Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, тогда как предметом гуманитарных наук является человеческий мир. При этом в социальны науках используется преимущественно метод объяснения, тогда как для гуманитарных базовым методологическим средством является понимание. Социальные науки используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Напротив, гуманитарные науки применяют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъективных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии. Обе стратегии – натуралистическая и культурцентристская – потенциально могут находиться в содружестве, стимулировать развитие друг друга. Это свидетельствует о том, что социально-гуманитарное знание всегда учитывает наличие двух точек зрения на одну проблему: одна исходит из целей субъекта, другая – из объективных процессов. Научное социальное знание – наиболее объективизированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности намеренно и методически заостряется. Иными словами, описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия. Гуманитарные науки – это науки о человеке, истории, культуре. Но их существование конституировано не только объектом (знание о человеке, истории, культуре может быть получено не только в гуманитарной, но и социальной форме), сколько выбором культурцентристской исследовательской программы, предполагающей выделение субъективной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего научному знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования). При этом осуществляется такое же объективное конструирование предмета исследования, как и в социальном знании, но оно ограничено структурами повседневности.
Как подчеркивал М.М. Бахтин, «гуманитарные науки» - науки о человеке и его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении». Познающее сознание в сфере гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу, ибо здесь мир задан человеку не внешне-натуралистически, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Таким образом, гуманитарное знание – это знание о чисто экзистенциальных ценностях, это целостный континуум субъективной реальности, составляющий достояние и внутреннее богатство индивида, который творит, сохраняет и распространяет культурные ценности.
Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций Быстрое развитие в условиях НТР всего комплекса наук, институционализация научного знания, превратившая деятельность ученых в отлаженный процесс получения нового знания, его трансляции в обществе и обеспечение его внедрения в практику, вызвали к жизни процесс «онаучивания общества». Научное знание оказывает все возрастающее влияние на различные стороны жизни социума, делает его в разных отношениях зависимым от знания. 1) общество все больше насыщается разными правилами и технологиями и превращается в регулятивное общество 2) отсутствие необходимого знания или неумение им пользоваться порождает социально значимые риски и опасности 3) различия между людьми в связи с доступом к знанию создают новые неравенства, характерные для информационного общества 4) отстающие страны становятся все более уязвимы, все больше отсавая от стран-лидеров. Все это позволяет говорить о становлении «общества знания». Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию: – экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества, – социология – теорию постиндустриального, солидарного общества,
– политология – теорию демократического общества – культурология – теорию конвергенции культур, – история – теорию цивилизаций, – филология – теорию интеграции языков, – психология – теорию поведения человека, – педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения. Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют насколько планы властей:соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества. Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем. В 19 веке процесс получения социально-гуманитарных знаний стал дисциплинарно организованным посредством разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. К истории и философии – исторически первым социальным наукам – присоединяются социология, экономические и юридические науки, а в 20 веке – психология, политология, культурология. Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям: – сближение с естественно-математическими науками; – сближение парадигм социально-гуманитарных наук; – появление новых методологий; – увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом; – усиление значимости герменевтики; – внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики; – формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария; – увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки; – теоретизация социально-гуманитарные науки; – математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук; – усиление практической функции социально-гуманитарных наук.
Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности
Гносеология – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания. В отличие от эпистемологии, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции “субъект – объект”.
Логика Аристотеля была центральным событием «осевого времени», которое впоследствии обеспечило европейским народам рывок в науке, технике и экономике.
Философия, как и наука, является методически организованным мышлением. В то же время философия не является наукой, поскольку большая часть философских утверждений непроверяема и неопровержима. Например, выражение «материя первична, она несотворима и неуничтожима» не может быть доказано или опровергнуто опытным путем, как это принято в науках. В силу этого обстоятельства, в философии никогда не было господствующей парадигмы, всегда шла и продолжается сейчас борьба течений.
Структура философского знания традиционно включает обязательные элементы: онтологию (учение о бытии), гносеологию (теорию познания), социальную философию (учение об обществе), философскую антропологию (учение о человеке), логику (учение о законах и формах непротиворечивого мышления), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном и безобразном в искусстве и в действительности). Платон и Аристотель отводили онтологии центральное место. Фридрих Энгельс сформулировал основной вопрос философии, как вопрос об отношении мышления к бытию, и выделил в нем две стороны: 1) онтологическую: что первично – мышление или бытие (при этом бытие понимается как материя)? 2) гносеологическую: может ли человек и человечество познать мир? Соответствуют ли наши ощущения объективной реальности? Из решения онтологической стороны основного вопроса философии сложилась противоположность двух монистических взглядов на мир – материализма (линии Демокрита) и идеализма (линии Платона).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.195.198 (0.011 с.) |