![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
ственных постов, оставаясь малозаметными, всегда готовыми услужить другим. Дружеские, доверительные отношения с кем-либо иногда полностью отсутствуют. Диагноз мазохистского типа характера устанавливается тогда, когда можно выявить не менее четырех из перечисленных ниже признаков: 1) стойкое, глобальное чувство напряженности и озабоченности; 2) убежденность в своей социальной неловкости, непривлекательности или малой ценности по сравнению с другими; 3) повышенная озабоченность критикой; 4) нежелание вступать во взаимоотношения, если нет гарантии понравиться; 5) «суженный» стиль жизни из-за потребности в физической безопасности; 6) уклонение от профессиональной или социальной деятельности, связанной с интенсивными межличностными контактами, из страха критики, неодобрения или отвержения. Все рассмотренные в настоящей главе классификации представлены в сводной таблице 2.5. 2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Практика психотерапии всегда ставит перед психологом вопросы: «Какими методами и как провести быструю объективную диагностику? Насколько валидны те или иные тесты?» Временные рамки психотерапевтической сессии, сложность проблематики требуют поиска диагностических экспресс-методов, позволяющих выявить у клиента доминирующие нарушения и подобрать реальные по времени и технике приемы их коррекции. Какому методу следует отдать предпочтение? По-видимому, это зависит от направления психотерапевтической школы в контексте конкретной формы терапии, от информированности самого терапевта, его привязанности к тем или иным научным доктринам и уровня его практических знаний и опыта. Так, популярность тестовых «опросников» среди психологов определяется их доступностью для любого уровня профессиональной подготовленности, возможностью их компьютеризации и однозначностью оценок тестовых ключей. Проективные тесты, напротив, предполагают большую изобретательность при обработке данных, требуют больше времени для проведения анализа и не имеют строго выверенных от- 257 9 Терапия пищ. поведения ---------------- Таблица 2.5 Сводная таблица типов организации и классификации характера
Автор |
Классификации типов | |||||||
II | III | ||||||||
Гиппократ/ Гален | меланхолик | флегматик | холерик | сангвиник | |||||
И. П. Павлов | слабый | сильный, уравновешенный, инертный | сильный, неуравновешенный | сильный, уравновешенный, подвижный | |||||
Э. Кречмер | астеник шизоид шизотимик | атлетик эпилептоид иксотимик | пикник истероид циклотимик | ||||||
У. Шелдон | церебротоник эктоморфный | соматотоник мезоморфный | висцеротоник эндоморфный | ||||||
3. Фрейд | оральный | анальный | фаллический | ||||||
К. Хорни | «от людей» | «против людей» | «к людям» |
1
Л. Собчик | [ интроверт-ный | | сенситивный | тревожный | ригидный | агрессивный | спонтанный | \ экстраверт-ный | i эмотивный |
А. Кроник, Р. Ахмеров | аскетизм, минимизация потребностей, самоограничение | созерцание, минимизация сложности, познание мира | деятельность, максимизация способностей, самосовершенствование | гедонизм, максимизация полезности, пользование миром | ||||
К. Г. Юнг, А. Аугусти-навичюте | INTJ (Робеспьер) ENTJ (Джек) | ISTJ (Максим) ESTJ (Штирлиц) | INTP (Бальзак) ENTP (Дон-Кихот) | ISFJ (Драйзер) ESFJ (Гюго) | ISFP (Дюма) ESFP (Наполеон) | INFJ (Достоевский) ENFJ (Гамлет) | ISTP (Габен) ESTP (Жуков) | INFP (Есенин) ENFP (Гексли) |
Н. Мак-Вильямс К. Наранхо Ю. Попов, В. Вид | шизоидный | нарцисси-ческий | параноидный | обсессивно- компульсив- ный | психопатический | истерический | маниакально-депрессивный | мазохистский |
В. Райх А. Лоуэн | шизоидный | оральный | - | ригидный | психопатический | истерический | - | мазохистский |
Глава 2
ветов. Все зависит от уровня знаний и интуиции исследователя, его характера и стиля проведения тестирования, способности принять на себя ответственность при оценке материала (Никитин, 1998).
Психологические тесты — это стандартизованные психодиагностические методы, предназначенные для изучения и оценки (как количественной, так и качественной) своеобразных свойств личности в ее переживаниях и поведении. В принципе эти тесты не дают принципиально новой информации по сравнению с той, которую можно получить в диагностической беседе с пациентом. Ценность психологических тестов заключается в том, что с их помощью можно получить объективную оценку состояния пациента, независимую от субъективных мнений исследователей. Это достигается путем бысокой стандартизации в проведении и оценке теста.
|
При выборе комплекса тестовых методик для исследования пациентов с психосоматическими жалобами нужно опираться на следующие принципы:
• Относительная простота применяемых методик.
• Быстрота их проведения.
• Полнота изучения исследуемого явления.
• Взаимная дополняемость применяемых методик.
• Высокая суммарная валидность.
• Достаточная чувствительность к признакам изучаемого явления у здоровых и больных, а также к динамике изменения показателей в процессе лечения.
Психологические тесты могут дополнить общую диагностику, но не заменить ее. В индивидуальной клинической диагностике они имеют вспомогательное значение. Роль тестирования в психосоматических исследованиях возрастает, когда они применяются среди большого количества пациентов, так как там используются систематические и сопоставимые для всех пациентов данные.
В настоящем справочнике приводятся в первую очередь тесты для диагностики проблем, связанных с нарушениями пищевого поведения и избыточным весом. Они разделены на три категории: диагностика пищевого поведения, диагностика свойств личности и диагностика отношения к своему телу. Предлагаемые в настоящем справочнике методики не требуют сложного технического оснащения и длительной обработки результатов, они просты и доступны.
260
Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
2.3.1. Исследование пищевого поведения
Тесты и опросники, приведенные в данном разделе, направлены на выявление у пациентов различных форм нарушений пищевого поведения: нервной анорексии, нервной були-мии и компульсивного переедания, а также таких его форм, как эмоциогенное, ограничительное и экстернальное пищевое поведение.
ГОЛЛАНДСКИЙ ОПРОСНИК ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ DEBQ
Голландский опросник пищевого поведения DEBQ (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire) был разработан в 1986 году голландскими психологами на базе факультета питания человека и факультета социальной психологии Сельскохозяйственного университета (Нидерланды) для выявления ограничительного, эмоциогенного и экстернального пищевого поведения (Van Strien et al., 1986). В опросник входят 33 вопроса, каждый из которых имеет 5 вариантов ответа: «никогда», «редко», «иногда», «часто» и «очень часто», которые впоследствии оцениваются по шкале от 1 до 5, за исключением 31-го пункта, имеющего обратные значения. Для подсчета баллов по каждой шкале нужно сложить значения ответов по каждому пункту и разделить получившуюся сумму на количество вопросов по данной шкале.
Первые 10 вопросов представляют шкалу ограничительного пищевого поведения, которое характеризуется преднамеренными усилиями, направленными на достижение или поддержание желаемого веса посредством самоограничения в питании.
Следующие 13 вопросов представляют шкалу эмоциогенного пищевого поведения, при котором желание поесть возникает в ответ на негативные эмоциональные состояния. При этом 9 пунктов шкалы касаются определенных эмоциональных состояний, таких как раздражение, подавленность (растерянность), гнев, ожидание неприятности, тревога (беспокойство, напряжение), ощущение того, что все плохо, испуг, разочарование, эмоциональное потрясение (расстройство) и 4 пункта — состояний со смешанными эмоциями: когда нечего делать, одиночества, когда кто-то подводит, скуки или возбуждения.
|
Остальные 10 вопросов касаются экстернального пищевого поведения, при котором желание поесть стимулирует не ре-
261
Глава 2
альное чувство голода, а внешний вид еды, ее запах, текстура либо вид других людей, принимающих пищу.
В одном исследовании (Van Strein Т. et al., 1986) в группе неполных женщин средние значения показателей ограничительного, эмоциогенного и экстернального пищевого поведения соответствовали 2,43, 2,03 и 2,68 балла. В исследовании Вознесенской Т. Г. и Рыльцовой Г. А. (1994) при обследовании 140 здоровых женщин, жительниц Москвы, были получены следующие средние показатели типов пищевого поведения: ограничительное — 2,41, эмоциогенное — 1,88, экстер-нальное — 3,22 балла.
Проведенное сотрудниками Эндокринологического центра (г. Москва) исследование 108 больных первичным ожирением выявило, что у больных с нарушенным пищевым поведением значения выше по всем трем шкалам. При этом колебания уровня экстернального пищевого поведения наблюдаются в пределах от 3,4 до 3,6, эмоциогенного пищевого поведения — от 2,6 до 3,3, ограничительного пищевого поведения — от 2,7 до 3,2.
Следует иметь в виду, что ряд больных может вольно или невольно давать неверные ответы, в связи с чем их необходимо анализировать параллельно с дневником питания. Для оценки происходящего в процессе лечения количественного и качественного изменения пищевого поведения опросники рекомендуется использовать повторно. Если уровни эмоциогенного и экстернального пищевого поведения значительно снижаются, а ограничительного пищевого поведения — несколько возрастают и при этом наблюдается снижение массы тела, то подобная динамика свидетельствует о выработке более правильных пищевых стереотипов.
ИНСТРУКЦИЯ: Перед Вами ряд вопросов, касающихся Вашего поведения, связанного с приемом пищи. Ответьте на них одним из пяти возможных ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто» и «очень часто», поставив галочку в соответствующем столбце на бланке теста.
№ | Вопросы | никогда | редко | иногда | часто | очень часто |
1. | Если Ваш вес начинает нарастать, едите ли Вы меньше обычного? |
262
|
Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения
№ | Вопросы | никогда | редко | иногда | часто | очень часто |
2. | Стараетесь ли Вы есть меньше, чем Вам хотелось бы, во время обычного приема пищи (завтрак, обед, ужин)? | |||||
3. | Часто ли Вы отказываетесь от еды и питья из-за того, что беспокоитесь о Вашем весе? | |||||
4. | Аккуратно ли Вы контролируете количество съеденного? | |||||
5. | Выбираете ли Вы пищу преднамеренно, чтобы похудеть? | |||||
6. | Если Вы переели, будете ли Вы на следующий день есть меньше? | |||||
7. | Стараетесь ли Вы есть меньше, чтобы не поправиться? | |||||
8. | Часто ли Вы стараетесь не есть между обычными приемами пищи из-за того, что следите за своим весом? | |||||
9. | Часто ли Вы стараетесь не есть вечерами, потому что следите за своим весом? | |||||
10. | Имеет ли значение Ваш вес, когда Вы что-либо едите? | |||||
11. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вы раздражены? | |||||
12. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вам нечего делать? |
263
Глава 2
№ | Вопросы | никогда | редко | иногда | часто | очень часто |
13. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вы подавлены или обескуражены? | |||||
14. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вам одиноко? | |||||
15. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вас кто-то подвел? | |||||
16. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вам что-либо препятствует, встает на Вашем пути, или нарушаются Ваши планы, либо что-то не удается? | |||||
17. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вы предчувствуете какую-нибудь неприятность? | |||||
18. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вы встревожены, озабочены или напряжены? | |||||
19. | Возникает ли у Вас желание есть, когда «все не так», «все валится из рук»? | |||||
20. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вы испуганы? | |||||
21. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вы разочарованы, когда разрушены Ваши надежды? | - | ||||
22. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вы взволнованы, расстроены? | |||||
23. | Возникает ли у Вас желание есть, когда Вы скучаете, утомлены, неспокойны? |
264
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.122 (0.017 с.)