Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых



Аннотация: Авторами рассмотрен правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых. Проведён анализ законодательства по данному вопросу, сделан вывод о необходимости в совершенствования законодательства, которое регулировало бы правовой режим земельных участков, которые служат механизмом в реализации прав недропользователей. 

 

         Ключевые слова: правовой режим, законодательство, недропользование, земельные участки.

 

Разработка полезных ископаемых является важнейшим инструментом в вопросе реализации процесса горного производства по извлечению компонентов из недр земли.

Правовой основой регулирования данных правоотношений, связанных с пользованием недрами, является Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах», а также ряд других нормативных актов, в том числе постановлений Правительства РФ, посвящённых указанной сфере регулирования, а также нормы земельного законодательства, регулирующие правоотношения в области использования недр [1].

При пользовании недрами возникают и другие отношения, в частности связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, которые регулируются соответствующими отраслями права.

Таким образом, наряду с нормами собственно права недропользования применительно к отношениям недропользования применяются нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях.

Стоит также указать, что недра предоставляются в пользование для:

1) геологического изучения на региональном уровне (уровне субъекта), которое включает в себя как региональные геолого-геофизические работы, так и геологическую съемку и инженерно-геологические изыскания, проводимые в соответствии с земельным законодательством, а также ФЗ «О недрах» и другими нормативно-правовыми актами РФ, которые направлены на общее геологическое изучение недр, а также геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической активности, а также созданию и осуществлению мониторинга состояния недр, осуществления контроля за режимом подземных вод;

2) производства геологического изучения, которое включает в себя проведение поиска и осуществления оценки месторождений полезных ископаемых, а также производство геологического исследования и проведение оценки пригодности участков недр для осуществления строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых;

3) осуществления разведки, а также добычи полезных ископаемых, с использованием отходов добычи сырья и полезных ископаемых, а также связанных с ней производств по переработке и размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, которые используются лицами, которые пользуются недрами для собственных производственных и технологических нужд;

3.1) осуществления разработки технологий для геологического изучения, а также проведения разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;

4) осуществления строительства, а также эксплуатации подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых, находящихся на земельном участке;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, которые имеют какое-либо научное, культурное, а также эстетическое или санитарно-оздоровительное значение;

6) проведение процедур, направленных на сбор минералогических, палеонтологических, а также других геологических коллекционных материалов.

Так как, пользование недрами на горном отводе связано с серьёзным нарушением целостности недр, на законодательном уровне предусмотрено ряд важнейших обстоятельств, которые будут учитываться при определении его границ:

1) определение пространственных контуров месторождений полезных ископаемых;

2) положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений;

3) границы безопасного ведения горных, взрывных работ;

4) зоны охраны от негативного влияния проводимых горных разработок;

5) движение горных пород и иных факторов, влияющих на состояние недр и поверхности земли в связи с их использованием.

Обращаясь к ч.1 ст. 25.1 Закона «О недрах» необходимо указать, что земельные участки могут быть предоставлены недропользователям для ведения необходимых работ, в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства.

Необходимо отметить, что на основании норм земельного законодательства, а именно ст. 39.2 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам либо юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления [2].

Изначально, лицо, желающее добывать полезные ископаемые, осуществляет выбор участка недр, который он рассмотрит как наиболее выгодный на основании информации, предоставленной Федеральным агентством по недропользованию и опубликованной в федеральном, республиканском, краевом, областном или других ответственных за это органах печати и на котором он в дальнейшем будет готов производить свою деятельность в рамках добычи полезных. Далее, в соответствии с Законом РФ «О недрах», получение участка недр в пользование осуществляется на конкурсной или аукционной основе.

Данное положение не касается участков недр, которые являются участками недр федерального значения, т.е. которые расположены на континентальном шельфе России полностью или частично, а также те, которые содержат газ из утверждаемого Правительством РФ перечня участков недр федерального значения - они предоставляются в пользование без проведения аукционов.

Говоря об арендной плате за пользование земельного участка, то стоит указать на положение статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, в котором устанавливается, что размер арендной платы для осуществления работ, которые связаны с использованием недр, не может превышать размер арендной платы, рассчитанной для участков земли, которые находятся в государственной собственности [2].

Размер арендной платы для названных выше участков определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» [3].

Срок договора аренды земельного участка зависит от срока действия лицензии, и не может быть меньше срока действия данной лицензии.

Поскольку основанием для получения земельного участка является право на горный отвод, право на земельный участок сохраняется за лицом до тех пор, пока у лица сохраняется право на горный отвод.

Утрата права на горный отвод прекращает и право на земельный участок. Однако, существует возможность осуществлять недропользование даже тогда, когда прекращается право лица на земельный участок, это устанавливается в статье 20 ФЗ «О недрах».

Указание на границы земельного участка, который был выделен для ведения на нем работ, которые связаны с пользованием недрами, а также с платежами, которые взимаются при пользовании недрами содержатся в лицензии [4].

Действующее земельное законодательство предусматривает за лицом, осуществляющим добычу полезных ископаемых обязанность по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. На основании этого, при проведении работ, по добыче полезных ископаемых, связанных с нарушением почвенного слоя, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Законодательство, также, обязывает недропользователей приводить участки земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования [5, c. 109–115].

Другой немаловажной особенностью, которая касается правового режима участка земли, предназначенного для добычи полезных ископаемых является то, что недропользователь может ограничить право застройки тех участков площадей, на которых залегают полезные ископаемые, которые были предоставлены горным отводом (ст. 22 Закона «О недрах»).

Следующей особенностью, которую необходимо выделить будет то, что законом устанавливается особый порядок для временного использования участка земли для проведения геолого-разведывательных работ. В соответствии с этой особенностью, для временного использования участка земли для проведения изыскательских, а также исследовательских работ могут быть установлены публичные сервитуты в соответствии с земельным законодательством.

На основании изложенного можно сделать вывод, который покажет о том существующем пробеле в правовой регламентации регулирования отношений субъектов земельных отношений по поводу недропользования.

Несмотря на ту объемную работу, которую проделывает законодатель, необходимо сказать о недостаточности регулирования отношений земле- и недропользования.

Поэтому, по нашему мнению, в данный момент существует необходимость в совершенствовании законодательства, которое регулировало бы правовой режим земельных участков, которые служат механизмом в реализации прав недропользователь.

По нашему мнению, в отношении недропользователь необходимо внести изменения, которые касались бы правовых гарантий по приобретению прав на соответствующие земельные участки.

Законодатель должен закрепить положение, согласно которому, обладатель земельного участка не имеет права воспрепятствовать в реализации соответствующих прав на пользование недрами и полезными ископаемыми.

Также, по нашему мнению, законодатель должен предпринять необходимые действия направленные на закрепление положений о обязательном заключении договора аренды соответствующего участка земли для осуществления добычи на нем полезных ископаемых.

Огромное значение также имеет закрепление в законе поисковой деятельности недропользователя на участке земли, который имеет сельскохозяйственное значение, в случае, если перевод таких земельных участков не представляется возможным.

 

Список литературы

1. Российская Федерация. Закон. О недрах: [принят 21 февраля 1992 г.] N 2395-1

2. Российская Федерация. Земельный кодекс: [принят Гос. Думой 28 сентября 2001 г. одобр. Советом Федерации 10 октября 2001 г.] N 136-ФЗ

3. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №30

4. Туманов, М.М. Аренда земли для целей недропользования: юридические аспекты и особенности учета // [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/turbo/vnedra.ru/s/zakonodatelstvo/a.. (дата обращения 21.04.2021)

5. Жаркова, О.А. Проблемы оформления прав на земельные участки недропользователя // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-oformleniy.. (дата обращения: 22.04.2021)

 

 

УДК 625.73



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.113.136 (0.021 с.)