Рабочий лист и опорные схемы в курсе истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочий лист и опорные схемы в курсе истории.



Часто рабочий лист к уроку включал уже тогда элементы оценивания на разных этапах урока, итоговую самооценку ученика, оценку учителя, имел набор образцовых заданий, был своего рода ориентиром при изучении некоторых тем курса отдельного предмета. Вместе с тем Рабочие листы становились постепенно своего рода диагностической картой по изучению предмета, демонстрируя при этом личностный рост ученика, связь с другими предметами.

Итак, Рабочий лист – это лист,

• где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;

• где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;

• условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;

• возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения...).

Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный.

Индивидуальный Рабочий лист содержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, то есть ученик становится активным участником процесса обучения. На уроке “Строение кольчатых червей на примере дождевого червя” каждый выбирает вариант работы в зависимости от сложности, но на листе даны также общие вопросы, и обучающийся может предположить, каков должен быть итог урока, какой вид работы поможет в достижении целей.

На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД.

Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения – самооценивание работы на уроке. И что очень важно – практически весь урок обучающиеся самостоятельно, опираясь на схему рабочего листа, изучают новый материал.

Рабочие листы могут включать задания более высокого уровня, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. Вся работа на этом уровне построена на том, что теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, обучающиеся добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного источника. Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

Стимулом к изучению предмета и получению знаний может быть и личная значимость материала для каждого школьника, поэтому, например, на уроке “Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора” Рабочий лист включает задания и информацию именно практической направленности.

В настоящее время все большее значение приобретает самообразовательная функция урока. Поэтому работа ученика должна быть в первую очередь осознанной.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность в системе уроков. Использование рабочих листов в системе даёт возможность реализовать и эту функцию, поскольку он представляет собой некий план к самостоятельной работе ученика, в основе которого лежит логика процесса усвоения знаний: (Слайд 14 второй клик мыши) восприятие – осмысление –запоминание – применение – обобщение –рефлексия. В этом случае очень важно, чтобы обучающийся видел не только план работы на уроке, но и мог по нему определить цели, а также личную значимость получаемых знаний. На этом этапе учитель реализует функцию тьютора, организующего и сопровождающего процесс обучения. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.

Развивающая функция урока направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Поэтому в рабочий лист включаются проблемный вопрос, развивающие задания.

Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.

Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и анализ их позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

Выводы:

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, "пробежав ещё раз глазами" по своей работе, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно "учился", есть возможность оценить себя, одноклассников, корректировать оценку в оде урока, серии уроков.

Процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа очень трудоёмкий.

Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным “вещателем” знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся учителями, исследователями и сотрудниками.

Что делать с заполненными Рабочими листами?

Из опыта работы мы пришли к выводу, что Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету(как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы “Достижения результатов освоения программы” по классу для получения полной картины по предмету.

 

Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.

В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:

Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержание его составляющие, вытекающие одно из другого.

Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

Диаграмма — изображение, рисунок, чертёж графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации

График — это чертеж, на котором наглядно, при помощи линий, точек и др. графических элементов показаны какие-либо данные.

Схемы можно использовать во время изучения вопросов систем правления, хода военных действий, деятельности исторических лиц, проработки содержания понятий и терминов.

В сочетании с компьютерными технологиями, схемы дают возможность обучающимся увидеть и понять ход исторических событий в целом, совершенствовать умения работы с текстом учебника, находить и объяснять употребляемые исторические термины, составлять рассказ, по опорным словам, конспектам и др. Ценность технологии заключается ещё и в следующем:

- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

- структурность (один блок содержит несколько тем, например: раздел «Цивилизация Древнего мира», раздел «Культура Древнего мира» и т.д.)

- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

- занимательность, имеет большое значение в опорных конспектах.

- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

Использование схем в сочетании с компьютерными технологиями зависит от различных факторов:

ü Общего уровня класса, группы

 

ü Наличие мультимедийных средств обучения

ü Умений и навыков учащихся

Уроки истории позволяют успешно применять эти приемы. Наиболее эффективно эта методика действует на первых этапах усвоения нового учебного материала, во время работы в группах, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

Особо необходимо выделить значение опорных схем для слабоуспевающих. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие учащиеся часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорные схемы в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Суть системы работы с опорными схемами заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и ежедневного контроля знаний за качеством при помощи самих же учащихся.

В изучении истории ведущими анализаторами восприятия учебного материала является зрительный и слуховой. На основе определенных графических изображений, дополненных фотоматериалами, фрагментами исторических карт, видеоматериалами у учащихся можно сформировать конкретные представления о тех или иных событиях, деятельности исторических лиц, развитии общественных процессов, возникает определенная система понятий.

Методика схем целесообразно такова, используется принцип «от простого - к сложному», то есть привлекать учащихся к составлению, прочтению и пониманию опорных сигналов и схем сначала во время изучения несложных тем, проработки отдельных вопросов темы, каждый раз усложняя их содержания.

Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

Если кабинет оборудован видеопроектором, то лучше демонстрировать эту схему на экране, используя программу Power Point. Это даёт возможность во время закрепления изученного материала возвращаться к нужным слайдам

Среди часто используемых схем на уроках истории можно выделить следующие:

2.1.Событийно-генеалогические схемы

Использование этих схем даёт возможность видеть логическую взаимосвязь событий, личностей, политических форумов и т.д. Так на уроке по теме “Образование Древнерусского государства. Первые русские князья” используется схема “Князья IХ-ХI вв.”.

Первоначально эта схема используется как наглядное сопровождение лекции, впоследствии она применяется на этапе закрепления и повторения изученного. Составление генеалогических схем может стать самостоятельной работой учащихся. Пример задания: составьте генеалогическую схему князей династии Рюриковичей.

 

В мультимедийных презентациях генеалогические схемы могут разнообразится портретами исторических персонажей.

2.2 Схемы-конспекты.

Наиболее часто используются на уроках, поскольку позволяют в упрощенном виде составить план ответа на определенные вопросы и отразить наглядно ключевые события, даты, персонажи.

2.3 Схемы-графики

Дают возможность проследить динамику развития исторических явлений, процессов. Составление и анализ схем-графиков становится творческим заданием для учащихся по темам: “Реформы 1860-х–1870-х гг.”, “Русско-японская война и первая русская революция”, “Февральская революция 1917 года. Падение самодержавия”. Анализ материала, выявление ключевых аспектов и их соотношение, обоснование собственной точки зрения – вот главные достоинства применения данного вида схем в процессе исторического образования.

2.4 Карты-схемы.

Этот вид схем знаком учащимся ещё из курса истории в основной школе. Но часто их изображения оказываются перегруженными информацией, в силу чего затрудняется их восприятие. Поэтому при изучении военной истории мною используются схемы в более упрощенном и более “читаемом” варианте. Например, при изучении темы “Великая Отечественная война” возможно использование схемы событий Сталинградской битвы. С большинством подобных схем учащиеся знакомятся при объяснении нового материала, но возможен и другой вариант: самостоятельное составление.

Опорные схемы позволяют достаточно полно и целостно показать учебный материал, наглядное их использование, обеспечивает последовательное изложение необходимой информации по данной теме, служит опорой при выполнении творческих письменных работ, закрепляя в памяти материал по теме, активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

 Помимо всего вышесказанного работа с опорными конспектами способствует развитию умения выделять главное в теме, правильно определять и обозначать причинно - следственные связи, воспроизводить материал по составленным схемам.

При нехватке времени на усвоение большого объема теоретического материала, закрепления и отработку знаний и умений учащихся данная технология имеет следующие достоинства:

ü все учащиеся заняты делом;

ü работа для них интересна и разнообразна;

ü учащиеся слушали и повторяли материал несколько раз.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.238 (0.039 с.)