Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста



РОЛЬ СКАЗКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

(методическое пособие)

Автор разработки:

Бойко Людмила Павловна,

воспитатель МДОО № 3

 

Год


Составитель: Бойко Л.П.   Воспитатель высшей квалификационной категории, «воспитатель – методист» МДОО № 3
     
Рецензенты: Красная О.В.   методист по дошкольному образованию  ГМК Управления образования администрации города Харцызска  
Шишмарева О.Н. заведующий МДОО № 3        

 

 

Одобрено решением педагогического совета МДОО № 3 от 26.08.2020 г. Протокол № 1

 

В методическом пособии раскрывается целесообразность использования сказок природоведческого содержания в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста, которая обоснована тем, что экологическая сказка содержит научную основу, позволяющую формировать соответствующие действительности представления об отдельных объектах и явлениях природы, потребностях живых организмов, связях и зависимостях.  

Автор раскрывает собственный взгляд на проблему необходимости применения сказок в экологическом воспитании, как метода разностороннего влияния на личность ребенка, дает практические рекомендации по использованию экологических сказок для реализации творческого потенциала ребенка.

Материалы работы могут быть использованы в работе педагогов дошкольных организаций по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста 5
1.1. Разнообразие экологических сказок для дошкольников 5
1.2. Методика использования экологических сказок в работе с дошкольниками 6
РАЗДЕЛ 2. Экологическое воспитание дошкольников средствами экологических сказок 9
2.1. Основные элементы педагогического опыта 9
2.2. Описание методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте 10
2.3. Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста 11
2.4. Динамики развития экологической культуры детей дошкольного возраста 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Экологические сказки 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Экологические сказки, придуманные детьми 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Дидактические игры 28
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

                                                                                  


ВВЕДЕНИЕ

«Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

В.А.Сухомлинский

Экологическое образование дошкольников формируется на основе традиционных подходов с использованием народных традиций, народного творчества – фольклора, народных примет, игр, сказок разных народов. Успешность любой деятельности по экологическому воспитанию дошкольников зависит от того, насколько используемый материал интересен и понятен детям, доступен для запоминания и размышления над ним.

На современном этапе экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, воспитание гуманных чувств, стремление защитить и сберечь природу. Для ребенка дошкольного возраста характерны впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, что помогает ему войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль как свою собственную. Поэтому нам взрослым необходимо выработать у детей чувства, выраженные в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду.

Воспитание экологической культуры включает в себя разные формы совместной деятельности детей и взрослого, предусматривает их частую смену, совмещение с игрой и творчеством.

В воспитании экологической культуры большую роль играют экологические сказки. В экологическом образовании они являются средством обучения, воспитания и развития ребёнка, привлекая его внимания к изучаемому материалу, активизируя знания и творческие способности. Именно в экологических сказках педагогу удаётся наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребёнка, привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны.

Экологические сказки, на мой взгляд, смогут сделать экологическое воспитание дошкольников занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, используются методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление.

Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому  детскому воображению, понаблюдать за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. 

Волшебный мир сказкипознакомит ребенка с необыкновенными героями, откроет неведомый мир с его неожиданностями и тайнами. Ребенок может играть в сказочных героев, придумывать про них разные истории, которые помогают детям погрузиться в смысловую суть сказки. Играя в сказку, являясь героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, узнает о сезонных явлениях природы и временах года. Легкое включение детей в игровые диалоги со сказочными персонажами развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимается детьми. При работе со старшими дошкольниками очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: просто читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал.

Уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у ребёнка в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь. Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка фантазировать, воображать, задумываться и додумывать, размышлять.

Используя сказку в процессе развития ребенка любого дошкольного возраста, были определены цели и задачи,  призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

Цель: сформировать интерес у детей дошкольного возраста к природе через экологические сказки.

Задачи:

- продолжить работу по формированию экологического мировоззрения у ребенка дошкольника;

- расширять знания о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;

- развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;

- привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей природы, через сказки;

- воспитывать любовь к природе родного края.

 


РАЗДЕЛ 1

РАЗДЕЛ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сказки являются прекрасным средством обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Экологическая сказка помогает открыть в ребенке способность тонко чувствовать окружающий мир, стремиться к добру и красоте. Ведь сказку можно использовать в работе с детьми при проведении игр, экскурсий и других мероприятий экологической направленности.

Целесообразность использования сказок природоведческого содержания в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста обоснована тем, что экологическая сказка содержит научную основу, что малышам ещё не доступно малышам, позволяющую формировать соответствующие представления об отдельных объектах и явлениях природы, потребностях живых организмов, связях и зависимостях живой и неживой природы.

Творчество в детстве – способ и условие разностороннего, гармоничного развития, проявление своего понимания окружающей среды, собственного отношения к ней. Оно помогает раскрыть внутренний мир, особенности восприятия, представлений, интересов и способностей. Ребенок активно открывает что-то новое для себя, охотно познает мир. Становясь участником театрализованной постановки, взяв на себя роль, ребёнок не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, а также загрязнять окружающую среду.

Через сказки удаётся привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны, гражданской ответственности, что в наши дни особенно актуально.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что экологическая сказка является более эффективным средством в повышении уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста, у ребенка сформировано бережное отношение к природе. Таким образом, использование экологической сказки в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста вполне оправдывает себя.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Контрольные задания для определения уровня

Экологические  сказки

Кто землю украшает

А. Лопатина

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры. У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них, спрашивают:

— Я ль на свете всех белее?

— Всех румяней?

— Голубее?

Первая полянка вся белая от ромашек.

На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными

искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости. А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок — для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков — для счастья. Красные улыбки гвоздичек — для радости. Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

 

История одной Елочки

Печальная эта история, а рассказала мне её старая Осина, что растёт на краю леса. Ну что ж, начнём.

Однажды в нашем лесу выросла Елочка, она была маленькая, беззащитная и все заботились о ней: большие деревья защищали от ветра, птицы склёвывали чёрных мохнатых гусениц, дождик поливал её, ветерок обдувал в жару. Все любили Ёлочку, а она была доброй и ласковой.

Никто лучше её не смог спрятать маленьких зайчат от злого волка или от хитрой лисы. Её душистой смолкой лечились все звери и птички.

Шло время, наша Ёлочка подросла и стала такой красивой, что любоваться ею прилетали птицы из соседних лесов. Не было ещё в лесу такой красивой стройной и пушистой Елочки!

Елочка знала о своей красоте, но нисколько не гордилась, была всё такой же, милой и доброй.

Близился Новый Год, хлопотное это было время для леса, ведь сколько лесных красавиц– ёлочек ждала печальная участь попасть под топор. Однажды прилетели две сороки и стали стрекотать о том, что по лесу ходит человек и ищет самую красивую ёлку. Наша Елочка стала звать человека, махать своими пушистыми ветками, пытаясь привлечь его внимание. Бедная, она не знала, для чего ему нужна ёлка. Она думала, что он, как и все, хочет полюбоваться её красотой, и человек заметил Елочку.

«Глупая, глупая, — качала ветками и скрипела старая Осина, — затаись, затаись!!!»

Никогда прежде не видел он такой красивой стройной и пушистой Елочки. «Хороша, то, что надо!» — сказал человек и…. Принялся рубить топором тонкий ствол. Елочка закричала от боли, но было поздно, так и упала она в снег. Удивление и страх были её последними чувствами!

Когда человек грубо тащил Елочку за ствол, нежные зелёные веточки обламывались и

осыпали след от Елочки на снегу. Страшный уродливый пенёк вот всё, что осталось в лесу от Елочки.

Вот такую историю поведала мне старая скрипучая Осина…

 

Сказка о маленьком кедре

 

Я хочу рассказать Вам одну интересную сказку, которую услышала в лесу, собирая грибы.

Однажды в тайге разодрались две белки из-за шишки, и уронили её.

Когда шишка упала, из неё выпал орешек. Он провалился в мягкую и душистую хвою. Долго лежал там орешек и вот однажды он превратился в кедровый росточек. Он был гордый и думал, что он много узнал за то время, которое он пролежал в земле. Но старый папоротник, который рос рядом, объяснил ему, что он ещё совсем маленький. И показал на высокие кедры.

«Ты будешь таким же и проживешь еще триста лет»! – сказал папоротник ростку кедра. И кедр стал прислушиваться к папоротнику, учиться у него. Много интересного за лето узнал Кедренок. Перестал бояться зайца, который часто пробегал мимо. Радовался солнышку, которое проглядывало сквозь огромные лапы сосен и больших кедров.

Но однажды произошел страшный случай. Как-то утром, Кедренок увидел, что все птицы и звери бегут мимо него. Они были чем- о страшно напуганы. Кедренку казалось, что сейчас его обязательно затопчут, но он не знал, что самое страшное еще впереди. Вскоре появился белый удушливый дым. Папоротник объяснил Кедренку, что это лесной пожар, который убивает все на своем пути.

«Неужели я так и не вырасту большим кедром»? — подумал Кедренок.

И вот уже были близко красные языки огня, которые ползли по траве и деревьям, оставляя за собой только черные угольки. Уже повеяло жаром! Кедренок стал прощаться с папоротником, как вдруг услышал громкое жужжание и увидел в небе огромную птицу. Это был вертолет службы спасения. Из вертолета в тот же миг полилась вода.

«Мы спасены»! – обрадовался Кедренок. И правда, вода остановила огонь. Кедренок не пострадал, а у папоротника, подпалилась одна веточка.

Вечером Кедренок спросил у папоротника, «а откуда взялся этот страшный огонь»?

Папоротник объяснил ему, что эта беда случается из-за невнимательности людей, которые приходят в лес по грибы и по ягоды. Люди разжигают в лесу костер и оставляют угольки, которые потом разгораются от ветра.

«Как же так»? – удивился Кедренок. «Ведь лес кормит их, угощает ягодами, грибами, а они губят его».

«Когда каждый человек задумается об этом, вот тогда может быть и не будет пожаров в наших лесах» – сказал старый и мудрый папоротник.

«А пока у нас одна надежда, что нас вовремя спасут».

И я, услышав эту сказку, очень захотела, чтоб все люди бережно относились к природе, которая угощает их своими дарами. И надеюсь, что главный персонаж моей сказки «Кедренок» вырастет большим кедром, и проживет триста, а может быть и больше лет!

 

Все живое нуждается в воде

 

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.

— «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

— «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

— «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

— «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

— «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

— «Да ну заяц, я тебе не верю».

— «А давай проверим»?

— «И как же это мы будем проверять»?

— «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».

— «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!

— «Ежик и ты мне подари цветы».

— «Да запросто на держи».

— «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

— «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

— «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

— «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

— «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?

— «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

— «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

— «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Благородный гриб

М. Малышев

На уютной лесной поляне, усыпанной цветами, росли два гриба – белый и мухомор. Росли они так близко, что если б хотели, могли бы обмениваться рукопожатиями.

Как только ранние лучи солнца будили все растительное население полянки, гриб-мухомор всегда говорил своему соседу:

— Доброе утро, приятель.

Утро частенько выдавалось добрым, однако белый гриб никогда не отвечал на приветствия соседа. Так продолжалось изо дня в день. Но однажды на обычное мухоморово «доброе утро», приятель белый гриб сказал:

— Как же ты, братец, навязчив!

— Я не навязчив, — скромно возразил мухомор. – Я только хотел с тобой подружиться.

— Ха-ха-ха, — засмеялся белый. – Да неужели ты думаешь, что я стану заводить с тобой дружбу?!

— А почему бы и нет? – добродушно спросил мухомор.

— Да потому что ты – поганка, а я… а я – благородный гриб! Вас, мухоморов, никто не любит, потому что вы ядовиты, а мы, белые, съедобны и вкусны. Сам посуди: нас и мариновать, и сушить, и варить, и жарить можно, мы редко бываем червивые. Люди нас любят и ценят. А вас – почти не замечают, разве что ногой пнут. Верно?

— Верно, — печально вздохнул мухомор. – Но зато посмотри, какая у меня красивая шляпка! Яркая и веселая!

— Хм, шляпка. Кому нужна твоя шляпка. – И белый гриб отвернулся от соседа.

А в это время на полянку вышли грибники – маленькая девочка со своим отцом.

— Грибы! Грибы! – весело закричала девочка, увидев наших соседей.

— Верно, — сказал отец и добавил: да это белый гриб! Он срезал его под самый корешок и отправил в корзинку.

— А этот? – спросила девочка, указывая на мухомор.

— А этот оставим, он нам не нужен.

— Почему?

— Он ядовитый.

— Ядовитый?! Значит, его нужно растоптать!

— Зачем же. Он полезный – злые мухи садятся на него и погибают. Белый гриб благородный, а мухомор – полезный. А потом, посмотри, какая у него красивая, яркая шляпка!

— Верно, — согласилась девочка. – Пусть стоит.

И мухомор остался стоять на цветастой полянке, радуя глаз своей ярко-красной в белую горошинку шляпкой…

 

Лионела и злой колдун

В далеком волшебном лесу жила девочка. Звали ее Лионела. Лионела очень любила зверей, кормила их, ухаживала за ними, лечила. Бабушка всегда учила девочку не разговаривать с незнакомыми людьми.

Однажды в лес забрел один злой человек. Это был колдун. Он обижал животных, ломал ветки деревьев и кустарников.

Тем временем, Лионела гуляла по лесу, слушала пение птиц и кормила зайчиков. И вдруг, небо стало хмурым, поднялся ветер. Навстречу девочке шел тот самый злой человек. Он сказал Лионеле: «Я украду тебя и ты перестанешь помогать своим любимым зверям, тогда твой лес вымрет и превратится в злую жаркую пустыню».

Но девочка не испугалась и позвала на помощь всех своих лесных друзей. Стаи птиц кружили над злым человеком, из-за кустов виднелись крепкие и мохнатые туловища мишек Лоло и Кима. Зайцы с белками окружили злого колдуна, они готовы были наброситься на злого колдуна.

Но тут девочка попросила своих друзей пожалеть этого человека и сказала, что добро может растопить любое зло, нужно уметь прощать. И звери стали угощать колдуна кто чем мог.

Тогда злой волшебник заплакал. Он понял, что все время делал зло, жил неправильно, потому-то никто с ним не дружил, никто о нем не заботился и никогда ничем не угощал. И он изменился, подружился со всеми в лесу, стал помогать Лионеле смотреть за лесом. И тогда лес их стал еще красивее и зеленее, а животные стали здоровее. И жили они долго и счастливо.

                                                                          

Храбрый Светлячок

Далеко-далеко за сказочным лесом жили-были Солнышко и его помощники – маленькие лучики. Каждое утро Солнышко просыпалось и согревало лучиками всю землю, волшебный лес и его жителей.

Но однажды случилась беда. Налетел злой ветер и разбросал все лучики по волшебному лесу. Вокруг сразу стало холодно и страшно. Звери не могли есть и пить, они были холодные и голодные. Собрались они и решили найти лучики. Обошли весь лес собрали все лучики, но последнего, самого маленького так и не смогли найти, а без него остальные лучики не могли светить и греть.

 А в этом лесу жил Светлячок, который был сам, как маленькое солнышко, только светил он ночью. И звери попросили Светлячка помочь им найти маленький солнечный лучик. Светлячок был очень добрым и всегда всем помогал.

Светлячок долго не думал и быстренько полетел искать лучик. Он заглядывал в самые темные уголки волшебного леса, в самые маленькие щелочки. Он залетел очень далеко, туда где не было даже медведя и волка, он уже совсем устал и ему было очень тяжело лететь, но вдруг он увидел в темноте слабый-слабый свет. Это был маленький лучик. Светлячок обрадовался, подлетел, поднял лучик и отнес его зверям. Звери отнесли лучики Солнышку и с тех пор каждое утро солнечные лучики будят всех на свете.

А Светлячка стали называть героем, потому, что он спас не только Солнышко, но и всех жителей волшебного леса. 


Приложение 4

Дидактические игры

Упражнение «Чёрный ящик»

Цель: формировать у детей умение решать одну «задачу»: найти секрет «чёрного ящика» при помощи минимального числа вопросов, развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: «чёрный ящик», предметы, детские музыкальные инструменты, игрушки (пластмассовые, деревянные, мягкие).

Ход.  Воспитатель предлагает открыть секрет «чёрного ящика» с помощью вопросов.

Например: В чёрном ящике игрушка.

Вопросы: Живой или неживой объект?

Твёрдый или мягкий?

Твёрдый или мягкий?

Металл или дерево? и т. д.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Прогулка – один из режимных моментов жизнедеятельности детей в МДОО, средство физического и умственного воспитания.

Экологическая культура – экологическое сознание и экологическое поведение, включающее способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Экологическое воспитание – целенаправленный, организованный процесс, направленный на познание окружающего мира, установление взаимосвязи между живой и неживой природой и выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой.

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс о бучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.

Экология – наука об общих закономерностях взаимодействия организмов и их сообществ с окружающей средой, природой и обществом. Специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.

Экологическая сказка – это жанр, в котором рассматриваются разнообразные и сложные взаимоотношения живой и неживой природы в необычном сказочном освещении.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон об образовании. Принят Народным советом Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года. Постановление № I-233П-НС.

2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2018

3. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

4. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании.//Вопросы психологии.- 1993.-№ 5 с.39-43.

5. Короткевич О.Г. Роль сказки в формировании экологической культуры детей // Экалогія. – 2008. - № 5, № 7.

6. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита, 2010.

7. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования детства - Ур-ГПУ, г. Екатеринбург, 2004. - 10,5 п.л. - 300 экз.

8. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

9. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М.; Линка – Пресс, 2002 г. – 192с. 3.

10. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование // Вестник АсЭкО. – 1995. – Вып. 4(8). – С. 3-10.

11. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.

12.  Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-40с.

13.   Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с.

 

 

РОЛЬ СКАЗКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

(методическое пособие)

Автор разработки:

Бойко Людмила Павловна,

воспитатель МДОО № 3

 

Год


Составитель: Бойко Л.П.   Воспитатель высшей квалификационной категории, «воспитатель – методист» МДОО № 3
     
Рецензенты: Красная О.В.   методист по дошкольному образованию  ГМК Управления образования администрации города Харцызска  
Шишмарева О.Н. заведующий МДОО № 3        

 

 

Одобрено решением педагогического совета МДОО № 3 от 26.08.2020 г. Протокол № 1

 

В методическом пособии раскрывается целесообразность использования сказок природоведческого содержания в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста, которая обоснована тем, что экологическая сказка содержит научную основу, позволяющую формировать соответствующие действительности представления об отдельных объектах и явлениях природы, потребностях живых организмов, связях и зависимостях.  

Автор раскрывает собственный взгляд на проблему необходимости применения сказок в экологическом воспитании, как метода разностороннего влияния на личность ребенка, дает практические рекомендации по использованию экологических сказок для реализации творческого потенциала ребенка.

Материалы работы могут быть использованы в работе педагогов дошкольных организаций по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста 5
1.1. Разнообразие экологических сказок для дошкольников 5
1.2. Методика использования экологических сказок в работе с дошкольниками 6
РАЗДЕЛ 2. Экологическое воспитание дошкольников средствами экологических сказок 9
2.1. Основные элементы педагогического опыта 9
2.2. Описание методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте 10
2.3. Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста 11
2.4. Динамики развития экологической культуры детей дошкольного возраста 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Экологические сказки 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Экологические сказки, придуманные детьми 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Дидактические игры 28
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

                                                                                  


ВВЕДЕНИЕ

«Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

В.А.Сухомлинский

Экологическое образование дошкольников формируется на основе традиционных подходов с использованием народных традиций, народного творчества – фольклора, народных примет, игр, сказок разных народов. Успешность любой деятельности по экологическому воспитанию дошкольников зависит от того, насколько используемый материал интересен и понятен детям, доступен для запоминания и размышления над ним.

На современном этапе экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, воспитание гуманных чувств, стремление защитить и сберечь природу. Для ребенка дошкольного возраста характерны впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, что помогает ему войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль как свою собственную. Поэтому нам взрослым необходимо выработать у детей чувства, выраженные в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду.

Воспитание экологической культуры включает в себя разные формы совместной деятельности детей и взрослого, предусматривает их частую смену, совмещение с игрой и творчеством.

В воспитании экологической культуры большую роль играют экологические сказки. В экологическом образовании они являются средством обучения, воспитания и развития ребёнка, привлекая его внимания к изучаемому материалу, активизируя знания и творческие способности. Именно в экологических сказках педагогу удаётся наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребёнка, привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны.

Экологические сказки, на мой взгляд, смогут сделать экологическое воспитание дошкольников занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, используются методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление.

Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому  детскому воображению, понаблюдать за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. 

Волшебный мир сказкипознакомит ребенка с необыкновенными героями, откроет неведомый мир с его неожиданностями и тайнами. Ребенок может играть в сказочных героев, придумывать про них разные истории, которые помогают детям погрузиться в смысловую суть сказки. Играя в сказку, являясь героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, узнает о сезонных явлениях природы и временах года. Легкое включение детей в игровые диалоги со сказочными персонажами развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимается детьми. При работе со старшими дошкольниками очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: просто читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал.

Уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у ребёнка в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь. Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка фантазировать, воображать, задумываться и додумывать, размышлять.

Используя сказку в процессе развития ребенка любого дошкольного возраста, были определены цели и задачи,  призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

Цель: сформировать интерес у детей дошкольного возраста к природе через экологические сказки.

Задачи:

- продолжить работу по формированию экологического мировоззрения у ребенка дошкольника;

- расширять знания о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;

- развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.189 (0.211 с.)