Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеракционистская концепция социального пространства.
На фундаменте американского прагматизма У. Джеймса и Д. Дьюи рождается социологический конструктивизм значительной части американского обществоведения, понимающий социальную реальность как непрерывно создаваемый людьми продукт в их повседневных взаимодействиях, наполняемый смыслом и переосмысливаемый. Это принципиально отличает социологический конструктивизм от понимания общества как созданной прошлым данности у О. Конта, Э. Дюркгейма и их последователей. Методологическая программа прагматизма сугубо активистская: прагматисты (в отличие от позитивистов) исходят из того, что человека принципиально следует рассматривать как действующий субъект с автономной волей. Представители прагматизма не отрицали детерминацию человеческого поведения внешней средой. Они просто акцентировали свой исследовательский интерес не на аспектах зависимости человека от среды, а на проблематике свободы человека, на его возможности контролировать и манипулировать окружающей средой. Среда, особенно социальная, включает в себя другие активные организмы, и человек становится человеком в процессе взаимодействия с этой активной средой. Общество можно понять через анализ взаимодействия и взаимовлияния индивидов. Не случайно, поэтому, что уже у У. Джеймса и Д. Дьюи появляется понятие «коммуникация», являющееся краеугольным для символического интеракционизма, в рамках которого разрабатывается проблема социального пространства И. Гофманом. Само существование общества сводилось им к совокупности процессов коммуникации, формирующих необходимую для совместной деятельности “общую собственность” (терминология Д. Дьюи) всех людей на более или менее одинаково понимаемые цели, взгляды, ожидания и т. п. Сам Игвинг Гофман считал себя последователем зиммелевской традиции в понимании общества, и это отнюдь не случайно. Поскольку в подходе Гофмана к пониманию и исследованию общества явно прослеживается зиммелевская идея “ обобществления ” как функциональной формы межчеловеческого взаимовлияния, в которой отдельные люди “срастаются” в то или иное общественное единство. Согласно методологическим установкам И. Гофмана личное поведение человека всегда разделяется другими в том смысле, что любая индивидуальная деятельность вызывает реакцию в человеческой среде в формах поощрения, протеста, присоединения, игнорирования и т. п. Эту изменчивость и коллективную “производимость”, конструируемость среды прагматисты обычно выражали в понятии ситуации, являющемся базовым понятием у И. Гофмана.
Проблематика социального пространства у И. Гофмана рассматривается в рамках введенного им концепта «социальной драматургии» или «театрального представления»[18]. Исследовательский интерес Гофмана сфокусирован на изучении социальных «малых групп» - любых замкнутых социальных пространств, в которых осуществляется деятельность, - с точки зрения управления создаваемыми там впечатлениями и определения ситуации. Описание приемов управления впечатлениями, выработанных в данной относительно закрытой микросистеме, затруднений в этом деле, главных его исполнителей и исполнительских команд, организующихся на этой почве и т. д., и т. п. — все это Гофман выделяет в особый драматургический подход. По представлению И. Гофмана, он должен дополнить традиционные аспекты социологического анализа социальных формирований: технический (с точки зрения организации в них деятельности для достижения определенных целей); политический (с точки зрения асимметричного социального контроля над распределением ресурсов деятельности и применением власти); структурный (проясняющую совокупность горизонтальных и вертикальных отношений между действующими единицами); культурный (с точки зрения моральных и иных общекультурных ценностей, влияющих на характер деятельности в данном социальном пространстве)[19]. Драматургический подход должен располагать своей особенной, “ситуационной”, системой понятий в силу внутренней диалектики развития форм социальной жизни лицом-к-лицу и особого статуса времени в этих формах. Относительно короткая протяженность во времени и пространстве составляющих их событий позволяет людям собственными глазами следить за ходом этих событий от начала до конца. Концепт «социальных ролей» Гофман во многом заимствовал у Мида. Согласно позиции Мида личность имеет социальное происхождение. Ее формирует диалог. Разговор с другими учит умению разговаривать с самим собой, учит мыслить, ибо мышление есть по сути “внутренний диалог”. Благодаря усвоению истинных или воображаемых установок других в отношении себя, человек научается смотреть на себя и соответственно действовать “объективно” и тем самым становится полноценным “субъектом” социального действия. Человек как продукт биосоциальной эволюции — это организм, обретший личность, то есть способный воспринимать и сознавать самого себя, способный регулировать свое поведение, изменяя его установки в процессе внутреннего диалога, саморефлексии. Человек как личность приобретает способность интериоризировать социальное действие, иными словами, превращать образцы реакций “других” на ту или иную ситуацию в собственные внутренние мотивы к действию[20].
Важнейший механизм этой интериоризации Мид называет принятием (на себя) ролей (role - talking). Индивид выступает в ролях других людей перед самим собой, в каждой воображаемой ситуации как бы разыгрывая определенную роль перед определенной воображаемой аудиторией, шаг за шагом обдумывая, как будут те или иные зрители реагировать на его исполнение, и в зависимости от выводов относительно ожидаемой реакции выбирая будущую линию реального поведения. Пространственная перспективы социальной драматургии И. Гофмана в основном сосредотачивалась на проблеме зонирования: зона переднего плана, зона заднего плана, «закулисье». Дальнейшая разработка концепта социального пространства как социально организованного пространства интеракции осуществлялась в работах Дж. Тернера, который синтезировал идеи многих теоретиков, в том числе А.Шютца, И.Гофмана, А.Гидденса. Пространство у него — это социально организованное пространство интеракции. «Своим размещением в пространстве или своим перемещением в пространстве люди сигнализируют друг другу о своих намерениях и ожиданиях»[21]. Выстраивая свое взаимодействие как род сценической игры, индивиды договариваются об использовании пространства: кто какую территорию занимает, кто, куда и как часто может передвигаться и т.д. Отсюда следует возможность регионализации интеракций, т.е. образования устойчивого образца их пространственного распределения и подвижности. Характерным образом регионализация стоит у Тернера в одном ряду с "рутинизацией", "нормативизацией", "ритуализацией" и "категоризацией" (взаимным типизированием) совместной активности индивидов, находясь с ними в отношении позитивного взаимодополнения. Пространство может служить темой, «обговариваться»: первичное дорефлексивное естественное представление о пространстве как пространстве определенных может служить основанием для дискурса, обговаривания размещений и движений тел в пространстве. Заметим, что интеракционистский концепт социального пространства в основном находит свое применение на микроуровне.
Ограничительно-ресурсная модель социального пространства Э. Гидденса. Основным фокусом исследовательского интереса Э. Гидденса является социальный агент. Именно он является носителем свободной автономной воли. Основополагающими характеристиками человеческой деятельности, влияющими на пространственно-временную организацию, являются, согласно Энтони Гидденсу,ограничения и ресурсы. Ограничения и ресурсы, не устает подчеркивать Гидденс, - это две стороны одной медали[22]. Каждодневные действия определяются тремя видами пространственно-временных ограничений: ограничения физических возможностей, ограничения взаимодействия, ограничения, устанавливаемые властями (политические ограничения).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.207 (0.007 с.) |