![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подражание – спонтанный, неосознанный вид научения, основанный на имитации поведения.
Эмпатия может быть подсознательной в аналоговом перенесении при эмоциональном заражении (в искусстве, игре). Заметим, что эмпатия в диалоге объединяет два процесса. С одной стороны, это понимание педагогической ситуации на основе интегрирования образного и логического аспектов познания, с другой стороны, это переход от эгоцентрического приема информации к взаимодействию участников диалога. Эти процессы объединяют механизмы децентрации, идентификации, рефлексии, вчувствования, проекции и т.д. «Диалектически целостное и уравновешенное понимание предмета призвано обнимать собою одновременно множественность самостоятельных смысловых планов (субъективных личностных миров) и их гармоническую объединенность и их единство» [3. С. 47]. В реальном диалоге когнитивная и аффективная составляющие эмпатии находятся между собой в состоянии гармонического единства, их практически невозможно дифференцировать, поскольку они проявляются целостно на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. В педагогической действительности эмпатия выступает одним из основных факторов, определяющих профессиональную направленность личности, выполняющих ведущую функцию в достижении успеха межличностного взаимодействия, прогрессивная динамика которого связана с развитием диалогической ориентации педагога в интерперсональных отношениях, потускнением эгоистической ориентации. Действительно, высокое значение диалогических отношений заключается в том, что педагог способен свободно понять и принять всю притягательность для себя не-эгоистической ориентации, то есть такой, которая предполагает эмпатийное по- нимание другой личности, способна вместить в себя мир Другого. Диалогическая эмпатийная направленность личности проявляется в значительно более высокой успешности педагога, его социально-перцептивной активности. При этом наблюдаются повышенные показатели перцепции как выражение более глубокого и заинтересованного отношения личности к людям, повышенные показатели точности как выражения большей глубины понимания партнера по общению, индивидуализированность представлений о другом человеке как выражение понимания его уникальной, неповторимой личности [6. С. 29].
Диалог – это стимул готовности к проникновению во внутренний мир другого человека. «Подлинная диалогичность включает в себя способность внутри своей собственной жизни уделять щедро и без опаски достаточно места и времени, действий и состояний, мыслей и чувств, мерил и ценностей не своих собственных, а именно тех, которые присущи Другому» [3.С. 42]. Формируя диалогическую мотивацию профессиональной деятельности, отвечающую содержанию и форме предмета обучения, можно оказывать существенное влияние на развитие эмпатийных характеристик будущего педагога, на совершенствование его стиля общения. Уровень диалогичности может быть показателем творческой составляющей педагога в возможности создания взаимоотношений принятия, уважения и сотрудничества. «Понятие “творчество” … относится, прежде всего, не к сфере создания предметов, вещей, а к сфере человеческих отношений и уровню их диалогичности» [2. С. 173]. Таким образом, исследуя феномен «эмпатия», мы пришли к следующим обобщениям: 1. Эмпатия выступает в ряду активных качеств педагога, формирующихся в непрерывном социальном взаимодействии и способах эмоционально-когнитивной децентрации личности. 2. Диалог – это способ отрефлектировать себя как педагога. Механизм рефлексии выявляет отношение к собственной деятельности с позиции педагога, с позиции духовно-личностной наполненности и эмпатийной сопричастности. Диалогические отношения формируют устойчивые «эмпатийные константы», которые могут сохраняться и передаваться. Содержание, которое в ходе профессиональной подготовки будущего педагога стало обретенным, сознательно принятым внутрь себя, может быть формализовано, если в дальнейшем не будет подкрепляться реальным диалогом. 3. Диалог – это сущностно-взаимное общение, претворяющее логику взаимной субъектной со-причастности, эмпатии; нтериндивидуальный межличностный процесс, в котором раскрываются новые, более глубокие уровни рефлексивной саморегуляции. Педагог с диалогической ориентацией вбирает в себя «многие дру- гие Я», так что внешние отношения оказываются втянутыми внутрь личностной позиции и имеют «право голоса» через со-
весть. 4. Диалогические отношения, выступающие в качестве условия и перспективы педагогической деятельности, предстают как показатель педагогических способностей, педагогического мастерства, педагогиче- ского творчества. Чем больше педагог наполняет пространство своих реальных отношений диалогичностью, тем больше вкладывает в них самости, уникальности «Я», способностей, умений, опыта, тем меньше профессиональные знания остаются «багажом». 5. Развитие эмпатии участников дидактического диалога всегда связано с появлением нового в педагогическом, жизненном и культурном пространстве общности. Это возможность приобщиться к другой личности, к другому опыту восприятия и отражения мира. Диалог – это форма взаимоотношений и взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип единой общности, понимаемый как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития «Я» реальных субъектов. Объединенные совместной творческой деятельностью, участники диалога реализуют способность к активности, действенности, интеграции; становятся вовлеченными в преобразование окружающего мира и себя. Стиль складывающихся отношений участники проецируют вовне, интра-диалог переходит в интер-диалог, расширяя пространство своих потенциальных и актуальных смыслов 1. Эмпатия учителя музыки представляет собой направленность его сознания на проникновение-вчувствование в музыкальный феномен, в музыкальную культуру, в духовный мир музыкального произведения, в личность ученика как ценностно значимого равноправного союзника в постижении музыки и в совместной музыкально-творческой деятельности. Эмпатия занимает ведущее место в структуре личности учителя музыки и есть условие духовно-профессиональной общности учителя и учеников. Основными функциями эмпатии в музыкально-педагогической деятельности являются коммуникативно-диалоговая, эвристическая, художественно-творческая. Каждая из указанных функций отражает эмпатийно-творческую направленность деятельности педагога-музыканта, обусловленную спецификой музыкального феномена и искусством педагогики, способствуя формированию музыкального (эмпатийного) мироотношения личности.
2. Формирование эмпатии, рассматриваемое на материале профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов, должно опираться на активизацию базовых компонентов эмпатии, каковыми являются: децентрация, идентификация, синестезия, воображение, коммуникативные умения и невербальная коммуникация, креативность, толерантность, активная вовлеченность в профессиональную деятельность, художественное синтезирование.
3. Формирование эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов основано на принципах: культуросообразности; межпредметных связей; диалога; учета специфики профессиональной деятельности учителя музыки и индивидуальных качеств его личности; опоры на непосредственно переживаемый опыт.
Целостный процесс формирования эмпатии педагога-музыканта реализуется через систему методов, которая включает:
8. метод имитационного моделирования; 9. метод синестезии; 10. метод синектики; 11. метод художественного монтажа; 12. метод «идеальных типов»; 13. метод интерпретации; 14. метод воссоздания культурного (художественного) контекста.
4. Определяющими условиями формирования эмпатии учителя-музыканта в процессе его профессиональной подготовки являются интеграция содержания предметов общекультурного, психолого-педагогического, методического, специального блоков и поисковый характер обучения.
5. Моделью учебно-педагогического процесса, направленного на формирование эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов, является школа-мастерская, наследующая устной традиции музыкального профессионализма, органичная для отечественной музыкальной педагогики и отвечающая требованиям новой образовательной парадигмы.
6. Формирование эмпатии будущих учителей музыки представляет собой процесс восхождения личности к познанию культуры и к межкультурному диалогу, обеспечивает интегрированность личности учителя музыки в социум и культуру, способствует становлению музыкального (эмпатийного) мироотношения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.49 (0.014 с.) |