Тема 1. Введение в социологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в социологию



Оглавление

 

Тема 1. Введение в социологию..................................................................... 4

Тема 2. История развития социологической мысли.................................... 9

Тема 3. Методология и методика социологических исследований....... 14

Тема 4. Общество как социологическая категория.................................. 29

Тема 5. Культура как фактор социальных изменений............................... 37

Тема 6. Личность как активный субъект общественной жизни............... 43

Тема 7. Социальные связи и взаимодействия. Социальное поведение.. 51

Тема 8. Социальные группы и общности..................................................... 57

Тема 9. Девиация и социальный контроль.................................................. 66

Тема 10. Социальная структура и социальная стратификация.............. 69

Тема 11. Социальные институты.................................................................. 83

Тема 12. Социальные движения.................................................................... 95

Тема 13. Социальные изменения в современном мире........................... 107

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ).......................................................... 116

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................... 118

 

 

 


Тема 1. Введение в социологию

План

1. Предмет и объект познания социологии. Методы социологии

2. Основные социологические парадигмы

3. Функции социологии. Структура социологического знания

4. Социология в системе социогуманитарных наук

Функции социологии. Структура социологического знания

Основные и универсальные функции: познавательная, практическая, прогностическая.

Дополнительные и специфические: гуманистическая, идеологическая, диагностическая, воспитательная, мировоззренческая и др.

Уровни социологического знания на основе идей Р.Мертона (соотношение теоретического и эмпирического знания):

1. уровень эмпирических (конкретно-социологических) исследований - эмпирия преобладает, теоретические идеи значимы на стадиях постановки проблемы, разработки гипотез исследования, интерпретации полученной информации.

2. социологические теории среднего уровня — соотношение эмпирии и теории равнозначно. Цель — осмысление результатов, полученных на первом уровне, выявление и анализ причинно-следственных связей и отношений. Все основные социальные подсистемы изучаются соответствующей социологической теорией, имеющей свой объект и предмет изучения.

3.высший уровень социологии — общесоциологические теории. Цель — изучение общества как системы.

Классификация социологического знания по целям  и значимости:

1.Фундаментальные (теоретические и эмпирические) исследования. Цель — приращение знаний, открытие новых закономерностей, составляющих основу социологии.

2.Прикладные социальные исследования. Цель — обоснование практических рекомендаций, направленных на изменение изучаемых объектов и решение проблем.

3.Социальная инженерия. Цель — внедрение рекомендаций.

Классификация социологического знания на основе предмета изучения: straightforward

1. Макросоциология. Предмет изучения — общество как целостный социальный организм, социальные институты, социальная структура.

2. Микросоциология. Предмет изучения — социальное поведение, взаимодействия.

План

1. Предпосылки возникновения социологии. Европейская социология в XIX–начале XX вв.

2. Зарубежная социология XX в.

3. История русской социологии.

 

Зарубежная социология XX в.

В начале XX века центр социологической мысли перемещается из Европы в США. Причины этого:

· быстрое распространение социологии в США, формирование научных школ, профессионализация социологии;

· развитие эмпирической (практической) социологии, формирование и совершенствование методов прикладных социологических исследований.

Социология начинает играть важную роль в изучении социально-экономических процессов. Значительное развитие получают исследования в области труда и управления.

В 20-30-х гг. формируется индустриальная социология. У истоков ее находился Фредерик Тейлор, создавший систему научного управления трудом (НОТ) на основе комплексных социальных исследований.

Однако непосредственно появление индустриальной социологии связано с именем Элтона Мейо, психолога и социолога. В конце 20-х гг. под его руководством был проведен так называемый хоторнский эксперимент, имевший целью поиск дополнительных факторов роста производительности труда. Результатом стало появление нового научного направления – «школы человеческих отношений», определившего значимость межличностных отношений в процессе труда.

30-50-е гг. – развитие теорий трудовой мотивации (Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и др.). Мотивация работника рассматривается в качестве важнейшего фактора повышения его трудовой отдачи.

Середина XX века характеризуется появлением новых течений в теоретической социологии, зародившихся в США. К этому подтолкнуло бурное развитие эмпирической социологии, накопление обширного массива социологической информации.

К наиболее значимым направлениям американской теоретической социологии можно отнести структурный функционализм, представители – Толкотт Парсонс и Роберт Мертон.

Т. Парсонс является автором теорий социальной системы и социального действия. Он рассматривал общество как социальную систему во взаимосвязи всех ее элементов и функций. В центре исследовательской концепции Парсонса находятся индивиды и их действия. Созданная им концепция объясняет законы функционирования любого общества, но отличается высоким уровнем научной абстракции.

В противоположность Парсонсу Р. Мертон является основоположником концепции, получившей название «теории среднего уровня». Созданные им теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, бюрократической структуры и др. основаны на результатах эмпирических исследований, в то же время их отличает высокий уровень теоретических обобщений. Таким образом, концепция Мертона позволила объединить теоретический и эмпирический уровни социологического знания. 

60-70-е гг. – начало современного этапа развития зарубежной социологии. Основные теоретические направления этого периода:

- теории конфликта, наиболее видные представители – американские социологи Райт Миллс, Льюис Козер, немецкий социолог Ральф Дарендорф, функционирование общества рассматривается через призму конфликтов, которые считаются неотъемлемой чертой общественного развития;

- теория социального обмена, основоположники – американские социологи Джордж Хоуманс, Ричард Эмерсон, обмен понимается как взаимодействие людей и рассматривается как основа структурных преобразований в обществе;

- символический интеракционизм, его основоположник – американский социолог Герберт Мид, рассматривает межличностные взаимодействия и динамику развития личности;

- этнометодология, основатель направления – американец Гарольд Гарфинкель, центральная идея – использование особой методологии исследования, позволяющей осознать социальную реальность через призму взглядов и опыта самого индивида.

Все эти и другие направления развиваются до настоящего времени.

 

История русской социологии

В возникновении и развитии социологии в России прослеживаются некоторые особенности:

· тесная связь социологии с идеологией;

· неприятие социологии официальными властями;

· отставание в развитии социологической мысли, связанное с насильственным прерыванием социологической традиции в 30–50-е гг. XX в.

В развитии социологии в России выделяют несколько этапов:

· дореволюционный период (80–90-е гг. XIX в. – 1917 г.),

· 1917 г. – конец 20-х гг. XX в.,

· 60–80-е гг. XX в.,

· современный этап (конец 80-х гг. – до настоящего времени).

Теоретическая социология в России на первом этапе развивалась в рамках двух основных течений: западническом и славянофильском.

Западническое течение было представлено множеством направлений, из которых в наибольшей степени получили развитие позитивизм и марксизм.

Представители позитивизма – Н. Кареев, П. Лавров, М. Ковалевский и др.

Марксистские взгляды развивали П. Струве, Н. Бердяев, Г. Плеханов, В. Ленин, Н. Бухарин и др. Впоследствии марксизм становится официальной идеологией в России.

В рамках славянофильства наиболее значимым являлось религиозно-консервативное течение, представители – В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др. Обосновывали особый путь исторического развития России, связывая его с особыми условиями жизни и национальными чертами русского народа.

После революции 1917 г. развитие социологии в России характеризовалось следующими процессами:

· формирование системы социологического образования, создание кафедр и отделений социологии в ряде российских университетов, издание учебников;

· широкое распространение получили эмпирические социологические исследования, особенно в области социальных проблем труда.

Один из видных социологов-теоретиков этого периода – Питирим Сорокин, основатель кафедры социологии в Петроградском университете. В 20-х гг. XX в. П. Сорокин эмигрировал, работал в США, где приобрел мировую известность. П. Сорокин является создателем ряда основополагающих социологических концепций: социокультурной динамики (рассматривает исторический процесс как смену типов культур), интегральной теории человеческой личности и общества, теории социальной стратификации и социальной мобильности.

В 30–50-х гг. развитие социологии в Советском Союзе было прервано. В годы массовых репрессий был нанесен огромный ущерб сообществу российских социологов.

Возрождение социологии начинается на рубеже 50–60-х гг. в условиях политической «оттепели». Характерной чертой этого периода является жесткая зависимость социологии от официальной идеологии – возрождение социологии происходило в условиях идеологического контроля. В этот период возобновляются эмпирические исследования, особенно в сфере труда. Происходит дальнейшая институционализация социологии: создана Советская социологическая ассоциация (1962 г.), кафедра социологических исследований в МГУ (1964 г.), Институт социологических исследований (1969 г.), журнал «Социологические исследования» (1974 г.). Создаются социологические службы на предприятиях.

Современный этап начался в период перестройки и экономических реформ (конец 80-х гг.). Его характерные черты:

· развитие социологического образования, подготовка профессиональных социологов;

· расширение контактов с зарубежными социологами, знакомство с зарубежной социологической литературой;

· резкий рост количества эмпирических исследований, в том числе в новых для российской социологии сферах (маркетинговые, политические исследования и т.п.), совершенствование методики социологических исследований.

 

Контрольные вопросы

1. Для чего нужно знать историю развития науки вообще, социологии, в частности?

2. Каковы основные причины возникновения социологии как науки?

3. Какие современные парадигмы, по вашему мнению, наиболее перспективны?

4. Что, по вашему мнению, означает кризис современной социологической теории? В чем он проявляется?

5. Каковы особенности современного этапа развития отечественной социологии?

 


Основы выборочного метода

Каждое исследование имеет свой объект — множество социальных объектов, очерченное программой исследования и территориально временными границами. Объект исследования представляет так называемую генеральную совокупность, на которую распространяются результаты проведенного исследования.

Если в ходе исследования исследователь намерен охватить все единицы генеральной совокупности, такое исследование называют сплошным. В противном случае говорят о несплошном исследовании. К таковым относятся: монографическое исследование (детальное изучение отдельной части или единицы объекта исследования), метод основного массива (изучение большей части генеральной совокупности или ее важнейшие элементы) и выборочное исследование.

Теория выборочного метода основана на правомерности выводов о целом на основании изучения его части, а также на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов. Выборочное исследование позволяет экономить деньги, время и силы исследователя, в то же время позволяя распространить информацию, полученную при изучении части объекта, на всю генеральную совокупность.

Для проведения выборочного исследования формируется выборочная совокупность — отобранная по специальным правилам и процедурам часть единиц генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования.

Выборка, представляющая генеральную совокупность с приемлемой степенью точности, называется репрезентативной. Репрезентативность – свойство выборки отражать, моделировать характеристики генеральной совокупности. Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки. Ее пределы зависят от цели исследования и определяют степень надежности получаемых результатов. Так для поисковых исследований надежность может быть приближенной и даже ориентировочной (т.е. в пределах 10-40 % ошибки репрезентативности), для описательных и аналитических исследований должна быть обеспечена нормальная надежность результатов исследования (в пределах 3-10 % ошибки репрезентативности, обычно — 5%). Ошибки репрезентативности могут быть случайными (возникают непреднамеренно, например, вследствие описок, неточности сообщаемых респондентами данных; в целом по массиву данных такие ошибки имеют тенденцию к взаимному погашению и не влияют на результаты исследования) и систематическими (возникают вследствие существенных недочетов, например, при формировании выборки, разработке инструментария; они могут существенным образом исказить результаты исследования, вызывая систематические смещения).

Репрезентативность выборки обеспечивается за счет определения необходимого объема выборочной совокупности и метода ее формирования.

Объем выборки зависит от степени однородности генеральной совокупности и допустимой ошибки репрезентативности. Общепринятым способом определения величины выборочной совокупности является расчет В.Паниотто для репрезентативной выборки с допущением 5 % ошибки:

 

Объем генеральной совокупности 500 1000 2000 3000 4000 5000 10000 100000 Свыше 100000
Объем выборочной совокупности 222 286 333 350 360 370 385 390 400

 

В зависимости от характера генеральной совокупности применяют различные методы формирования выборки.

При небольшой численности генеральной совокупности, если имеется полный ее список, применяют случайные методы отбора, позволяющие с одинаковой вероятностью всем единицам генеральной совокупности попасть в выборку. Простой случайный отбор по своей сути напоминает лотерею, и из случайно отобранных единиц будет сформирована выборка. При систематическом случайном отборе в выборку попадет каждая N-ая единица из списка единиц генеральной совокупности, где N — это шаг отбора, рассчитанный делением численности генеральной совокупности на величину выборки. В серийной выборке в качестве единиц отбора используют совокупности статистически значимых единиц (статистические серии), например, семьи, бригады, населенные пункты и т.п. отобранные в выборку серии могут быть подвергнуты сплошному или выборочному обследованию. Если процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных подсовокупностей по важным с точки зрения исследователя признакам, а отбор в дальнейшем осуществляется из этих выделенных подсовокупностей (страт), такой метод случайного отбора имеет название стратифицированного.

При большой генеральной совокупности, при отсутствии полного списка ее элементов используют неслучайные методы формирования выборки. В данном случае не представляется возможным определить попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При квотном отборе выборка формируется, как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности на основе квот (пропорций) распределения значимых признаков (обычно — социально-демографических). При стихийном отборе (другое название этого метода — «метод первого встречного») выборка формируется произвольно и часто независимо от самого исследователя. Метод «снежного кома» используется при изучении «редких» и труднодоступных совокупностей. Его идея такова: первоначально определенная исследователем группа единиц, подлежащих изучению, становится источником информации о других таких членах предполагаемой генеральной совокупности. Также в социологическом исследовании в зависимости от характера исследования могут использоваться методы отбора типичных, критических и доступных случаев.

При большой или имеющей сложную структуру генеральной совокупности часто используют многоступенчатый (отбор происходит в несколько этапов со сменой единицы отбора) или комбинированный (соединяющий различные методы формирования выборки) отбор.

 

Теории об обществе

Анализ социальных общностей провел в ХIХ в. немецкий исследователь Ф. Теннис. В своем произведении «Общность и общество» он обозначил два условных полюса «община» и «общество», между которыми располагаются все интересующие социологию явления. В общине отношения характеризуются доверительностью, взаимной привязанностью, регуляторами отношений выступают обычаи, традиции, религии. В обществе отношения характеризуются расчетливостью, выгодой, регуляторами отношений являются государственные учреждения, правовые нормы и общественное мнение. Принцип дихотомического противостояния получил дальнейшее развитие. Теннис одним из первых представил развернутую систему социологии, где все стоилось вокруг понятия «общность» против понятия «общество».

Одним из наиболее фундаментальных теорий об обществе является теория структурного функционализма Т. Парсонса. Основные идеи Т. Парсонса, вошедшие в теорию социологии, можно сформулировать следующим образом:

1. В любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная рациональность – организационная цель.

2. Общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную. При этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество.

3. Глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

Т. Парсонс отталкивается от идеи, что общество является доминирующим в трихотомии «общество-группа-индивид» и выступает главным объектом социологии. Оно есть мотивированная совместная деятельность людей и состоит из индивидов как физических организмов, которые действуют в определенной среде. Следовательно, чтобы исследовать общество, надо свести его к действиям участвующих отдельных индивидов, т.е. к понятному человеческому поведению.

Исходным пунктом структурного функционализма стало понятие «социальная система действия», выражающее спонтанный устойчивый результат возникающих между людьми социальных действий, который далее не редуцируется. Согласно Парсонсу, социальная система представляет собой универсальный способ организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействий (связи) социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Она организуется в упорядоченное и самосохраняющееся целое образцами норм и ценностей, обеспечивающих и взаимозависимость частей системы, и последующую интеграцию целого.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Центральными понятиями в данной теории являются «структура» и «функция». Структура – это совокупность устойчивых, стандартизированных отношений индивидов-деятелей. Отличительной чертой социальных структур является то, что действующие лица выполняют определенные функции и роли. В социальной системе функционируют социальные связи — взаимодействия как деятельная реализация ориентации на другого. Именно функция выражает рассмотрение структурной единицы с точки зрения ее отношения к чему-либо, выражения в определенном отношении. Функциональная дифференциация разделяет общество на автономные подсистемы. Им присуща своя динамика, ими управляют свои силы, что ставит перед обществом вопрос интеграции – иначе система может потерять самоконтроль и начать разрушаться.

Р. Мертон указывает на то, что институты и другие части общества могут не только способствовать поддержанию социальной системы, но и вызывать негативные последствия. Эти наблюдаемые последствия, уменьшающие адаптацию или приспособление системы, называют дисфункции. Мертон проводит также различие между явными и скрытыми функциями. Явные функции – это те последствия, которые планируются и осознаются участниками системы, т.е. сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают; скрытые функции – это последствия, которые и не планируются, и не осознаются. Например, обряды индейцев, предназначенные для вызова дождя. Наука говори нам о том, что явная функция ритуалов недостижима – обряды не могут управлять природными явлениями. Однако понятие скрытых функций позволяет изучать последствия ритуалов не для богов, а для самих индейцев. Ритуалы объединяют отдельных членов общества для совместной деятельности, отличающейся сильным эмоциональным порывом, так как представляют собой средство коллективного самовыражения, благодаря которому индейцы достигают социальной солидарности.

Большинство членов общества имеют единое мнение относительно того, что им представляется желательным, целесообразным и моральным, а что нежелательным, нецелесообразным и неэтичным. Другими словами, у них существует консенсус в отношении основных ценностей и убеждений.

С точки зрения марксистской социологии общество предстает как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др. В данном случае в основу классификации общественных отношений положено их социальное содержание. 

Все общественные отношения делятся согласно марксизму на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это, прежде всего их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения складываются людьми сознательно на основе политических программ, правовых норм и нравственных норм, религиозных идей и т.д.(политические, правовые, религиозные и т.д.).

Экономический базис характеризуется как совокупность экономических отношений – реальная экономическая структура общества. Надстройка – это политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие взгляды социальных субъектов, а также соответствующие этим взглядам и реализующие их на практике общественные отношения, организации и учреждения. Все эти элементы надстройки взаимодействуют между собой и влияют, часто весьма активно, на развитие экономического базиса и всего общества.

Учение марксизма об обществе нашло свое отражение в понятии общественно-экономической формации. Это понятие выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. В основании формации лежит способ производства материальных благ, который имеет две стороны: производственные силы общества и производственные отношения. Обе стороны способа производства находятся в состоянии и взаимодействия, при этом ведущую роль играют производственные силы.

Учение об общественно-экономических формациях и объективных законах развития общества позволило марксисткой социологии представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, а в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной. В связи с этим Маркс и Энгельс в ряде своих работ указывали на такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая их них отличается присущим ей способом производства и системой производственно-экономических отношений. Этим определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни в каждой формации.

Истоками теории социально-исторического детерминизма являются работы классиков марксизма. Детерминизм означает, что все события, совершающиеся в мире, происходят при определенных условиях, что вне этих условий они произойти не могут. Человек - не только объект, но и субъект социального действия. Экономические, социальные, политические и идеологические отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. Социальная детерминированность деятельности и поведения людей может быть двоякого рода. Во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, например, детерминация экономических отношений производительными силами, структуры гражданского общества – экономическими отношениями и т.д. Во-вторых, понятие детерминизма относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом. Причем содержание и характер поведения данного класса объектов рассматриваются не как случайные, а как детерминированные определенной системой условий, свойств и качеств, включенных в эту систему объектов. Социальные законы – это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.

Человек в теории социальных систем Н. Лумана – не система и не часть системы, а окружающая среда системы. Система, по мнению Лумана, является производимым произведением, точнее, формой различением системы и окружающей среды. Это обозначается понятием аутопойэсиса. Общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойэтически в совокупности всех коммуникаций.

По мнению Лумана, не существует никакой нормативной интеграции людей в обществе, а имеется лишь соответствующая схема наблюдения (например, суд, средства массовой информации как системы коммуникации), определяющая, согласуется ли поведение с нормами или нет. Реальная основа норм и консенсуса открывается при наблюдении наблюдателя, и если отказаться считать бога наблюдателем мира, то остается множество других возможностей определения наблюдателя. Таким образом, понятие структурного соединения поясняет, что несмотря на оперативную закрытость, в мире не происходит все, что угодно. Структурные соединения производят селекцию возбуждений и обеспечивают соответствующие тенденции в развитии самодетерминации структур, которые зависят от вида релевантных возбуждений. Например, биологические организмы настроены на силу тяготения Земли, часто очень специфически. Человек находится в особых шумах, которые и составляют язык, и учится говорить.

Типология обществ

Учет типа общества имеет важнейшее значение, как в общесоциологических исследованиях, так и в конкретно-эмпирическом изучении общественных явлений и процессов. Социологи создали множество классификаций общества. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию.

 

Типология обществ

 

Критерии Типы обществ
Наличие или отсутствие письменности 1. дописьменные 2.  письменные
Главные орудия и средства добывания пищи 1. общества охотников и собирателей 2. огороднические общества 3. аграрные общества 4. индустриальные общества
Степень развития индустриального производства 1. традиционное 2. современное 2.1. индустриальное 2.2. постиндустриальное (информационное)

 

Общества охотников и собирателей – самая ранняя форма организованной социальной жизни. Люди выживают благодаря охоте и сбору съедобной пищи. Поскольку используемые способы добывания пищи быстро сокращают запасы животных и растений в данной местности, постоянно находятся в движении. Численность общества невелика и не превышает 50 человек. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственности, постоянной армии и политической системы.

Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Они стали менее зависимы от капризов природы, Палка для рытья, а позднее мотыга стали основой для возникновения огороднических обществ. Люди расчищали участки земли по подсечно-огневой технологии, выращивают урожаи в течение двух-трех лет, а затем, когда почва истощается, переходят на другие участки. Более эффективные хозяйства позволяют получать излишки – товары и услуги сверх тех, что необходимы для выживания. Эти излишки становятся фундаментом для социальной стратификации.

Изобретение плуга 5–6 тыс. лет назад в плодородных долинах рек Ближнего Востока стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Нововведения в обработке почвы обеспечили обильные урожаи, большее количество пищи, увеличение населения и усложнение форм социальной организации. Со временем появились усовершенствованные политические институты, в которых власть концентрировалась в руках наследных монархов. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовали значительному усилению государственной власти, подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов.

В целом, общества подразделяются на два больших типа – традиционные и современные. Второй тип, в свою очередь, может подразделяться на индустриальное и постиндустриальное. Традиционное общество — это общество аграрное, в котором профессия, как правило, переходит от отца к сыну и в котором поведением управляют традиции. То или иное решение может удовлетворять или не удовлетворять индивида, но он практически не имеет выбора: он должен поступать так, как предписано традицией.

Индустриальное (промышленное) – это приходящий на смену традиционному обществу способ организации социальной жизни, новая, более развитая форма социальности, основанная на крупном машинном производстве, коллективной организации труда фабрично-заводского типа, национальной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. В индустриальном обществе жесткие сословные, кастовые и т.п. структуры, упорядочивающие общество по традиционному принципу, разрушаются, развивается социальная мобильность, растет доступность образования. В результате формируются предпосылки для уравнивания возможностей индивидов из различных социальных страт и резкого роста предпринимательской активности. Важная тенденция развития современного общества – это постепенная замена определяющих всю дальнейшую социальную динамику индивида «внешних» социальных неравенств («по происхождению, крови, роду») на («внутренние неравенства» (по таланту, способностям и т.п.).

Американский социолог Д.Белл (1974) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое обозначает, что производственную основу общества составляют использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни. Теория постиндустриального общества сформулирована такими учеными как Д. Белл, Д. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Кан, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье.

Данный переход определяется рядом факторов:

· трансформацией экономики от товаропроизводителей к обслуживающей, что означает доминирование сферы услуг над сферой производства;

· изменением в социальной структуре общества (классовое деление уступает место делению на основании профессии, квалификации, объема и качества знаний, объема контролируемых информационных потоков);

· центральным местом теоретического и технологического знаний в определении политики в обществе;

· внедрением и распространением информационных и коммуникационных технологий с выходом последних на глобальный уровень;

· формированием нового типа элиты – интеллектуальной (технократической), а затем коммуникативной (адхократической).

По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место (И. Масуда, 1983).Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.

Эксплуатацию вычислительной техники можно считать центральной движущей силой и «силой перемен» в современном обществе. Признано, что появление информационной вычислительной техники, основанной на микропроцессорах, по сути дела, обозначает вторую индустриальную революцию, так как никогда раньше машина не решала «умственных задач».

Сектор информации будет расширяться как за счет развития оборудования и инструментов, так и за счет усовершенствования материалов для передачи информации. Это различные средства телекоммуникации, компьютеры и другие устройства и механизмы, основанные на электронике, телевизионные, радио- и звуковые приборы, измерительные установки, печатные и множительные машины, а также кабели, интегральные схемы, бумага и другие материалы для печати и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?

2. Как различаются понятия «социальная система» и «социетальная система»?

3. Раскройте учение марксизма о роли деятельности и общественных отношений людей в развитии общества как социальной системы.

4. В чем сущность постиндустриального общества?

 

 

Тема 5. Культура как фактор социальных изменений

 

План

1. Понятие культуры и основные подходы к его определению. Виды культуры

2. Элементы и функции культуры

3. Проблема культурного сходства и различий

4. Культурные изменения.Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

 

Виды культуры

В настоящее время каждая из наук, изучающая феномен культуры, выработала свой подход к ее определению. Так можно сказать об историческом, философском, социологическом, антропологическом, искусствоведческом и др. подходах к данному явлению. К



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.215 (0.102 с.)