные (1:200000

и крупнее), среднемасштабные (от 1:200000 до 1:1000000 включительно) и мелкомасштабные (мельче 1:1000000).

    Карта тесно связана с глобусом. Глобус объясняет особенности карты, исправляет ее недостатки, а карта детализирует глобусное изображение земной поверхности. Уже самая первая встреча детей с глобусом в начальной школе имеет конечную цель — познакомить их с особенностями карты. Глобус – очень важное пособие, потому что он позволяет формировать первое понятие о мелком масштабе карты, об особенностях ориентирования на ней, о некоторых особенностях ее рисунка, связанных с шарообразностью Земли, и уточнить, исправить пространственные представления о размещении на Земле крупных географических объектов. Эта работа с глобусом должна проводиться в системе. Такое пособие должно быть у каждого учащегося во время занятия. (УМК «Школа России» 3 класс, тема урока: Наши ближайшие соседи. Учащиеся изучают государства – ближайшие соседи России, учатся показывать их на карте. Государства, граничащие с Россией, их столицы. Стр.100-107, задания 2,3,4 стр.107.)

    С помощью карт и глобуса у обучающихся формируются представления о формах и размерах крупных географических объектов.

    Работа с топографическим материалом, изучение карт и сопоставление их с глобусом очень важна для младших школьников, так как она готовит их к изучению географии в среднем потоке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.57.52 (0.007 с.)