Мировой опыт управления отходами: сравнительные характеристики методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировой опыт управления отходами: сравнительные характеристики методов



Аннотация: В данной работе рассмотрены мировой опыт управления отходами, сравнительная характеристика методов, а также поставлен вопрос о возможности применения в Российской Федерации опыта зарубежных стран в сфере управления отходами.

Ключевые слова: управление твердыми отходами, Базельская конвенция, Российский экологический оператор.

 

Управление отходами является сложной и многогранной задачей во всех европейских странах, имеющей важные последствия для здоровья и благополучия человека, сохранения окружающей среды, устойчивого развития и экономики. Существуют всеобъемлющие правовые рамки, разработанные в основном на основе экологических критериев, которые регулируют управление отходами. Соблюдение этих правил привело к значительному прогрессу, однако по-прежнему сохраняются опасения в отношении возможных последствий обращения и удаления отходов для здоровья, особенно в связи с неформальной практикой и устаревшими технологиями. Неформальная практика (неформальный сбор отходов) определяется как сбор, сортировка, классификация и продажа твердых отходов для обеспечения средств к существованию или для получения дополнительного дохода. Примером стран, в которых задействован данный метод, выступают страны Юго-Восточной Европы: Румыния, Болгария, Молдова и т.д..

Имеющиеся научные данные о воздействии отходов на здоровье не являются окончательными, но предполагают возможное возникновение серьезных неблагоприятных последствий, включая смертность, рак, репродуктивное здоровье и более мягкие последствия, влияющие на благополучие. Эти фактические данные в сочетании с растущей важностью соображений устойчивости должны позволить государствам-членам Европейского регионального бюро ВОЗ сформулировать направления политики, благоприятствующие здоровью.

Управление твердыми отходами - местная проблема с глобальными последствиями. По мере того, как население мира продолжает расти, растет и количество производимых отходов. В 2015 году в мире было произведено 2 миллиарда метрических тонн твердых отходов. Ожидается, что к 2050 году это число вырастет до 3,4 миллиарда метрических тонн. В странах с низким уровнем дохода, количество отходов, как ожидается, увеличится более чем в три раза к 2050 году (Казахстан и др.). По мере увеличения образования отходов возрастает и важность наличия эффективной системы управления твердыми отходами. Однако города и местные органы власти сталкиваются со многими проблемами, когда дело доходит до надлежащего обращения с твердыми отходами. В
результате, по оценкам, по меньшей мере 2 миллиарда человек живут в районах, где отсутствует сбор отходов и которые зависят от неконтролируемых свалок. Неадекватные системы управления твердыми отходами создают серьезные риски для здоровья человека, окружающей среды и средств к существованию во многих городах мира.

По данным Агентства по охране окружающей среды США, ежегодно в США переполняется от 23 000 до 75 000 канализационных коллекторов, таким образом, ожидается, что рост числа новых пользователей, подключающихся к централизованным системам очистки, приведет к модернизации существующих очистных сооружений или строительству новых очистных сооружений, что, как ожидается, увеличит скорость переработки отходов в течение прогнозируемого периода.

Повышение осведомленности о надлежащем удалении отходов для поддержания здоровья животных и человека привело к появлению различных методов борьбы с большим количеством мусора. Наличие в отходах большого количества опасных соединений, таких как металлы и соли, обусловило необходимость своевременного удаления или переработки отходов компаниями.

Регламент перевозки отходов имеет достаточно важное значение в данном контексте (Регламент 1013/2006/ЕС), он осуществляет Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, включая Базельскую поправку о запрете, регулирующую трансграничную перевозку для повторного использования, рециркуляции или рекуперации (Совет Европейского Союза и Европейский парламент, 2006 год) [1].

В соответствии с Регламентом запрещены некоторые перевозки отходов, в том числе перевозки опасных отходов из ЕС в развивающиеся страны. Для других поставок регламент предписывает либо процедуру уведомления («Процедура предварительного обоснованного согласия (ПОС)»), либо требования к информации. Незаконные перевозки отходов были определены как серьезная проблема, существующая в значительных масштабах. В результате проверок, проведенных в последние годы в морских портах, на дорогах и в компаниях, было обнаружено, что около 25% грузов, содержащих отходы, в ЕС не соответствуют Правилам перевозки отходов. Многочисленные сообщения неправительственных организаций (НПО), средств массовой информации и исследования показали, что большое количество отходов, происходящих из ЕС, незаконно экспортируется в развивающиеся страны Африки и Азии (EC, 2013). В целях совершенствования инспекционных систем государств-членов, обеспечения надлежащего контроля и эффективного предотвращения незаконных поставок в мае 2014 года были усилены Правила перевозки отходов (Совет Европейского союза, 2014). Государства-члены должны будут разработать планы инспекций, основанные на рисках, и предоставить новые полномочия национальным инспекторам. Усиленные инспекции должны способствовать сокращению незаконного экспорта отходов.

Правительства во всем мире внедряют модель государственно-частного партнерства (ГЧП), чтобы соответствовать оперативному опыту, предоставляемому частным сектором. Ожидается, что инициативы правительства будут способствовать росту рынка, что, в свою очередь, приведет к увеличению спроса на эти услуги по переработке отходов в ближайшие годы. Предполагается, что рост городского населения и рост располагаемых доходов будут способствовать росту жилищного сектора на внутреннем уровне во всем мире. В результате улучшения в жилищном секторе, как ожидается, увеличат проникновение этих услуг по переработке отходов, что, в свою очередь, вероятно, приведет к росту рынка услуг по переработке отходов в течение прогнозируемого периода.

Что касается Российской Федерации, то более 90% отходов в России вывозится на свалки. В общей сложности ежегодно на свалки вывозится около 70 млн тонн отходов. В России насчитывается в общей сложности около 1000 полигонов твердых бытовых отходов, 5500 разрешенных полигонов и 17000 несанкционированных полигонов. Площадки для захоронения отходов занимают 4 млн га и ежегодно увеличиваются на 10%. До недавнего времени в России не было концепции обращения с отходами, их переработки или сжигания. Большинство свалок устарели и создают проблемы для окружающей среды и окружающего населения. Поэтому в июне 2019 года правительство России учредило Российского экологического оператора (РЭО) для организации и развития экологической отрасли в России [3].

Российский экологический оператор располагает значительным бюджетом для решения экологических проблем в России и создания более комфортных условий жизни для россиян. К 2024 году проект направлен на сокращение выбросов CO2 на 20% в промышленных центрах, модернизацию системы водоснабжения и развитие перерабатывающей промышленности. Проект был разделен на 11 национальных проектов. К 2024 году 200 свалок в сельской местности и 75 свалок в городах должны быть удалены и ренатурированы. Кроме того, программа предусматривает 200 новых и современных установок для сжигания и сортировки отходов и 7 новых очистных сооружений для опасных отходов по всей стране.

Можно сделать вывод, что растущая индустриализация, быстрая урбанизация и технологическое развитие являются основными факторами роста спроса на продукцию в течение прогнозируемого периода. Внедрение строгих правил стимулировало научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность в области услуг по переработке отходов, которая, как ожидается, будет стимулировать рынок услуг по переработке отходов в течение следующих нескольких лет, может дать прогрессивный результат и сократить неблагоприятные последствия по отношению к человечеству и окружающей среде в целом.

 

Список литературы:

1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением // Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.basel.int/Portals/4/Basel%20Convention/docs/text/BaselConventionText-r.pdf

2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Проспект, 2020. – 34 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.102 (0.007 с.)