Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Особенности организации учебной деятельности в современном процессе обучения
2.1 Понятие, структура, сущность и содержание учебной деятельности Понятие «учебная деятельность» многозначно. Существует множество его трактовок, выдвинутых как психологами, так и педагогами. В некоторых случаях учебная деятельность понимается в качестве синонима научению, учению и обучению. В педагогике и психологии советского времени учебная деятельность трактуется как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. По мнению Д.Б. Эльконина, учебная деятельность – это деятельность, основная цель и результат которой заключается не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении учеником самого себя как субъекта учения[25]. Т. С. Фещенко же понимает данный термин следующим образом: «Учебная деятельность – это процесс самоизменения человека, результат которого приобретённые им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности». Д.А. Иванов предлагает иное значение понятия: «Любая самостоятельная, продуктивная, мотивированная деятельность, в процессе реализации которой учащиеся осваивают не только способы мышления, связанные с организацией и осуществлением данной деятельности, но и более общие, универсальные умения, например, такие как, умение дискутировать, обосновывать свою точку зрения, работать в группе, работать с информацией, делать сообщения, писать различного рода тексты и т.п.». Таким образом, изучив многообразие понятий, мы примем за основу такое определение: «Учебная деятельность – это самосовершенствование личности учащегося, его самостоятельная продуктивная деятельность в процессе обучения». Учебная деятельность – это, прежде всего, индивидуальная активность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель [10]. Целью учебной деятельности служит получение учащимся знаний. Если человек не стремится к чему-либо новому, то данная деятельность для него бессмысленна, только если он не преследует иную цель, к примеру, для получения какой-либо профессии. Так, учебная деятельность может менять свой смысл в зависимости от субъекта учения, то есть учебная деятельность может либо удовлетворять познавательную потребность, либо другие потребности (внешние социальные мотивы).
Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
Учебная деятельность организуется определенным образом для того, чтобы решались такие важные задачи, как обеспечение познания и обеспечение психического и личностного развития. В концепции учебной деятельности ученик выступает в качестве субъекта познания. А образовательный процесс - это развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Предмет обучения определенным образом организует познание ребенком теоретически существенных, генетически исходных свойств и отношений объектов, условий и причин их происхождения и преобразований. Направленность и характер проявления субъектной активности ученика задается через способ организации познавательной деятельности как бы извне. Организованное обучение выступает основным источником становления и развития познавательной активности. Ученик познает мир в специальных условиях, организованных для этого. Поскольку обучающийся - субъект познания, организаторы обучения обязаны создавать максимально благоприятные условия, которые определяют все формы познавательной активности и способствуют оптимальному развитию учащегося[20]. Структура учебной деятельности зависит от характера взаимодействия ее элементов. По мнению В.В. Репкина, элементами учебной деятельности являются: актуализация наличного теоретико-познавательного интереса; определение мотивов - конечной учебной цели; заблаговременное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы учебных действий, в центре которой специфические преобразования предмета и построение модели; контроль; оценка.
А.У. Варданян и Г.А. Варданян представляют другую структуру: учебные задачи и действия, направленные на их разрешение; характер эмоциональной окрашенности учебной деятельности; цели учебной деятельности; средства, методы и способы осуществления учебной деятельности; результат учебной деятельности; характер процесса учебной деятельности как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий. В.В. Давыдов считал, что в структуру учебной деятельности входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки [4]. Проанализируем структурные компоненты педагогической деятельности. К средствам и педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А. Н Леонтьеву, состоят из операций, операции - из приемов и процедур). Педагогическое действие имеет подготовительную и исполнительную фазу и направлено на достижение результата и получение продукта. Подготовительная фаза сама состоит из разнопорядковых действий: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических целей; по методической обработке накопленного структурированного материала; по выбору содержания, методов учебно-воспитательного процесса; по проектированию своих действий и действий учеников и т. д. Подготовительная работа проводится ради исполнительной фазы, которая завершает все действия и подводит к результату. На исполнительной фазе педагог устанавливает рабочую обстановку на занятиях, стимулирует деятельность учеников, организует свою деятельность и поведение, деятельность учащихся, организует контроль результатов деятельности учащихся, ее корректировку. На этой фазе педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства. Результат учебной деятельности – это актуальное организованное знание, в основе которого лежат умение решать различные задачи в области науки и практики, требующие его применения и внутренние новообразования в психике и поведении в ценностном, смысловом и мотивационном планах. Индивидуальный опыт обучающегося также составляет часть этого знания. От него зависит дальнейшая жизнь учащегося, его успешность в профессиональной и в социальной деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продуктом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И. И. Прокопьеву). Оценка продукта (результата) педагогической деятельности - это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.153.176 (0.006 с.) |