Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неокантианская концепция науки - марбургская школа (г. Коген)
Неокантианство - рационалистическое течение в немецкой философии рубежа XIX-XX вв., возникшее как реакция на иррационалистические направления сер. и к. XIX в. Неокантианцы обращаются к строгому критическому методу И. Канта. Традиционно выделяют два основных направления неокантианства - баденскую и марбургскую школы. С точки зрения философии и методологии науки баденская школа интересна обоснованием гуманитарных наук, марбургская - концепцией математики и естествознания. Ключевые фигуры баденской школы - В. Виндельбанд, Г. Риккерт, марбургской - Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер. Неокантианство марбургской школы называет в числе оснований для своих философских построений не только кантианство, но и философию Платона как первоисточник идеалистических взглядов. С Платоном это философское течение солидарно в понимании идеального мира как приоритетной (по отношению к миру эмпирическому) сферы реальности. С точки зрения неокантианцев марбургской школы, развитие науки не зависит от внешних факторов, будь то культурная обстановка эпохи или какие-либо социальные процессы внутри научного сообщества. Источник развития науки - в самом человеческом мышлении. Научное познание, пишет Г. Коген, является чисто логической операцией. У Канта познание составлялось из чувственного материала (опыта, эксперимента), конструируемого априорными формами и деятельностью нашего рассудка, который этот материал обрабатывает, тогда как Г. Коген отрицает врожденный характер априорных форм и настаивает на том, что эти формы создаются самим субъектом, так же как и категории рассудка, тем самым сводя познание к деятельности одного лишь мышления. Существуют два вида мышления: интуитивное - логическое, не выходящее за пределы идеального, и символическое, устанавливающее связи интеллектуального и чувственного. Если результатом деятельности первого вида мышления является математика, которая изучает отношения в чистом виде, то естественные науки выстраиваются на математическом фундаменте, они пользуются также и символическим мышлением. Научное знание понимается Г. Когеном как абсолютно самостоятельная и постоянно развивающаяся система, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем. Действительность — лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот.
Пауль Наторп (1854—1924), трактуя философию как метод достижения позитивного знания, разрабатывал концепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в которых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира, он разработал социальную педагогику, целью которой стало включение человека в контексты мировой культа эволюционирующей к идеальному обществу, в котором личность выступает как самоцель. Как и многие неокантианцы Эрнст Кассирер (1874-1945) пытался преодолеть метафизическое противопоставление бытия и мышления за счет разработки трансцендентального метода. Он полагал, что познание имеет дело не с вещью, а с отношением, с заданным, а не с данным. Поэтому логика развития философии предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии. Эволюционизм Г. Спенсера. Позитивизм II:эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Эволюционизм Г. Спенсера Под влиянием учения Ч. Дарвина на стыке социологии с историческими дисциплинами многие гуманитарии XIX века обращались к проблеме социальных изменений. Выводы по данной проблеме изложены в работах Льюиса Г. Моргана (1818-1881), Джона Ф. Макленнона (1832-1917), Эдварда Б. Тайлора (1832- 1917), Джеймса Фрезера (1854-1941) и др. Важную роль в пропаганде идей эволюционизма сыграл британский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Задавшись целью создания всеохватывающей философской системы, Спенсер написал фундаментальный десятитомный труд «Синтетическая философия» (1867-1896), призванный синтезировать достижения всех наук на принципах эволюционизма. Этот труд был опубликован в 1862-1896 гг. и включал трехтомные «Основания социологии» (1876-1896), а также работу «Социология как предмет изучения» (1903).
Взгляды Спенсера формировались под влиянием естественных наук, в особенности, учения Чарльза Дарвина, а также идей А. Смита и Т. Р. Мальтуса, английских утилитаристов, стоявших на позициях радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Спенсер разделял представления Т. Гоббса о том, что человек в естественном состоянии антисоциален. Главным фактором социогенеза он считал рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в способствовала развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть этой естественной эволюции - социализация человека, т. е. превращение его в существо, способное к коллективным действиям. Решающую роль в данном процессе играют механизмы организации совместной жизни людей - социальные институты, возникающие естественным путем в связи с ростом численности человеческой популяции и с усложнением ее организации. Выделяя обрядовые, церемониальные и политические институты, Спенсер приписывал последним функцию переноса внутригрупповых конфликтов в сферу межгрупповых отношений. Проблема взаимовлияния индивида и общества не решалась Спенсером однозначно. По его мнению, на ранних этапах эволюции природа человека определяет свойства социального агрегата. Однако по мере эволюции социальной организации решающую роль в дальнейшем развитии человека играют свойства общества как целого, а в мотивации человеческого поведения начинают превалировать приобретенные им социальные качества. По Спенсеру («Основные начала»), задача философии в том, чтобы, подвергая обобщению самые широкие обобщения наук, получать знание о первопринципах. Наиболее общими принципами соременной ему науки Спенсер считает неуничтожимость материи, непрерывность движения и силовое сопротивление. Они синтезируются в принцип непрерывного перераспределения материи и движения. На основе этого принципа Спенсер выстраивает наиболее общее философское учение об эволюции вселенной. Вселенная развивается 1) от менее связанных систем к более связанным; 2) от гомогенного к гетерогенному; 3) от неопределенного к определенному. Или в несколько иных выражениях: от хаоса к порядку, от неравновесия к равновесию, от худшего к лучшему. Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896, «Анализ ощущений») и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916, «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил»). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. Эмпириокритицизм Р. Авенариуса и Э. Маха. В истории философии для общего обозначения их позиции принято использовать термин «эмпириокритицизм». По Авенариусу и Маху, познание есть упорядочение опыта – данности мира субъекту, зафиксированной в его сознании с помощью высказываний. Наиболее существенная особенность опыта заключается в принципиальной координации – единстве субъекта (Я) и объекта (мира, среды). И то, и другое – комплексы ощущений, которые могут рассматриваться и как физические, и как психические явления в зависимости от точки зрения. Поэтому в познании речь идет не о соответствии мысли «внешнему миру», а о связности различных частей опыта, об адаптации мыслей к фактам в процессе наблюдения и адаптации мыслей друг к другу в процессе построения теории.
Если наука – упорядочение опыта, то философия занимается установлением принципов этого упорядочения. А так как познание в целом есть процесс адаптации организма к окружающей среде, то главное – принцип наименьшей траты сил, экономия мышления. По словам Э. Маха: «Задача науки – искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. При выявленной взаимозависимости двух феноменов наблюдение одного делает ненужным наблюдение другого, определенного первым. Такж и в описании может быть сэкономлен труд благодаря методам, позволяющим описывать один раз кратчайшим путем наибольшее количество фактов». К этому стоит добавить, что принцип экономии мышления ориентирует на кумулятивную модель развития знания, предполагающую его непрерывный рост и исключающую опровержение однажды ставших общепризнанными истин, если только сам человеческий опыт вдруг не претерпит радикальных изменений.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.22.34 (0.007 с.) |