Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второй, исторически более поздней формой и способом описания объяснения и понимания мира была религия. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Для религиозного мировоззрения, второго исторического типа мировоззрения, характерно следующее: 1. В отличие от синкретичности, нерасчлененности мифологического мировоззрения, человек себя уже выделяет и появляется свобода выбора. Если в предшествующие времена племя четко и жестко контролировало все поведение и любое отклоняющееся от норм поведение (нарушение табу) наказывалось смертью или изгнанием из племени, то теперь такого контроля нет, и только от человека зависит, поступит ли он так, как считается правильным, или совершит грех, поступив неправильно. Имеет место также разделение земного и потустороннего (сверхчувственного, сакрального, божественного). 2. Главное вера, при этом особых разумных доказательств и обоснования не требуется. Религия объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий. Философия как особая форма М. Следует еще раз подчеркнуть, что мировоззрение является более широким понятием, чем философия. Философия – это рационально-теоретическая часть мировоззрения. В отличие от мифологии и религии, философское мировоззрение является рационально-теоретическим ( лат. ratio – разум). Если религия не требуют каких либо доказательств и разумного обоснования своих положений и основывается исключительно на вере, то в философии, являющейся первой исторической формой теоретического сознания основанного на понятийном мышлении, обоснование и доказательство имеют первостепенное значение, на веру ничего не принимается. Кроме этого, для философии характерно свободомыслие, конкуренция различных точек зрения, что благотворно сказывается на прогрессивном развитии самой философии, а для религиозной веры характерна необходимость строго придерживаться определенных религиозных догм.
Философия есть проясненное (аргументированное и конкретизированное) мировоззрение. Философствовать - значит прояснять базовые мировоззренческие понятия. Философия отличается более глубокой степенью осознания и интенсивностью переживания мировоззренческих проблем. С точки зрения современной философии (К.-О.Апель) философия есть рефлексия, прояснение значений и смыслов мировоззренческих слов – посредников между Я и миром. Народная мудрость, (по греч. «фронезис») выраженная в пословицах, поговорках так же отличается глубиной обобщений. Говорят: «Ты видишь соломинку в чужом глазу, а в свое- бревна не замечаешь» … Верно, но давайте спросим себя, а почему это так? Поразмыслив обнаружим, что для видения бревна, да и любого отчетливого видения необходима дистанция. Ею-то и могут служить мнения не только ближнего окружения, а также наций и культур, но и человечества в целом. Чем больше выпуклая «линза-зеркало» мнений, тем отчетливее изображение мира и моего Я в нем. а) в отличие от здравого смысла философия опирается не только на ближайший, но на всеобщий, общечеловеческий опыт; б) в отличие от мифологического мировоззрения, разделяемого коллективно- доверчивого философия понятийна и критична; в) в отличие от религии, философия более критична аргументирована. Ее ответы представляют, скорее, знание-веру, чем веру-знание. Она рассчитывает на силу человеческого разума и воли, а не на помощь Сверхсущества. Итак, в сравнении со всеми другими формами М., философия более аргументированное и парадоксальное знание-вера, но при том - и более глубокое. Многоцветен и язык философии. Его отличает богатство форм выражения: не только понятия, но и художественные образы, например, в литературе. Так, философские идеи глубоко освещали в поэмах, новеллах, баснях, романах: древнеримский поэт Лукреций Кар, французский просветитель Д. Дидро, украинский просветитель-баснописец Г.Сковорода, великие русские писатели Л. Толстой, Ф.Достоевский, французский драматург, писатель Ж.-П. Сартр.
Итак, философия – это прояснение, конкретизация сущностно-всеобщих, мировоззренческих понятий (категорий), центрированных вокруг моего Я. Главные источники философствования - духовно-практический опыт человечества, научные знания и история философии; т.е. оперирует глобальными, комплексными фактами. Философия – не игра ума, в отличие прагматизма рассудочных мыслей. Она - мировоззрение деятельностное. Философ – не тот, кто учит и учится, но тот, кто и реализует свое мировоззрение в поступках. Трудности овладения философским мышлением заключаются в том, что поднимаясь по ступеням познания жизни к более глубинным и универсальным ее свойствам, в стремлении «объять необъятное», индивид вынужден абстрагироваться от непосредственных наблюдений за конкретными фактами, все более отдаляться от них. Это создает опасность полного погружения в виртуальный мир. Поэтому ресурсы философии – повседневное сознание, наука являются и источником, и полем проверки ее обобщений. Т.о.:1) пр едмет философии– мировоззренческие проблемы: идивидуального Я через призму общечеловеческого Я и Мира, согласование уникальных, индивидуальных и общечеловеческих предпочтений. 2) в сеобщий, интегральный характер философского знания, ориентация на дальние горизонты, а философы- это «специалисты по обобщениям», умеющие говорить конкретно о выявленных в ходе обобщениях сущностях; 3) разнообразие средств познания, связь со другими сферами жизни человека: наукой, искусством, моралью, обыденным сознанием.
П вопрос Предмет (структура), функции и значение философии в жизни человека и общества. Структура философии. С точки зрения эволюционной, динамической, в европейской истории, обоснованно полагает немецкий философ К.-О. Апель, можно выделить три исторически сменявших друг друга парадигмы (с греч. «образец») стиля философствования: онтологическую метафизику, метафизику познания и метафизику языка. Метафизикой с эпохи Средневековья называют иногда философию.Первая форма был распространена с Античной эпохи до нового времени. Древнегреческие философы стремились обнаружить первопричины «архе» вещей и явлений природы «фюсиса», открыть их всеобщую основу – субстанции ( «оусию») мира. «Первофилософия» включала три главных компонента: онтологию – учение о бытии, учение о человеке, которое сейчас именуют философской антропологией и теологию – учение о сущности богов или Бога. Теология – главный предмет философии средневековья. В Новое временя предметом пристального внимания философов становится наука, научное познание. Традиционную, онтологическую метафизику сменила метафизика познания или гносеология. Философия современности (К.-О. Апель) – это метафизика языка – рефлексия о знаках, философская семиотика. Философы, ученые, культурологи заметили, что именно в знаках (материальных заместителях мыслей и предметов) слито отношение Я и мира, человека с вещами и с другим человеком. В философии выделяют несколько разделов, число которых растет по мере освоения человеком мира: 1) онтологию - учение о сущем, о бытии (мире в целом); 2) гносеологию –учение о познании и его возможнщостях;
3)Аксиологию - учение о ценностях; 4)социальную философию – учение о предельных сущностях общественных явлений, о развитии обществ. 5) философскую антропологию- учение о человеке; 6) философию истории; 7) э тику - учение о смысле и содержании нравственности; 8) э стетику – учение о красоте, прекрасном и безобразном; 9) Философию науки и техники – учение о сущности научного познания, тенденциях научно-технической эволюции… философию жизни, гендерную философия (половая), философию молодежи и т.д. Иными словами, древо философии разрастается, число ветвей и листьев на нем увеличивается, ибо «философствовать можно по поводу любой вещи, обо всем» - как верно подметил известный русский философ Н.А.Бердяев. В заключительной части лекции вернемся к разъяснению ранее данного определения ее цели – значения философии в жизни общества и человека. Для этого определим ее функции (с лат. – «исполнение», «осуществление»). Принято выделять несколько главных функций философии: 1. Знание предмета философии позволяет считать главной ее функцией мировоззренческую. Мировоззренческие знания глубоко спрятаны в сознании. Используя известный мифологический образ дерева, можно представить мировоззрение корнями человеческого сознания, на соках которых вырастает ствол, листья, цветы и плоды – его дела и поступки. Так, если студент уклоняется от изучения гуманитарных дисциплин, то причиной тому не только лень, но и установка – реализовать лишь одну свою способность- стать профессионалом в каком-либо деле. «Узкое» развитие дает и скромный, однобокий результат, подобно тому, как дерево, окруженное зданиями, или другими деревьями имеет искривленный вид и плодоносит в несколько раз хуже, чем открытые свету с разных сторон. Так называемые «физики» часто говорят, что философия, другие гуманитарные дисциплины, нужны для «общего развития». При этом они не замечают парадоксального смысла этого высказывания: того, что ему можно придать не пренебрежительный, а высший смысл. Человек прекрасен, когда гармоничен, а не тогда, когда модно одет, или когда на Шварценеггеровских туловище и шее носит дистрофичную голову. 2. С мировоззренческой функцией связана методологическая. Учение о методах – это изучение способов, средств достижения цели. Одним из всеобщих методов познания является, например, исторический метод, который позволяет исследовать объекты в течение всего пути эволюции знаний о них. Это способствует новым открытиям, т.к. в истории предмета можно уловить скрытые тенденции, подобно тому, как невидимые вблизи предметы различимы лишь с некоторой дистанции.
3. Еще одной важной функцией Ф. является гуманистическая: любовь к мудрости открывает дорогу любви к человеку. 4. Реализацией этой любви является практическая функция. А поскольку высшей формой практики считается этика, то ее можно назвать еще этической. Философия отличается от философствования тем, что человек-философ не только теоретизирует, но и реализует предлагаемые мировоззренческие установки держит за них ответ, а не так как идеолог свободы немец Т. Адорно, который, когда вышедшие по его наветам на улицу студенты хотели ворваться в возглавляемый им Институт, просто позвонил в полицию. Если же Вы не согласны с этим принципом, то испытаете правоту этой мудрости «задним числом» - когда-нибудь ответ держать все равно придется. Обобщение функций, фиксируют понятия «роль», «назначение», т.е.: «зачем нужны философские знания студенту не-гуманитарию?» и «почему во всех вузах философия является обязательной дисциплиной?». Ответ: Философия нужна потому, что специалист – в первую очередь человек, умеющий мыслить и переживать, а затем уже профессионал. Поэтому с ней должен быть знаком каждый homo alphabetikus. Цель философствования – самопознание, рефлексия (с лат. –оборачиваться назад) Философия как синтез теории и действия позволила перейти обществу от «стадного» к человеческому состоянию (К. Маркс). С нею, как отмечает автор одного из популярных учебников по философии В. Канке, намного труднее стать «обезьяньей цивилизацией, чем без нее». Философия активно участвует в выработке жизненной стратегии человека. Осознающий свое предназначение, принципы поведения индивид становится сильнее, действует уверенно. В современном «обществе потребления» наблюдается тенденция «завершить» философию, уйти от ее главных тем – поиска высшего смысла бытия, гармонии, «золотого сечения» между Я и миром и др. Эгоистичный, «одномерный» (Х.О. и Гассет) человек безразличен не только к помыслам другого,но и к своим собственным. Когда при встречах мы спрашиваем: как дела? и получаем такой же идиотский ответ: «все окей», то это указывает на самозамкнутость сознания (в психологии- это верный признак умственного помешательства), обессмысливание своего Я. Вывод. Целью преподавания философии в высшем учебном заведении является формирование у студентов определенных мировоззренческих и методологических установок, то есть воспитание культуры философского мышления, его логичности и доказательности, развитие умения самостоятельно рассуждать по широкому кругу социально-политических, естественно-научных и технических проблем современности, а также развитие навыков применения полученных знаний в целях гармонизации отношений человек и природа, человек и общество.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.22.34 (0.016 с.) |