Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическое сознание молодежи.
Профессиональная сфера, сфера труда и занятости является одним из важнейших элементов человеческой деятельности, в том числе деятельности молодежи. Профессиональная сфера предоставляет для молодежи возможность удовлетворения материальных потребностей, а также возможность самореализации. Стратегии различных групп молодежи в профессиональной сфере в значительной мере определяются особенностями экономического сознания молодых людей. Экономическое сознание молодежи – комплекс ценностей, установок, норм и оценок, которые, наряду с объективными условиями жизни, определяют характер экономического поведения молодых людей (выбор профессии, служебную карьеру, стратегии повышения квалификации и др.). Именно выбор, а в дальнейшем и освоение профессии определяет сознание современной молодежи. Следовательно, для экономического сознания современной молодежи огромное значение имеет мотивация экономического поведения, в том числе – мотивация выбора профессии. Мотивация выбора профессии представляет собой совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих человека к эффективной деятельности в конкретной профессиональной сфере, которые задают ее границы, придают целенаправленность, ориентируют на достижение профессиональных целей. Мотив – то, что вызывает действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Стимул – побуждение к действию или причина. Мотивация выбора профессии молодым человеком условно разделяется на автономный тип, предполагающий самостоятельность в выборе профессии, и зависимый тип, в котором существенную роль играет микросоциальное окружение – родители, учителя и др. Исследования показывают, что в молодежной среде преобладает зависимый тип мотивации. При описании результатов ряда исследований, в частности, проведенного в Санкт-Петербурге, их авторы указывают на то, что на выбор будущей специальности школьниками старших классов огромное влияние оказывают родители. При этом, профиль выбранной специальности чаще всего не совпадает с родительской специальностью. Родители, испытавшие в 1990-е гг. резкое понижение статуса, как бы советуют детям учитывать их жизненный опыт, но не копировать его. По данным А.С. Запесоцкого, мнение родителей является решающим для 64% школьников. Еще 31% при выборе профессии прислушиваются к мнению учителей [71].
Это в некоторой степени подтверждает и исследование «Проблема востребованности специалистов, подготавливаемых учреждениями высшего и среднего профессионального образования, трудоустройства выпускников вузов и ссузов, расположенных на территории Белгородской области», проведенное в 2006 году Центром социальных технологий Белгородского государственного университета (N = 2826). В ходе его выяснилось, что 41% девятиклассников ориентируются при выборе профессии на родителей. В то же время среди одиннадцатиклассников эта группа составила 19%. Однако среди студентов 39% заявили, что выбор ими вуза опять-таки определили родители. В тех случаях, когда выбор профессии осуществляется в той или иной степени автономно, выпускники школ ориентируются как на потенциальные денежные доходы, так и на содержание профессионального труда. При постановке вопроса в виде жесткой альтернативы (исследование А.С. Запесоцкого) между «интересной работой» и «высокими заработками» мнения старшеклассников разделились почти поровну: 18% готовы предпочесть интересную работу высокой зарплате, 28% скорее согласны на этот вариант; 23% однозначно остановят свой выбор на высоких заработках и 31% скорее примут такое решение [72]. По данным исследования, проведенного в Челябинской области, в течение 2006 г. на рынке образовательных услуг усилились негативные тенденции. Появилось больше молодых людей, которые «зависают» в центрах службы занятости. Увеличилось количество молодых специалистов, которые работают не по специальности. Опрос в образовательных учреждениях показал, что у многих учащихся всех ступеней образования отсутствует мотивация в профориентации, и большинство из них учатся «ради диплома». Молодежь ориентируется на стереотипы бытового сознания о престижных профессиях и приобретает профессии юристов, финансистов, менеджеров, дизайнеров и т.п. План набора 2006-2007 гг. в вузы области по этим профессиям значительно превышает показатели прошлого года. В то время как развивающаяся экономика остро нуждается в квалифицированных станочниках, строителях, мастерах сферы обслуживания. Среди безработных выпускников основная часть - из учреждений начального и среднего специального профобразования. Большая часть безработных выпускников с вузовскими дипломами - специалисты в областях юриспруденции, экономики и управления, психологии, менеджемента, технологии и предпринимательства, финансов, бухгалтерского учета. А вакансии, заявленные работодателями, более чем на 80% составляют квалифицированные рабочие кадры. Сегодня молодые специалисты, имея дипломы о высшем образовании, не знают, каким образом распорядиться полученными знаниями. Потребительское отношение работодателей к молодежи перевешивает все позитивные моменты [73].
Социологический опрос выпускников Белгородской области, проведенный в 2006 году, показал 72% из них собираются поступать в вузы, 17% - в сузы и лишь 7% - получить рабочую специальность. В то же время в данный момент на рынке труда на одного рабочего приходится 5 человек с высшим образованием. До 54% абитуриентов вузов желают быть юристами, экономистами и менеджерами, но каждый пятый из них, получив диплом, попадает на биржу труда [74]. Большинство опрашиваемых в 1960-1980-е гг. молодых людей не мыслили своей жизни без труда. Опросы первой половины 1990-х гг. показывали, что 15-20% молодых респондентов вообще не стали бы работать, если бы были материально обеспечены. Около 40-50% связывали мотивацию трудовой деятельности с деньгами и стремлением их заработать любыми способами, в том числе противоправными [75]. По данным Г.М. Мкртчяна (эмпирические исследования проводились в Москве), существует довольно отчетливая тенденция изменения мотивации выбора профессии в 1980-2000-е гг. Если в иерархии доминирующих ценностей, определяющих, по мнению респондентов, положение человека на шкале статусных позиций, в оценках выпускников дореформенного периода первое место занимали «содержание работы», «престижность профессии» и «полезность для общества», то для той же категории респондентов рыночного периода преобладающее место принадлежит: «хорошей зарплате», «дополнительным доходам» и гарантиям «выгодного трудоустройства». Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике мы имеем дело (в рамках нашей выборочной совокупности) с поведением, базирующимся на потребительских запросах [76]. В установке молодежи на труд с мотивационной доминантой «деньги» скрыто действие весьма важного, с нашей точки зрения, социально-психологического фактора социальной стратификации: готовности и способности изменить уровень своего благосостояния на основе формирования новой трудовой этики (по М.Веберу). Такие поведенческие приоритеты, рационализирующие социальные действия современного «рыночного поколения», были менее характерны для молодежи до социально-экономических преобразований в России. Результаты исследования дают основание сделать вывод, что для московской молодежи характерен сдвиг вектора сознания и поведенческих приоритетов в сторону высокого уровня притязаний на образование и квалификацию. В ориентациях молодежи знание, квалификация, профессия (специальность) имеют, прежде всего, инструментальную ценность, являясь способом достижения определенного статуса не только с помощью конкурентоспособного положения на рынке труда, но и, впоследствии, повышения притязания к уровню потребления. Закономерно предпочтение респондентами «прибыльных», «выгодных», с их точки зрения, профессий, сфер трудовой деятельности, секторов (отраслей) экономики. Так, на первый план в шкале предпочтений молодые москвичи выделили профессии «финансово-экономические». Мотивационная доминанта приоритета этих профессий – высокий уровень заработной платы в структурах негосударственного сектора. Следующая группа – профессии из сферы юриспруденции, занявшие второе место в шкале предпочтений и также имевшие достаточно высокие оценки у респондентов. Далее идут инженерно–технические профессии (включая программистов), медицинские (врач, массажист и т.д.), бизнес-искусства (дизайн, модельер, специалист по рекламе), психолого-педагогические (психолог-консультант, социальный педагог). Указанные профессии связаны в основном с высоким уровнем образования и квалификационной подготовки. Они характеризуются, как правило, сходными оценками опрошенных, определяя стратегию поведения «реформного поколения» в его социально-профессиональном самоопределении [77].
Мы полагаем, что подобные установки сознания молодежи типичны для России в целом. По сферам занятости молодые люди ориентируются, главным образом, на негосударственный сектор (по данным опроса, проведенного в Москве, таких респондентов 76%). Очевидно, что установки и ориентации молодых людей в экономической сфере определяются, прежде всего, теми возможностями для обеспечения личного материального благополучия, которые предоставляет профессия или сфера деятельности. Следует учитывать, что, по данным опросов ФОМ, 87% молодых людей стремятся к тому, чтобы иметь как можно больше денег [78]. Такая ориентация существенно отличает нынешнее поколение молодежи от поколения, молодость которого пришлась на 1980-е гг. и более ранний период. Тем не менее, результаты общероссийского исследования, проведенного Институтом социологии РАН в марте-апреле 2007 г., свидетельствуют, что за последние 10 лет список профессий, которые считаются у молодых людей престижными, сильно изменился. Для современной молодежи важно при выборе профессии не только «сколько за это платят», но и общественный статус людей, занятых в той или иной сфере, долгосрочные перспективы работников, интересное это дело или нет. Если в 1997 году 89% молодежи считали самыми престижными специальности в сфере финансов или юриспруденции (адвокат, бухгалтер, экономист и т.п.) то десять лет спустя поклонников данных профессий оказалось только 63%.
В настоящее время в число наиболее престижных профессий попадают и менеджеры, и ученые, и программисты, и госслужащие (их называют уже не 10, а 17%). В то же время, число тех, кто хотел бы занять просто любую руководящую должность, снизилось за прошедшее десятилетие с 10% до 6%. Еще 7% молодых людей назвали престижной профессию программиста. Вновь появился в этом списке «научный работник». Гораздо привлекательнее с точки зрения оплаты труда стали медицинские профессии. А вот занятие бизнесом существенно утратило привлекательность в глазах молодежи. Число тех, кто считает его престижным, упало с 13 до 9%, несмотря на то, что собственное дело, по мнению молодых людей, вполне способно принести быструю материальную выгоду [79]. Факт смещения приоритетов в сознании молодежи, в первую очередь, школьников подтверждает и упомянутое выше исследование, проведенное в Белгородской области, выявило, что экономическую специальность хотели бы получить 22% одиннадцатиклассников, инженерно-техническую – 17%. Таким образом, экономическое сознание современной молодежи характеризуется неоднородностью и довольно заметной динамикой, которая, с одной стороны, отражает социально-экономические изменения в обществе; с другой стороны, - относительно самостоятельный процесс эволюции молодежных ценностей. Выбор профессии молодежью продолжает в определенной степени определяться стереотипами, сформировавшимися в 1990-е гг., зависеть от ближайшего окружения и определяться, прежде всего, потенциальными материальными преференциями профессии. Вместе с тем, наблюдается укрепление тенденции ориентации на содержание будущей работы в противовес ее материальным аспектам, восстановление престижа «традиционных» специальностей – инженерно-технических, прежде всего
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.20 (0.016 с.) |