Микрофлора организма человека, объектов внешней среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микрофлора организма человека, объектов внешней среды



СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

по дисциплине «Микробиология, вирусология»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

 

 

 

Уфа – 2018

 

 

УДК 579 (07)

ББК 52.6Я7

С 23

Рецензенты: Телешева Л.Ф. - проректор по научной работе, профессор кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» МЗ РФ, д.м.н., профессор.

Чайникова И.Н. - ведущий научный сотрудник Лаборатории биомониторинга и молекулярно-генетических исследований ФГБУН Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения РАН, д.м.н., профессор.

  Сборник ситуационных задач по дисциплине «Микробиология, вирусология» /соавт.: Г.К. Давлетшина, А.А. Ахтариева, М.М. Туйгунов, Ю.З. Габидуллин, А.К. Булгаков, Т.А. Савченко, - Уфа: изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава РФ, 2018. - 132с.

 Сборник ситуационных задач подготовлен на основании рабочей программы по дисциплине «Микробиология, вирусология» (2017г.), действующего учебного плана ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава РФ (2017г.) и в соответствии с требованиями ФГОС ВО по  направлениям подготовки: 31.05.01 - лечебное дело и 31.05.02. – педиатрия.

Предлагаемые ситуационные задачи с эталонами ответов предназначены для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов, могут быть использованы для текущего, итогового и экзаменационного контроля знаний и направлены на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.

 

 

УДК 579 (07) 

ББК 52.6Я7

C 23

  © Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ МЗ РФ

 

 

 Содержание

Введение. 5

Общая микробиология. 6

1.1. Питательные среды. 6

1.2 Микрофлора организма человека, объектов внешней среды.. 8

2.Частная микробиология. 11

2.1. Возбудители гнойно-воспалительных и раневых инфекций. 11

2.1.1.Стафилококки, срептококки, пневмококки. 11

2.1.2. Клостридии и грамотрицательные палочки. 15

2.2.Возбудители трансмиссивных инфекций: боррелии, риккетсии. 18

2.3.Микобактерии туберкулеза и лепры, возбудители актиномикозов. 19

2.4.Возбудители бактериальных респираторных инфекций: менингококки, возбудители дифтерии и коклюша. 22

2.5. Возбудители бактериальных зоонозных инфекций. 25

2.6. Возбудители бактериальных кишечных инфекций и пищевых отравлений. 29

2.6.1. Эшерихии, сальмонеллы.. 29

2.6.2. Шигеллы, вибрионы, хеликобактерии. 33

2.7. Возбудители венерических болезней. 36

2.8. Возбудители вирусных инфекций. 38

2.8.1.Ортомиксовирусы, парамиксовирусы, вирус краснухи. 38

2.8.2.Герпесвирусы, пикорнавирусы, вирусы гепатитов, вирус натуральной оспы, аденовирусы.. 40

2.8.3.Вирусы клещевого и японского энцефалитов, бешенства, ГЛПС и ВИЧ. 43

Эталоны ответов к ситуационным задачам. 44

1. Общая микробиология. 44

1.1.Питательные среды. 44

1.2.Микрофлора организма человека, объектов внешней среды.. 46

1.3. Влияние на микроорганизмы факторов внешней среды. Антибиотики. 47

2.Частная микробиология. 49

2.1. Возбудители гнойно-воспалительных и раневых инфекций. 49

2.1.1.Стафилококки, стрептококки, пневмококки. 49

2.1.2. Клостридии и грамотрицательные палочки. 53

2.2.Возбудители трансмиссивных инфекций: боррелии, риккетсии. 55

2.3. Микробактерии туберкулеза и лепры, возбудители актиномикозов. 56

2.4. Возбудители бактериальных респираторных инфекций: менингококки, возбудители дифтерии и коклюша. 58

2.5. Возбудители бактериальных зоонозных инфекций. 60

2.6. Возбудители бактериальных кишечных инфекций и пищевых отравлений. 64

2.6.1.Эшерихии, сальмонеллы.. 64

2.6.2. Шигеллы, вибрионы, хеликобактерии. 68

2.7. Возбудители венерических болезней. 70

2.8.Возбудители вирусных инфекций. 72

2.8.1.Ортомиксовирусы, парамиксовирусы, вирус краснухи. 72

2.8.2. Герпесвирусы, энтеровирусы, вирусы гепатитов, вирус натуральной оспы, аденовирусы.. 74

2.8.3.Вирусы клещевого и японского энцефалитов, бешенства, ГЛПС, ВИЧ. 76

Рисунки. 77

Список использованной литературы.. 86

 

 

 

Введение

Микробиология, вирусология – важная часть теоретического фундамента современной медицины. Овладение основными знаниями этой дисциплины дает пропуск в клинику и способствуют решению многих медицинских проблем, так как знание микробиологии поможет понять сущности механизмов развития заболеваний и наметить наиболее эффективные пути их предупреждения и лечения.

Целью изучения микробиологии, вирусологии является освоение биологических свойств патогенных микробов, взаимоотношений их с организмом, их роли в этиологии и патогенезе различных заболеваний, а также принципов микробиологической диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней.

 Обучающиеся должны знать:

- биологические свойствамикробов, влияние их на здоровье человека;

- микробиологическую диагностику инфекционных заболеваний;

- диагностические, профилактические и лечебные препараты, применяемые при инфекционных заболеваних.

 Обучающиеся должны уметь:

- обосновывать выбор методов микробиологической диагностики;

- применять схему микробиологической диагностики инфекционных заболеваний;

- применять диагностические, профилактические и лечебные препараты, используемые при инфекционных заболеваних.

Для более эффективного усвоения изучаемой дисциплины и оценки уровня знаний студентов наряду с тестированием, устным опросом проводится решение ситуационных задач, что позволяет в значительной мере активизировать практических занятий, поскольку для решения каждой задачи необходима предварительная подготовка в соответствии с учебной программой, конкретизации и приближения к практическим вопросам теоретических знаний, приобретаемых студентами на кафедре. Вместе с тем они призваны унифицировать требования, предъявляемые к студентам на занятиях и экзаменах. В связи с вышеизложенным возникла необходимость создания настоящего сборника ситуационных задач.  

Изучение микробиологии, вирусологии направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:

- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-1);

- готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информации, медико-биологической терминологии (ОПК-1);

- способность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний (ПК-6).

 Общая микробиология  

Питательные среды.

          Для культивирования возбудителей бактериальных инфекционных заболеваний применяются искусственные питательные среды, которые по назначению подразделяются на основные (мясо-пептонный агар - МПА и мясо-пептонный бульон - МПБ), элективные и дифференциально-диагностические, по консистенции – жидкие, полужидкие и плотные.              МПА и МПБ составляют основу всех питательных сред.  

          Элективные среды предназначены для культивирования определенного вида бактерий.  

Дифференциациально-диагностические среды используются для идентификации бактерий по ферментативной активности. Различают сахаролитические и протеолитические  свойства.

Ферменты, образуемые микробами, обладают способностью расщеплять углеводы и многоатомные спирты на альдегиды, кислоты, СО2 и водород. При образовании газа могут наблюдаться разрывы столбика агара и скопление мелких пузырьков в толще среды и на ее поверхности (или в поплавке при использовании жидких сред), а изменение цвета является показателем образования кислоты.     

Дифференциациально-диагностические среды подразделяются на две группы: предназначенные для первичной идентификации, то есть для накопления или получения изолированных колоний и применяемые для окончательной идентификации бактерий.

Наиболее широко применяются следующие среды первой группы:   

- среда Рапопорта (желчный МПБ, глюкоза, индикатор Андреде) для накопления и идентификации сальмонелл. При росте тифозных бактерий наблюдается помутнение и изменение цвета, при росте паратифозных наряду с указанными изменениями появляются пузырки газа в поплавке;

- среды Эндо, Левина и Плоскирева – плотные питательные среды, содержащие лактозу и индикатор обесцвеченный фуксин (среда Левина – метилиновый синий и эозин), который в щелочной среде бесцветный, а в кислой среде восстанавливает свой цвет.  

Для установления вида бактерий чаще всего используются среды Гисса и  Ресселя.

 Среда Ресселя (скошенный МПА, 1% лактоза, 0,1% глюкоза и индикатор). Изменение цвета всей среды наблюдается при ферментации лактозы, изменение цвета только столбика - при ферментации глюкозы, так как содержание ее в среде значительно меньше, чем лактозы. Разрывы агара свидетельствует о газообразовании. 

 

Задача №1. Через 3-4 недели культивирования на среде Левенштейна-Йенсена в аэробных условиях получены колонии R-формы кремого цвета.

1)Назовите основные компоненты среды. 

2)Какие бактерии на этой среде дают такие колонии?

Задача №2. При росте чистой культуры бактерий на коротком пестром ряде отмечается изменение цвета среды всех пробирок за исключением среды с сахарозой и пузырьки газа в поплавках.

1)Назовите основные компоненты среды Гисса.

2)Какие бактерии на этой среде дают такие изменения и почему?

Задача №3. При посеве на среду Плоскирева испражнения больного с подозрением на кишечную инфекцию получены множество бесцветных колоний и единичные розовые колонии.

1)Назовите основные компоненты среды Плоскирева.

2)Какие бактерии на этой среде дают такие колонии и почему?

Задача №4. При посеве культуры на среду Рапопорта отмечается покраснение среды. Посев исследуемой культуры производили уколом в столбик и на поверхность среды.

1)Назовите основные компоненты среды Рапопорта.

2)Какие бактерии на этой среде дают такие изменения и почему?

Задача №5. При росте культуры на среде Китта-Тароцци отмечается диффузное помутнение среды и пузырьки газа.

1)Назовите основные компоненты среды Китт-Тароцци.

2)Какие бактерии на этой среде дают такие изменения и почему?

Задача №6. При посеве в среду Вильсона-Блера получены множество черных колоний.

1)Назовите основные компоненты среды Вильсона-Блера.

2)Какие бактерии на этой среде дают такие колонии и почему?

Задача №7. При росте чистой культуры на коротком пестром ряде отмечается изменение цвета среды всех пробирок за исключением среды с сахарозой и лактозой.

1)Назовите основные компоненты среды Гисса.

2)Какие бактерии на этой среде дают такие изменения и почему?

Задача №8. При посеве на висмут-сульфит агар испражнения больного с подозрением на кишечную инфекцию получены множество черных колоний.

1)Назовите какой группе питательных сред относится висмут-сульфит агар.

2)Какие бактерии на этой среде дают такие колонии и почему?

Задача №9. Выделенная чистая культура грамположительных кокков обладает каталазной и плазмокоагулазной активностями.

1)Какие бактерии обладают данными свойствами?

2)Назовите методы определения данных признаков.

Частная микробиология  

       2.1. Возбудители гнойно-воспалительных и раневых инфекций

К гноеродным коккам относятся стафилококки, стрептококки, пневмококки, менингококки, гонококки. Эти микроорганизмы вызывают воспалительные процессы различных тканей и органов, сопровождающиеся образованием гноя.

Возбудителями гнойных воспалительных процессов наряду с гноеродными кокками могут быть P. aeruginosa (синегнойная палочка), представители семейства Enterobacteriaceae (эшерихии, протеи, клебсиеллы, энтеробактеры, цитобактеры, псевдмонады), спрообразующие анаэробы - клостридии, грамотрицательные анаэробы – бактероиды и др. Они являются обитателями организма человека и вирулентные штаммы их вызывают гнойные заболевания, преимущественно у ослабленных людей.

Эшерихии, сальмонеллы

Кишечная палочка - E.сoli, патогенные варианты ее делятся на следующие группы:

 1.Энтеропатогенные E. сoli (ЭПКП), обладая высокой адгезивной активностью, адсорбируются на поверхности эпителиацитов тонкого кишечника, что приводит к нарушению всасывания жидкости и диареи.

 2. Энтероинвазивные E. сoli (ЭИКП) способны проникать и размножаться внутри эпителиацитов толстого кишечника.

 3. Энтертоксигенные  E. сoli (ЭТКП) синтезируют энтеротоксин, повышающий уровень цАМФ в энтероцитах тонкого кишечника, что является причиной диареи.

 4.Энтерогеморрагические E. сoli(ЭГКП) обладают высокой адгезивной активностью,  продуцируют цитотоксины (шигоподобный токсин, гемолизин) и серинпротеазу, нарушающий процесс свертывания крови.   

 5. Энтерадгезивные (ЭАГКП) прикрепляются к эпителиацитам в характерной манере, напоминающей укладку кирпичей, что стимулирует секрецию слизи и образуется толстая слизистая биопленка, препятствующая проникновению антибиотиков и действию защитных механизмов организма.

Возбудители   брюшного тифа (S. typhi) и паратифов относятся к роду Salmonella. Они    имеют сложную антигенную структуру. По О-АГ делятся на серогруппы и данные микробы относятся к серогруппам A, B и D. Н-АГ является для них типоспецифическим.

 

Задача №1. При посеве на среду Эндо испражнений больного ребенка с подозрением на колиэнтерит получены колонии красного цвета с металлическим блеском.

1)Назовите основные компоненты среды Эндо.

2)Какие бактерии на этой среде дают цветные колонии и почему?

Задача №2. При росте капрокультуры на среде Ресселя наблюдаются изменение цвета всей среды и разрывы агара. Посев исследуемой культуры производили уколом в столбик и на поверхность среды.

1)Назовите основные компоненты среды.

2)Какие бактерии дают такие изменения среды и почему?

Задача №3. В инфекционную больницу поступил ребенок 2-х месяцев с высокой температурой и частым жидким стулом.

1)Какой диагноз можно поставить ребенку?

2)Какой микроб может быть причиной?

3)Как провести лабораторное исследование?

Задача №4. В инфекционную больницу поступил ребенок 3-х месяцев с повышенной температурой, рвотой, разжиженным стулом. Поставлен предварительный диагноз «Колиэнтерит»?

1)Какой материал необходимо взять для исследования?

2)Как провести лабораторную диагностику?

3)Какие эубиотики необходимо назначить для лечения?

Задача №5. При посеве испражнений больного ребенка на среду Эндо выросли ярко-красные колонии, характерные для кишечной палочки.

1)Как продолжить исследование для того, чтобы доказать, что это колиэнтерит?

2)Какие микроорганизмы вызывают колиэнтерит?

Задача №6. На 4-й день бактериологического исследования испражнения дан окончательный ответ: «Выделена энтеропатогенная E.coli серотипа О111».

1)Какую антигенную структуру имеет E.coli?
       2)Как можно определить серотип E.coli?

Задача №7. Из фекалий больного с сильной диареей была выделена чистая культура грамотрицательных палочковидных микроорганизмов, по совокупности морфологических, культуральных, биохимических свойств отнесенная к виду Escherishia coli. На основании полученных результатов был поставлен диагноз «эшерихиоз» и назначена антибиотикотерапия.

1)Какой метод исследования был применен?

2)Правомерен ли вывод врача?

3)Какие дополнительные исследования нужно было провести?

Задача №8. В инфекционную больницу поступил больной с признаками нарушения терморегуляции, расстройства деятельности сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы. Предварительно диагностирован «Брюшной тиф».

1)Назовите период болезни.

2)Как объяснить общую клиническую картину этого периода?

Задача №9. В инфекционную больницу поступил больной на 5-й день болезни с повышенной температурой. Поставлен предварительный диагноз «Брюшной тиф».

1)Какой материал необходимо взять для исследования?

2)Как провести лабораторную диагностику?

Задача №10. В инфекционную больницу поступил больной солдат на пятый день болезни с высокой лихорадкой (39С). Предварительно диагностирован «Брюшной тиф»

1)Как подтвердить диагноз?

2)Как правильно оценить ценность полученных результатов?

Задача №11. В инфекционную больницу поступил больной с предварительным диагнозом: Брюшной тиф. Перитонит?

1)Какая неделя болезни?

2)Назовите причину развития перитонита при брюшном тифе.

Задача №12. Больной длительное время лихорадил на дому. Беспокоила сильная головная боль, бледность, адинамия, живот вздут, имеются единичные розеолы на боковых поверхностях туловища. Лечился дома левомицетином. Сегодня 20-й болезни и первый день нормальной температуры. Предположительный диагноз - брюшной тиф.

1)Какой материал нужно исследовать и каким методом?

2)Каковы должны быть результаты для подтверждения диагноза?

Задача №13. Больной поступил в больницу с подозрением на брюшной тиф. Дома была лихорадка 18 дней. Сейчас температура нормальная. РПГА с О-диагностикумом 1:100, с Н - 1:400. Копрокультура и уринокультура не выделены.

1)Был ли у больного брюшной тиф? Как обосновать ответ?

Задача №14. В инфекционную больницу поступил больной с интоксикацией, лихорадкой, высыпаниями на кожных покровах. Больному был назначен ампициллин, но лихорадка продолжалась. При исследовании крови обнаружены грамотрицательные палочковидные ферментирующие углеводов до кислоты бактерии. Сделайте заключение.

Задача №15. Через месяц у переболевшего брюшным тифом выделены брюшнотифозные сальмонеллы.

1)Какое заключение можно сделать?

2)Почему после клинического выздоровления продолжается

выделение возбудителя?

Задача №16. Почему титр Vi-антител выше у бактерионосителей, чем у больных брюшным тифом?

Задача №17. Человек, переболевший брюшным тифом, был выписан из инфекционного отделения больницы после трехкратного отрицательного бактериологического исследования фекалий. Через месяц в его семье зарегистрировано то же заболевание.

1)Мог ли переболевший явиться источником инфекции?

2)Какое следует провести исследование для проверки данного предположения?

Задача №18. Больной поступил в больницу на пятый день заболевания. Беспокоит высокая температура, головная боль, кашель, насморк. Возбудителя выделить не удалось. На 9-й день поставлена реакция РПГА с О- и Н-брюшнотифозными антигенными диагностикумами и РПГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом. Титр антител с О-диагностикумом 1:20; с Н – 1:20; с Vi – 1:80.

Оцените результаты исследования.

Задача №19. В двух населенных пунктах, расположенных на берегу, наблюдался одновременно подъем заболеваемости брюшным тифом.

1)Как установить и документировать связь между этими заболеваниями?

2)Какими методами можно выявить источник инфекции и где его искать?

Задача №20. При обследовании на бактерионосительство людей, переболевших ранее брюшным тифом, возбудитель в фекалиях не был обнаружен.

1)Можно ли утверждать, что обследуемый не является бактерионосителем?

2)Какой материал нужно исследовать для окончательного заключения и какой метод исследования использовать?

Задача №21. Человек, перенесший в прошлом брюшной тиф, хочет работать в пищеблоке.

1)Можно ли допустить его к этой работе?

2)Какие исследования нужно провести для решения этого вопроса?

Задача №22. У группы рабочих, которые обедали в одной и той же столовой, появились признаки острой пищевой токсикоинфекции.

1)Дайте определение понятиям «пищевая токсикоинфекция», «пищевая интоксикация».

2)Назовите возможных возбудителей пищевой токсикоинфекции и интоксикации.

Задача №23. В одной из палат детской больницы в период эпидемии гриппа появились больные с повышенной температурой и с жидким стулом. Поставлен диагноз: «Сальмонеллез?», «Внутрибольничная кишечная инфекция».

1)Как провести лабораторную диагностику?

2)Какой материал надо брать на исследование?

3)Как установить источник инфекции.

Задача №24. Больной поступил в больницу с высокой температурой, затрудненным дыханием, кашлем с ржавой мокротой. В мокроте обнаружен стрептококк пневмонии, из кала выделена Salmonella enterica. Клинический диагноз: «Пневмония. Тифопаратифозное заболевание?»

1)Как доказать, что у больного - пневмония и бактерионосительство или брюшной тиф, осложненный пневмонией?

Задача №25. В инфекционную больницу поступил больной с подозрением на «ботулизм». В анамнезе употребление рыбных консервов из бомбажной банки.

1)Как провести лабораторную диагностику ботулизма биологическим методом?

2)Какой препарат необходимо ввести больному?

Задача №26. После употребления в пищу грибов домашнего консервирования в семье отмечено два случая острого отравления с неврологическими симптомами.

1)С помощью какого лабораторного исследования может быть выяснена этиология данного заболевания?

2)Какие экспресс-методы нужно применить?

3)Какой препарат необходимо экстренно назначить больному?

Общая микробиология.

Питательные среды.

Ответ к задаче№1

1)Яично-картофельно-глицериновая среда.

2)Элективная среда для M. tuberculosis.

Ответ к задаче№2

1)Основные компоненты среды Гисса: 1% пептонная вода, 0,5% определенного углевода, индикатор Андреде, поплавки для улавливания газа. Изменение цвета среды является показателем ферментации углеводов до кислоты, пузырки газа в поплавке – показатель образования СО2.

2)Такие изменения дает Е.coli, т.к. она ферментирует маннит и всех углеводов короткого пестрого ряда за исключением сахарозы с образованием кислоты (покраснение среды) и газа (рис.1).

Ответ к задаче№3

1)Основные компоненты среды Плоскирева: МПА, лактоза, индикатор нейтральный красный и бактерицидные вещества (соли желчных кислот, бриллиантовый зеленый, йод),ингибирующие рост Е.coli.

2)E.coli растет на этой среде скудно, в виде колоний розового цвета, т.к. ее жизнедеятельность подавляется бактерицидными веществами среды и расщепляет лактозу. Сальмонеллы и шигеллы являются лактозонегативными, поэтому дают бесцветные колонии (рис.2).

Ответ к задаче№4

1)Основные компоненты среды Рапопорта: 10% желчный бульон, глюкоза, индикатор Андреде и поплавок для улавливания газа. Покраснение всей среды наблюдается при ферментации глюкозы, воздух в поплавке свидетельствуют о газообразовании.

2)При размножении брюшнотифозных сальмонелл отмечается покраснение среды, т.к. происходит расщепление глюкозы до кислоты.

Ответ к задаче№5

1)Основные компоненты среды Китта-Тароцци: 1% пептонная вода, 0,5% глюкозы, кусочки печени и сверху заливают стерильным вазелиновым маслом.

2)Такие изменения дают C.perfringens, который растет в анаэробных условиях в виде диффузного помутнения и ферментирует глюкозу с образованием кислоты и газа (рис.3).

Ответ к задаче№6

1)Среда Вильсона-Блера (железосульфитный агар) - это МПА с добавлением глюкозы, солей натрия и железа.

2)C.perfringens образует черные колонии за счет образования соединений железа с серой (рис.4).

Ответ к задаче№7

1)Основные компоненты среды Гисса: 1% пептонная вода, 0,5% определенного углевода, индикатор Андреда, попловки для улавливания газа.

2)Такие изменения дают S.typhi, т.к. она ферментирует маннит и всех углеводов короткого пестрого ряда за исключением сахарозы и лактозы с образованием кислоты (рис.5).

Ответ к задаче№8

1)Висмут- сульфит агар относится к дифференциально-диагностическим и селективным средам.

2)Черные колонии образуют S.typhi и S.P.B, что является показателем образования сероводорода.

Ответ к задаче№9

1)Каталазной активностью обладают все стафилококки, а плазмокоагулазной активностью - S. aureus.

2)На предметное стекло наносят каплю 1-3% раствора перекиси водорода и вносят в нее петлю исследуемой культуры. Выделение пузырьков кислорода свидетельствует о наличие у бактерий фермента каталазы.

3)Для определения плазмокоагулазной активностями исследуемую культуру засевают в пробирку с цитратной плазмой. Постепенное уплотнение плазмы является показателем наличия фермента плазмокоагулазы.

     1.2.Микрофлора организма человека, объектов внешней среды

Ответ к задаче №1

1)В целях выяснения механизма заражения необходимо провести бактериологическое исследование воздуха родильного зала, операционной, палаты новорожденных, послеоперационной палаты.

2)Для оценки санитарно-бактериологического состояния воздуха определяют следующих показателей: микробного числа воздуха, наличие зеленящего S. pyogenes  путем посева воздуха на кровяной агар с добавлением генцианового фиолетового, для обнаружения S. aureus – на желточно-солевой агар, для обнаружения других патогенных бактерий – соответствующие элективные питательные среды.

Этапы определения микробного числа воздуха методом Коха:  

1 этап. Отбор пробы воздуха. Стерильные чашки Петри с МПА открывают в месте отбора проб воздуха и выдерживают в течение 10 мин, после чего закрывают и инкубируют при 370С в течение 48 часов.

2этап.Учет результатов и определение количества микробов в 1м3 воздуха (Х), пользуясь правилом Омелянского:  

  X =  

а – число колоний, выросших на чашке Петри;

в – площадь чашки Петри.

Метод Кротова является более точным методом определения микробного числа воздуха с помощью специального прибора.

Ответ к задаче №2

1)Для определения наличия фагов бактерий группы кишечных палочек используют метод агаровых слоев по Грация.

2)Для его реализации необходимо подготовить культуру фаголизабельного штамма кишечных палочек, МПА.

Ответ к задаче №3

1)Любое количественное и/или качественное изменение типичного для данного биотипа состава нормальной микрофлоры, возникающее в результате воздействия различных факторов.

2)Классификация по этиологии: стафилококковый, протейный, кандидовый, эшерихозный, псевдомонадный и др., ассоциацированный.

Выделяют 3 степени дисбактериоза:

1 степень. Анаэробная флора преобладает над аэробной, высеваются не более 2-х видов условно-патогенных микробов в небольших разведениях испражнения (102-104).

2 степень. Количество суммарных анаэробных бактерий примерно равно содержанию аэробов. Условно-патогенные микробы выделяются в ассоциациях в больших разведениях испражнения (106-107). Появляются атипичные кишечные палочки (лактозонегативные, гемолизирующие).

3 степень. Преобладает аэробная флора. Резко возрастает количество условно-патогенных бактерий.

3)Количество бифидумбактерий.

Ответ к задаче№5

В состав микрофлоры кишечника входит около 500 видов микроорганизмов в количестве 1013-1015 КОЕ/г. Облигатная микрофлора представлена бифидобактериями, бактероидами, лактобактериями, эшерихиями, энтерококками; непостоянная микрофлора – условно-патогенными энтеробактериями, стафилококками, дрожжеподобными грибами, клостридиями.

Ответ к задаче №1

1)Бактериологическим методом, то есть посевом смыва с инструментов на мясо-пептонный агар с последующей инкубацией в термостате. Через сутки определяют характер выросших колоний и микроскопируют. Прогревают смыв с инструментов в течение 5 минут на водяной бане при 1000С. Повторяют исследование. Учет результата исследования проводится по отсутствии роста вегетативных форм бактерий.

2)Метод Ожешки.

3)Медицинских инструментов стерилизуют в автоклаве при температуре 120-1300С, давлении 1,5-2 атм в течение 20-40 минут, так как стерилизация кипячением эффективна только для вегетативных форм бактерий и не эффективна для спорообразующих.

Ответ к задаче №2

1)Нагноение ожоговой поверхности вызвано в данном случае несколькими микробами. Необходимо каждого из них выделить в чистой культуре и определить чувствительность каждого в отдельности к антибиотикам. Суммарное определение антибиотикочувствительности допускается для дачи сигнального ответа.

2)Различной скоростью роста микробов – ассоциантов.

Ответ к задаче №3

1)Результат эффективного действия зависит от концентрации и времени действия карболовой кислоты на бактерии.

2)Лабораторную посуду после работы с патогенным S aureus необходимо подвергнуть дезинфекции 5%-й карболовой кислотой в течение 30 минут.

3)Для контроля эффективности дезинфекции необходимо провести бактериологическое исследование. 5 капель взвеси S. aureus добавляют в пробирку с 1мл 5%-й карболовой кислоты и из пробирки 4-5 капель жидкости засевают на скошенный МПА: первый раз – через 10, а второй раз – через 30 минут после начала опыта. Учет результатов опыта проводится по отсутствии роста бактерий через 24 часа после инкубации в термостате.

Ответ к задаче №4

1)Для контроля эффективности стерилизации необходимо провести бактериологическое исследование.

2)Стерилизация кипячением эффективна только для вегетативных форм бактерий, не эффективна для спорообразующих.

3)Метод окраски по Ожешке.

Ответ на задачу№5

Бактериологическим методом: посевом взвеси стафилококка на питательный агар в две чашки Петри. Прикрывают чашки картоном, в центре которого вырезана буква М. Помещают чашки под лучи кварцевой лампы на расстоянии 30-40 см на 10 и 30 мин. Через сутки после инкубации в термастате учитывают результат опыта. Определяют наличие стерильной зоны в виде буквы М на фоне сплошного роста стафилококка при эффективном режиме кварцевания.

Ответ к задаче №6

1)Метод индикаторных дисков.

2)Бумажные диски, пропитанные антибиотиками, помещают на поверхность МПА в чашки Петри, предварительно засеянного «газоном» исследуемой бактериальной культуры. Посевы инкубируют в течение 18-24 часов, после чего учитывают результаты опыта по образованию светлых зон задержки роста бактерий. По диаметру этих зон ориентировочно судят о чувствительности бактерий к антибиотикам (рис.6).  

Частная микробиология.

Ответ к задаче №1

1)Использовались бактериоскопический и бактериологический методы.

2)Среды – желточно-солевой агар, питательный бульон с повышенной концентрацией хлорида натрия.

3)Возбудитель может быть отнесен к группе патогенных кокков, скорее всего, стафилококк, но необходимы дальнейшие исследования – выделение чистой культуры стафилококка и идентификация по биохимическим свойствам, по вирулентности.

Ответ к задаче №2

1)Заключение врача обосновано (культуральные свойства, факторы патогенности – гемолизины (рис.7).

2)Необходимы дополнительные исследования (выделение чистой культуры, ее идентификация по биохимическим, антигенным свойствам, серотипирование, обнаружение токсина А), так как стрептококк – это условно-патогенный микроорганизм и может быть выделен из материала от больного ошибочно.

Ответ к задаче №3

1)Из очага рожистого воспаления выделяется аналогичный стрептококк (рис.8).

2)Выделение чистой культуры S. pyogenes и идентификация.

3)Бетта-лактамы после определения антибиотикочувствительности возбудителя.

Ответ к задаче №4

1)Возможная причина – внутригоспитальная вспышка, вызванная стафилококком или другими условно-патогенными микроорганизмами.

2)Гной от больных, слизь из зева и носа медперсонала, смыв с рук, предметов окружающей среды, воздух, белье, пеленки и др.

3)На основании совпадения возбудителей (его антибиотикограммы, фаготипа), выделенного из гноя новорожденных и медперсонала устанавливают источника инфекции. Проводится санация источников инфекции, дезинфекция помещения, воздуха, белья (автоклавирование и др.)

Ответ к задаче №5

1)Необходимы дополнительные исследования для идентификации выявленных грамположительных кокков.

2)Из грамположительных кокков в качестве возбудителя пневмонии наиболее вероятен S. pneumoniae (пневмококк) или золотистый стафилококк. Необходимо провести посев мокроты на кровяной агар для выделения стрептококков или желточно-солевой агар (ЖСА) для выделения стафилококка. На ЖСА растет только стафилококк.

В случае роста на кровяном агаре необходимо оценить характер гемолиза (пневмококк дает альфа-гемолиз) и продолжить выделение чистой культуры на сахарном бульоне. В дальнейшем для дифференциации с другими стрептококками необходимо оценить рост в присутствии оптохина и желчи (пневмококк не растет), по ферментации инулина, поставить реакцию набухания капсул по Нейфельду (в присутствии гомологичной сыворотки капсула пневмококков резко набухает) (рис.9).

Ответ к задаче №6

1)Стафилококки и стрептококки, но скорее всего стафилококки.

2)Провести бактериоскопическое и бактериологическое исследование.

3)Для исследования необходимо взять гной из фурункула.

4)Для лечения – иммуноглобулин человека антистафилококковый (антитоксины), антистафилококковая плазма (антитоксины), бактериофаг стафилококковый, при хронизации процесса – стафилококков антифагин (химическая вакцина) или стафилококковый анатоксин.

Ответ к задаче №7

1)Возможная причина – инфицированное молоко за счет болезни матери (мастит).

2)Необходимо провести бактериологическое исследование грудного молока.

3)Стафилококки, кишечная палочка, клебсиеллы, псевдомонады и др.

4)Тактика врача – до исчезновения в молоке микроорганизмов перевести на донорское вскармливание.

Ответ к задаче №8

1)Необходимо исследовать слизь из зева для выявления S. pyogenes (основного возбудителя бактериальной ангины и этиологического фактора ревматизма). Требуется провести его идентификацию бактериологическим методом.

2)Необходимо выявить в сыворотке больного АТ к факторам агрессии и инвазии S. pyogenes: анти-стрептолизин-О, антистрептокиназу, антистрептогиалуронидазу. Титр АТ должен быть высоким (более 1/512).

Ответ к задаче №10

1)Бактериологическим методом: посев на кровяной и желточно-солевой агар.

2)Стрептококки, Стафилококки.

3)Пенициллин или эритромицин при стрептококковой этиологии, антибиотки резерва после проверки чувствительности – при стафилококковой этиологии.

Ответ на задачу №11

1)Стафилококки оказались устойчивыми к применяемым препаратам.

2)Это можно проверить с помощью дисков с антибиотиками на чашках с культурой стафилококка.

3)Анатоксин, антифагин, аутовакцина, стафилококковый иммуноглобулин.

Ответ к задаче №12

1)Окончательный диагноз ставить нельзя.

2)Необходимо провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную, гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму. Кроме того, этиологически значимым является около 105 микробных тел в материале (рис.10).

3)Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.

Ответ на задачу №13 <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 1463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.165 с.)