Тема: правовое обеспечение экономического механизма в сфере земельных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: правовое обеспечение экономического механизма в сфере земельных отношений



 

 1.Плата за предоставление участков в частную собственность, аренду;

 2.Плата за пользование земельными участками;

 3.Правовое регулирование кадастровой оценки;

 4.Возмещение землепользователям правомерных убытков;

 5.Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

 

1. Плата за предоставление участков в частную собственность, аренду

 

Ст. 31, 31-1, 31-2 КоЗ, п.6 Указа № 667;

Особенности правового регулирования позволяют выделить следующие варианты такой оплаты: 1) плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемая в частную собственность граждан и негосударственных ЮЛ; 2) Плата за земельные участки, находящиеся в частной собственности при совершении сделок с ними (при их возмездном отчуждении); 3) плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности.

 

1) плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемая в частную собственность граждан и негосударственных ЮЛ; Особенности: по общему правилу взимается плата и цена определяется: если без проведения аукциона, то цена определяется по кадастровой стоимости, действующей на дату подачи заявления; если предоставляется по результатам аукциона, то плата определяется аукционной ценой, но не может быть ниже кадастровой стоимости. В законодательстве предусмотрены случаи, когда такая плата не взимается: когда земельные участки предоставляются многодетным семьям (граждане, состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов, во всех населенных пунктах); за равноценные земельные участки взамен изымаемых земельных участков6 находившихся в частной собственности. Есть случаи, когда плата за земельные участки взимается частично см. ч. 9-11 п. 6 указа 667.

2) Плата за земельные участки, находящиеся в частной собственности при совершении сделок с ними (при их возмездном отчуждении); Особенности: плата устанавливается в соответствующих договорах, а при отчуждении местным исполкомом в решении соответствующего исполкома. Цена договорная, но с учетом следующих правил: не ниже кадастровой стоимости; при отчуждении местным исполкомом земельных участков, за которыми собственниками при их исполнении была внесена часть кадастровой стоимости производится по цене, соответствующей этой части кадастровой стоимости.

3) плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Особенности: по общему правилу взимается плата и такая плата определяется а) если без проведения аукциона, то на основании кадастровой стоимости земельного участка, действующего на дату подачи заявления заинтересованного лица, б) если по результатам аукциона, то такая плата определяется по результатам аукционных торгов, но не может быть ниже начальной цены, определенной на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов в зависимости от срока их аренды; Коэффициенты см. в приложении 1 ПСМ от 26 марта 2008 года. Когда плата за право заключения договоров аренды не взимается – см. ч. 3 ст. 31-1 КоЗ, ч. 5 п. 6 Указа 667 (в частности, сельскохозяйственным организациям, в том числе КФХ, иным организациям для ведения сельского хозяйства). Возможно предоставление рассрочки внесения платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность и платы за право заключения договора аренды. (см. п. 6 Указа)

 

2. Плата за пользование земельными участками;

 

В соответствии со ст. 83 закона об охране ОС общее природопользование является бесплатным, а специальное природопользование осуществляется на платной основе. Данное правило распространяется и на землепользование как вид природопользования.

Формы платежей за специальное землепользование: земельный налог, арендная плата. Внесение данных платежей не освобождает землепользователей от осуществления мероприятий по охране ОС и от возмещения вреда причиненного в результате незаконного использования земли, иного вредного воздействия.

Земельный налог. Ст. 32, 33 КоЗ, глава 18 НК; Указ об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Земельное налогообложение имеет особенности: в сфере гражданского оборота в качестве объекта налогообложения определяется вещи, являющиеся объектами имущественных правоотношений; платным землепользованием налог не на результат (доход, стоимость имущества и тд.), а налог на процесс, то есть воздействие на ОС; земельный налог не преследует фискальные цели, его задача по возможности максимально возместить тот ущерб, который причиняется хозяйственной деятельностью; средства поступающие в уплату земельного налога в своем большинстве направляются на финансирование природоохранных мероприятий; земельный налог уплачивается за пользование земельными участками, находящимися на любом правовом титуле, кроме права аренды. Ставки, порядок и сроки уплаты – глава 18 НК.

Арендная плата. Ст. 32, 33 КоЗ, Указ об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, Указ о взимании арендной платы, находящиеся в государственной собственности от 01. 03. 2010 года.

Арендная плата уплачивается за пользование земельными участками, находящимися в аренде: 1) размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в частной собственности, определяется договором аренды земельного участка 2) порядок взимания арендной платы за участки, находящиеся в государственной собственности устанавливается в Указе от 01. 03. 2010 года.

 

3. Правовое регулирование кадастровой оценки;

 

Ст. 1, 88 КоЗ, положение об оценке стоимости объектов гражданских прав РБ утв. Указом от 13 октября 2006 года; Инструкция о порядке проведения кадастровой оценки земель, земельных участков…утв. Постановление госкомимущества № 27;  Инструкция о порядке проведения кадастровой оценки с/х земель… утв. Постановлением госкомимущества от 29 июня 2015 года № 28; Инструкция о порядке ведения регистра стоимости земельных участков государственного земельного кадастра и выдачи информации из него утв. Постановлением госкомимущества от 3 июня 2010 года № 37.

Кадастровая оценка земель, земельных участков это определение кадастровой стоимости земель, земельных участков на определенную дату для целей, предусмотренных законодательством. Кадастровая стоимость земель – это расчетный показатель стоимости единицы площади земель в оценочной зоне, выделенной на землях, равноценных по стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка – это расчетная денежная сумма, отражающая ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению и включенная в регистр стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра. Особенности: земельные участки относятся к объектам гражданских прав, которые подлежат оценке; для определения стоимости применяется 1) метод кадастровой оценки 2) в предусмотренных случаях – рыночный метод. Результатом кадастровой оценки являются кадастровые стоимости земель, земельных участков. Основанием для проведения кадастровой оценки является договор между госкоммимуществом и исполнителем работ. Законодательством установлены различия проведения кадастровой оценки в зависимости от категории и вида земель.  Можно выделить: а) кадастровую оценку с/х земель б) всех остальных категорий и видов земель. Кадастровая оценка с/х земель производится не реже чем через 10 лет, а иных земель не реже чем через 4 года. Результаты кадастровой оценки земель утверждаются госкоммимуществом для с/х земель, а исполкомами в отношении всех иных земель. Материалы кадастровой оценки земель, земельных участков, законодательство относит к землеустроительной документации. Информация о кадастровой стоимости земель/участков ведется национальным кадастровым агенством. Информацию из регистра стоимости можно получить а) путем запроса б) на интернет-странице РУП национальное кадастровое агенство.

 

4. Возмещение землепользователям правомерных убытков;

 

Ст. 75 КоЗ; Положение о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием иных земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости утв. ПСМ от 26 марта 2008 года; Указ № 58, Указ № 231.

Особенности: вред, причиненный правомерными действиями подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 933 ГК); Возможно возмещение землепользователям правомерных убытков в следующих случаях: когда участок изымается и предоставляется другому лицу (убытки возмещает то лицо, в пользу которого изымается участок); временное занятие земельных участков (убытки возмещает то лицо, которое временно будет занимать участок); возмещение убытков землепользователей в результате сноса расположенных на земельном участки объектов недвижимого имущества; в случае если на земельный участок накладываются определенные ограничения/обременения (убытки возмещает то лицо, в пользу которого накладываются ограничения). Законодатель выделяет ориентировочные и фактические размеры убытков. Осуществлять определение размера убытков праве организации, включенные в перечень, утв. ПСМ от 26 марта 2007 года. С одной стороны, возмещение правомерных убытков имеет частно-правовую природу, поскольку все имущественные отношения складываются между лицами, у которых возникли такие убытки и лицами в чьих интересах производилось изъятие таких участков. А с другой стороны, в процессе определения и возмещения убытков участвуют лишь государственные органы и организации.

Законодательством предусмотрены дополнительные гарантии защиты имущественных прав землепользователей при изъятии земельных участков для государственных нужд. Если при изъятии земельного участка для государственных нужд сносится жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, то местный исполком либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок обязаны предложить землепользователю следующие варианты: 1) в собственность квартиру типовых потребительских качеств, а в случае, если рыночная стоимость ниже типовых качеств – денежной компенсации в размере данной разницы; 2) просто денежную компенсацию за сносимый жилой дом, а также насаждения при них, но не меньше чем затраты для строительства равноценного жилого дома или квартиры; 3) Минский горисполком дополнительно обязан предложить собственнику сносимого жилого дома реализацию права на предоставление ему вне очереди и без проведения аукциона земельного участка в ином любом населенном пункте РБ, с выплатой денежной компенсации за сносимый жилой дом или квартиру + насаждения при них. При наличии объективной возможности местный исполком может также предложить собственнику жилого дома реализацию одного из его прав на: строительство жилого дома и насаждений при нем равноценных по благоустройству и общей площади сносимых строений; перенос и восстановление сносимого жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

 

5. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

 

Ст. 76 КоЗ; Положение о порядке возмещения потерь с/х производства утв. ПМС от 26 марта 2008 года; Положение о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства ПСМ от 26 марта 2008 года; Декрет о создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в РБ от 6 августа 2009 года № 10.

Особенности: сущность возмещения потерь заключается в компенсации по условным нормативам государству затрат обусловленных необходимостью вовлечения в с/х и л/х производство новых земель взамен используемых не по целевому назначению. Данные потери возмещаются независимо от возмещения правомерных убытков. Возмещению подлежат потери с/х и (или) л/х производства вызванные 1) изъятием земельных участков из с/х земель, земель лесного фонда для использования их в целях не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства 2) невозможность использовать земельный участок по целевому назначению в связи со строительством (реконструкцией, ремонтом) подземных линейных сооружений, осуществляемых в границах охранных зон этих сооружений в срок до 1, 5 лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности и без изъятия земельных участков.

Случаи, когда данные потери не возмещаются см. п. 1-1 указа 667, см. п. 2 Декрета от 2 августа 2009 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.218 (0.011 с.)